Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
31 января 2011 года Первомайский районный суд г. Краснодара в составе:
председательствующего Гареевой С.Ю.
при секретаре Довгой И.В.
с участием прокурора Кульба О.Я.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску администрации муниципального образования город Краснодар к Кутняхову И.В., Кутняховой Л.И., Кутняхову И.И., ФИО1 о выселении, по встречному иску Кутняхову И.В., Кутняховой Л.И., Кутняхову И.И., ФИО1 к администрации муниципального образования город Краснодар об оспаривании постановления органа местного самоуправления и предоставлении двухкомнатной квартиры,
У С Т А Н О В И Л :
Администрация муниципального образования город Краснодар обратилась в суд с иском к Кутняхову И.Ф., Кутняховой Л.И., Кутняхову И.И., ФИО1 о выселении в предоставленное жилое помещение по договору социального найма в связи с признанием многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу.
В обоснование требования указано, что ответчики зарегистрированы в квартире №, общей площадью 34,2 кв.м., в том числе жилой площадью 26,4 кв.м., расположенную по <адрес>, в <адрес>.
Во исполнение постановления главы муниципального образования город Краснодар от 30.12.2008 г. № 4806 «О признании многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу», постановлением администрации муниципального образования город Краснодар от 28.04.2010 г. № 2675 «О предоставлении однокомнатной квартиры № по ул. <адрес> находящейся в муниципальной собственности муниципального образования г. Краснодар, по договору социального найма жилого помещения» указанная квартира, общей площадью 46,9 кв.м. предоставлена ответчикам, зарегистрированным по месту жительства в квартире № по ул. <адрес>. До настоящего времени по вопросу заключения договора социального найма к наймодателю - МУ «Управление жилищного хозяйства» Кутняхов И.Ф. не обращался. В управление по жилищным вопросам администрации МО г. Краснодар с письменным отказом в предоставлении указанного жилого помещения обратилась Кутняхова Л.И. Своим отказом от вселения в предоставленное жилое помещение муниципального жилищного фонда ответчики создают угрозу своей жизни и чинят препятствия сносу аварийного дома, что приводит к нарушению установленных сроков по реализации адресной программы Краснодарского края по переселению граждан из аварийного жилищного фонда.
В связи с этим истец просит выселить ответчиков из квартиры № общей площадью 37 кв.м., аварийного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, в предоставленную МО <адрес> по договору социального найма однокомнатную квартиру № общей площадью 46,9 кв.м., расположенную по <адрес> указав в решении, что данное решение является основанием для снятия с регистрационного учёта Кутняхову И.В., Кутняховой Л.И., ФИО1, ФИО1, зарегистрированных по месту жительства по адресу: <адрес> расторжения муниципальным учреждением «Управление жилищного хозяйства» договора социального найма жилого помещения на указанную квартиру с ответчиками. Также просят обязать ответчиков заключить договор социального найма жилого помещения на однокомнатную квартиру № № общей площадью 46,9 кв.м., расположенную по <адрес> с муниципальным учреждением «Управление жилищного хозяйства», указав в решении, что данное решение является основанием для вселения ответчиков в предоставленную МО г. Краснодар по договору социального найма однокомнатную квартиру №, общей площадью 46,9 кв.м., расположенную по ул. <адрес>
Кутняхов И.Ф., Кутняхова Л.И., Кутняхов И.И., ФИО1. обратились со встречным исковым требованием к администрации муниципального образования город Краснодар, в котором просят признать незаконным постановление администрации муниципального образования город Краснодар от 28.04.2010 г. № 2675 «О предоставлении однокомнатной квартиры № по ул. <адрес> находящейся в муниципальной собственности муниципального образования г. Краснодар, по договору социального найма жилого помещения». Также просят обязать администрацию МО г. Краснодар предоставить истцам по встречному иску двухкомнатную квартиру, расположенную не выше второго этажа, отвечающую установленным требованиям.
В судебном заседании представитель истца (ответчик по встречному иску) Дерюжев В.А., действующий по доверенности, исковые требования поддержал, просит их удовлетворить. Против удовлетворения встречного искового заявления возражал.
Ответчики Кутняхов И.Ф., Кутняхова Л.И., Кутняхов И.И., несовершеннолетний ФИО1 в судебное заседание не явились, их представитель Каспарова А.Э., действующая по доверенности, просила встречные исковые требования удовлетворить, в исковых требованиях АМО г. Краснодар отказать.
Прокурор, участвующий в деле, не возражает против удовлетворения исковых требований. Полагает, что встречные исковые требования удовлетворению не подлежат.
Представитель третьего лица Управления по вопросам семьи и детства Администрации МО г. Краснодар, Хазарова В.а., действующая по доверенности, просила вынести решение с учетом интересов несовершеннолетнего ребенка.
Выслушав пояснения представителей сторон, третьего лица, мнения прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Кутняхов И.Ф. на основании решения исполнительного комитета Первомайского районного совета народных депутатов от 27.01.1982 г. является нанимателем двухкомнатной квартиры №, общей площадью 37 кв. м. по <адрес>, в <адрес>.
Согласно выписке из лицевого счета ООО «Городская управляющая компания – Краснодар» № 317 от 07.04.2010 г., в указанной квартире постоянно зарегистрированы и проживают наниматель – Кутняхов И.Ф., его жена Кутняхова Л.И., сын – Кутнфхов И.И., внук – ФИО1
Согласно постановлению главы муниципального образования город Краснодар от 31.12.2008 г. № 4806 «О признании многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу» многоквартирный дом по <адрес>,в <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу.
В целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан, повышения качества реформирования жилищно-коммунального хозяйства, формирования эффективных механизмов управления жилищным фондом, внедрения ресурсосберегающих технологий принят Федеральный закон от 21.07.2007 г. № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», который устанавливает правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, переселение граждан из аварийного жилищного фонда путем создания некоммерческой организации, осуществляющей функции по предоставлению такой финансовой поддержки, определяет компетенцию, порядок создания некоммерческой организации и ее деятельности, регулирует отношения между указанной некоммерческой организацией, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.
Согласно требованиям указанного закона переселение граждан из аварийного жилищного фонда осуществляется в соответствии с жилищным законодательством.
Жилое помещение, предоставляемое гражданам при переселении их в соответствии с настоящим Федеральным законом из аварийного жилищного фонда, может находиться по месту их жительства в границах соответствующего населенного пункта или с согласия в письменной форме этих граждан в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение. При этом отказы, в том числе неоднократные отказы граждан от предоставляемого им жилого помещения в границах другого населенного пункта, не могут являться основанием для отказа в предоставлении им других жилых помещений в целях переселения из аварийного жилищного фонда в границах населенного пункта по месту их жительства или в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение.
В целях получения Краснодарским краем финансовой поддержки на приобретение в собственность Краснодарского края жилых помещений для переселения граждан из аварийного жилищного фонда за счет средств государственной корпорации - Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства утверждена адресная программа Краснодарского края по переселению граждан из аварийного жилищного фонда с учетом необходимости стимулирования развития рынка жилья на 2009 год.
Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 19.02.2009 г. №110 «Об утверждении адресной программы Краснодарского края по переселению граждан из аварийного жилищного фонда с учетом необходимости стимулирования развития рынка жилья на 2009 год» утвержден перечень многоквартирных домов, в отношении которых планируется предоставление финансовой поддержки на переселение граждан в рамках адресной программы Краснодарского края по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, в который включен литер «А» многоквартирного дома по <адрес> в <адрес>.
В соответствии с заявкой администрации муниципального образования город Краснодар администрацией Краснодарского края были закуплены жилые помещения, предназначенные для переселения граждан из аварийного жилищного фонда, в соответствии с перечнем, утвержденным вышеуказанным постановлением, указанные жилые помещения переданы в собственность муниципального образования.
Во исполнение постановления главы муниципального образования город Краснодар от 30.12.2008 г. № 4806 «О признании многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу», постановлением администрации муниципального образования <адрес> от 28.04.2010 г. № 2675 «О предоставлении однокомнатной квартиры № по ул. <адрес> находящейся в муниципальной собственности муниципального образования г. Краснодар, по договору социального найма жилого помещения» указанная квартира, общей площадью 46,9 кв.м. предоставлена ответчикам, зарегистрированным по месту жительства в квартире № по ул. <адрес>
Как установлено судом, до настоящего времени договор социального найма на указанное жилое помещение ответчиками не заключен, по вопросу заключения договора социального найма к наймодателю - МУ «Управление жилищного хозяйства» они не обращались.
Статьей 25 Всеобщей декларации прав человека в жизненный уровень человека, необходимый для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, включается такой обязательный компонент, как жилище. Неотъемлемое право каждого человека на жилище закреплено также в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (ст. 11). При этом, как следует из п. 1 ст. 12 Международного пакта о гражданских и политических правах, право на жилище должно реализовываться при условии свободы выбора человеком места жительства. Необходимость уважения жилища человека констатирована и в ст. 8 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.
С учетом положений международно-правовых актов в ст. 40 Конституции РФ закреплено право каждого на жилище.
Конституционное право граждан на жилище относится к основным правам человека и заключается в обеспечении государством стабильного, постоянного пользования жилым помещением лицами, занимающими его на законных основаниях, в предоставлении жилища из государственного, муниципального и других жилищных фондов малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, в оказании содействия гражданам в улучшении своих жилищных условий, а также в гарантированности неприкосновенности жилища, исключения случаев произвольного лишения граждан жилища (ст.ст. 25, 40 Конституции РФ).
Основные принципы, формы и порядок реализации права граждан на жилище определены в Жилищном кодексе РФ, введенном в действие с 01.03.2005 г.
В силу ст. 86 Жилищного кодекса РФ если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.
Согласно ч.ч. 1 и 2 ст. 89 указанного Кодекса предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены ст.ст. 86 - 88 данного Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта. Если наниматель и проживающие совместно с ним члены его семьи до выселения занимали квартиру или не менее чем две комнаты, наниматель соответственно имеет право на получение квартиры или на получение жилого помещения, состоящего из того же числа комнат в коммунальной квартире.
В соответствии с ч. 5 ст. 15 Жилищного кодекса РФ общая площадь жилого помещения состоит из суммы площади всех частей такого помещения, включая площадь помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в жилом помещении, за исключением балконов, лоджий, веранд и террас.
Как разъяснено в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 г. № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», при выселении граждан из жилых помещений по основаниям, перечисленным в ст.ст. 86-88 Жилищного кодекса РФ, другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, равнозначное по общей площади ранее занимаемому, предоставляется гражданам не в связи с улучшением жилищных условий, а потому иные обстоятельства, учитываемые при предоставлении жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, во внимание не принимаются. Граждане, которым в связи с выселением предоставлено другое равнозначное жилое помещение, сохраняют право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, если для них не отпали основания состоять на таком учете (ст. 55 Жилищного кодекса РФ).
Согласно позиции вышеуказанного Пленума, а также с учетом положений ЖК под благоустроенным жилым помещением понимается помещение, которое: соответствует общим требованием, закрепленным в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. N 47; равнозначно по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, благоустроено применительно к условиям соответствующего населенного пункта; находится в черте данного населенного пункта.
Оценив в совокупности все представленные по делу доказательства, принимая во внимание жилищные условия ответчиков, которые проживали в квартире, общей площадью 37 кв. м., характеристики предоставляемой однокомнатной квартиры общей площадью 46,9 кв.м., учитывая требования жилищного законодательства, суд считает, что заявленные требования о выселении в предоставленное жилое помещение по договору социального найма подлежат удовлетворению, поскольку нарушений прав ответчиков не допущено, предоставляемая квартира является благоустроенной, находится в черте населенного пункта, имеет лучшие условия по общей площади.
Требования Администрации МО г. Краснодар об обязании ответчиков заключить договор социального найма жилого помещения на однокомнатную квартиру №, общей площадью 46,9 кв.м., расположенную по <адрес> с муниципальным учреждением «Управление жилищного хозяйства» не могут быть удовлетворены, поскольку муниципальное учреждение «Управление жилищного хозяйства» не является участником данного гражданского процесса, а суд не правомочен разрешать вопросы о правах и обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле.
Согласно ст. 256 ГПК РФ гражданин вправе обратиться в суд с заявлением об оспаривании действий (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод.
При этом пропуск срока может являться основанием для отказа в удовлетворении заявления.
Как было установлено в судебном заседании, ответчики узнали об обжалуемом постановлении 31.05.2010 г., что следует из заявления, направляемого в адрес АМО г. Краснодар Кутняховой Л.И. Каких –либо доказательств уважительности причин пропуска срока для оспаривания постановления ответчика (истцами по встречному иску) суду представлено не было.
При таких обстоятельствах, с учетом вышеизложенного, в удовлетворении встречных исковых требований следует отказать.
Принимая данное решения, суд также учитывает необходимость обеспечения единства судебной практики, которое направлено на поддержание единообразия в толковании и применении норм права судами и является одним из элементов конституционного механизма охраны единства и непротиворечивости российской правовой системы.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования администрации муниципального образования город Краснодара к Кутняхову И.В., Кутняховой Л.И., Кутняхову И.И., ФИО1 о выселении из квартиры № по ул<адрес> в предоставленную по договору социального найма квартиру № по ул. <адрес> удовлетворить.
В удовлетворении встречных исковых требований Кутняхову И.В., Кутняховой Л.И., Кутняхову И.И., ФИО1 к администрации муниципального образования город Краснодар об оспаривании постановления органа местного самоуправления и предоставлении двухкомнатной квартиры отказать.
Решение может быть обжаловано в течение десяти дней в Краснодарский краевой суд через Первомайский районный суд г. Краснодара со дня составления решения в окончательном мотивированном виде путем подачи кассационной жалобы.
Федеральный судья:
Составлено: 04.02.2011 г.