дело № 2-4089/11 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 14 июня 2011 года Первомайский районный суд г. Краснодара в составе председательствующей Мордовиной С.Н. при секретаре Никифоровой И.С., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Савченко С.А. о признании бездействия департамента муниципальной собственности и городских земель незаконными и возложении обязанности по передаче в собственность земельного участка за плату, УСТАНОВИЛ: Савченко С.А. обратился в суд с заявлением о признании бездействия департамента муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования г.Краснодар незаконными и возложении обязанности по передаче в собственность земельного участка за плату. В обоснование требований указал, что ему на основании решения Первомайского районного суда от 26.12.08г. принадлежит на праве собственности незавершенный строительством объект — производственная база, площадью 150 кв.м., расположенная по адресу: г. Краснодар, ул. …, находящаяся на земельном участке площадью 2,45 гектара. Право собственности за Савченко С.А. на указанную производственную базу зарегистрировано в установленном порядке в УФРС по Краснодарскому краю. Савченко С.А., являясь собственником производственной базы с целью реализации своего права о передаче ему в собственность земельного участка за плату, на котором находится объект недвижимости неоднократно в силу требований ст. ст. 35,36 ЗК РФ и ст. ст. 6, 7, 10, 11 Закона Краснодарского края «Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае» обращался в департамент муниципальной собственности и городских земель со всеми необходимыми для этого документами. Савченко С.А. был сформирован земельный участок, общая площадь которого составила 18991 кв.м., который состоит из двух через полосых земельных участков, которые поставлены на кадастровый учет и им присвоены кадастровые номера №…, площадью 13804 кв.м. и №…, площадью 5187 кв.м. Однако же до настоящего времени департаментом г. Краснодар не предпринято надлежащих мер к подготовке необходимых документов и распоряжения о передаче указанного земельного участка ему за плату. Считает, что своим бездействием департамент муниципальной собственности и городских земель г.Краснодар нарушает его права как собственника объекта недвижимости на котором находится земельный участок для получение его в собственность в силу ст. 35, 36 ЗК РФ за плату. На основании изложенного, просит суд признать бездействие департамента муниципальной собственности администрации муниципального образования г. Краснодар по передаче Савченко С.А. в собственность за плату земельного участка площадью 18991 кв.м., расположенного по адресу: г. Краснодар, ул. … неправомерным. Обязать департамент муниципальной собственности и городских земель муниципального образования г. Краснодар передать Савченко С.А. в собственность за плату по цене, установленной администрацией муниципального образования г.Краснодар земельный участок, площадью 18991 кв.м., расположенный по адресу: г. Краснодар, ул. …. В судебном заседании Савченко С.А. через своего представителя Кривкова А.С., действующего на основании доверенности, на удовлетворении требований настаивал, считает их законными и обоснованными, просил удовлетворить их в полном объеме. Суду пояснил, что в силу требований закона имеет право на приватизацию спорного земельного участка, факт обращения в департамент муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования г. Краснодар с заявлением о предоставлении земельного участка подтвержден материалами дела(л.д.26). В настоящее время на счет муниципального образования внесена плата за земельный участок в размере 2000000 рублей, однако департамент бездействует в предоставлении ему земельного участка в собственность за плату. Представитель департамента муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования г. Краснодар Мартыновская Т.Л., действующая на основании доверенности, против удовлетворения требований Савченко С.А. возражала. Пояснила, что заявителем не доказан факт досудебного обращения с заявлением о предоставлении земельного участка с приложением требуемых документов. За входящим номером департамента числится обращение другого лица, следовательно, оснований для признания незаконным бездействия департамента оснований не имеется. Кроме того, заявителем не представлено доказательств, на каком именно земельном участке находится производственная база, площадью 150кв.м., кадастровые номера земельных участков, на которые ссылается заявитель, аннулированы. Кадастровый паспорт на земельные участки не предоставлялся. Просит в удовлетворении требований отказать. Представитель администрации муниципального образования г. Краснодар Иванова И.Д., действующая на основании доверенности, поддержала позицию представителя департамента муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования г. Краснодар, считает требования незаконными и необоснованными. Пояснила, что основанием для перечисления денежных средств в счет платы за земельный участок должно являться распоряжение администрации муниципального образования г. Краснодар о предоставлении земельного участка, где указывается размер и расчет платы. Учитывая, что до настоящего времени соответствующее распоряжение не издавалось, оснований для внесения оплаты за земельный участок истцом не имелось. Просит в удовлетворении требований отказать. Суд, выслушав представителя заявителя, представителей заинтересованных лиц, исследовав материалы дела, пришел к следующему. Как установлено судом, на основании решения Первомайского районного суда от 26.12.08г. Савченко С.А. принадлежит на праве собственности незавершенный строительством объект недвижимости, общей площадью застройки 150 кв.м., степень готовности: 8%, расположенный по адресу: г. Краснодар, Карасунский округ, ул. …, дом №…, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии … №… (л.д. 7-9). В соответствии со ст. 36 ЗК РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом. Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами. Для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта. Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, установлен Приказом Минэкономразвития РФ от 30.10.07г. N 370 "Об утверждении перечня документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения". Статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах компетенции. В соответствии со статьями 6 и 35 закона Краснодарского края от 5.11.02г. № 532-КЗ «Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае» до разграничения государственной собственности на землю орган местного самоуправления управляет и распоряжается земельными участками, находящимися на территории муниципального образования. Согласно пункту 1 статьи 48 Устава муниципального образования город Краснодар администрация муниципального образования город Краснодар осуществляет полномочия по управлению и распоряжению муниципальной собственностью муниципального образования город Краснодар. В соответствии с пунктом 2.1 и пунктом 2.2 «Положения о департаменте муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования город Краснодар», утвержденного решением городской Думы Краснодара от 15.12.05г. №… 11.19, департамент муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования город Краснодар осуществляет управление и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального образования город Краснодар, в порядке, определенном городской Думой Краснодара, а также подготовку материалов по вопросам распоряжения земельными участками на территории муниципального образования город Краснодар. Таким образом, судом установлено, что для инициирования процесса приватизации земельного участка, расположенного под принадлежащим заявителю строением, расположенным по адресу: по адресу: г. Краснодар, Карасунский округ, ул. …, ему следовало обратиться с заявлением на имя главы муниципального образования в администрацию муниципального образования г. Краснодар о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта, а также иных документов согласно предусмотренному законом перечню. Заявляя требования о признании бездействия департамента муниципальной собственности и городских земель незаконными, заявитель указывает, что с целью реализации своего права на передачу ему в собственность земельного участка за плату, на котором находится принадлежащий ему объект недвижимости, он неоднократно в силу требований ст. ст. 35,36 ЗК РФ и ст. ст. 6, 7, 10, 11 Закона Краснодарского края «Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае» обращался в департамент муниципальной собственности и городских земель со всеми необходимыми для этого документами, однако до настоящего времени его заявления не удовлетворены. В материалах дела имеется незаверенная надлежащим образом копия заявления Савченко С.А. со штампом департамента муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования город Краснодар с входящим номером №… от 29.07.09г., однако согласно представленным представителями заинтересованных лиц выпискам из информационной базы департамента, под №… числится обращение Сидоренко О.А. об определении порядка помесячной оплате за аренду земельного участка. В материалах дела также имеется технический отчет по определению границ объекта недвижимости, а именно земельных участков расположенных вдоль автотрассы Ростов-Джубга в Карасунском округе, с указанием кадастровых номеров … и … и кадастровые паспорта от 22.06.09г. на земельные участки, расположенные по ул. … с кадастровыми номерами … и …, данные документы противоречат друг другу, документы о формировании земельного участка общей площадью 18991 кв.м. отсутствуют. Кроме того, согласно данным информационной базы ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Краснодарскому краю кадастровые паспорта от 22.06.09г. с кадастровыми номерами … и … аннулированы. В статье 6 Земельного Кодекса РФ закреплено, что земельный участок, как объект земельных отношений представляет собой часть поверхности земли (в том числе почвенный слой), границы, которой описаны и удостоверены в установленном порядке (ст. 19-24 Закона о землеустройстве, ст. 1,9-15 Закона о кадастре, ст. 68-70 Земельного Кодекса). Доказательств того, что истребуемый заявителем земельный участок прошел кадастровый учет суду не представлено, в связи с чем, невозможно установить его точную площадь, границы (с учетом красных линий, смежных земельных участков, естественных границ земельного участка), а, следовательно, невозможно рассматривать его как объект земельных отношений. На основании статьи 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности. Несмотря на то, что ст. 249 ГПК РФ возлагает обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для оспариваемых действий (бездействия) органов местного самоуправления на органы которые совершили оспариваемые действия (бездействие). Обязанность по доказыванию нарушения прав и законных интересов заявителя данными действиями (бездействием), в силу ст. ст. 3, 56 ГПК РФ лежит непосредственно на заявителе. Вместе с тем, учитывая установленные по делу обстоятельства, заявителем не доказан факт его обращения в департамент муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования г. Краснодар с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта, а также иных документов согласно предусмотренному законом перечню, следовательно, судить о незаконности бездействия департамента муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования г. Краснодар в данном случае не представляется возможным. К доводам представителя заявителя о том, что в качестве оплаты за истребуемый земельный участок на счет муниципального образования заявителем переведена сумма в размере 2 000 000 рублей, что подтверждает приобретение земельного участка в собственность, суд относится критически, поскольку в соответствии со ст. 36 ЗК РФ основанием, порождающим приобретение права на земельный участок является соответствующее распоряжение администрации муниципального образования г. Краснодар, в котором устанавливается порядок определения цены земельного участка, а также порядок его оплаты. Оценив в совокупности доказательства по делу, пояснения сторон, суд не находит оснований для удовлетворения требований Савченко С.А. о признании бездействия департамента муниципальной собственности и городских земель незаконными и возложении обязанности по передаче в собственность земельного участка за плату, поскольку данные требования не нашли своего подтверждения в ходе судебного разбирательства, являются незаконными и необоснованными. На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: В удовлетворении требований Савченко С.А. отказать. Решение может быть обжаловано в краевой суд через районный суд в течение 10-ти дней. Судья –