Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
05 мая 2011 года
Первомайский районный суд г. Краснодара в составе:
председательствующего Павловой Е.В.
при секретаре Токман Н.Ю.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Тарасенко И.В., Новиковой О.В. об оспаривании решения ГУ – Управления Пенсионного фонда РФ в Центральном внутригородском округе г. Краснодара,
У С Т А Н О В И Л :
Тарасенко И.В. и Новикова О.В. обратились в суд с заявлением об оспаривании решения ГУ – Управления Пенсионного фонда РФ в Центральном внутригородском округе г. Краснодара. В обоснование требования указали, что в соответствии с государственным сертификатом на материнский капитал «…» от 11.09.2007 г. Тарасенко И.В. имеет право на получение материнского капитала согласно Федеральному закону «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» в размере 250 000 руб., Новикова О.В. имеет право на получение 267 500 руб. материнского капитала в соответствии с государственным сертификатом на материнский капитал «…» от 29.02.2008 г. Согласно справкам УПФ РФ в Центральном округе г. Краснодара № «…» и № «…» от 13.01.2011 г. объем средств материнского капитала на 01.01.2011 г. составляет 338 860 руб. 37 коп. В целях улучшения жилищных условий они приобрели в общую долевую собственность по ? доле квартиру № «…» в доме № «…» по «…» в Центральном округе г.Краснодара. Согласно нотариально удостоверенным обязательствам «…» от 11.02.2011 г. и «…» от 12.02.2011 г. они в течение 6 месяцев после снятия обременения на вышеуказанную квартиру обязуются переоформить ее в общую собственность лиц, указанных в Правилах направления средств материнского капитала на улучшение жилищных условий, то есть в общую собственность их детей, с рождением которых возникло право на получение материнского капитала. В середине февраля 2011 г. они обратились в УПФ РФ в Центральном округе г. Краснодара с заявлением о распоряжении средствами материнского капитала на улучшение жилищных условий - приобретение в общую долевую собственность данной квартиры. К заявлениям нами были приложены все перечисленные в законе «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» и Правилах направления средств материнского капитала на улучшение жилищных условий, утвержденных Постановлением Правительства РФ 12.12.2007 г. документы. Однако решениями УПФ РФ в Центральном округе г.Краснодара № «…» и № «…» соответственно от 10.03.2011 г. в удовлетворении поданных заявлений о распоряжении средствами материнского капитала на улучшение жилищных условий было отказано. Считают, что своими решениями УПФ РФ в Центральном округе г.Краснодара нарушает их гражданские права, предоставленные законом и создает препятствия к их осуществлению.
В связи с этим просят признать незаконными решения Управления Пенсионного фонда РФ в Центральном внутригородском округе г.Краснодара № «…» и № «…» от 10.03.2011 г. об отказе в удовлетворении заявления № «…» от 14.02.2011 г. о распоряжении средствами материнского капитала на улучшение жилищных условий в размере 338 860 руб. 37 коп. Новиковой О.В. и Тарасенко И.В., а также обязать Управление Пенсионного фонда РФ в Центральном внутригородском округе г.Краснодара устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод и удовлетворить заявления Новиковой О.В. и Тарасенко И.В. от 14.02.2011 г. о распоряжении средствами материнского капитала на улучшение жилищных условий в размере 338 860 руб. 37 коп.
В судебном заседании Новикова О.В. и Тарасенко И.В. заявленные требования поддержали, просят их удовлетворить. Пояснили, что при обращении в Управление Пенсионного фонда РФ в Центральном внутригородском округе г. Краснодара им был разъяснен порядок подачи заявления о распоряжении средствами материнского капитала и предоставлен перечень необходимых для подачи заявления документов. Кроме того, в устной форме им было сообщено о возможности оформления квартиры в долевую собственность детей. Работники Пенсионного фонда РФ в Центральном внутригородском округе г. Краснодара одобрили все их действия по заключению договоров. После оформления договоров купли-продажи они 14.02.2011 г. обратились в Управление Пенсионного фонда РФ в Центральном внутригородском округе г. Краснодара и представили все необходимые документы. Однако в связи с полученными из Пенсионного фонда РФ разъяснениями от 15.02.2011 г им было отказано в удовлетворении заявлений. Указали на то, что не могут заключить кредитный договор с ипотекой, так как не имеют денежных средств на погашение кредита. Кроме того, в связи с отказом в удовлетворении заявлений возврат уже уплаченных денежных средств по договорам невозможен.
Представитель Управления Пенсионного фонда РФ в Центральном внутригородском округе г. Краснодара Ереско Л.А., действующая по доверенности, в судебном заседании с заявлением не согласна. Считает вынесенные решения законными и обоснованными. Пояснила, что заявительницы могут направить средства материнского капитала на другие нужды.
Выслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Как установлено в ходе судебного разбирательства, Тарасенко И.В. и Новикова О.В. являются родными сестрами.
Согласно государственному сертификату на материнский (семейный) капитал серии «…» от 05.03.2008 г. Новикова О.В. имеет право на получение материнского (семейного) капитала в соответствии с Федеральным законом «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» в размере 267 500 руб. (л.д.13).
Как следует из справки № «…» от 13.01.2011 г. о состоянии финансовой части лицевого счета Новиковой О.В., имеющей право на дополнительные меры государственной поддержки, объем средств МСК на 01 января текущего года с учетом индексации составляет 338 860 руб. 37 коп. (л.д.12).
Согласно государственному сертификату на материнский (семейный) капитал серии «…» от 12.09.2007 г. Тарасенко И.В. имеет право на получение материнского (семейного) капитала в соответствии с Федеральным законом «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» в размере 250 000 руб. (л.д.26).
Как следует из справки № «…» от 13.01.2011 г. о состоянии финансовой части лицевого счета Тарасенко И.В., имеющей право на дополнительные меры государственной поддержки, объем средств МСК на 01 января текущего года с учетом индексации составляет 338 860 руб. 37 коп. (л.д.27).
«…» г. между «…» (продавцом) и Новиковой О.В., Тарасенко И.В. (покупателями) были заключены договоры купли-продажи, по условиям которых продавец передает в общую долевую собственность, а покупатели принимают в общую долевую собственность по ? доле каждая квартиру № «…» по «…»,«…» в г. Краснодаре (л.д.10,22).
Стоимость квартиры - 960 000 руб.
В силу п.5 вышеуказанных договоров ? доля приобретается каждым их покупателей за счет собственных средств в размере 141 139 руб. 63 коп., которые уплачены продавцу полностью до подписания настоящих договоров, а также из средств материнского (семейного) капитала, объем социальной выплаты составляет по 338 860 руб. 37 коп. у каждого покупателя. ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в Центральном внутригородском округе г. Краснодара в соответствии с Федеральным законом «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» от 29.12.2006 г. № 256-ФЗ и государственными сертификатами на материнский (семейный) капитал серии «…» от 05.03.2008 г. и серии «…» от 12.09.2007 г. оплачивает по 338 860 руб. 37 коп. каждому покупателю, которые будут оплачены продавцу после государственной регистрации настоящих договоров.
Указанные договоры зарегистрированы в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю 09.02.2011 г.
11.02.2011 г. Новиковой О.В. и Тарасенко И.В. выданы свидетельства о государственной регистрации права общей долевой собственности (по ? доле каждой) серии «…» и серии «…» (л.д.11,25).
Согласно нотариально удостоверенным обязательствам серии «…» и серии «…» Новикова О.В. и Тарасенко И.В. обязуются в течение 6 месяцев после снятия обременения на вышеуказанную квартиру, оформить в общую собственность лиц, указанных в Правилах направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий, утвержденных постановлением Правительства РФ от 12.12.2007 г. № 862), в порядке и в размере, определенном соглашением между этими лицами, и предоставить в территориальный орган ПФР копию свидетельства о государственной регистрации права собственности (л.д.17,32).
В соответствии со ст.7 Федерального закона «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» распоряжение средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала осуществляется лицами, указанными в ч.ч. 1 и 3 ст. 3 настоящего Федерального закона, получившими сертификат, путем подачи в территориальный орган Пенсионного фонда РФ заявления о распоряжении средствами материнского (семейного) капитала, в котором указывается направление использования материнского (семейного) капитала в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Лица, получившие сертификат, могут распоряжаться средствами материнского (семейного) капитала в полном объеме либо по частям по следующим направлениям: улучшение жилищных условий; получение образования ребенком (детьми); формирование накопительной части трудовой пенсии для женщин, перечисленных в п.п. 1 и 2 ч. 1 ст. 3 настоящего Федерального закона. Распоряжение средствами материнского (семейного) капитала может осуществляться лицами, получившими сертификат, одновременно по нескольким направлениям, установленным настоящим Федеральным законом.
14.02.2011 г. Новикова О.В. и Тарасенко И.В. обратились в ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Центральном внутригородском округе г. Краснодара с заявлениями о распоряжении средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий и представили все необходимые документы (л.д.42-47).
Согласно ст.8 вышеназванного Федерального закона заявление о распоряжении подлежит рассмотрению территориальным органом Пенсионного фонда РФ в месячный срок с даты приема заявления о распоряжении со всеми необходимыми документами (их копиями, верность которых засвидетельствована в установленном законом порядке), по результатам которого выносится решение об удовлетворении или отказе в удовлетворении заявления о распоряжении.
В случае отказа в удовлетворении заявления о распоряжении в соответствующем уведомлении излагаются основания, в соответствии с которыми территориальным органом Пенсионного фонда РФ было принято такое решение (п.4 ст.8).
Решениями ГУ - Управления Пенсионного фонда РФ в Центральном внутригородском округе г. Краснодара № «…» и № «…» от 10.03.2011 г. Новиковой О.В. и Тарасенко И.В. отказано в удовлетворении заявлений о распоряжении средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий по приобретению по ? доле однокомнатной квартиры согласно договорам купли-продажи от 17.01.2011 г. в размере по 338 860 руб. 37 коп. в соответствии с п.3 ч.2 ст.8 Федерального закона от 29.12.2006 г. № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», так как данные обстоятельства не могут быть расценены в качестве улучшения жилищных условий семей Новиковой О.В. и Тарасенко И.В., поскольку ? доли в праве собственности на квартиру не могут быть индивидуализированы, отнесены к изолированному жилому помещению и соответственно приобретение лицами данных долей не может быть расценено в качестве улучшения жилищных условий таких лиц (л.д.8-9, 23-24).
Решение об отказе в удовлетворении заявления о распоряжении может быть обжаловано в вышестоящий орган Пенсионного фонда РФ или в установленном порядке в суд.
В силу ст.10 Федерального закона «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» средства (часть средств) материнского (семейного) капитала в соответствии с заявлением о распоряжении могут направляться: на приобретение (строительство) жилого помещения, осуществляемое гражданами посредством совершения любых не противоречащих закону сделок и участия в обязательствах (включая участие в жилищных, жилищно-строительных и жилищных накопительных кооперативах), путем безналичного перечисления указанных средств организации, осуществляющей отчуждение (строительство) приобретаемого (строящегося) жилого помещения, либо физическому лицу, осуществляющему отчуждение приобретаемого жилого помещения, либо организации, в том числе кредитной, предоставившей по кредитному договору (договору займа) денежные средства на указанные цели; на строительство, реконструкцию объекта индивидуального жилищного строительства, осуществляемые гражданами без привлечения организации, осуществляющей строительство (реконструкцию) объекта индивидуального жилищного строительства, в том числе по договору строительного подряда, путем перечисления указанных средств на банковский счет лица, получившего сертификат.
Средства (часть средств) материнского (семейного) капитала могут быть использованы на исполнение связанных с улучшением жилищных условий обязательств, возникших до даты приобретения права на дополнительные меры государственной поддержки.
Приобретаемое с использованием средств (части средств) материнского (семейного) капитала жилое помещение должно находиться на территории Российской Федерации.
Жилое помещение, приобретенное (построенное, реконструированное) с использованием средств (части средств) материнского (семейного) капитала, оформляется в общую собственность родителей, детей (в том числе первого, второго, третьего ребенка и последующих детей) с определением размера долей по соглашению.
Правила направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно п.8 Правил направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий, утвержденных Постановлением правительства РФ от 12.12.2007 г. № 862 (в редакции постановления Правительства РФ от 27.11.2010 г. № 937), в случае направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на оплату приобретаемого жилого помещения лицо, получившее сертификат, одновременно с документами, указанными в п. 6 настоящих Правил, представляет: копию договора купли-продажи жилого помещения (договора купли-продажи жилого помещения с рассрочкой платежа), прошедшего государственную регистрацию в установленном порядке; копию свидетельства о государственной регистрации права собственности на жилое помещение лица, получившего сертификат, и (или) его супруга, осуществляющего приобретение жилого помещения с использованием средств материнского (семейного) капитала (за исключением случая, когда договором купли-продажи жилого помещения с рассрочкой платежа предусмотрено, что право собственности на приобретаемое жилое помещение переходит к покупателю после полной выплаты цены договора);
в случае если жилое помещение оформлено не в общую собственность лица, получившего сертификат, его супруга, детей (в том числе первого, второго, третьего ребенка и последующих детей) или не осуществлена государственная регистрация права собственности на жилое помещение - засвидетельствованное в установленном законодательством Российской Федерации порядке письменное обязательство лица (лиц), являющегося покупателем по договору купли-продажи жилого помещения (договору купли-продажи жилого помещения с рассрочкой платежа) с использованием средств (части средств) материнского (семейного) капитала, оформить жилое помещение в общую собственность лица, получившего сертификат, его супруга, детей (в том числе первого, второго, третьего ребенка и последующих детей) с определением размера долей по соглашению в течение 6 месяцев после перечисления Пенсионным фондом РФ средств материнского (семейного) капитала лицу, осуществляющему отчуждение жилого помещения, а в случае приобретения жилого помещения по договору купли-продажи жилого помещения с рассрочкой платежа - в течение 6 месяцев после внесения последнего платежа, завершающего оплату стоимости жилого помещения в полном размере.
Как усматривается, в данном случае заявительницами были представлены все необходимые документы, предусмотренные вышеназванными Правилами.
В соответствии со ст.8 Федерального закона «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» в удовлетворении заявления о распоряжении может быть отказано в случае: прекращения права на дополнительные меры государственной поддержки по основаниям, установленным ч.ч. 3, 4 и 6 ст. 3 настоящего Федерального закона; нарушения установленного порядка подачи заявления о распоряжении; указания в заявлении о распоряжении направления использования средств (части средств) материнского (семейного) капитала, не предусмотренного настоящим Федеральным законом; указания в заявлении о распоряжении суммы (ее частей в совокупности), превышающей полный объем средств материнского (семейного) капитала, распорядиться которым вправе лицо, подавшее заявление о распоряжении; ограничения лица, указанного в ч.ч. 1 и 3 ст. 3 настоящего Федерального закона, в родительских правах в отношении ребенка, в связи с рождением которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки, на дату вынесения решения по заявлению о распоряжении, поданному указанным лицом (до момента отмены ограничения в родительских правах в установленном порядке); отобрания ребенка, в связи с рождением которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки, у лица, указанного в ч.ч. 1 и 3 ст. 3 настоящего Федерального закона, в порядке, предусмотренном Семейным кодексом РФ.
В вышеуказанной статье приводится исчерпывающий перечень оснований, по которым территориальные органы Пенсионного фонда РФ могут, но не обязаны отказать в удовлетворении заявления.
Таким образом, отказ в удовлетворении заявления носит возможный, а не обязательный характер. Данное положение допускает, что даже при наличии одного из оснований, предусмотренных в ч. 2 ст. 8 Закона, в удовлетворении заявления о распоряжении капиталом может быть не отказано.
Пункт 3 ч.2 ст. 8 данного Федерального закона предусматривает отказ в удовлетворении заявления о распоряжении средствами материнского капитала в случае указания в таком заявлении направления использования средств материнского капитала, не предусмотренного настоящим Федеральным законом.
В своем заявлении о распоряжении средствами материнского капитала Тарасенко И.В. и Новикова О.В. указали в качестве направления использования таких средств улучшение жилищных условий, что предусмотрено п.1 ч.3 ст.7 Федерального закона от 29.12.2006 г. и Правилами направления средств материнского капитала на улучшение жилищных условий, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 862 от 12.12.2007 г.
Кроме того, вышеназванные нормативно-правовые акты не указывают на то, что подразумевается под улучшением жилищных условий применительно к правоотношениям, вытекающим из распоряжения средствами материнского капитала.
В данном случае ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Центральном внутригородском округе г. Краснодара не наделено функциями толкования законов, а только обязано их исполнять.
Согласно нормам действующего гражданского и жилищного законодательства под улучшением жилищных условий принято понимать приобретение любого жилья, отвечающего соответствующим требованиям строительных, пожарных, санитарно-эпидемиологических и других правил и требований и пригодного для комфортного проживания в нем.
Приобретенная заявительницами квартира является таким жилым помещением.
Ссылки представителя ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Центральном внутригородском округе г. Краснодара на письмо заместителя управляющего Отделением Пенсионного фонда РФ по Краснодарскому краю от 15.02.2011 г., составленное после обращения 14.02.2011 г. Тарасенко И.В. и Новиковой О.В. с соответствующими заявлениями, согласно которому в настоящее время по делам с заявлениями о направлении средств (части средств) материнского (семейного) капитала на приобретение доли в собственности на жилое помещение необходимо выносить решения об отказе, не могут быть приняты во внимание, поскольку указанное письмо не является нормативно-правовым актом, а носит рекомендательный характер.
Кроме того, как усматривается из данного письма, ранее Отдел социальных выплат Отделения ПФР подтверждал положительные решения о направлении средств (части средств) материнского (семейного) капитала на приобретение доли в собственности на жилое помещение, которые выносились специалистами территориальных Управлений ПФР. Данная практика основывалась на разъяснениях Министерства регионального развития РФ (письмо от 13.03.2009 г. № 6890-СК/07), выступлениях специалистов Департамента социальных выплат ПФР на семинарах, проводимых с начальниками отделов социальных выплат в г. Москве, а также руководствуясь полученным ранее письмо в адрес Отделения ПФР от 28.04.2010 г. № «…» (л.д.62-64).
В силу ст.38 Конституции РФ материнство и детство, семья находятся под защитой государства.
В соответствии со ст.254 ГПК РФ гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены его права и свободы.
Особенностью дел, возникающих из публично-правовых отношений в соответствии с ч.1 ст.249 ГПК РФ является распределение бремени доказывания. Лицо, оспаривающее законность действий и решений, должно доказать факт нарушения своих прав и свобод, а обязанность по доказыванию законности этих действий и решений возлагается на представителей соответствующих органов и на должностных лиц.
Оценив в совокупности все представленные по делу доказательства, принимая во внимание то, что решениями ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Центральном внутригородском округе г.Краснодара №№ «…»,«…» от 10.03.2011 г. были нарушены права Тарасенко И.В. и Новиковой О.В. и созданы препятствия к осуществлению ими своих прав, предусмотренных Федеральным законом «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований.
Исходя из положений статьи 258 ГПК РФ, суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
В соответствии со ст.258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Признать незаконным решение Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Центральном внутригородском округе г. Краснодара от 10.03.2011 г. № «…» об отказе Новиковой О.В. в удовлетворении заявления о распоряжении средствами материнского (семейного) капитала.
Обязать Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Центральном внутригородском округе г. Краснодара обеспечить перевод средств материнского (семейного) капитала в соответствии с заявлением о распоряжении Новиковой О.В. в установленном порядке.
Признать незаконным решение Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Центральном внутригородском округе г. Краснодара от 10.03.2011 г. № «…» об отказе Тарасенко И.В. в удовлетворении заявления о распоряжении средствами материнского (семейного) капитала.
Обязать Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Центральном внутригородском округе г. Краснодара обеспечить перевод средств материнского (семейного) капитала в соответствии с заявлением о распоряжении Тарасенко И.В. в установленном порядке.
Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в краевой суд через Первомайский районный суд г. Краснодара.
Председательствующий