решение по иску Левакова А.К. к Администрации МО г. Краснодар, Управлению по жилищным вопросам Администрации МО г. Краснодар об оспаривании постановления органа местного самоуправления, принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

1 марта 2011г. Первомайский районный суд г.Краснодара в составе:

председательствующего Гареевой С.Ю.

при секретаре Довгой И.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Левакова А.К. к администрации муниципального образования город Краснодар, управлению по жилищным вопросам администрации муниципального образования город Краснодар об оспаривании постановления органа местного самоуправления, принятии на учет граждан в качестве нуждающегося в жилом помещении, включении в список претендентов на получение социальной выплаты на приобретение жилья,

установил:

Леваков А.К. обратился в суд с иском к администрации муниципального образования город Краснодар, управлению по жилищным вопросам администрации муниципального образования город Краснодар об оспаривании постановления администрации муниципального образования город Краснодар от 13.05.2010г. № 3109 «Об отказе А.К. Левакову в принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях», принятии его на учет граждан в качестве нуждающегося в жилом помещении с 20.02.2010г., возложении на администрацию муниципального образования город Краснодар обязанности по предоставлению ему благоустроенной квартиры в соответствии с Указом Президента РФ № 714 от 07.05.2008г.

В ходе судебного разбирательства заявил об изменении заявленных требований. Просит признать за ним, как инвалидом первой группы, право на постановку на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, обязать администрацию муниципального образования город Краснодар принять его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении с датой постановки на учет с 20.02.2010г., признать незаконным постановление администрации муниципального образования город Краснодар от 13.05.2010г. № 3109, включить его в список претендентов на получение социальной выплаты на приобретение жилья исходя из даты постановки на учет, то есть с 20.02.2010г.

В обоснование иска сослался на то, что постановлением администрации муниципального образования город Краснодар от 13.05.2010г. № 3109 ему отказано в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении по основанию, предусмотренному п.3 ч.1 ст.54 ЖК РФ, ст.8,9 Закона Краснодарского края № 1655-КЗ от 29.12.2008г. «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях», и в соответствии с заключением управления по жилищным вопросам от 05.05.2010г. №17-1121.

В обоснование отказа указано на совершение Леваковым А.К. 28.03.2006г. действий по намеренному ухудшению своих жилищных условий, выразившихся в согласии на отчуждение пригодного для проживания жилого помещения в г.Ртищево.

Истец считает отказ незаконным, поскольку квартира в г.Ртищево была продана 28.03.2006г. его тяжело больной супругой с целью переезда к родственникам на Кубань.

25.06.2006г. супруга истца умерла, а сам истец, не имея собственного жилья, проживает у родственников по договору найма от 20.01.2011г в <адрес> где занимает комнату площадью 7,7кв.м. Договор найма является срочным и возмездным.

Кроме того, истец является ветераном Великой Отечественной войны, имеющим многочисленные боевые и трудовые награды, а также инвалидом первой группы по общему заболеванию (100% утрата зрения). И имеет право на обеспечение жильем в соответствии с Указом Президента РФ №714 от 07.05.2008г.

В судебном заседании истец, его представитель Кравченко В.А., действующий на основании доверенности, просили удовлетворить заявленные требования.

Представитель ответчика управления по жилищным вопросам администрации муниципального образования город Краснодар Дерюжев В.А., действующий на основании доверенности, просил в иске отказать. Пояснил, что решение об отказе в принятии истца на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, было принято по той причине, что Леваков А.К., соглашаясь на продажу его супругой квартиры в г.Ртищево, в соответствии с п.5 ч.2 ст.9 Закона Краснодарского края от 29.12.2008г. № 1655-КЗ совершил намеренные действия по ухудшению жилищных условий.

Представитель администрации муниципального образования город Краснодар в судебное заседание не явился. О времени и месте судебного разбирательства извещен надлежаще, что подтверждается личной подписью представителя Ивановой И.Д. на справочном листе дела. Сведений об уважительности причин неявки не имеется, ходатайств об отложении дела слушанием не поступало. При таких обстоятельствах неявка представителя ответчика не является препятствием к рассмотрению дела по существу согласно ч.4 ст.167 ГПК РФ.

Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, оценив в совокупности представленные доказательства по правилам ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к следующему.

Согласно ст.13 Гражданского кодекса Российской Федерации судом могут быть признаны недействительными ненормативные акты государственного органа или органа местного самоуправления, если они не соответствуют закону, иным правовым актом и нарушают права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица.

В данном случае Леваков А.К. обратился в суд с заявлением об оспаривании постановления органа местного самоуправления, администрации муниципального образования город Краснодар, от 13.05.2010г. № 3109 «Об отказе А.К. Левакову в принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях».

В соответствии с ч.3 ст.52 ЖК РФ, принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства.

Порядок ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации, что предусмотрено п.7 указанной статьи.

Отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случаях, определенных законом.

Как указано в оспариваемом постановлении, в администрацию муниципального образования город Краснодар со всеми необходимыми документами обратился А.К.Леваков по вопросу принятия на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Леваков А.К. на основании договора найма жилого помещения от 20.02.2010г. зарегистрирован по месту жительства в жилом доме общей площадью 77,9кв.м., жилой – 31,0кв.м., по <адрес>

Леваков А.К. не является нанимателем или членом семьи нанимателя по договору социального найма, а также собственником недвижимого имущества в г.Краснодаре.

28.03.2006г. Леваков А.К. совершил действия по намеренному ухудшению своих жилищных условий путем дачи согласия на отчуждение пригодного для проживания жилого помещения в г.Ртищево Саратовской области.

В связи с указанными обстоятельствами, администрацией муниципального образования город Краснодар 13.05.2010г. принято решение № 3109 об отказе Левакову А.К. в принятии на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях (л.д.7).

В качестве правовых оснований для принятия такого решения указано на п.3 ч.1 ст.54 ЖК РФ, ч.1 ст.8, п.5 ч.2 ст.9 Закона Краснодарского края от 29.12.2008г. № 1655-КЗ «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях», а также заключение управления по жилищным вопросам администрации муниципального образования город Краснодар от 05.05.2010г. № 17-1121.

П.3 ч.1 ст.54 ЖК РФ действительно предусмотрена возможность отказа в принятии на учет граждан, если не истек срок, предусмотренный ст.53 ЖК РФ.

Согласно ст.53 ЖК РФ, граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

При этом понятие «намеренных действий» и перечня таких действий федеральный закон не содержит.

Как следует из объяснений представителя ответчика, принимая решение об отказе в принятии Левакова А.К. на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, орган местного самоуправления руководствовался п.5 ч.2 ст.9 Закона Краснодарского края от 29.12.2008г. № 1655-КЗ, и как намеренное ухудшение жилищных условий, расценил согласие истца на продажу супругой принадлежащей ей квартиры.

В соответствии с п.5 ч.2 ст.9 Закона Краснодарского края от 29.12.2008г. № 1655-КЗ, отчуждение пригодного для проживания жилого помещения (части жилого помещения), доли в праве общей долевой собственности на жилое помещение относится к действиям, указанным в ч.1 указанной статьи. А именно, к действиям, которые совершены гражданами (по инициативе либо с согласия которых совершены) с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях и в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.

Истец в судебном заседании подтвердил то обстоятельство, что 28.03.2006г. его супругой ФИО1 продана квартира по <адрес> (л.д.30-31). Договор заключен с согласия супруга продавца Левакова А.К., удостоверенного нотариусом г.Ртищево 30.09.2005г. по реестру № 3610 (п.9 договора купли-продажи).

Поскольку согласие на отчуждение жилого помещения, принадлежащего супруге истца, дано им 30.09.2005г., пятилетний срок, установленный ст.53 ЖК РФ, истек 30.09.2010г.

Кроме того, ответчиком, лицом принявшим оспариваемое решение и обязанным в силу ст.249 ГПК РФ доказывать обстоятельства, послужившие основанием для принятия решения, его законности, суду не представлено доказательств того обстоятельства, что согласие на продажу квартиры было дано Леваковым А.К. с намерением приобрести право состоять на учете граждан, нуждающихся в жилом помещении.

По мнению истца, неправомерный отказ в принятии его на учет граждан, нуждающихся в жилом помещении, лишает его возможности реализовать принадлежащее ему право на получение жилья в соответствии с Указом Президента Российской Федерации №714 от 07.05.2008г.

Согласно Указу №714 от 07.05.2008г. Президент Российской Федерации постановил: считать необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ «О ветеранах».

Леваков А.К. является ветераном Великой Отечественной Войны и имеет право на льготы, установленные ФЗ от 12.01.1995г. № 5-ФЗ (л.д.11,14).

Для реализации права на обеспечение жильем Леваков А.К. должен быть признан нуждающимся в жилом помещении, то есть состоять на учете граждан, нуждающихся в жилых помещениях.

Уровень обеспеченности граждан площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях определяется учетной нормой площади жилого помещения, что предусмотрено ст.50 ЖК РФ.

В соответствии с решением городской Думы Краснодара от 15.12.2005 «Об установлении учетной нормы и нормы предоставления жилого помещения муниципального жилищного фонда, предоставляемого гражданам по договору социального найма» учетная норма площади жилого помещения установлена в размере 10 и менее квадратных метров площади жилого помещения на одного члена семьи.

Как следует из объяснений Левакова А.К., он проживает на основании договора найма жилого помещения, комнаты площадью 7,7кв.м. в жилом <адрес>, заключенного между ним и ФИО2 (л.д.17). То есть, истец занимает жилое помещение размером менее учетной нормы.

Таким образом, в судебном заседании установлен факт нарушения прав Левакова А.К. оспариваемым постановлением администрации муниципального образования город Краснодар.

Соответственно, постановление администрации муниципального образования город Краснодар от 13.05.2010г. № 3109 «Об отказе А.К. Левакову в принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях» следует признать незаконным. И обязать администрацию муниципального образования город Краснодар устранить допущенное нарушение права Левакова Алексея Константиновича путем принятия его на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях.

По мнению суда, истца следует считать принятым на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, не с момента заключения им договора найма жилого помещения 20.02.2010г., а с момента принятия решения органом местного самоуправления.

Принимая решение, суд не находит оснований для удовлетворения требования о возложении на администрацию муниципального образования город Краснодар обязанности включить Левакова А.К., как ветерана, инвалида первой группы по общему заболеванию, в список претендентов на получение социальной выплаты на приобретение жилья в соответствии с Постановлением главы администрации Краснодарского края от 18.09.2006г. №808.

В соответствии с п.8 Постановления главы администрации Краснодарского края от 18.09.2006 N 808 «О Порядке предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий» (вместе с «Порядком предоставления за счет средств федерального бюджета социальных выплат на приобретение жилого помещения в собственность ветеранам, инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, нуждающимся в улучшении жилищных условий, в целях реализации мер социальной поддержки по обеспечению их жильем»), списки претендентов формируются органами местного самоуправления из числа граждан, подавших в орган местного самоуправления, в котором они состоят на учете, заявление на имя руководителя уполномоченного органа Краснодарского края о включении в список претендентов на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения в собственность (далее - заявление) по форме согласно приложению N 1 к указанному Порядку.

Доказательств того, что истец обращался в установленном порядке с заявлением о включении в список претендентов на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения в собственность в уполномоченный орган местного самоуправления и ему неправомерно отказано в просьбе, суду не представлено.

При таких обстоятельствах суд не считает возможным вмешиваться в компетенцию органов местного самоуправления.

Иное противоречило бы ст. 10 Конституции Российской Федерации, провозгласившей построение системы государственной власти на принципах разделения законодательной, исполнительной и судебной властей.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Заявление Левакова А.К. удовлетворить в части.

Признать незаконным постановление администрации муниципального образования город Краснодар от 13.05.2010г. № 3109 «Об отказе А.К. Левакову в принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях».

Обязать администрацию муниципального образования город Краснодар устранить допущенное нарушение права Левакова А.К. путем принятия его на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях.

Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Первомайский районный суд в течение десяти дней со дня составления его в окончательном мотивированном виде путем подачи кассационной жалобы.

Федеральный судья

Составлено: ДД.ММ.ГГГГ