Решение по иску Шерстобитова В.Ф., Поповой Т.М. к администрации муниципального образования город Краснодар



К делу №2-1119/11

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

4 апреля 2011 года Первомайский районный суд г. Краснодара в составе:

председательствующей Мордовиной С.Н.

при секретаре Никифоровой И.С.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Шерстобитова В.Ф., Поповой Т.М. к администрации муниципального образования город Краснодар, департаменту городского хозяйства администрации муниципального образования город Краснодар, департаменту финансов администрации муниципального образования город Краснодар, ООО «ГУК-Краснодар» об обжаловании решения органа местного самоуправления, защите прав потребителя,

УСТАНОВИЛ:

Шерстобитов В.Ф., Попова Т.М. обратились в суд с иском к администрации муниципального образования город Краснодар, департаменту городского хозяйства администрации муниципального образования город Краснодар, департаменту финансов администрации муниципального образования город Краснодар, ООО «ГУК-Краснодар» об обжаловании решения органа местного самоуправления, защите прав потребителя.

В обоснование требованиq указали, что по договору купли-продажи от 29.08.05г. Шерстобитов В.Ф. приобрел в собственность квартиру общей площадью 15,4 кв.м., в том числе жилой 15,4 кв.м. в квартире № … дома № … литер «А» по ул. … в г. Краснодаре.

На основании свидетельства о наследовании по завещанию от 07.07.2004 г. Попова Т.М. приобрела в собственность квартиру общей площадью 34,2 кв.м., в том числе жилой 34,2 дома № … литер «А» по ул. … в г. Краснодаре.

Жители дома ранее выбрали способ управления домом и заключали договор с МУ «Городская управляющая компания - Краснодар», а 21.02.08г. выбрали управляющую организацию – ООО «Городская управляющая компания-Краснодар» и заключили договор на техническое обслуживание дома.

Начиная с 2006 года, жители дома неоднократно обращались с заявлениями в администрацию муниципального образования город Краснодар и МУ «Городская управляющая компания - Краснодар» о необходимости производства ремонтных работ в виде устранения протечки сточных вод с крыши дома в квартиры жильцов, а также ремонта внешних стен дома №… по ул. … в г.Краснодаре, в которых имеются вертикальные, постоянно увеличивающиеся трещины несущих наружных стен, угрожающие обрушением.

Администрация муниципального образования город Краснодар сама не дает ответы, а поручает их подготовку департаменту городского хозяйства или МУ «Городская управляющая компания Краснодар».

С 2006 по 2009 годы ответчики давали ответы, согласно которым ремонт стен и кровли будет произведен силами МУ «Городская управляющая компания-Краснодар».

В 2008 году МУ «Городская управляющая компания-Краснодар» произвела замену кровли дома за счет средств администрации МО г.Краснодар и обязалось до 01.12.08г. произвести ремонт несущих внешних стен указанного дома.

Ремонт кровли произведен некачественно и в течение года, после начатого ремонта кровли, сточные воды с крыши вновь ещё в большем количестве начали протекать в их квартиры.

04.06.10г. на их обращения в администрацию МО г. Краснодар они получили ответ от департамента городского хозяйства администрации МО г. Краснодар, где им предложено за счет собственных средств произвести ремонт кровли после недавно проведенного ремонта.

Считают, что ремонт кровли, а не её полная замена, относится к текущему ремонту и это должна делать ООО «Городская управляющая компания-Краснодар», с которой у них заключен договор на обслуживание и текущий ремонт дома.

Из-за бездействия ответчиков деревянные потолочные перекрытия рушатся прямо в квартиры, что причиняет вред имуществу потребителей, который должен быть устранен исполнителем работ.

Из-за возникшей трещины в наружной стене над окном квартиры №… кирпичная перемычка над окном просела и лежит только на оконном пластиковом блоке, створки окна от тяжести уже не закрывается, что грозит обрушением стены.

В квартире №… из-за трещины стена, с восточной стороны дома, наружная стена дома отходит в сторону и тем самым образовался проем между стеной и потолком до 5 см., что также угрожает обрушением потолка.

13.10.08г. государственная жилищная инспекция Краснодарского края дала жителям ответ, согласно которому МУ «Городская управляющая компания-Краснодар» инспекцией выдано предписание о ремонте стен дома до 20.12.08г.

27.01.09г. государственной жилищной инспекцией Краснодарского края выходом на место в указанный дом, установлено неудовлетворительное состояние несущих внутриквартальных стен, деревянных перекрытий, внутриквартальных перегородок, полов и других конструктивных элементов дома.

По итогам проведенного контрольного мероприятия жилищной инспекцией главе Администрации МО г. Краснодар направлено техническое заключение и акт госжилинспекции края о необходимости до 20.03.09г. произвести обследование дома в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 28.01.06г. №… «О признании помещения жилым, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» и принятия решения о дальнейшем использовании дома.

Несмотря на то, что предписанный государственной жилищной инспекцией Краснодарского края администрации МО г. Краснодар срок для производства обследования дома закончился, а муниципальными органами никаких действий не произведено, жители дома вновь 06.04.09г. обратились в администрацию МО г.Краснодар с заявлением о необходимости исполнения предписания государственной жилищной инспекции.

21.04.09г. от администрации Центрального округа г.Краснодар жители дома получили ответ, согласно которому жители дома, в зависимости от способа управления домом, сами отвечают за состояние общего имущества многоквартирного дома и жители сами несут полную финансовую ответственность за производство обследования, производство ремонтных работ фундаментов, стен, плит перекрытия. Считают, что данный ответ противоречит Постановлению Правительства РФ от 13.08.06г. № …, согласно которому жители дома
выбрали способ управления домом - заключены договора с ООО «Городская управляющая компания-Краснодар» на техническое обслуживание и текущий ремонт дома.

МУ «Городская управляющая компания-Краснодар» в течение 2006-2008 годов давало ответ, что их учреждением ведется наблюдение за трещиной в стене, по результатам которого ими будет открыт заказ в проектном институте о методах ремонта стен.

06.05.09г. МУ «Городская управляющая компания-Краснодар» (реорганизовано в ООО «ГУК-Краснодар) направила уже другой ответ жителям дома, в котором указывается, что ремонт кровли в доме произведен за счет бюджетных средств, продолжить ремонт за счет бюджетных средств не представляется возможным, так как в 2009 году все средства бюджетной статьи «Капитальный ремонт жилого фонда» направлены на софинансирование работ, выполняемых в рамках ФЗ №185 от 21.07.07г. и обследование дома будет произведено межведомственной комиссией Центрального округа г. Краснодар.

07.05.09г. департамент городского хозяйства администрации МО г.Краснодар направил ответ жителям дома, согласно которого жители дома сами должны решить вопрос об изготовлении технической документации и проведения обследования дома за счет собственных средств.

15.03.10г. по заказу ООО «ГУК-Краснодар» НОУ ЦПК «Строитель» составило техническое заключение, в котором указывается на необходимость проведения капитального ремонта.

03.06.10г. Межведомственная комиссия по использованию жилищного фонда при администрации Центрального округа г. Краснодар составила заключение, согласно которого в доме необходимо проведение капитального ремонта.

05.08.10г. главой администрации МО г. Краснодар издано постановление №…, согласно которого признано необходимым проведение капитального ремонта Литер «А» дома №… ул. … г. Краснодар. Собственникам помещений рекомендуется провести эти ремонтные работы.

28.09.10г. после очередного обращения истцов в государственную жилищную инспекцию Краснодарского края, инспекцией проведено обследование дома и установлено: жилой дом 1918 года постройки, 2-х этажный, стены кирпичные, капитальный дом дома длительное время не проводился. В ходе визуального осмотра жилого дома выявлены неисправности кровли, следы протекания кровли в жилых помещениях квартир №… и №…, трещины в стенах, отслоение штукатурного слоя покрытия стен и потолков, сколы декоративной гипсовой лепки в местах образования трещин. По данному факту инспекцией выдано предписание ООО «ГУК-Краснодар» об устранении нарушений.

07.10.10г. ООО «ГУК-Краснодар» направило истцам ответ, в котором указывалось: «выходом на место 30.09.10г. установлено, что протечки кровли подтвердились. МУРЭП-19 поручено в срок до 04.10.10г. выполнить поддерживающий ремонт кровли». Данный ремонт кровли выполнен ООО «ГУК-Краснодар» в октябре 2010 года и составлен акт выполненных работ.

С решением органов местного самоуправления об отказе в проведении капитального ремонта стен и потолочных перекрытий квартир №… и №… дома № … ул. … г.Краснодар, они не согласны, поскольку после приватизации жильцами квартир, дом принадлежал на праве собственности администрации МО г. Краснодар. Кроме этого, в соответствии с Законом Краснодарского края №429-КЗ от 17.12.01г. их дом включен в перечень памятников истории и культуры местного значения, и находится в государственной собственности Краснодарского края. Ссылка ответчиков на главу 6 ЖК РФ не соответствует законодательству, так как собственники приватизированных квартир являются собственниками внутренних помещений жилого дома, а весь дом администрацией МО г. Краснодар не передан после капитального ремонта в собственность товарищества собственников жилья по акту передачи, который вообще не создан в доме. На момент подачи иска жители квартир задолженности по оплате коммунальных платежей не имеют. Считают, что являются потребителями услуг по содержанию и текущему ремонту дома оказываемых исполнителем услуг - ООО «Городская управляющая компания-Краснодар». Администрация МО г. Краснодар, департамент городского хозяйства администрации МО г. Краснодар, департамент финансов Администрации МО г. Краснодар, являются исполнителями по капитальному ремонту дома. На протяжении нескольких лет исполнители услуг не оказывают надлежащих услуг, что приводит к причинению вреда имуществу потребителей в виде обрушения несущих стен дома, поломке кровли, обрушению потолочных перекрытий, деформации пластикового окна в квартире №… указанного дома.

На основании изложенного, просят суд признать необоснованным отказ администрации МО г.Краснодар, департамента городского хозяйства администрации МО г. Краснодар, департамента финансов администрации МО г. Краснодар, в производстве за счет средств местного бюджета администрации МО г. Краснодар капитального ремонта треснувших несущих стен и потолочных перекрытий квартир № … и №… дома № … литер «А» ул. … г. Краснодара. Признать необоснованным отказ ООО «Городская управляющая компания-Краснодар» в производстве за счет средств, отчисляемых собственниками жилых помещений на текущий ремонт, ремонта кровли над квартирами №… и №… дома №… литер «А» ул. … г. Краснодара. Обязать за счет средств местного бюджета (бюджета муниципального образования город Краснодар) администрацию муниципального образования г. Краснодар, департамент городского хозяйства администрации МО г. Краснодар, департамент финансов администрации МО г. Краснодар в установленный судом срок произвести капитальный ремонт треснувших наружных стен, потолочных перекрытий в квартирах №… и №… дома № … литер «А» ул. … г. Краснодар. Взыскать солидарно за счет средств местного бюджета (бюджета муниципального образования город Краснодар) с администрации муниципального образования г. Краснодар, департамент финансов администрации МО г. Краснодар, департамента городского хозяйства администрации МО г. Краснодар, а также за счет средств ООО «Городская управляющая компания-Краснодар» в пользу Шерстобитова В.Ф., Поповой Т.М. в качестве компенсации морального вреда денежные средства в размере 50 тыс. руб. каждому. Взыскать солидарно за счет средств местного бюджета (бюджета муниципального образования город Краснодар) с администрации муниципального образования г. Краснодар, департамента финансов администрации МО г. Краснодар, департамента городского хозяйства администрации МО г. Краснодар, а также за счет средств ООО «Городская управляющая компания-Краснодар» в пользу Шерстобитова В.Ф. судебные расходы в размере 250 руб., а также затраты на оплату услуг эксперта-специалиста в размере 5000 руб. Взыскать солидарно за счет средств местного бюджета (бюджета муниципального образования город Краснодар) с администрации муниципального образования г. Краснодар, департамента финансов администрации МО г. Краснодар, департамента городского хозяйства администрации МО г. Краснодар, а
также за счет средств ООО «Городская управляющая компания-
Краснодар» в пользу Поповой Т.М. оплату услуг представителя в размере 10 тыс. руб.

В судебном заседании истец Шерстобитов В.Ф., действующий также по доверенности Поповой Т.М., на удовлетворении требований настаивал, считает их законными и обоснованными, подлежащими удовлетворению в полном объеме. Суду пояснил, что капитальный ремонт должна проводить АМО город Краснодар, а текущий ООО «ГУК-Краснодар». Несмотря на то, что ремонт кровли в настоящее время произведен, требования о признании отказа ООО «ГУК-Краснодар» в производстве данных работ он поддерживает, поскольку в течение двух лет они незаконно отказывали в этом. Отказ от данных требований повлечет невозможность взыскания денежных средств с данного ответчика.

Представитель администрации муниципального образования город Краснодар Иванова И.Д., действующая по доверенности, в судебном заседании иск не признала. Пояснила, что истцом не указано, какой именно отказ администрации муниципального образования город Краснодар он обжалует. Указала на то, что бремя содержания имущества несут солидарно все собственники квартир многоквартирного дома. Обязанность органа местного самоуправления производить ремонт многоквартирного дома действующим законодательством не предусмотрена. Вопрос о проведении капитального ремонта должен рассматриваться на общем собрании собственников квартир дома. В данном случае выражена только воля двух собственников. Мнение остальных жильцов дома отсутствует, протокола общего собрания нет. Указала на то, что в муниципальной собственности находится только одна квартира данного многоквартирного жилого дома. Поэтому администрация муниципального образования город Краснодар может участвовать в проведении ремонта только в размере своей доли квартиры. Считает, что оснований для взыскания компенсации морального вреда нет, какими конкретно действиями причинен моральный вред и в чем он выражается истцами не указано. Также возражает против удовлетворения требований о взыскании судебных расходов и компенсации за фактическую потерю времени. В связи с этим просит отказать в удовлетворении заявленных требований.

Представитель ООО «ГУК-Краснодар» Байков И.В., действующий по доверенности, в судебном заседании иск не признал, по основания изложенным в отзыве. Пояснил, что ООО «ГУК-Краснодар» не является правопреемником МУ «ГУК-Краснодар». Считает, что оснований для взыскания в пользу истцов компенсации морального вреда, компенсации за фактическую потерю времени и судебных расходов не имеется. В связи с этим просит отказать в удовлетворении заявленных требований.

Представитель департамента финансов администрации муниципального образования город Краснодар в судебное заседание не явился, согласно ходатайству просит исключить департамент из числа ответчиков.

Представитель департамента городского хозяйства администрации муниципального образования город Краснодар в судебное заседание не явился, был надлежащим образом извещен о времени и месте слушания дела. О причинах неявки не сообщил.

В соответствии со ст.167 ГПК РФ суд вправе рассмотреть дело в отсутствие ответчика, извещенного о времени и месте судебного заседания, если он не сообщил суду об уважительных причинах неявки и не просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, пришел к следующему.

Как следует из материалов дела, 17.03.94г. на основании Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» между администрацией Первомайского района в лице главы администрации Кудинова В.В. и Мазалецкой О.Н. был заключен договор № … о передаче в собственность квартиры № … в доме коридорного типа № … по ул. … в г. Краснодаре (т.1 л.д. 344).

Шерстобитов В.Ф. является собственником квартиры №… по ул. … в г. Краснодаре на основании договора купли-продажи от 29.08.05г., заключенного с Мазалецкой О.Н. (т.1 л.д. 12).

26.09.05г. Шерстобитову В.Ф. выдано свидетельство серии … № … о государственной регистрации права собственности на вышеуказанную квартиру (т.1 л.д. 13).

20.02.94г. на основании Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» между администрацией Первомайского района в лице главы администрации Кудинова В.В. и Поповой Ф.Д. был заключен договор №… о передаче в собственность квартиры №… в доме коридорного типа №… по ул. … в г. Краснодаре (т.1 л.д. 264).

Попова Т.М. является собственницей квартиры №… по ул. … в г.Краснодаре на основании свидетельства о праве на наследство по завещанию серии … № … от 07.07.04 г. (т.1 л.д. 15).

04.08.04г. Поповой Т.М. выдано свидетельство серии … № … о государственной регистрации права собственности на вышеуказанную квартиру (т.1 л.д. 14).

Согласно выписке от 06.10.10г., в реестре муниципальной собственности муниципального образования город Краснодар значится только одна муниципальная квартира №… по ул. … в г. Краснодаре (т.1 л.д. 371-372).

Согласно акту №… от 22.10.09г., межведомственная комиссия по использованию жилищного фонда при администрации Центрального внутригородского округа г. Краснодара, утвержденная распоряжением главы администрации Центрального внутригородского округа от 14.05.09г. №…, по предписанию госжилинспекции Краснодарского края от 20.10.09г. № … произвела обследование многоквартирного жилого дома литер «А» по ул. ….

В результате визуального осмотра, комиссия установила: дом литер «А» двухэтажный, постройки 1918 г., с частичными коммунальными удобствами (газ бытовой и отопительный, вода, слив), стены дома кирпичные, кровля совмещенная (металл, шифер), в наружных стенах дома и внутри квартир наблюдаются многочисленные трещины, в местах сопряжения внутриквартирных перегородок со стенами дома значительные (раскрытием до 4 см.), в квартирах наблюдается просадка перегородок, местами наблюдается отслоение штукатурки стен и потолка, местами обрушение штукатурки потолка, полы в жилых помещениях деревянные, имеются щели, местами гниль (т.1 л.д. 353-354).

Согласно техническому заключению НОУ ЦПК «Строитель» №… от 15.03.10г., состояние кирпичных стен жилого дома по ул. … в Краснодаре следует признать ограниченно работоспособным, в настоящее время процесс развития трещин не стабилизировался, для дальнейшей безопасной эксплуатации здания необходимо проведение капитального ремонта. В первую очередь требуется выполнить мероприятия по отводу атмосферных осадков от торцевой стены и исключению попадания влаги под фундамент: удалить клумбу в углу здания со стороны двора, выполнить отмостку и продлить водосточную трубу; отремонтировать водосливной фартук на промежуточном карнизе (между первым и вторым этажами); забетонировать штробу с углублением в грунт и связать бетон подливки с фундаментом. Укрепление кирпичных стен второго этажа здания выполнить по специально разработанному проекту. Существующие трещины устранить во время ремонтных работ и работ по усилению стен - расшить, обеспылить, зачеканить полимерцементным раствором (т.1 л.д. 362-370).

Согласно акту № … от 03.06.10г. межведомственной комиссией по использованию жилищного фонда при администрации Центрального внутригородского округа г. Краснодара с учетом названного технического заключения также было принято решение о признании необходимым и возможным проведение капитального ремонта многоквартирного дома по ул. … «А» в соответствии с п. 47 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным постановлением Правительства РФ от 28.01.06г. № 47, с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации технических характеристик многоквартирного дома, указанных в техническом заключении НОУ ЦПК «Строитель» СРО НП «Региональное объединение проектировщиков Кубани» от 15.03.10г. №… (т.1 л.д. 359-361).

Согласно заключению №… от 03.06.10г., межведомственной комиссией по использованию жилищного фонда при администрации Центрального внутригородского округа г. Краснодара на основании акта межведомственной комиссии, составленного по результатам обследования 03.06.10г., в соответствии с п. 47 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным постановлением правительства РФ от 28.01.06г. №47, в жилом многоквартирном доме по ул. … литер «А» в г. Краснодаре необходимо проведение капитального ремонта с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации технических характеристик, указанных в техническом заключении (т.1 л.д. 356-358).

В соответствии со ст. 14 Жилищного кодекса РФ, п. 47 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным постановлением правительства РФ от 28.01.06г. № 47, на основании заключения межведомственной комиссии по использованию жилищного фонда при администрации Центрального внутригородского округа г. Краснодара от 03.06.10г. №… постановлением главы администрации муниципального образования город Краснодар от 05.08.10г. №… признано возможным и необходимым проведение капитального ремонта многоквартирного дома по ул. … литер «А» в г. Краснодаре. Собственникам помещений указанного многоквартирного дома рекомендовано провести ремонтные работы в соответствии с техническим заключением НОУ ЦПК «Строитель» СРО НП «Региональное объединение проектировщиков Кубани» от 15.03.10г. № … (т.1 л.д. 250).

Названное постановление собственниками помещений многоквартирного дома по ул. … литер «А» в г. Краснодаре в установленном порядке не оспаривалось и в настоящее время не оспаривается.

Заявляя требования о признании необоснованным отказа департамента городского хозяйства администрации МО г. Краснодар в производстве за счет средств местного бюджета администрации МО г. Краснодар капитального ремонта треснувших несущих стен и потолочных перекрытий квартир № … и №… дома № … литер «А» ул. … г. Краснодара Шерстобитов В.Ф. указывает, что данный отказ был изложен в письме департамента от 07.05.09г.

Вместе с тем, из письма департамента городского хозяйства администрации муниципального образования г. Краснодар от 07.05.09г. в адрес Шерстобитова В.Ф. усматривается, что по своей сути оно носит рекомендательный характер и имеет цель разъяснить собственникам помещений многоквартирного дома по ул. …, литер «А» в г. Краснодаре порядок реализации Постановления Правительства РФ №47 от 28.01.06г. «Об утверждении положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции». Каких либо сведений об отказе заявителю в производстве за счет средств местного бюджета администрации МО г. Краснодар капитального ремонта треснувших несущих стен и потолочных перекрытий квартир № … и №… дома № … литер «А» ул. … г. Краснодара данное письмо не содержит.

В материалах дела отсутствуют сведения, свидетельствующие об отказе истцу в производстве за счет средств местного бюджета администрации МО г. Краснодар капитального ремонта треснувших несущих стен и потолочных перекрытий квартир № … и №… дома № … литер «А» ул. … г. Краснодара, исходящие от администрации муниципального образования г. Краснодар, а также от департамента финансов администрации муниципального образования г. Краснодар.

Кроме того, учитывая, что в настоящее время ООО «ГУК-Краснодар» произведен текущий ремонт кровли дома № … литер «А» ул. … г. Краснодара, оснований для удовлетворения требований о признании необоснованным отказа ООО «ГУК-Краснодар» в части производства данных работ не имеется.

В соответствии со ст. 30 Жилищного кодекса РФ собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования. Пунктом 3 указанной статьи определено, что собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме.

В силу ст. 290 Гражданского кодекса РФ собственникам квартир в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование за пределами или внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры.

В соответствии со ст. 36 Жилищного кодекса РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы), а также крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения, земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства и иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома объекты, расположенные на указанном земельном участке. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности. Собственники помещений в многоквартирном доме владеют, пользуются и в установленных настоящим Кодексом и гражданским законодательством пределах распоряжаются общим имуществом в многоквартирном доме.

Согласно п. 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 г. № …, в состав общего имущества включаются: помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в этом многоквартирном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, колясочные, чердаки, технические этажи (включая построенные за счет средств собственников помещений встроенные гаражи и площадки для автомобильного транспорта, мастерские, технические чердаки) и технические подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения в многоквартирном доме оборудование (включая котельные, бойлерные, элеваторные узлы и другое инженерное оборудование); крыши; ограждающие несущие конструкции многоквартирного дома (включая фундаменты, несущие стены, плиты перекрытий, балконные и иные плиты, несущие колонны и иные ограждающие несущие конструкции); ограждающие ненесущие конструкции многоквартирного дома, обслуживающие более одного жилого и (или) нежилого помещения (включая окна и двери помещений общего пользования, перила, парапеты и иные ограждающие ненесущие конструкции); механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в многоквартирном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения (квартиры); земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом и границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета, с элементами озеленения и благоустройства; иные объекты, предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства многоквартирного дома, включая трансформаторные подстанции, тепловые пункты, предназначенные для обслуживания одного многоквартирного дома; коллективные автостоянки, гаражи, детские и спортивные площадки, расположенные в границах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.

Доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме собственника помещения в этом доме пропорциональна размеру общей площади указанного помещения (ст. 37 Жилищного кодекса РФ).

На основании п. 16 вышеназванных Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается: собственниками помещений - путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией в соответствии с ч. 5 ст. 161 и ст. 162 Жилищного кодекса РФ; путем заключения договора о содержании и ремонте общего имущества с лицами, оказывающими услуги и (или) выполняющими работы (при непосредственном управлении многоквартирным домом), - в соответствии со ст. 164 Жилищного кодекса РФ; товариществом собственников жилья, жилищным, жилищностроительным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом (при управлении многоквартирным домом) - путем членства собственников помещений в указанных организациях в соответствии с разделами V и VI Жилищного кодекса РФ; путем заключения собственниками помещений, не являющимися членами указанных организаций, договоров о содержании и ремонте общего имущества с этими организациями в соответствии с п. 2 ст. 138 Жилищного кодекса РФ.

Пункт 12 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливает, что собственники помещений вправе самостоятельно совершать действия по содержанию и ремонту общего имущества или привлекать иных лиц для оказания услуг и выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества с учетом выбранного способа управления многоквартирным домом.

Осмотры общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом проводятся собственниками помещений, лицами, привлекаемыми собственниками помещений на основании договора для проведения строительно-технической экспертизы, или ответственными лицами, являющимися должностными лицами органов управления товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива 17 или управляющей организацией, а при непосредственном управлении многоквартирным домом - лицами, оказывающими услуги и (или) выполняющими работы (п. 13 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме).

Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме определено, что результаты осмотра общего имущества оформляются актом осмотра, который является основанием для принятия собственниками помещений или ответственными лицами решения о соответствии или несоответствии проверяемого общего имущества (элементов общего имущества) требованиям законодательства Российской Федерации, требованиям обеспечения безопасности граждан, а также о мерах (мероприятиях), необходимых для устранения выявленных дефектов (неисправностей, повреждений) (п. 14 Правил).

Как следует из материалов дела, согласно решению общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме № … по ул. … (протокол № … от 21.02.08г.) выбран способ управления многоквартирным домом, расположенным по адресу: г. Краснодар, ул. …, - управление управляющей организацией (т.1 л.д. 270).

В связи с этим между собственниками помещений в многоквартирном доме № … по ул. … в г. Краснодаре и ООО «Городская управляющая компания-Краснодар» 21.02.08г. были заключены договоры управления многоквартирным домом (т.1 л.д.271-298).

В силу п. 2.4 заключенных договоров на управление многоквартирным домом № … по ул. … в г. Краснодаре содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме осуществляется ООО «ГУК-Краснодар» в соответствии с перечнями работ и услуг по содержанию и текущему ремонту, утвержденными собственниками помещений в многоквартирном доме на своем общем собрании.

В соответствии с условиями договоров управления управляющая организация обязана организовать работы по содержанию и текущему ремонту в объеме собранных средств, при этом работы и услуги, не включенные в перечни работ и услуг, оплачиваются собственниками дополнительно и оказываются управляющей организацией на договорной основе.

Как установлено судом, при заключении договоров управления многоквартирным домом № … по ул. … в г. Краснодаре работы по капитальному ремонту стен многоквартирного дома не утверждались собственниками на общем собрании и обязанность их проведения для ООО «ГУК-Краснодар» не установлена.

Вместе с тем, пунктом 1 постановления Правительства РФ от 28.09.2004 г. № 501 «Вопросы министерства регионального развития Российской Федерации» (в ред. Постановления Правительства РФ от 12.09.2008 г. № 664) определено, что Министерство регионального развития РФ является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

В письме Министерства регионального развития РФ от 14.10.2008 г. N 26084-СК/14 (пп. «В» п. 3) разъяснено, что законодательство Российской Федерации не предусматривает возможности одностороннего установления управляющей или подрядной организацией перечня услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, условий их оказания и выполнения, а также размера их финансирования. Эти положения должны быть согласно ч. 3 ст. 162 и ст. 164 Жилищного кодекса РФ указаны в заключенных договорах. В соответствии с п. 17 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 г. № 491 собственники помещений обязаны утвердить на общем собрании перечни услуг и работ, условия их оказания и выполнения, а также размер их финансирования. Жилищное законодательство не предусматривает обязанности выполнения услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме без соразмерной оплаты таких услуг и работ (п.п. 29 и 35 Правил содержания).

В соответствии со ст. 44 Жилищного кодекса РФ общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме является органом управления многоквартирным домом. К компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме относится принятие решений о реконструкции многоквартирного дома (в том числе с его расширением или надстройкой), строительстве хозяйственных построек и других зданий, строений, сооружений, ремонте общего имущества в многоквартирном доме.

Решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по вопросам, поставленным на голосование, принимаются большинством голосов от общего числа голосов принимающих участие в данном собрании собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением предусмотренных п.п. 1 - 3.1 ч. 2 ст. 44 настоящего Кодекса решений, которые принимаются большинством не менее двух третей голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме. Решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме оформляются протоколами в порядке, установленном общим собранием собственников помещений в данном доме (ст. 46 Жилищного кодекса РФ).

Учитывая указанные обстоятельства, для включения в договор управления работы по капитальному ремонту стен в многоквартирном доме требуется решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, принимаемое большинством не менее двух третей голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме.

Исходя из смысла названных норм права, в случае отсутствия такого решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме № … по ул. … в г. Краснодаре, управляющая организация ООО «ГУК-Краснодар» не вправе выполнять работы по капитальному ремонту и не может отвечать за последствия невыполнения таких работ.

В данном случае требования истцов направлены на реализацию мероприятий в отношении общего имущества в многоквартирном доме и затрагивают права и законные интересы всех собственников помещений в многоквартирном доме.

В соответствии со ст. 39 Жилищного кодекса РФ собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.

Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком ломе указанного собственника.

В соответствии со ст. 16 Федерального закона «О приватизации жилищного фонда РФ» № 1541-1 от 04.07.91г. за бывшим наимодателем сохраняется обязанность производить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда.

Такая обязанность, как следует из обзора законодательства и судебной практики Верховного Суда РФ за второй квартал 2007 года, в соответствии со ст. 16 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», возникшая у бывшего наймодателя (органа государственной власти или органа местного самоуправления) и не исполненная им на момент приватизации гражданином занимаемого в этом доме жилого помещения, сохраняется до исполнения обязательства.

С 01.03.05г. введен в действие Жилищный кодекс РФ. В соответствии со ст. 158 Жилищного кодекса РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.

Норма, возлагающая на собственника обязанность по содержанию принадлежащего ему имущества, содержится также и в ст. 210 Гражданского кодекса РФ.

Исходя из системного толкования ст. 16 вышеназванного Закона, ст. 158 Жилищного кодекса РФ и ст. 210 Гражданского кодекса РФ, после исполнения бывшим наймодателем обязательства по капитальному ремонту жилых помещений, а также общего имущества в многоквартирном доме обязанность по производству последующих капитальных ремонтов лежит на собственниках жилых помещений, в том числе на гражданах, приватизировавших жилые помещения.

Судом установлено, что администрация муниципального образования г. Краснодар являлась фактическим собственником многоквартирного дома № … по ул. … в г. Краснодаре до декабря 2001 года.

Достоверных сведений о том, что на момент приватизации квартир истцов бывший наймодатель надлежащим образом не исполнил свои обязанности по капитальному ремонту многоквартирного дома №… по ул. … в г. Краснодаре, что повлекло нарушение прав собственников в настоящее время, а также доказательств необходимости проведения капитального ремонта на момент приватизации жилых помещений, вопреки положениям ст. 56 ГПК РФ, суду не представлено. Как и не представлено доказательств надлежащего исполнения обязанности по проведению капитального ремонта дома собственниками приватизированных квартир.

При таких обстоятельствах, оценив в совокупности все доказательства по делу, суд не находит оснований для удовлетворения требований истцов о возложении на ответчиков обязанности за счет средств местного бюджета администрации МО г. Краснодар произвести капитальный ремонт треснувших несущих стен и потолочных перекрытий квартир № … и №… дома № … литер «А» ул. … г. Краснодара.

Кроме того, суд считает необходимым отказать истцам в удовлетворении требований о взыскании с ответчиков компенсации морального вреда, поскольку в нарушение требований ст. 56 ГПК РФ, истцы не представили суду доказательств причинения им морального вреда, не указали какие физические или нравственные страдания они понесли, а также не представили доказательств причинно-следственной связи между наступлением вреда и виновными действиями ответчиков.

Отказывая в удовлетворении исковых требований Шерстобитова В.Ф., Поповой Т.М., в силу ст. 98 ГПК РФ у суда также не имеется оснований для удовлетворения требований истцов в части взыскания с ответчиков судебных расходов.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении требований Шерстобитова В.Ф., Поповой Т.М. отказать.

Решение может быть обжаловано в краевой суд через районный суд в течение 10-ти дней со дня изготовления решения в окончательной форме путем подачи кассационной жалобы.

Судья -