К делу 2-3111/11
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
12 мая 2011 года Первомайский районный суд
г. Краснодара в составе
председательствующей Мордовиной С.Н.
при секретаре Никифоровой И.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Семенкова В.С. к Военному комиссариату Краснодарского края о перерасчете пенсии исходя из реальной стоимости продовольственного пайка,
УСТАНОВИЛ:
Семенков В.С. обратился в суд с иском к Военному комиссариату Краснодарского края о перерасчете пенсии исходя из реальной стоимости продовольственного пайка.
В обоснование требований указал, что является пенсионером Министерства обороны РФ. Его личное дело находится в Военном комиссариате Краснодарского края, который уполномочен Министерством обороны РФ осуществлять начисление и выплату причитающейся ему пенсии на основании «Положения о военных комиссариатах». 11.01.11г. он обратился к ответчику с заявлением выплатить ему задолженность по недовыплатам за продовольственный паек с учетом его реальной стоимости, 02.02.11г. получил отказ. Считает данный отказ незаконным, нарушающим его конституционные права, поскольку за период с 01.01.00г. по 01.12.07г. его пенсия должна быть рассчитана исходя из реальной стоимости продовольственного пайка, а не из размера компенсации, выплачиваемой взамен продовольственного пайка.
На основании изложенного, просит суд признать за ним право на перерасчет пенсии по нормам Закона РФ от 12.02.93г. №4468-1 «О пенсионном обеспечении военнослужащих…» с учетом стоимости общевойскового продовольственного пайка указанного в проекте Федерального Закона №40 1997-4 «О стоимости продовольственного пайка, выдаваемого военнослужащим» за период с 01.01.01г. по 31.12.07г. включительно. Обязать ответчика исполнить 26 решений Конституционного Суда РФ в том, чтобы выплатить задолженность по стоимости продовольственного пайка и применить статью 58 Закона РФ «О пенсионном обеспечении военнослужащих..», согласно которой сумма пенсии, не полученная пенсионером своевременно по вине органа назначающего или выплачивающего пенсию, выплачивается за прошлое время без ограничения каким-либо сроком. Взыскать с ответчика денежную сумму в размере 121000 рубле, как не выплаченную своевременно по составляющей в расчете пенсии «стоимость общевойскового продовольственного пайка». С учетом инфляции невыплаченных сумм по индексу потребительских цен, согласно данным Федеральной службы государственной статистики (территориального органа) взыскать с ответчика сумму 121000 рублей. За перенесенные нравственные и физические страдания, унизительное отношение, обман – в результате чего он заболел гипертонической болезнью 2 ст., взыскать с ответчика моральный ущерб в размере 242000 рублей.
В судебном заседании Семенков В.С. на удовлетворении заявления настаивал, считает требования законными и обоснованными, подлежащими удовлетворению в полном объеме.
Представитель военного комиссариата Краснодарского края Сотников Г.П., действующий на основании доверенности, против удовлетворения требований Семенкова В.С. возражал по основаниям, изложенным в отзыве на исковое заявление.
Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, пришел к следующему.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Семенков В.С. является пенсионером Министерства обороны РФ, получает пенсию, рассчитываемую и выплачиваемую Военным комиссариатом Краснодарского края.
11.01.11г. Семенков В.С. обратился в адрес военного комиссариата Краснодарского края с заявлением о пересмотре его пенсии исходя из реальной стоимости продовольственного пайка, а не из размера компенсации выплачиваемой взамен продовольственного пайка за период 2000 – 2007г.г., выплате ему задолженности.
Письмом Военного комиссариата по Краснодарскому краю от 02.02.11г. №… Семенков В.С. был уведомлен, что для пересмотра пенсии в связи с изменением месячной стоимости продовольственного пайка за период с 01.01.00г. по 01.12.07г. оснований не имеется.
С указанным ответом он не согласен, что послужило его обращение в суд с настоящими требованиями.
Законом РФ 1993 года № 4468-1 определены обстоятельства пересмотра назначенных пенсий. В частности - в соответствие с п. «б» статьи 49 Закона 1993г. №4468-1 пересмотр пенсии производится при увеличении денежного довольствия военнослужащих, состоящих на службе, исходя из уровня увеличения учитываемого при исчислении пенсий денежного довольствия соответствующих категорий военнослужащих.
Перечень оснований для пересмотра ранее назначенных пенсий, указанный в статье 49 Закона от 12.02.93г., является исчерпывающим и не может быть расширен без внесения изменений и дополнений в указанную статью.
Таким образом, законом установлено условие пересчета - увеличение какой либо части денежного довольствия, учитываемого при исчислении пенсии (статья 43 закона). А именно - оклада по занимаемой воинской должности, оклада по воинскому званию, процентной надбавки за выслугу лет либо месячной стоимости соответствующего продовольственного пайка.
Федеральный закон "О статусе военнослужащих", закрепляющий основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, устанавливает ряд государственных гарантий и компенсаций, призванных обеспечить указанным лицам социальную защиту, соответствующую их особому статусу, в том числе предусматривает в качестве дополнительной меры социальной защиты военнослужащих продовольственное обеспечение.
Вопросы продовольственного обеспечения военнослужащих регулировались нормами пункта 1 статьи 14 названного Федерального закона (оно осуществлялось по нормам и в сроки, которые устанавливались Правительством Российской Федерации, в порядке, определяемом Министерством обороны Российской Федерации, в одной из следующих форм: организация питания по месту службы, выдача продовольственного пайка, выплата денежной компенсации взамен положенного продовольственного пайка в размере его стоимости), которые реализуются в соответствии с иными нормативными актами, в том числе федеральными законами о федеральном бюджете, а также Положением о продовольственном обеспечении Вооруженных Сил Российской Федерации на мирное время (приказ Министра обороны РФ 2000г. N 400).
Исходя из смысла указанных правовых норм денежное довольствие
военнослужащих, состоящих на службе, в том числе и применяемого для
исчисления пенсии, устанавливается Правительством Российской
Федерации. При этом в денежное довольствие для исчисления пенсии
законом включалась месячная стоимость соответствующего продовольственного пайка, выдаваемого военнослужащим. Нормы продовольственного обеспечения военнослужащих также устанавливаются Правительством Российской Федерации и лишь порядок этого обеспечения определяется Министерством обороны.
Продовольственное обеспечение военнослужащих осуществлялось (по ноябрь 2007 года) в виде организованного питания или выдачи продпайка в натуральном виде либо по просьбе военнослужащего в виде выплаты денежной компенсации в размере его стоимости.
Размер денежной компенсации взамен продовольственного пайка из расчета 20 рублей в сутки впервые был установлен Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2000 год» и в последующем не изменялась.
Поскольку военнослужащим, проходящим военную службу,
выплачивалась денежная компенсация взамен положенного продовольственного пайка в размере 20 рублей в сутки, то применять при перерасчете пенсии пенсионерам из их числа иной размер денежной компенсации взамен положенного продовольственного пайка (ежемесячной денежной продовольственной компенсации) Минобороны России не правомочно, так как это противоречит действующему законодательству и принципу равенства прав, закрепленному в статье 19 Конституции Российской Федерации. Пенсия не может исчисляться из денежных сумм, которые военнослужащему не выплачиваются - данное положение прямо следует из 43, 49 статей закона 1993 г. № 4468-1 и п. 14 постановления Совмина-Правительства РФ 1993 г. № 941.
В действительности реальная стоимость продпайка отличается от денежной компенсации, выплачиваемой вместо него. Однако реальная стоимость продпайка никаким государственным органом не устанавливалась и официально не утверждалась и, соответственно, ей не может быть придана юридическая сила. Стоимость продпайка ежемесячно рассчитывалась Центральным продовольственным управлением Минобороны России по согласованию с Главным управлением военного бюджета и финансирования - исходя из среднестатистических (потребительских) цен на продукты питания, устанавливаемых Госкомстатом России, исключительно для формирования бюджетной заявки, определяющей потребность Вооруженных Сил в бюджетных средствах на продовольственное обеспечение войск (флота) в условиях выполнения ими задач по защите Отечества.
Выбор способов определения размера различных видов денежных компенсаций и критериев индексации, выступающей в качестве антиинфляционной меры для компенсационных выплат, является прерогативой законодателя, который вправе устанавливать и изменять их.
Таким образом, установлено, что размер денежной компенсации взамен продпайка, установленный Законом, может быть изменен только Законом. Учитывая Конституционный принцип разделения властей, применение иных размеров этой денежной компенсации не находится в ведении суда.
Кроме того, вопрос правомерности применения размера денежной компенсации взамен продовольственного пайка при исчислении пенсий неоднократно рассматривался Верховным Судом Российской Федерации.
Так Определением коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 19 октября 2004 года № 46-В04-19 подтверждено, что «...подход для определения части (денежной продовольственной компенсации или месячной стоимости продовольственного пайка) денежного довольствия, учитываемого при расчете и пересмотре пенсий, должен быть единообразным с целью избежания неравенства при определении ее денежного выражения. Следовательно, пересмотр пенсий бывшим военнослужащим также должен производиться исходя из ежемесячной денежной компенсации продовольственного пайка, установленной федеральным законом для военнослужащих, проходящих действительную военную службу. При этом данными, содержащимися в справках, информациях различных должностных лиц и организаций относительно размеров ежемесячной денежной продовольственной компенсации или стоимости пайка, руководствоваться нельзя».
Эта же позиция изложена в Обзоре судебной практики по гражданским делам Верховного Суда РФ за четвертый квартал 2004 года (утв. постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 9 февраля 2005г.), решении ВС РФ от 4 мая 2006г. N ВКПИ06-36, определении ВС РФ от 14 мая 2010г. N 21-В10-1.
В силу положение Федерального закона от 14 июня 1994 года N 5-ФЗ "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания" на территории Российской Федерации применяются только те федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания, которые официально опубликованы.
В обоснование заявленных требований истец ссылается на некий проект Федерального закона, якобы устанавливающий размер стоимости продовольственного пайка на 2000-2007г.г. Однако, органами государственной власти упомянутый «документ» не принимался, не публиковался и, соответственно, не является нормативно-правовым актом имеющим юридическую силу, и не может служить основанием для исчисления (пересчета) ранее назначенных пенсий пенсионерам Минобороны России.
Ссылка истца на ряд Определений Конституционного Суда РФ безосновательна, поскольку конституционность соответствующих норм, связанных с исполнением Федерального закона «О статусе военнослужащего» и Закона Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу...» заявителями при обращении в Конституционный Суд РФ не оспаривалась. Обеспечение правильности выбора, применения и истолкования правовых норм не входят в полномочия Конституционного Суда Российской Федерации, как они определены в статье 125 Конституции Российской Федерации и статье 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации".
Требования истца о возмещении ему морального вреда, причиненного ему военным комиссариатом, суд также находит неправомерными.
Исходя из смысла нормы закона, предусмотренной ст. 151 первой части ГК РФ, граждане могут требовать за причинение вреда в сфере властно-административных отношений наряду с другим возмещением и компенсацию морального вреда лишь для случаев причинения гражданину морального вреда действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага. В иных случаях компенсация морального вреда может иметь место при наличии указания об этом в законе.
В соответствии с действующим законодательством обязательными условиями наступления ответственности за причинение морального вреда являются наступление вреда, противоправность поведения причинителя вреда, вина причинителя, а также причинная связь между наступлением вреда и противоправным поведением причинителя вреда. Исключение (независимо от вины причинителя вреда) составляют случаи прямо предусмотренные законом: Например, когда:
- вред причинен жизни или здоровью гражданина источником
повышенной опасности;
- вред причинен гражданину в результате его незаконного осуждения,
незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу
или подписки о невыезде, незаконного наложения административного
взыскания в виде ареста или исправительных работ;
- вред причинен распространением сведений порочащих честь,
достоинство и деловую репутацию (ст. 1100 второй части ГК РФ).
В нарушение ст. 55, 56 ГПК РФ, каких либо достоверных доказательств, на основе которых суд мог бы с достоверностью установить в чем конкретно выразились нравственные страдания истца, насколько они были реальными и глубокими с учетом его личности и состояния здоровья, а также предшествовали ли им по времени неправомерные действия военного комиссариата края и были ли они вызваны именно этими действиями, в суд не представлено.
При таких обстоятельствах, оценив в совокупности все доказательства по делу, суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований Семенкова В.С., считает необходимым в их удовлетворении отказать в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении требований Семенкова В.С. отказать.
Решение может быть обжаловано в краевой суд через районный суд в течение 10-ти дней.
Судья –