К делу 2-393/11 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 14 апреля 2011 года Первомайский районный суд г. Краснодара в составе председательствующей Медоевой Е.Н. при секретаре Никифоровой И.С. рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Сивухина С.С. к Военному комиссариату Краснодарского края об индексации ежемесячной денежной компенсации за вред здоровью, взыскании задолженности по выплате денежной компенсации, УСТАНОВИЛ: Сивухин С.С. обратился в суд с иском к Военному комиссариату Краснодарского края об индексации ежемесячной денежной компенсации за вред здоровью, взыскании задолженности по выплате денежной компенсации. В обоснование требований указал, что является инвалидом второй группы вследствие увечья, связанного с участием в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, и получателем ежемесячной денежной компенсации за вред здоровью. На основании Федерального Закона РФ №5-ФЗ ответчик назначил и выплачивал ему с 15.03.2003г. по настоящее время ежемесячную денежную компенсацию в возмещение вреда здоровью в размере 2500 рублей. На основании Постановления Правительства РФ от 08.06.2001 №455 "Об утверждении порядка и условий возврата недополученных денежных компенсаций гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие чернобыльской катастрофы" военный комиссариат Краснодарского края выплатил ему единовременно недополученную денежную компенсацию в возмещение вреда, причинённого здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы, за период с 02.06.1998г. по 15.02.2001г. из расчёта в размере 4566,64 рублей за каждый месяц. Считает, что с введением в действие закона Российской Федерации от 12.02.2001 №5-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", с переходом на фиксированные выплаты, равные 2500 рублей, при возмещении вреда, причинённого радиационной катастрофой, военный комиссариат Краснодарского края фактически отступил от конституционно-правовых обязанностей, вытекающих из смысла статей 1, 2, 7, 18 и 53 Конституции Российской Федерации, чем умалил и недопустимо ограничил его конституционно защищаемые права и интересы, снизил уровень социальной защиты, гарантированной государством. Считает, что индексация ежемесячных денежных компенсаций в возмещение вреда здоровью, назначенная военным комиссариатом Краснодарского края и выплаченная за период с 02.06.98г. по 15.02.01г. в размере 4566,64 рублей в месяц должна быть проиндексирована исходя из разъяснения Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 20.12.10г. №…. В связи с чем, согласно представленному расчету, законная сумма возмещения вреда здоровью на 01.01.11г. должна составлять 63312,49 рублей. Таким образом, задолженность ответчика без учета индексации согласно п. 16 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 05.04.07г. составляет 4153825,86 рублей. Кроме того, считает, что сумма задолженности по ежемесячным и другим предусмотренным базовым Законом платежам, образовавшаяся в результате выплаты таких сумм в меньшем размере, чем это предусмотрено законом, подлежат индексации с учетом индекса роста потребительских цен, так как задержка таких выплат в связи с инфляцией причинила ему имущественный вред, на что прямо указывает п. 16 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 05.04.07г. Согласно представленному расчету, сумма задолженности ответчика, с учетом указанной индексации составляет 7057396 рублей 56 копеек. На основании изложенного, просит суд взыскать в свою пользу с Российской Федерации, в лице Центра социального обеспечения военного комиссариата Краснодарского края г.Краснодара, за счет средств Федерального бюджета сумму задолженности по ежемесячной денежной компенсации за вред здоровью в размере 7 057 396 рублей 56 копеек единовременно. Обязать Центр социального обеспечения военного комиссариата Краснодарского края г.Краснодара назначить и в установленном законодательством порядке и обеспечить, начиная с 01.03.2011г., ежемесячную компенсацию за вред здоровью в размере 63 312 рублей 49 копеек с последующей ежегодной индексацией ее в соответствии с Законом. В судебном заседании истец Сивухин С.С. на удовлетворении заявления настаивал, считает требования законными и обоснованными, подлежащими удовлетворению в полном объеме. Представитель военного комиссариата Краснодарского края Шевелев В.Г., действующий на основании доверенности, против удовлетворения требований Сивухина С.С. возражал по основаниям, изложенным в отзыве на исковое заявление. Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, пришел к следующему. Как установлено судом и лицами, участвующими в деле, не оспаривается, Сивухин С.С. является участником ликвидации аварии на ЧАЭС, что подтверждается удостоверением серия …, выданным на имя Сивухина С.С. 08.07.2002 г. (л.д. 16). В связи с увечьем, полученным вследствие выполнения обязанностей военной службы, связанных с аварией на ЦАЭС, истцу установлена вторая группа инвалидности, что подтверждается справкой сер. … № …, выданной Краснодарским городским бюро медико-социальных экспертиз 06.05.2000 г. (л.д. 14). В соответствии с законом РФ от 15.05.1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» истцу производится выплата ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью. Факт назначения и осуществления указанных выплат истцом не оспаривается. Судом установлено, что в 2003 году в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации №455 от 08.06.2001г. "Об утверждении порядка и условий возврата недополученных денежных компенсаций гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие чернобыльской катастрофы" истцу был произведен возврат недополученной компенсации за период с 2.06.1998г. по 15.02.2001г. Согласно порядку и условиям выплаты, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации №455 от 08.06.2001г., расчет суммы доплаты произведен с применением размера денежного довольствия истца на январь 2003 года (с учетом степени утраты трудоспособности - 80%), что составляло в то время 4566,66 руб. Данная сумма была умножена на количество месяцев периода и таким образом, была получена сумма 175626,28 руб. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 20.12.2010г. №21-11 предусматривает право граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС на исчисление ежемесячных компенсаций вреда в том же размере, в каком им были исчислены неполученные суммы возмещения вреда здоровью, случае истца - 4566,66 руб. исчисленные в нормах 2003 года. Поскольку сумма денежного довольствия, для расчета выплаты была исчислена в 2003 году исходя из норм денежного довольствия 2003 года, индексировать эту сумму ранее 1 января следующего 2004 года суд считает невозможным. Как усматривается из расчета истца, денежное довольствие, исчисленное по нормам 2003 года он индексирует с применением индекса роста величины прожиточного минимума: с 1.07.2000г. на 1,581, с 1.01.2001г. на 1,515, с 1.01.2002г. на 2,086, с 1.01.2003 г. на 1,223, что является повторной индексацией и является недопустимым. Аналогичной позиции придерживается Верховный суд Российской Федерации, определением которого от 4.12.2009г. №… (дело по иску Мосовича С.А.) подобный подход к индексации выплат был признан неверным. Таким образом, вопреки позиции Конституционного суда, истец применяет в расчете компенсации иную сумму, значительно большую чем та, из которой ему была исчислена доплата. Индексация назначенных истцу в твердой денежной сумме в соответствии с пунктом 15 части 1 статьи 14 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» ежемесячных выплат в возмещение вреда здоровью, причиненного в результате участия в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, пропорционально изменению прожиточного минимума в субъекте Российской Федерации, не соответствует требованиям закона. Указанные выплаты индексируются с 19 июня 2002 г. исходя из уровня инфляции, установленного Федеральным законом от 30 декабря 2001г. № 194-ФЗ «О Федеральном бюджете на 2002 год» и Федеральным законом от 24 декабря 2002 г. № 176-ФЗ «О Федеральном бюджете на 2003 год», в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (статья 3 Федерального закона от 26 апреля 2004 г. № 31 -ФЗ). Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 мая 2005 г. № 326 утверждены Правила индексации размеров некоторых ежемесячных денежных компенсаций и иных выплат за период с 19 июня 2002 г. по 31 мая 2004 г. гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, членам их семей и возврата в 2005-2006 годах недополученных сумм, которые предусматривают, в частности, размер выплат для инвалидов 2 группы с 1 января 2003 г. - 3136 руб., а с 1 января 2004 г. - 3450 руб. В дальнейшем, порядок индексации названных сумм, также определяется постановлениями Правительства РФ, с учетом уровня инфляции, установленного Федеральным законом "О федеральном бюджете" на соответствующий год. Доводы истца относительно необходимости индексации пропорционально росту величины прожиточного минимума назначенных ему ежемесячных выплат в возмещение вреда здоровью, причиненного вследствие участия в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, являются неверными, основанными на неправильном толковании норм материального права, поскольку на момент его обращения с настоящим иском законодателем предусмотрена индексация указанных выплат исходя из уровня инфляции, в связи с чем применение ранее действовавшего порядка невозможно. Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что доплату ежемесячных выплат в возмещение вреда здоровью, причиненного в результате участия в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС истцу следует начислить следующим образом: -за период с 15.02.2001 по 31.12.2003г. сумму денежного довольствия, примененную ответчиком в 2003 году при исполнении Постановления Правительства Российской Федерации №… от 08.06.2001г. (4566,66, руб.), умножить на количество месяцев (34,5 мес.) и вычесть из полученного ранее выплаченные суммы компенсации вреда (с 15.02.2001 по 18.06.2002г. - 2500 руб., с 19.06.2002 по 31.12.2002 - 2800 руб., с 1.01.2003 по 31.12.2003г.-3136 руб.); - с 1.01.2004 года следует проиндексировать суммы денежного довольствия (4566,66 руб.) на коэффициент инфляции 2004 года (1,1) умножить проиндексированную сумму на 12 месяцев 2004 года, а из полученного вычесть ранее выплаченные суммы за этот год (с 1.01.2004 по 31.12.2004г. - 3450,0 руб.); подобным образом следует поступить при начислении за 2005 год и последующие годы. Таким образом, согласно приложенному расчету ответчика, который суд находит верным и обоснованным, начиная с 1.03.2011г. выплате истцу подлежит ежемесячная компенсация в размере 9601,69 руб. ежемесячно и доплата за период с 15.02.2001 по 28.02.2011г. в размере 247032,04 единовременно. В пункте 16 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 14 декабря 2000 года N 35, в редакции Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 5 апреля 2005 года N7 указывается, что поскольку задержка выплаты назначенных сумм возмещения вреда, нанесенного здоровью вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, в связи с инфляцией причиняет имущественный вред истцу, то суд вправе удовлетворить его требование об индексации названных сумм с учетом индекса роста потребительских цен, рассчитанного государственными органами статистики Российской Федерации. По этим же основаниям суд вправе удовлетворить требование об индексации сумм задолженности по ежемесячным и другим предусмотренным базовым Законом платежам, образовавшейся в результате выплаты таких сумм в меньшем размере, чем это предусмотрено законом, в том числе в связи с отказом в их индексации. Учитывая изложенное, суд находит обоснованным требование истца об индексации задолженности по ежемесячным и другим предусмотренным базовым Законом платежам, образовавшейся в результате выплаты таких сумм в меньшем размере, чем это предусмотрено законом с учетом индекса роста потребительских цен, поскольку задержкой указанных выплат в связи с инфляцией причинен имущественный вред истцу. Согласно имеющемуся в материалах дела расчету, представленному представителем военного комиссариата Краснодарского края сумма задолженности ответчика по ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью, с учетом индексации составляет 429109 рублей 15 копеек. Оснований в правильности приложенного расчета ответчика у суда не имеется. При таких обстоятельствах, оценив в совокупности все доказательства по делу, суд приходит к выводу о необходимости частичного удовлетворения требований истца об индексации ежемесячной денежной компенсации за вред здоровью, взыскании задолженности по выплате денежной компенсации. Отказывая в удовлетворении требований истца в заявленном объеме, суд также учитывает, что законодательством РФ ограничен размер ежемесячных денежных сумм возмещения вреда. Так статьей 2 Федерального Закона от 12.02.2001г. №5-ФЗ установлено, что в случае, если размер указанной суммы превышает по размеру предусмотренную компенсацию, то выплачивается ранее назначенная сумма, но не превышающая максимального размера ежемесячной страховой выплаты, установленного Федеральным законом о бюджете Фонда социального страхования РФ на очередной финансовый год. На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Взыскать с военного комиссариата Краснодарского края, за счет средств Федерального бюджета в пользу Сивухина С.С. сумму задолженности по ежемесячной денежной компенсации за вред здоровью в размере 429109 рублей 15 копеек единовременно. Обязать военный комиссариат Краснодарского края г.Краснодара назначить и в установленном законодательством порядке и обеспечить, начиная с 01.03.2011г., ежемесячную компенсацию за вред здоровью в размере 9601 рублей 69 копеек с последующей ежегодной индексацией ее в соответствии с Законом. Решение может быть обжаловано в краевой суд через районный суд в течение 10-ти дней. Судья –