Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
«…» 2010 года
Первомайский районный суд г. Краснодара в составе:
председательствующего Павловой Е.В.
при секретаре Тоцкой А.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Асланова Б.Г. к военному комиссариату Краснодарского края о перерасчете пенсии,
У С Т А Н О В И Л :
Асланов Б.Г. обратился в суд с иском к военному комиссариату Краснодарского края о перерасчете пенсии. В обоснование требования указал, что является пенсионером Министерства обороны РФ, пенсия ему исчисляется военным комиссариатом Краснодарского края. За период с 01.01.2005 г. по 01.12.2007 г. пенсия пересчитывалась 3 раза: с 01.03.2005 г. (суточная стоимость пайка на день перерасчёта пенсии составляла 69,27 руб.); с 01.01.2006 г. (суточная стоимость пайка на день перерасчёта пенсии составляла 78,07 руб.); с 01.01.2007 года (суточная стоимость пайка на день перерасчёта пенсии составляла 89,20 руб.). При перерасчёте пенсии в эти периоды ответчик был обязан произвести перерасчёт с учётом реальной стоимости продовольственного пайка на день перерасчёта пенсии. Однако ответчик при перерасчёте пенсии, учитывал денежную компенсацию взамен продовольственного пайка в размере 608 руб. 33 коп. в месяц (20 руб. в сутки) вместо реальной месячной стоимости общевойскового продовольственного пайка на день перерасчёта пенсии. Данное действие ответчика создало задолженность по выплате пенсии и не позволило истцу получить положенную сумму пенсии в полном объёме с 01.01.2005 г. по 01.12.2007 г. В период с 01.01.2005 г. по 01.12.2007 г. ответчик вместо стоимости продовольственного пайка, учитываемого при перерасчёте пенсии, применял денежную компенсацию взамен продовольственного пайка, выплачиваемую военнослужащим, проходящим военную службу по контракту. В отличие от денежного довольствия военнослужащих в денежное довольствие для исчисления пенсий входит месячная стоимость продовольственного пайка, а не денежная компенсация взамен продовольственного пайка, установленная для военнослужащих, которая не входит в денежное довольствие военнослужащих, а выдается им как дополнительная выплата. Следовательно, ответчик не имел права применять положения законов о бюджете на 2000-2004 годы и положения ст. 14 Закона «О статусе военнослужащих» относительно денежной компенсации взамен продовольственного пайка, применяемой к военнослужащим, к ст. 43 закона о пенсиях № 4468-1 и постановлению Правительства РФ № 941 об ограничении месячной стоимости продовольственного пайка, учитываемой при перерасчёте пенсий, размером в 20 руб. в сутки. Также ответчик не имел права самостоятельно переносить действие законов о бюджете 2000-2004 годов по размеру денежной компенсации за продовольственный паёк на период с 01.01.2005 г. по 01.12.2007 г. для перерасчёта пенсий лицам, проходившим военную службу, ограничивая месячную стоимость продовольственного пайка, учитываемого при перерасчёте пенсии, размером его денежной компенсации 20 руб. в сутки вместо его реальной стоимости. Этим ответчик нарушил ст.43 Федерального закона от 12.02.1993 г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу» и превысил свои полномочия.
В связи с этим просит взыскать с ответчика задолженность по выплате пенсии, связанную с перерасчетом пенсии без учета реальной стоимости общевойскового продовольственного пайка на день перерасчета пенсии, за период с 01.01.2005 г. по 01.12.2007 г. с учетом роста индекса потребительских цен на продовольственные товары по Краснодарскому краю с 01.01.2005 г. по день исполнения решения суда в размере 90 011 руб. согласно представленному расчету.
В судебном заседании истец и его представитель Чижик В.И., действующий по доверенности, поддержали заявленные требования, просят их удовлетворить.
Представитель военного комиссариата Краснодарского края Терещенкова Л.Р., действующая по доверенности, в судебном заседании иск не признала, просит отказать в его удовлетворении.
В письменных возражениях на иск указано, что денежное довольствие военнослужащих, состоящих на службе, в том числе и применяемого для исчисления пенсии, устанавливается Правительством РФ. При этом в денежное довольствие для исчисления пенсии законом включалась месячная стоимость соответствующего продовольственного пайка, выдаваемого военнослужащим. Денежная компенсация взамен продовольственного пайка, установленная с 2000 года Законами «О федеральном бюджете», состоящим на военной службе военнослужащим по настоящее время в законодательном порядке не изменялась и выплачивается в размере 20 руб. в сутки. Поскольку военнослужащим, состоящим на военной службе, выплачивается денежная компенсация взамен положенного продовольственного пайка в размере 20 руб. в сутки, то применять при перерасчете пенсии пенсионерам из их числа иной размер денежной компенсации взамен положенного продовольственного пайка (ежемесячной денежной продовольственной компенсации) Министерство обороны РФ не правомочно, так как это противоречит действующему законодательству и принципу равенства прав, закрепленному в ст.19 Конституции РФ. Стоимость общевойскового продпайка ежемесячно рассчитывается Центральным продовольственным управлением Министерства обороны РФ по согласованию с Главным управлением военного бюджета и финансирования – исходя из среднестатистических (потребительских) цен на продукты питания, устанавливаемых Госкомстатом России, исключительно для формирования бюджетной заявки, определяющей потребность Вооруженных Сил в бюджетных средствах на продовольственное обеспечение войск (флота). Начиная с 2000 года, данные о стоимости продпайка до войск не доводятся, в печати не публикуются. Сведениями о стоимости общевойскового продовольственного пайка, рассчитанной по данным Центрального продовольственного управления Министерства обороны РФ, военный комиссариат Краснодарского края не располагает. Выбор способов определения размера различных видов денежных компенсаций и критериев индексации, выступающей в качестве антиинфляционной меры для компенсационных выплат, является прерогативой законодателя, который вправе устанавливать и изменять их. Таким образом, размер денежной компенсации взамен продпайка, установленный законом, может быть изменен только законом.
Выслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Как установлено в ходе судебного разбирательства и следует из материалов дела, истец является пенсионером Министерства обороны РФ, получает пенсию за выслугу лет, выплачиваемую военным комиссариатом Краснодарского края.
В соответствии ст.12 Федерального закона «О статусе военнослужащих» денежное довольствие военнослужащих состоит из месячного оклада в соответствии с занимаемой воинской должностью и месячного оклада в соответствии с присвоенным воинским званием, которые составляют оклад месячного денежного содержания военнослужащих, месячных и иных дополнительных выплат. Оклады денежного содержания военнослужащих повышаются Правительством Российской Федерации в порядке и сроки, которые предусмотрены для федеральных государственных служащих.
Согласно ст.43 Закона РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» от 12.02.1993 г. (с изменениями и дополнениями) назначаемые пенсии исчисляются из денежного довольствия военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, лиц, проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы. Для исчисления пенсии учитываются в порядке, определяемом Правительством РФ, оклады по должности, воинскому или специальному званию (без учёта повышения окладов за службу в отдалённых, высокогорных местностях и в других особых условиях) и процентная надбавка за выслугу лет, включая выплаты в связи с индексацией денежного довольствия.
Кроме того, указанной статьей (в редакции, действовавшей до 01.01.2008 г.) предусматривалось, что для исчисления пенсии в денежное довольствие включается также месячная стоимость соответствующего продовольственного пайка, выдаваемого военнослужащим, лицам рядового и начальствующего состава.
В силу ст. 49 Федерального закона от 12.02.1993 г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» (в редакции, действовавшей до 01.01.2008 г.) порядок пересмотра пенсий лицам, которым пенсии назначались в соответствии с вышеназванным Законом, определялся Правительством РФ.
В силу ст.49 вышеназванного Федерального закона (в редакции, действовавшей до 01.01.2008 г.) назначенные пенсии, а также надбавки к пенсиям, повышения и увеличения пенсий, подлежали пересмотру:
а) при повышении стоимости жизни и оплаты труда – в соответствии с законодательством Российской Федерации об индексации денежных доходов и сбережений населения;
б) при увеличении денежного довольствия военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, сотрудников уголовно-исполнительной системы, состоящих на службе, - исходя из уровня увеличения учитываемого при исчислении пенсий денежного довольствия соответствующих категорий военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава одновременно с его увеличением;
в) при повышении установленного федеральным законом минимального размера пенсии по старости.
Данный перечень являлся исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежал.
По своему составу понятие «денежное довольствие для исчисления пенсий» отличается от понятия «денежное довольствие военнослужащих». Размеры окладов по типовым воинским должностям военнослужащих, окладов по воинским званиям военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, и дополнительных выплат определяются Правительством Российской Федерации по представлению Министерства обороны РФ с соблюдением условия единства основных норм денежного довольствия военнослужащих. Месячная стоимость продовольственного пайка, выдаваемого военнослужащим, в денежное довольствие не входит, а включается только для исчисления пенсий.
В силу ст.14 Закона РФ «О статусе военнослужащих» продовольственное обеспечение военнослужащих осуществляется по нормам и в сроки, которые устанавливаются Правительством РФ, в порядке, определяемом Министерством обороны РФ, в одной из следующих форм:
- организация питания по месту военной службы – для военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, и отдельных категорий военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, перечень которых утверждается Правительством РФ;
- выдача продовольственного пайка;
- выплата денежной компенсации взамен положенного продовольственного пайка (питания) в размере его стоимости – по просьбе военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, а для военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, только за время нахождения в местах использования отпуска (абзац утратил силу с 01.12.2007 г. на основании Федерального закона от 01.12.2007 г. № 311-ФЗ).
Поскольку военный пенсионер не мог получать паек в натуральном виде, то пенсия ему исчислялась из денежной компенсации, выплачиваемой военнослужащим, состоящим на службе, так как согласно ст.43 Закона РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» пенсия исчисляется из составляющих денежного довольствия.
Пенсия не может исчисляться из денежных сумм, которые военнослужащему, состоящему на службе, не выплачиваются.
Как указано в определении Верховного Суда РФ от 19.10.2004 г. № 46-В04-19, подход для определения части (денежной продовольственной компенсации или месячной стоимости продовольственного пайка) денежного довольствия, учитываемого при расчете и пересмотре пенсий должен быть единообразным с целью избежания неравенства при определении её денежного выражения. Следовательно, пересмотр пенсий бывших военнослужащих также должен производиться, исходя из ежемесячной денежной компенсации продовольственного пайка, установленной Федеральным законом для военнослужащих, проходящих действительную военную службу.
Размер денежной компенсации взамен продовольственного пайка устанавливается федеральным законом, в связи с чем при определении размера денежной компенсации взамен продовольственного пайка суд должен руководствоваться специальным Федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год.
Норма денежной продовольственной компенсации взамен продовольственного пайка была установлена на 2000 г. и последующие годы Федеральными законами о бюджете на соответствующие годы в размере 20 рублей в сутки и впоследствии не изменялась.
Учитывая, что положения, закрепленные в названных федеральных законах, являются обязательными для всех государственных органов, организаций, должностных лиц и граждан, поскольку в них законодательном порядке распределены финансовые расходы, исходя из экономических возможностей государства, никакими другими данными, содержащимися в справках, информациях различных должностных лиц и организаций относительно размеров возможной денежной компенсации взамен продовольственного пайка или его стоимости, руководствоваться нельзя.
Ссылка в исковом заявлении на Определение Конституционного Суда РФ от 14.12.2004 г. не является основанием для удовлетворения иска, так как Конституционный Суд в своем постановлении указал на то, что положения федеральных законов о федеральном бюджете на 2000-2004 г.г. в части установления размера денежной компенсации взамен продовольственного пайка сами по себе не могут рассматриваться как нарушающие конституционные права данной категории граждан и не означают отказ государства от взятых на себя обязательств по продовольственному обеспечению военнослужащих и не могут рассматриваться как препятствующие пересмотру пенсий военным пенсионерам. В Определении также указано, что при нехватке бюджетных средств, выделяемых на реализацию мер социальной защиты военнослужащих и граждан, увольняющихся с военной службы, положения федеральных законов, устанавливающих материальные гарантии социальных прав военнослужащих, могут приостанавливаться.
В Определении от 09.06.2005 г. № 220-О Конституционный Суд РФ дал разъяснение и указал, что предписание п.3 резолютивной части определения от 14.12.2004 г. не может рассматриваться как предопределяющее удовлетворение исковых требований. Определением от 24.11.2005 г. № 408 Конституционный Суд РФ подтвердил свою позицию, изложенную в Определении от 14.12.2004 г. о допустимой конкретизации обязанности государства по реализации права военнослужащих на продовольственное обеспечение в форме денежной компенсации.
В обзорах за 4 квартал 2004 года и 1 квартал 2005 года Верховным Судом РФ изложена правовая позиция в целях единства судебной практики по рассмотрению данной категории споров. Основой расчета денежной компенсации является специальный закон – Федеральный закон о федеральном бюджете, которым в 2000-2005 г.г. норма денежной компенсации установлена в размере 20 руб. в сутки.
Ни федеральными законами, ни иными нормативными актами увеличение размера денежной компенсации взамен продовольственного пайка не предусмотрено, до 01.12.2007 г. денежная компенсация военнослужащим, проходящим действительную военную службу, выплачивалась в прежнем размере. Это положение распространялось и на военных пенсионеров.
Таким образом, расчетные данные Центрального продовольственного управления Министерства обороны РФ, не прошедшие государственную регистрацию в Министерстве юстиции РФ и не подлежащие официальному опубликованию, а также среднестатистические данные ФСГС по Краснодарскому краю о реальной стоимости продовольственного пайка не могут служить правовым основанием для удовлетворения иска, поскольку в законодательном порядке основой такого расчета является специальный закон.
Установление размеров денежной компенсации взамен продовольственного пайка военным пенсионерам к компетенции суда не относится.
Учитывая вышеуказанные обстоятельства, доводы истца о нарушении военным комиссариатом Краснодарского края ст.43 Федерального закона от 12.02.1993 г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» противоречат нормам действующего законодательства и не нашли своего подтверждения в ходе судебного разбирательства.
При таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения иска не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
В иске Асланову Б.Г. к военному комиссариату Краснодарского края о перерасчете пенсии отказать.
Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в краевой суд через Первомайский районный суд г. Краснодара.
Председательствующий