Решение по заявлению прокурора города Краснодар в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования город Краснодар



Дело № 2 – 1915/11

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

21 марта 2011 года Первомайский районный суд г. Краснодара в составе

председательствующей Медоевой Е.Н.

при секретаре Какунько Е.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению прокурора города Краснодар в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования город Краснодар,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор города Краснодара обратился в суд с заявлением в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования г. Краснодар.

В обоснование требований указано, что прокуратурой города Краснодара в соответствии с заданием прокуратуры Краснодарского края проведена проверка достаточности средств бюджетного финансирования на развитие сети дошкольных образовательных учреждений, в результате которой установлено, что муниципальная ведомственная целевая программа «О создании дополнительных мест в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях МО г. Краснодар в 2009 году» не выполнена в полном объеме. Указанное свидетельствует о ненадлежащем исполнении должностными лицами администрации муниципального образования г. Краснодар должностных обязанностей и игнорировании ими требований закона, устанавливающего приоритет защиты прав несовершеннолетних и развития органами местного самоуправления дошкольного образования. В результате неисполнения администрацией муниципального образования город Краснодар обязанности по обеспечению общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории муниципального образования г. Краснодар, нарушены права неопределенного круга лиц (несовершеннолетних детей и их родителей), зарегистрированных и проживающих на территории города. Просит суд признать незаконным бездействие администрации муниципального образования г. Краснодар, выразившееся в неприятии должных мер по созданию мест в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях муниципального образования г. Краснодар, что привело к перегруженности детских дошкольных образовательных учреждений муниципального образования г. Краснодар; признать незаконным бездействие администрации муниципального образования г. Краснодар при реализации муниципальной ведомственной целевой программы «О создании дополнительных мест в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях муниципального образования г. Краснодар в 2009 году», утвержденной постановлением администрации муниципального образования г. Краснодар от 17.06.2009 г. № …, выразившееся в непринятии мер, направленных на завершение в 2009 г. в полном объеме мероприятий, установленных программой; обязать администрацию муниципального образования г. Краснодар разработать муниципальный правовой акт, предусматривающий развитие сети дошкольных образовательных учреждений муниципального образования г. Краснодара и создание дополнительных мест в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях муниципального образования г. Краснодар в соответствии с возникшей потребностью; обязать администрацию муниципального образования г. Краснодар внести на рассмотрение городской Думы Краснодара проект решения о выделении бюджетных средств на финансирование развития сети дошкольных образовательных учреждений муниципального образования г. Краснодар и создании дополнительных мест в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях муниципального образования г. Краснодар в соответствии с возникшей потребностью.

В судебном заседании помощник прокурора города Краснодара Ермолаев В.А. поддержал заявленные требования, считает их законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению по основаниям, изложенным в заявлении, пояснил, что бездействие администрации МО г. Краснодар и состоит в том, что до настоящего времени не разработан соответствующий муниципальный правовой акт, предусматривающий развитие сети дошкольных образовательных учреждений муниципального образования г. Краснодара и создание дополнительных мест в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях муниципального образования г. Краснодар в соответствии с возникшей потребностью, и, кроме того, не подготовлен и не внесен на рассмотрение городской Думы Краснодара проект решения о выделении бюджетных средств на финансирование развития сети дошкольных образовательных учреждений муниципального образования г. Краснодар и создание дополнительных мест в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях муниципального образования г. Краснодар.

Представитель администрации муниципального образования город Краснодар в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела уведомлен надлежащим образом (справочный лист дела), о причинах неявки не сообщил.

В соответствии со ст. 167 ч. 3 ГПК РФ суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными.

Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, пришел к следующему.

Требования заявлены прокурором города Краснодара в порядке гражданского судопроизводства по правилам главы 25 ГПК РФ, иной порядок рассмотрения и разрешения настоящих требований действующим законодательством не предусмотрен.

В силу ст. 43 Конституции РФ каждый имеет право на образование. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.

Согласно п.13 ч. 1 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относятся, в том числе организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации; организация предоставления дополнительного образования детям (за исключением предоставления дополнительного образования детям в учреждениях регионального значения) и общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории городского округа, а также организация отдыха детей в каникулярное время.

Статьей 4 Федерального закона от 24.07.1998 N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" предусмотрено, что целями государственной политики в интересах детей являются: осуществление прав детей, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, недопущение их дискриминации, упрочение основных гарантий прав и законных интересов детей, а также восстановление их прав в случаях нарушений.

Как следует из материалов дела прокуратурой города Краснодара в соответствии с заданием прокуратуры Краснодарского края проведена проверка законности отчуждения и перепрофилирования дошкольных образовательных учреждений и детских оздоровительных лагерей администрацией муниципального образования город Краснодара, в том числе достаточности средств бюджетного финансирования на развитие сети дошкольных образовательных учреждений.

В результате анализа наполняемости детских садов, количества детей, находящихся в очереди в дошкольные учреждения на территории муниципального образования г. Краснодар, установлено, что в 2010 г. на территории муниципального образования г. Краснодар осуществляют деятельность 186 дошкольных образовательных учреждений, из них 171 муниципальное, 4 государственных (военные части), 11 негосударственных и частных.

В период с 2004 по 2010 год количество мест в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях муниципального образования г. Краснодар увеличилось на 1693 места (в соответствии с санитарными заключениями Роспотребнадзора).

По состоянию на 01.07.2010 года дошкольные образовательные учреждения города посещают 33 560 детей дошкольного возраста (от 1,5 до 7 лет). Общее количество мест в ДОУ согласно лицензий 22 382 места. Коэффициент укомплектованности 1,5, что свидетельствует о перегруженности ДОУ МО г. Краснодар на 50 %.

На учете для определения детей в ДОУ муниципального образования г. Краснодар по состоянию на 01.07.2010 года состоят 25 660 детей в возрасте от рождения до 5 лет (Западный внутригородской округ - 7024, Карасунский внутригородской округ - 7042, Центральный внутригородской округ - 4060, Прикубанский внутригородской округ - 6591, МУ «Детский городок «Сказка» - 943). В том числе нуждающихся в определении в ДОУ муниципального образования г. Краснодар – 16227 детей в возрасте от 1,5 до 5 лет (Западный внутригородской округ - 4630, Центральный внутригородской округ - 2793, Карасунский внутригородской округ - 4315, Прикубанский внутригородской округ - 3835, МУ «Детский городок «Сказка» - 654).

Постановлением администрации МО г. Краснодар от 17.06.2009 № … утверждена муниципальная ведомственная целевая программа «О создании дополнительных мест в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях МО г. Краснодар в 2009 юлу». В ходе реализации указанной программы планировалось завершить строительство блоков к 3-м детским садам, продолжить строительство 1 блока детского сада, провести реконструкцию 1 детского сада, провести работы по проектированию 5 пристроек к детским садам.

Однако по результатам исполнения данной программы построены 2 блока к двум детским садам, а именно к детскому саду № 3 по ул. … и детскому саду № 60 по ул. ….

Таким образом, указанная целевая программа выполнена не в полном объеме, строительство блока к детскому саду № … по ул. … не завершено по состоянию на 01.07.2010, не завершены реконструкция здания детскою сада в п. Плодородный, … и строительство блока на 55 мест в дошкольном образовательном учреждении № … по ул. ….

Несмотря на переполнение муниципальных дошкольных образовательных учреждений муниципального образования т. Краснодар на 50 % от установленных санитарных норм и то, что 16227 детей нуждаются в определении в ДОУ МО г. Краснодар, администрацией муниципального образования г. Краснодар в 2010 году муниципальная ведомственная целевая программа по созданию дополнительных мест в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях МО г. Краснодар не принята, строительство новых пристроек и детских садов не планировалось, денежные средства не выделялись, что подтверждается информацией департамента финансов администрации муниципального образования г. Краснодар (л.д.5-6).

Вместе с тем, решением городской Думы Краснодара от 27.02.2007 № … п. 7 утверждена муниципальная целевая программа «Зеленый пояс и цветочный наряд Краснодара на 2007-2010 г.», согласно которой в 2010 предусмотрено финансирование программы в пределах средств, предусмотренных в местном бюджете в размере 548,2 млн. рублей.

Муниципальной ведомственной целевой программой «О создании дополнительных мест в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях МО г. Краснодар в 2009 году», утвержденной постановлением администрации МО г, Краснодар от 17.06.2009 № …, предусмотрено финансирование программы из средств бюджета муниципального образования г. Краснодар на завершение строительства и инструкции существующих муниципальных дошкольных образовательных учреждений муниципального образования г. Краснодар в размере 130026,15 тыс. рублей.

В соответствии со ст. 23 Бюджетного кодекса РФ устанавливается классификация источников финансирования дефицитов бюджетов (дефицит бюджета - превышение расходов бюджета над его доходами).

Частью 2 ст. 24 БК РФ предусмотрено, что перечень главных администраторов источников финансирования дефиците бюджетов утверждается законом (решением) о соответствующем бюджете.

В случаях изменения состава и (или) функций главных администраторов
источников финансирования дефицитов бюджетов, а также изменения принципов назначения и присвоения структуры кодов классификации источников финансирования дефицитов бюджетов изменения в перечень главных администраторов источников финансирования дефицитов бюджетов, а также в состав закрепленных за ними кодов классификации источников финансирования дефицитов бюджетов вносятся на основании нормативного правового акта (муниципального правового акта) финансового органа без внесения изменений в закон (решение) о бюджете.

В соответствии с ч. 2 ст. 83 БК РФ выделение бюджетных ассигнований на принятие новых видов расходных обязательств или увеличение бюджетных ассигнований на исполнение существующих видов расходных обязательств может осуществляться только с начала очередного финансового года при условии включения соответствующих бюджетных ассигнований в закон (peшение) о бюджете либо в текущем финансовом году после внесения соответствующих изменений в закон (решение) о бюджете при наличии соответствующих источников дополнительных поступлений в бюджет и (или) при сокращении бюджетных ассигнований по отдельным статьям расходов бюджета.

Согласно ч. 1 ст. 86 Бюджетного кодекса РФ расходные обязательства муниципального образования возникают в результате принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения и иным вопросам, которые в соответствии с федеральными законами вправе решать органы местного самоуправления, а также в результате принятия муниципальных правовых актов при осуществлении органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий.

Частью 2 статьи 86 Бюджетного кодекса РФ установлено, что расходные обязательства муниципального образования, указанные в абзацах втором и четвертом пункта 1 указанной статьи, устанавливаются органами местного самоуправления самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита соответствующего местного бюджета.

При таких обстоятельствах, оценив в совокупности доказательства по делу, пояснения помощника прокурора города Краснодара, суд пришел к выводу удовлетворить заявленные требования, поскольку они являются законными и обоснованными. Кроме этого, в нарушение требований ст. 249 ГПК РФ, администрация МО г. Краснодар не исполнила свои обязанности по доказыванию.

Согласно ст. 249 ГПК РФ обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, его законности, а также законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на орган, принявший нормативный правовой акт, органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).

В соответствии со ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.

Согласно ч.2 ст. 195 ГПК РФ суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.

Суд оценивает доказательства, согласно ст. 67 ГПК РФ по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Заявление прокурора города Краснодар в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования город Краснодар удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования г. Краснодар, выразившееся в неприятии должных мер по созданию мест в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях муниципального образования г. Краснодар.

Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования г. Краснодар при реализации муниципальной ведомственной целевой программы «О создании дополнительных мест в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях муниципального образования г. Краснодар в 2009 году», утвержденной постановлением администрации муниципального образования г. Краснодар от 17.06.2009 г. № …, выразившееся в непринятии мер, направленных на завершение в 2009 г. в полном объеме мероприятий, установленных программой.

Обязать администрацию муниципального образования г. Краснодар разработать муниципальный правовой акт, предусматривающий развитие сети дошкольных образовательных учреждений муниципального образования г. Краснодара и создание дополнительных мест в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях муниципального образования г. Краснодар в соответствии с возникшей потребностью.

Обязать администрацию муниципального образования г. Краснодар внести на рассмотрение городской Думы Краснодара проект решения о выделении бюджетных средств на финансирование развития сети дошкольных образовательных учреждений муниципального образования г. Краснодар и создании дополнительных мест в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях муниципального образования г. Краснодар в соответствии с возникшей потребностью.

Решение может быть обжаловано в краевой суд через районный суд в течение 10-ти дней со дня изготовления решения в окончательной форме путем подачи кассационной жалобы.

Судья -

Решение изготовлено 21.03.11 г.