решение по заявлению Товмашевой М.М. об оспаривании решения органа местного самоуправления



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

26 сентября 2011 года

Первомайский районный суд г. Краснодара в составе:

председательствующего Павловой Е.В.

при секретаре Токман Н.Ю.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Товмашевой М.М. об оспаривании решения органа местного самоуправления,

У С Т А Н О В И Л :

Товмашева М.М. обратилась в суд с заявлением об оспаривании решения органа местного самоуправления. В обоснование требования указала, что постановлением администрации муниципального образования город Краснодар от 09.12.2010 г. № «…» она снята с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях. С данным постановлением она не согласна, считает его незаконным, нарушающим ее права и свободы. Товмашевой М.М. принадлежит на праве общей совместной собственности одна комната жилой площадью 18,2 кв.м., в трехкомнатной коммунальной квартире № «…» в доме № «…» по ул. «…» в г. Краснодаре на основании договора о передаче в общую совместную собственность № «…» от 16.09.1997 г., зарегистрированного в БТИ № «…» от 16.09.1997 г. Сособственником заявительницы в одной комнате площадью 18,2 кв.м. является ее племянница Слиткова Н.В., которая зарегистрирована и проживает вместе с ней в одной комнате с «…» г. С 31.03.2010 г. заявительница состояла на учете граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях в муниципальном образовании город Краснодар по списку ветеранов войны и приравненных к ним лицам. Товмашевой М.М. были представлены все необходимые документы для постановки на учет, в том числе и выписка из лицевого счета жилого помещения частного жилищного фонда, выданная ООО «Городская управляющая компания - Краснодар». Согласно выписке из лицевого счета Товмашева М.М. зарегистрирована по месту жительства в трехкомнатной квартире, где занимает вместе со Слитковой Н.В. одну комнату общей площадью «…»кв.м., в том числе жилой -18,2 кв.м. по ул. «…» в г. Краснодаре. На основании выписки из лицевого счета жилого помещения частного жилищного фонда от 28.09.2010 г. № «…» установлено, что общая площадь занимаемой Товмашевой М.М. и Слитковой Н.В. комнаты составляет 25,0 кв.м., в том числе жилой – 18,2 кв.м., то есть ранее не были указаны места общего, пользования площадью 6,8 кв.м., которые находятся в общем пользовании у жильцов всей трехкомнатной коммунальной квартиры. Впоследствии заявительница была снята с учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, так как были предоставлены документы, содержащие сведения, несоответствующие действительности. Товмашева М.М. проживает вместе со Слитковой Н.В. в жилой комнате площадью 18,2 кв.м., кухня и другие подсобные помещения к жилым не относятся. Следовательно, учетная норма площади жилого помещения составляет 9,1кв.м., что соответствует решению Городской Думы Краснодара. Товмашева М.М. является участником Великой Отечественной войны и согласно Федеральному закону от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах» имеет право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем.

В связи с этим просит обязать администрацию муниципального образования город Краснодар отменить постановление от 09.12.2010 г. № «…» «О снятии М.М. Товмашевой с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях», а также обязать администрацию муниципального образования город Краснодар восстановить её в списках учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях в муниципальном образовании город Краснодар по списку ветеранов войны и приравненных к ним лиц.

В судебном заседании представитель Товмашевой М.М. – Слиткова Н.В., действующая по доверенности, заявленные требования поддержала, просит их удовлетворить.

Представитель администрации муниципального образования город Краснодар и Управления по жилищным вопросам администрации муниципального образования город Краснодар Дерюжев В.А., действующий по доверенности, в судебном заседании возражал против заявленных требований, считает оспариваемое постановление законным и обоснованным.

Выслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, материалы учетного дела Товмашевой М.М., суд приходит к следующему.

В силу ст.52 Жилищного кодекса РФ состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в ст. 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта РФ категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям. Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства.

В соответствии с п.1 ст.7 Закона Краснодарского края «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях» от 29.12.2008 г. № 1655-КЗ принятие граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется по месту их жительства по личному формализованному заявлению гражданина на имя главы местной администрации (главы муниципального образования), подаваемому в уполномоченный орган по учету, при наличии всех надлежаще оформленных документов, подтверждающих право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

31.03.2010 г. Товмашева М.М. обратилась в администрацию муниципального образования город Краснодар с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении (л.д.26-27).

Как следует из материалов дела, согласно удостоверению серии «…» Товмашева М.М. является ветераном-участником Великой Отечественной войны и имеет право на льготы и преимущества, установленные действующим законодательством для инвалидов Отечественной войны ст.14 Федерального закона «О ветеранах» (л.д.41).

В соответствии со ст.14 Федерального закона «О ветеранах» инвалидам войны предоставляются следующие меры социальной поддержки: обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, инвалидов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Инвалиды Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Инвалиды боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Инвалиды Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.

В силу ст.23.2 вышеуказанного Федерального закона Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных ст.ст. 14 - 19 и 21 настоящего Федерального закона, полномочия по обеспечению жильем в соответствии со ст.ст. 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со ст.ст. 14, 15, 17 - 19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных в п. 1 настоящей статьи мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций.

Таким образом, как следует из требований вышеуказанных норм права для возникновения права у гражданина на предоставление мер социальной поддержки из средств федерального бюджета необходимо быть принятым на учет нуждающихся в жилых помещениях.

Пункт 3 ст.23.2 Федерального закона «О ветеранах» устанавливает порядок приобретения жилья гражданами, состоящими на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

В соответствии с Указом Президента РФ «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» от 07.05.2008 г. № 714 (в ред. Указа Президента РФ от 09.01.2010 г. № 30) необходимо завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах».

Постановлением администрации муниципального образования город Краснодар 13.05.2010 г. № «…» Товмашева М.М. была принята на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях с датой принятия на учет 31.03.2010 г. и включена в список ветеранов войны и приравненных к ним лиц (л.д.45).

Согласно ст.51 Жилищного кодекса РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

В соответствии с ч.4 ст. 50 Жилищного кодекса РФ учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

В силу ч. 5 ст. 50 Жилищного кодекса РФ учетная норма устанавливается органом местного самоуправления.

Решением Городской Думы Краснодара от 15.12.2005 г. № 4 п.7 в соответствии со ст.50 Жилищного кодекса РФ установлена учетная норма площади жилого помещения, исходя из которой определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в размере 10 и менее квадратных метров площади жилого помещения на одного члена семьи.

Как усматривается из материалов дела, Товмашева М.М. зарегистрирована по месту жительства в трехкомнатной коммунальной квартире № «…», где занимает одну комнату общей площадью 25 кв.м., в том числе жилой площадью - 18,2 кв.м., по ул. «…» в г. Краснодаре.

Указанное жилое помещение на праве общей долевой собственности принадлежит Товмашевой М.М. и Слитковой Н.В. Всего на данной жилой площади зарегистрировано 2 человека.

В материалах дела имеется выписка из лицевого счета жилого помещения № «…» от 23.06.2011 г., в которой указано, что Товмашева М.М. зарегистрирована и проживает в квартире № «…» по ул. «…» в г. Краснодаре, является собственницей указанной однокомнатной квартиры, состоящей из жилой площади 18,2 кв.м., общей площади- 25 кв.м.

Кроме того, в соответствии с техническим паспортом квартира № «…» по ул. «…»в г. Краснодаре состоит из трех жилых комнат в коммунальной квартире, где общая площадь жилого помещения составляет 25 кв.м., что также подтверждается выпиской из лицевого счета жилого помещения частного жилищного фонда от 28.09.2010 г. № «…», заполненной в соответствии с приказом от 30.01.2009 г. № «…» Департамента жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края.

Указанные данные подтверждаются также квитанциями об оплате коммунальных услуг на имя Товмашевой М.М. и Слитковой Н.В.

Таким образом, обеспеченность Товмашевой М.М. общей площадью жилого помещения на одного человека составляет 12,5 кв.м., а не как указывает заявительница 9,1 кв.м., что соответствует учетной норме, определенной в решении Городской Думы Краснодара от 15.12.2005 г. № 4п.7.

Следовательно, при принятии Товмашевой М.М. на учёт граждан в качестве нуждающихся в жилых смещениях ею были предоставлены документы, содержащие сведения, не соответствующие действительности, послужившие основанием для принятия заявителя на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

В соответствии с п. 9 ст. 10 Закона Краснодарского края от 29.12.2008 г. № 1655-КЗ «О порядке ведения органами местного самоуправления учёта граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях» если на дату установления факта неправомерного принятия гражданина на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях, право находиться на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях не возникло, решением главы местной администрации (главы муниципального образования) такой гражданин снимается с указанного учёта.

В связи с этим постановлением администрации муниципального образования город Краснодар от 09.12.2010 г. № «…» Товмашева М.М. снята с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях в соответствии с п.6 ч.1 ст.56 Жилищного кодекса РФ, п.9 ст.10 Закона Краснодарского края от 29.12.2008 г. № 1655-КЗ «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях».

Оценив в совокупности все представленные по делу доказательства, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.

Каких-либо нарушений прав Товмашевой М.М. при вынесении оспариваемого постановления судом не установлено.

При этом доводы заявительницы о том, что на Товмашеву М.М. распространяет свое действие Указ Президента РФ от 07.05.2008 г. № «…» «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» с изменениями 09.01.2010 г., так как предоставление жилья в соответствии с данным нормативным актом распространяется на лиц, стоящих в очереди на улучшение жилищных условий в соответствии с законом Федеральным законом от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах», не могут быть приняты во внимание и не являются основанием для удовлетворения заявленного требования, поскольку в судебном заседании была установлена обоснованность исключения Товмашевой М.М. из указанной очереди.

В соответствии с п.4 ст.258 ГПК РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Отказать Товмашевой М.М. в удовлетворении заявления об оспаривании решения органа местного самоуправления.

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в краевой суд через Первомайский районный суд г. Краснодара.

Председательствующий