Решение по иску Гагушкина Е.К. к Управлению социальной защиты населения в Центральном внутригородском округе г. Краснодара об индексации ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью и взыскании недополученной суммы



К делу№2-4508/11

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

22 июня 2011 года                                                Первомайский районный суд г. Краснодара в составе

председательствующей            Медоевой Е.Н.

при секретаре                Скрипка К.Е.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Гагушкина Е.К. к Управлению социальной защиты населения в Центральном внутригородском округе г. Краснодара об индексации ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью и взыскании недополученной суммы,

УСТАНОВИЛ:

Гагушкин Е.К. обратился в суд с иском к Управлению социальной защиты населения в Центральном внутригородском округе г. Краснодара об индексации ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью и взыскании недополученной суммы.

    В обоснование своих требований пояснил, что он является инвалидом 2-ой группы, инвалидность связана с участием в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС. С 01.01.2004 года истец поставлен на учет в управлении социальной защиты населения и ему установлена выплата в возмещение вреда здоровью в твердом размере. Определенный для инвалидов 2 группы размер ВВЗ - 2 500 рублей на момент назначения этой выплаты Гагушкину Е.К. за прошедшее время подвергся инфляционным процессам. Частью третьей статьи 5 базового Закона предусмотрена защита от инфляции сумм возмещения вреда в полном размере в порядке, определяемом законодательством РФ. На этом основании считает, что имеет право требовать восстановления покупательской способности этой компенсации. На момент установления истцу ежемесячного возмещения вреда здоровью в твердом размере ответчик проиндексировал установленные для инвалидов 2 группы суммы в размере 2 500 рублей за 2002 и 2003 год и установил к выплате 3 400 рублей. Однако проведенная индексация не в полной мере учитывает уровень реальной инфляции. С января 2002 года законодатель изменил критерий индексации, суммы ежемесячных выплат подлежали ежегодной индексации пропорционально росту величины прожиточного минимума в целом по Российской Федерации. Несмотря на то, что указанная норма вступила в силу с 15 февраля 2001г., первая ежегодная индексация с учетом роста прожиточного минимума могла быть произведена только по истечении данного календарного года, то есть с января 2002 года. Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 19 июня 2002г. №… признаны противоречащим конституционным принципам порядок индексации сумм возмещения вреда здоровью исходя из роста величины прожиточного минимума за год в целом по Российской Федерации, и до внесения соответствующих изменений в законодательство суды при рассмотрении конкретных дел после 15 февраля 2001г. ориентированы на принятие решений о выплате сумм возмещения вреда с учетом их ежегодной индексации в зависимости от роста величины прожиточного минимума в субъекте Российской Федерации с учетом потребительской корзины для соответствующих категорий граждан, которая определяется на основе законодательства субъекта Российской Федерации о прожиточном минимуме, а если таковое отсутствует - на основе данных, полученных по запросу суда в федеральных органах исполнительной власти. При этом суд вправе самостоятельно определить индекс роста величины прожиточного минимума за год. Сведения о величине прожиточного минимума, которые суд вправе использовать для определения индекса роста величины прожиточного минимума, должны исходить от уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации. По данным Краснодарского краевого комитета Государственной статистики (Справка от 21.04.2003 года №…), официального Сборника «Социальная сфера и уровень жизни населения края», данных опубликованных в газете Кубанские Новости под рубрикой «официально», в Постановлении от 14.06.2002 года Главы администрации Краснодарского края от 14.06.2002г. № …, по данным Министерства торговли Ставропольского края в 2000 году среднегодовая величина прожиточного минимума для пенсионеров Краснодарского края составила 484 рубля. По данным Крайстата (Справка «Крайстата») среднегодовая величина прожиточного минимума для пенсионеров Краснодарского края за 2001 год составила 1010 рублей (909+1036+1012+1084) :4. Таким образом, считает, что индекс роста величины прожиточного минимума,    применяемого с 1 января 2002 года, составит 2,085 (1010 : 484). На территории края не существовало официально определенного показателя среднегодовой величины прожиточного минимума для пенсионеров на 2000 год, в связи с чем судам предлагается использовать для расчета роста уровня прожиточного уровня за 2002 год данные по Российской Федерации. Данных о том, что в указанный период публиковалась иная величина прожиточного минимума для пенсионеров края за 2000 год, нет, в связи с чем любые другие не опубликованные показатели применяться судом не могут. Показатели индексов роста величины прожиточного минимума на 2003 и 2004 годы соответственно составляют 1,223; и - 1,187. В соответствии с частью третьей статьи 5 базового Закона (в редакции Федерального закона от 26.04.2004 г. № 31-ФЗ), начиная с 29.05.2004 г. предусмотрена ежегодная индексация размеров всех выплат, установленных базовым законом, в порядке, определяемом Правительством РФ, в соответствии с прогнозным индексом инфляции на очередной финансовый год. А именно с 1.01.2005 - в 1,11 раза; с 1.01.2006 - в 1,09 раза; с 1.01.2007 - в 1,085 раза, с 1.01.2008 года - 1,105, с 1.01.2009 года -1,13; за 2010 год-1,1; на 2011 год -1,08. Индексация производится с 2002 года путем умножения размера ВВЗ 2001 года на индекс 2002 года и т.д. В данном случае индексация должна производиться в следующем порядке: 2 500 рублей х 2, 085 х 1, 223 х 1,187 х 1,11 х 1, 09 х 1,08 х 1, 105 х 1, 13, х 1,1х 1,08 = 7 556, 99 руб. за 12 мес. 2004 года УСЗН должно было выплатить 7 556, 99 руб. Таким образом, на момент назначения истцу сумм в ВВЗ - 01.01.2004 года размер ВВЗ должен был составлять 7 556, 99 рублей. за 12 мес. 2004 года УСЗН должно было выплатить 90 719, 88 руб. Дальнейшая индексация должна производиться с использованием индексов инфляции. За 2005 год : 7 556, 99 руб. руб. х 1,11 = 8 388, 25 руб. х 12 мес. = 100 659 руб.; за 2006 год - 8 388, 25 руб. х 1, 09 = 9 143, 19 руб. х 12 мес.=109 718; за 2007 год - 9 143, 19 руб. х 1, 08 = 9 874, 64 руб. х 12 мес. - 118 495, 68 руб.; за 2008 год - = 9 874, 64 руб. х 1, 105 = 10368.38 руб. х 12 мес.= 124420, 56 руб.; за 2009год-10 368, 38 руб. х 1,13 = 11 716, 26 руб. х 12 мес. = 140 595,12 руб.; за 2010 год - 11 716,26 руб. х 1,1 = 12 887, 89 руб. х 12 мес. = 154 654, 68 руб.; на 01.01.2011 года-12 887, 89 руб. х 1,08 = 13 918,92 руб. Произведенная таким образом индексация показывает, что размер ежемесячного возмещения вреда на 01.01.2011 год должен составлять 13 918, 92 руб., однако ответчик выплачивает только 6 594, 41 руб. По данным УСЗН за 2004 год истцу выплачено 41 400 руб. (3450 р. * 12 мес); за 2005 год 45 954 руб. (3829 р. * 12); за 2006 год 50 089, 92 р. (4174,16* 12 мес); за 2007 год 54 097, 08 р. (4508, 09 * 12); за 2008 год 59 777, 28 р. (4981, 44 * 12); за 2009 год 64 858, 32 р. ( 5404, 86 * 12); за2010 год 74 303, 16 р. ( 5 629, 03 * 12); за4 месяца 2011 года 26 377, 64 руб. (6 594,41*4). В результате сумма недоплат за 2004 год составила 49 283, 88 руб.; за 2005 год - 54 705 руб.; за 2006 год - 59628, 36 руб.; за 2007 год - 64398, 60 руб.; за 2008 год - 64 643, 28 руб.; за 2009 год - 75 736, 80 руб.; за 2010 год - 80 351, 52 руб.; за 4 месяца 2010 года - 29 298, 04 руб. Недоплаченная ответчиком сумма в силу инфляционных процессов утратила свою покупательную способность, в связи с чем истец вправе требовать полного возмещения убытков на основании пункта 16 Постановления Пленума ВС РФ №7 от 05.04.2005г. и п. 8.2 Постановления Конституционного Суда РФ №11 П от 19 июня 2002 года. Согласно прилагаемой справке Территориального органа федеральной службы государственной статистики по Краснодарскому краю индекс потребительских цен на товары и услуги, оказываемые населению по Российской Федерации за следующие периоды составляет: за 2004 год - 1,117; за 2005 год - 1,109; за 2006 год - 1,09; за 2007 год- 1,119; за 2008 год- 1,133; за 2009 год- 1, 098; за 2010 год- 1, 085. Индексация производится путем умножения задолженности за конкретный год на произведение индексов потребительских цен за последующие годы. Таким образом, задолженность за 2004 год в размере 49 283, 88 умножается на произведение индексов за 2005 - 2010 годы. Далее, задолженность за 2005 год умножается на произведение индексов (ИПЦ) за 2006 -2010 годы и т.д. Задолженность за 2004 год будет составлять : 49 283, 88 руб. * 1,109* 1,09*1,119* 1,133* 1,098* 1,085 =89 981, 86 руб.; за 2005 год - 90 062, 83 руб.; за 2006 год - 90 062, 69 руб.; за 2007 год - 86 923, 74 руб.; за 2008 год - 77011, 47 руб.; за 2009 год - 82 174,42 руб. Суммированная индексированная задолженность за 2004-2011 годы будет составлять 625 866, 57 руб. В связи с этим просит суд обязать Управление социальной защиты населения департамента социальной защиты населения Краснодарского края в Центральном округе г. Краснодара установить и выплачивать Гагушкину Е.К. с 01.01.2011 года ежемесячное возмещение вреда здоровью в размере 13 918, 92 рублей, взыскать с ответчика в пользу истца единовременно за счет бюджета Российской федерации сумму задолженности, образовавшейся в результате индексации несвоевременно и неполно выплаченных сумм по ежемесячной компенсации возмещения вреда здоровью за период времени с 01.01.2004 по 01.04.2011 года включительно в размере 625 866, 57 руб.

    В судебном заседании истец через своего представителя Желнина Ю.В. исковые требования поддерживает, считает их законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.

            Представитель Управлению социальной защиты населения в Центральном внутригородском округе г. Краснодара Хот Т.Р., действующий на основании доверенности, возражает против удовлетворения иска, считает требования незаконными и необоснованными по основаниям, изложенным в отзыве. Просит в иске отказать.

        Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, пришел к следующему.

Как установлено судом и следует из материалов дела, Гагушкин Е.К. является инвалидом 2 группы вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС. До 2004 года истец проживал на территории Украины, где получал пенсию по инвалидности. В связи с переездом на постоянное место жительства в Российскую Федерации, Гагушкин Е.К. с 01.01.2004 г. был впервые поставлен на учет в органах социальной защиты населения РФ, ему назначены выплаты в возмещение вреда здоровью.

Так, вступившим в законную силу решением Первомайского районного суда г. Краснодара от 14.10.2004 года за Гагушкиным Е.К. признано право на получение компенсаций и льгот, установленных инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы из числа граждан, принимавших участие в ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС. Этим же решением суда УСЗН обязано производить ему выплаты компенсаций с января 2004 года.

В соответствии со ст. 49 Закона РФ от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" гражданам, пострадавшим от катастрофы на Чернобыльской АЭС, и участникам ликвидации ее последствий, переселившимся с территорий Украины, Республики Беларусь и других государств на территорию Российской Федерации для постоянного проживания, гарантируются меры социальной поддержки, предусмотренные настоящим Законом.

Статьей 2 указанного Закона от 15 мая 1991 года № 1244-1установлено, что отношения, связанные с чернобыльской катастрофой, регулируются настоящим Законом, действующим законодательством Российской Федерации в части норм, не противоречащих настоящему Закону, и другими актами законодательства Российской Федерации, издаваемыми в соответствии с ними.

Социальная поддержка граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, - система мер, обеспечивающая социальные гарантии гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, устанавливаемая настоящим Законом и другими федеральными законами (статья 4).

Часть первая статьи 3 Закона РФ от 15 мая 1991 года № 1244-1 гарантирует гражданам Российской Федерации, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, установленные названным Законом возмещение вреда, меры социальной поддержки и т.п.

Из содержания приведенных норм следует, что размер ежемесячной компенсации возмещения вреда гражданам, пострадавшим от катастрофы на Чернобыльской АЭС, определяется вне зависимости от социальных выплат, ранее осуществлявшихся по законодательству иностранных государств. Новое назначение ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью на территории Российской Федерации осуществляется исключительно на основании законодательства Российской Федерации, в частности, на основании норм Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года № 1244-1"О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".

В ходе судебного разбирательства установлено, что при постановке на учет в УСЗН в Центральном внутригородском округе г. Краснодара Гагушкину Е.К как инвалиду 2 группы произведено новое назначение ежемесячной денежной компенсации в возмещения вреда здоровью с 01.01.2004 г. в твердой сумме и определен порядок ее индексации.

Таким образом, оснований для удовлетворения исковых требований об индексации выплат в возмещение вреда здоровью в период до 01.01.2004 г. нет.

В соответствии с ч. 3 ст. 5 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в ред. Федерального закона от 26.04.2004 г. № 31-ФЗ) предусмотрено, что размеры выплат гражданам, установленные настоящим Законом, за исключением пособий и иных выплат, индексация которых устанавливается в соответствии с другими федеральными законами, ежегодно индексируются исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, в порядке, определяемом Правительством РФ.

Таким образом, поскольку в настоящее время законодателем определен порядок индексации суммы возмещения вреда здоровью, в соответствии с которым истцу производятся выплаты, суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований. В настоящее время задолженности по выплате сумм компенсаций у управления социальной защиты населения в Центральном округе г.Краснодара перед истцом не имеется. Все назначенные ответчиком суммы возмещения вреда выплачивались в размере, определенном законом, требования истца направлены на «двойную» индексацию одних и тех же сумм, что не основано ни на каких нормах материального права. Недопустимость индексации одних и тех же выплат за один и тот же период подтверждена пунктом 8.2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 14 декабря 2000 года № 35.

При таких обстоятельствах, оценив в совокупности доказательства по делу, пояснения сторон, суд пришел к выводу в иске Гагушкину Е.К. отказать, поскольку его требования являются незаконными и необоснованными.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Как указано в п.5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19.12.2003 г. № 23 «О судебном решении» заявленные требования рассматриваются и разрешаются по основаниям, указанным истцом, а также по обстоятельствам, вынесенным судом на обсуждение в соответствии с ч.2 ст. 56 ГПК РФ.

Согласно ч.2 ст. 195 ГПК РФ суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.

Суд оценивает доказательства, согласно ст. 67 ГПК РФ, по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ суд,

РЕШИЛ:

В иске Гагушкину Е.К. отказать.

Решение может быть обжаловано в краевой суд через районный суд в течение 10-ти дней со дня изготовления решения в окончательной форме путем подачи кассационной жалобы.

            Судья- подпись.

Решение изготовлено 22.06.11г.

Копия верна.

Судья –

Секретарь-