К делу № 2-5852/11
РЕШЕНИЕИменем Российской Федерации
24 августа 2011 года город Краснодар
Первомайский районный суд города Краснодара в составе: председательствующего Фоменко Е. Г., при секретаре Тоцкой А. С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Сочинской транспортной прокуратуры в интересах муниципального образования город Сочи и неопределенного круга лиц к ООО «Авест Конверсия» о признании незаконным бездействия и обязании устранить нарушения,
УСТАНОВИЛ:
В Первомайский районный суд города Краснодара обратился прокурор Сочинской транспортной прокуратуры в интересах Российской Федерации, муниципального образования город Сочи и неопределенного круга лиц с иском к ООО «Авест Конверсия» о признании незаконным бездействия и обязании устранить нарушения, в обоснование которого указал, что Сочинской транспортной прокуратурой проведена проверка соблюдения требований законодательства о морских портах по факту кораблекрушения т/х «Besiktas» в акватории морского порта Сочи. ДД.ММ.ГГГГ сухогруз «Бешикташ» (в настоящее время собственник – ООО «Авест-Конверсия») с судовой командной в составе 12 человек вышел из порта Фатса (Турция) и прибыл в этот же день в город Сочи Краснодарского края Российской Федерации примерно в <данные изъяты> мин. Судно находилось на якорной стоянке № в акватории порта Сочи до <данные изъяты> часов <данные изъяты> минут ДД.ММ.ГГГГ(момента крушения) при шторме 4-6 баллов, разрушился в области мидльшпангоута (середина) с отделением носовой части от кормовой. Носовую и кормовую части судна вынесло на отмель в пляжной зоне Центрального района г. Сочи, где они и находятся до настоящего времени. Судно прибыло в порт Сочи с грузом базальта на борту массой 2950 тонн. В ходе проведенной проверки установлено, что ДД.ММ.ГГГГ между «Marine Traders Inc.» и ООО «Авест Конверсия» заключен договор № купли-продажи судна т/х «Besiktas» IMO №, согласно которому право собственности на судно перешло к ООО «Авест Конверсия». ДД.ММ.ГГГГ ООО «Авест Конверсия» и T.C.F. Fatsa Ticaret Merkezi Ticaret Sanayi Ltd. Sti. (Турция) заключен договор купли-продажи № металлических отходов. ДД.ММ.ГГГГ ООО «Авест Конверсия» заключен договор № с ОАО «Южный региональный центр аварийно-спасательных и экологических операций» на обслуживание предприятия по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, вызванных разливами нефтепродуктов на объекте ООО «Авест Конверсия». ДД.ММ.ГГГГ ООО «Авест конверсия» заключен договор № с ООО «СЭЗ-Сервис» на совершение таможенных операций, связанных с помещением под таможенную процедуру товаров ООО «Авест Конверсия». ДД.ММ.ГГГГ ООО «Авест Конверсия» заключен договор № с ООО «ВМ-Сталь» на передачу аварийного затонувшего судна т/х «Besiktas» IMO № в доверительное управление. ДД.ММ.ГГГГ ООО «Авест Конверсия» заключен договор № с ООО «Кубаньэкопереработка» на оказание услуг по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов 1-4 классов опасности. Также ДД.ММ.ГГГГ генеральным директоров ООО «Авест Конверсия» ФИО2 начальнику т/п Центральный Сочинской таможни направлено заявление о создании временной зоны таможенного контроля для проведения операций по уничтожению товара на срок с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Письмом от ДД.ММ.ГГГГ № капитан морского порта Сочи уведомил ООО «Авест Конверсия» о необходимости незамедлительно осуществить мероприятия по подъему и удалению носовой и кормовой частей судна т/х «Besiktas» IMO № с береговой полосы города Сочи в связи с возникшей серьезной угрозой причинения значительного ущерба морской среде загрязнением. Проведенной проверкой установлено, что требования капитана морского порта Сочи не выполнены, в связи с чем создается реальная угроза причинения значительного ущерба морской среде.
В судебном заседании заместитель Сочинского транспортного прокурора Южной транспортной прокуратуры Корогодин Р. С. доводы искового заявления поддержал, просил признать бездействие ООО «Авест Конверсия» по несвоевременной уборке носовой и кормовой частей сухогруза «Бешикташ» с пляжной зоны Центрального района города Сочи, обязать ООО «Авест Конверсию» незамедлительно вывезти носовую и кормовую части сухогруза «Бешикташ», расположенные в пляжной зоне города Сочи. В обоснование обращения прокурора в Первомайский районный суд города Краснодара отметил, что иск подан в суд по последнему известному месту нахождения юридического лица.
Представитель ответчика ООО «Авест Конверсия» в судебное заседание не явился, о времени и месте которого был уведомлён надлежаще. Судебная повестка, исковой материал вернулись в суд с отметкой «Организация не значится».
Адвокат ответчика, привлеченный в порядке статьи 50 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, как лица, место нахождения которого неизвестно, Воловиченко М. Г., действующая на основании ордера от ДД.ММ.ГГГГ, против удовлетворения заявленных требований прокурора возражала.
Выслушав объяснения представителя прокуратуры, исследовав письменные материалы дела, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению в полном объёме по следующим основаниям.
ООО «Авест Конверсия» является собственником судна т/х «Besiktas» IMO №, что подтверждается договором купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ №, заключённого между «Marine Traders Inc.» и ООО «Авест Конверсия»
В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ сухогруз «Бешикташ» (ИМО номер – №; национальность судна – №; порт и № приписки – <данные изъяты> №; генеральный оператор – «Umar Shipping Inc.» (Турция); агент в порту Сочи – ООО «СВС Шиппинг»; страховщик – компания «Интермар» (Румыния)), находясь на якорной стоянке № в акватории порта Сочи, около <данные изъяты> часов <данные изъяты> минут ДД.ММ.ГГГГ потерпел крушение при шторме 4-6 баллов, в следствие чего разрушился в области мидльшпангоута (середина) с отделением носовой части от кормовой. Носовую и кормовую части судна вынесло на отмель в пляжной зоне Центрального района города Сочи. Судно прибыло порт Сочи с грузом базальта на борту массой 2950 тонн.
Капитан морского порта Сочи уведомил ООО «Авест Конверсия» о необходимости незамедлительно осуществить мероприятия по подъему и удалению носовой и кормовой частей судна т/х «Besiktas» IMO № с береговой полосы города Сочи в связи с возникшей серьезной угрозой причинения значительного ущерба морской среде загрязнением, что подтверждается письмом от ДД.ММ.ГГГГ №.
В ходе проведения прокурорской проверки по соблюдению требований законодательства о морских портах по факту кораблекрушения т/х «Besiktas» в акватории морского порта Сочи установлено, что требования капитана морского порта Сочи не выполнены, в связи с чем создается реальная угроза причинения значительного ущерба морской среде.
Данное обстоятельство подтверждается также протоколом об административном правонарушении 00280/4/2011 от 12.05.2011 и постановлением об административном правонарушении № 00280/4/2011 от 16.05.2011, согласно которым ООО «Авест Конверсия» в нарушение ст. 33 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», п. 7 ст. 11 Федерального закона от 24.06.1998 № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе», ч. 2 ст. 34 Федерального закона от 31.07.1998 № 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» приступило к реализации работы по разборке судна с помощью газосварочного резака в отсутствие положительного заключения государственной экологической экспертизы.
Глава города Сочи в письме от 01.06.2011 № 4665/01-02-36 сообщает, что обе части теплохода не только создают реальную угрозу причинения значительного ущерба морской среде загрязнением, но и представляет реальную опасность для жизни и здоровья жителей и гостей города, поскольку фактически находится в пляжной зоне города-курорта Сочи.
Статьей 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Невыполнение требований законодательства РФ в области охраны окружающей среды нарушает законные интересы Российской Федерации.
В соответствии со статьей 109 Кодекса торгового мореплавания РФ в случаях, если затонувшее имущество создает угрозу безопасности мореплавания или причинения ущерба морской среде загрязнением либо препятствует осуществлению рыболовства, деятельности порта и проводимым в нем работам (гидротехническим и другим), собственник затонувшего имущества обязан по требованию капитана морского порта в установленный им срок поднять затонувшее имущество и при необходимости удалить или уничтожить его. В случае если собственник затонувшего имущества известен, капитан морского порта уведомляет его о своем решении.
Согласно статьи 45 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» юридические лица, осуществляющие эксплуатацию автомобильных и иных оказывающих негативное воздействие на окружающую среду транспортных средств, обязаны соблюдать нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, а также принимать меры по обезвреживанию загрязняющих веществ, в том числе их нейтрализации, снижению уровня шума и иного негативного воздействия на окружающую среду.
В силу статьи 78 Кодекса торгового мореплавания РФ распоряжения капитана морского порта по относящимся к его полномочиям вопросам обеспечения безопасности мореплавания и порядка в морском порту обязательны для всех находящихся в порту судов, организаций и граждан.
Статьей 33 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» экологическая экспертиза проводится в целях установления соответствия документов и (или) документации, обосновывающих планируемую хозяйственную и иную деятельность, требованиям области охраны окружающей среды.
Согласно пункту 7 статьи 11 Федерального закона от 24.06.1998 № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» - объектами государственной экологической экспертизы федерального уровня являются – объекты государственной экологической экспертизы, указанные в Федеральном законе от 31.07.1998 № 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации».
В соответствии частью 2 статьи 34 Федерального закона от 31.07.1998 № 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» - все виды хозяйственной и иной деятельности во внутренних морских водах и в территориальном море могут осуществляться только при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы, проводимой за счет пользователя природными ресурсами внутренних морских вод и территориального моря.
Нахождение носовой и кормовой частей затонувшего сухогруза «Бешикташ» в пляжной зоне Центрального района города Сочи нарушает интересы города-курорта Сочи, поскольку влияет на количество гостей города, а также конституционные права неопределенного круга лиц – жителей и гостей города Сочи – на благоприятную окружающую среду.
Обоснованность обращения прокурора в суд по правилам части 1 статьи 29 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации подтверждается материалами дела (л. д. 15).
На основании изложенного, руководствуясь положениями статей 194 – 199, Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Признать бездействие ООО «Авест Конверсия» по несвоевременной уборке носовой и кормовой частей сухогруза «Бешикташ» с пляжной зоны Центрального района города Сочи незаконным.
Обязать ООО «Авест Конверсию» незамедлительно вывезти носовую и кормовую части сухогруза «Бешикташ», расположенные в пляжной зоне города Сочи.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Краснодарский краевой суд через Первомайский районный суд города Краснодара сторонами в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий: Фоменко Е. Г.