Решение по заявлению Бедина А.О., Бединой Е.О. об оспаривании действий Администрации МО г.Краснодара и обязании предоставить земельный участок



Дело №2-3162/11

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

«12» апреля 2011 г. Первомайский районный суд г. Краснодара

в составе председательствующего Ламейкина Э.В.

при секретаре Мельниковой М.В.

с участием представителя заявителей Шилова С.Н.,

представившего доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ

представителя заинтересованного лица – администрации муниципального образования г.Краснодар Кулешовой Н.Ю.,

представившей доверенность от ДД.ММ.ГГГГ

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению ФИО1, ФИО2 об оспаривании действий администрации муниципального образования г. Краснодар и обязании предоставить земельный участок,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 и ФИО2 обратились в суд с заявлением, в котором просят признать действия администрации муниципального образования город Краснодар, выразившиеся в ее письме незаконными, в части отказа в принятии решения о предоставлении ФИО1 и ФИО2 в общую долевую собственность по 1/2 доли каждому земельного участка с кадастровым номером , категория земель: земли населенных пунктов - для ведения личного подсобного хозяйства, расположенного по адресу: <адрес>

Также заявители просят обязать администрацию муниципального образования город Краснодар в двухнедельный срок принять решение о предоставлении ФИО1 и ФИО2 в общую долевую собственность по 1/2 доли каждому земельного участка с кадастровым номером , категория земель: земли населенных пунктов - для ведения личного подсобного хозяйства, расположенного по адресу: <адрес>.; обязать ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Краснодарскому краю осуществить государственный кадастровый учет изменений площади и описания местоположения границ земельного участка с кадастровым номером , категория земель: земли населенных пунктов - для ведения личного подсобного хозяйства, расположенного по адресу: <адрес>.

В судебном заседании представитель заявителей ФИО5, действующий на основании доверенностей, на удовлетворении заявленных требований настаивал и в их обоснование пояснил, что ФИО1 и ФИО2 на праве общей долевой собственности по 1/2 доли каждому принадлежит двухэтажный жилой дом лит. А, над/А, под/А, а, общей площадью 668, 8 кв.м., жилой – 131 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, приобретенный ими в 1997 году в незавершенном строительством виде.

В день подписания договора купли-продажи указанного недостроенного домовладения, продавцом на местности были обозначены границы земельного участка, прилегающего к домовладению. Прилегающий земельный участок обозначен состоящим из двух частей, расположенных напротив одна другой через дорогу: 1228 кв.м (под занимаемым домовладением) и 1176 кв.м (свободный от застройки). Информация о точных площадях частей земельного участка получена на основании результатов геодезических измерений, выполненных 000 «Изыскатель».

С целью реализации предусмотренного ст. 36 ЗК РФ преимущественного права на приобретение в собственность за плату земельного участка, на котором расположен принадлежащий заявителям жилой дом, они обратились в отраслевой орган администрации муниципального образования г.Краснодар - ДМС и ГЗ АМО г.Краснодар, с заявлением о предоставлении в собственность за плату земельного участка, площадью 2404 кв.м., расположенного по <адрес>.

Письмом за от ДД.ММ.ГГГГ ДМС и ГЗ АМО г.Краснодар отказал заявителям в предоставлении в общую долевую собственность за плату указанного земельного участка.

Считая отказ в предоставлении спорного земельного участка незаконным и необоснованным, заявители обратились в суд с заявлением об оспаривании действий администрации муниципального образования г. Краснодар, отраслевой орган которой отказал им в реализации предусмотренного ст. 36 ЗК РФ права на предоставление в собственность за плату земельного участка, площадью 2404 кв.м., по адресу: <адрес>, на котором расположен принадлежащий им жилой дом.

Представитель заинтересованного лица – администрации МО г. Краснодар ФИО6 в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований, полагая их незаконными и необоснованными.

Представитель третьего лица – ФГУ «Земельная кадастровая палата» в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения извещен надлежащим образом – судебной повесткой, о чем свидетельствует расписка о вручении, о причинах неявки суд не уведомлял, об отложении слушания дела ходатайств не заявлял, в связи с чем суд, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие надлежащим образом извещенного представителя третьего лица.

Выслушав стороны, изучив материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.

На основании нотариально удостоверенного договора купли-продажи недостроенного домовладения от 04.11.1997 г., зарегистрированного в реестре за , заявители купили в общую долевую собственность по 1/2 доле каждый незавершенный строительством жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> (л.д. 25).

На основании распоряжения администрации Карасунского округа мэрии г.Краснодара от 02.12.1999 г. об утверждении акта комиссии по приемке в эксплуатацию (завершенного строительством) индивидуального жилого дома, удостоверенного свидетельствами о государственной регистрации права серия от 24.12.1999 г. и серия от 24.12.1999 г., за заявителями 23.12.1999 г. зарегистрировано право общей долевой собственности по 1/2 доли за каждым на двухэтажный жилой дом лит. А, над/А, под/А, а, общей площадью 668,8 кв.м., жилой - 131,0 кв.м. (л.д. 23-24, 26-29).

В ходе судебного заседания установлено, что при подписании договора купли-продажи указанного недостроенного домовладения, продавцом на местности обозначены границы земельного участка, прилегающего к домовладению. Прилегающий земельный участок обозначен состоящим из двух частей, расположенных напротив одна другой через дорогу: 1228 кв.м. (под занимаемым домовладением) и 1176 кв.м. (свободный от застройки). Информация о точных площадях частей земельного участка получена на основании результатов геодезических измерений, выполненных ООО «Изыскатель».

11.02.2011 г. заявители обратились в департамент муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования г. Краснодар с заявлением о предоставлении в их общую долевую собственность за плату земельного участка по адресу: <адрес>, площадью 2404 кв.м., на котором расположен принадлежащий им на праве общей долевой собственности жилой дом (л.д.30-31).

Письмом от 24.02.2011 г. департамент муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования <адрес> отказал заявителям в предоставлении земельного участка площадью 2404 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> для ИЖС без проведения процедуры торгов в обоснование указав, что основаниями для предоставления в общую долевую собственность земельного участка площадью 1228 кв.м., на котором рассоложено домовладение, являются свидетельства о государственной регистрации права от 24.12.1999 г. В отношении земельного участка площадью 1176 кв.м., расположенного напротив и свободного от застройки указано, что его предоставление для ИЖС с 01.10.2005 г. осуществляется путем проведения процедуры торгов.

Суд считает, что отказ администрации МО г. Краснодар, выразившийся в письме отраслевого органа администрации – ДМС и ГЗ АМО г. Краснодар за от 24.02.2011 г., в предоставлении ФИО1 и ФИО2 в общую долевую собственность за плату земельного участка по вышеуказанному адресу не основан на нормах материального права, подлежащих применению к спорным правоотношениям.

В соответствии со п.2 ст. 15 ЗК РФ- граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан.

В силу ст.ст. 8, 9, 36 Конституции РФ, ст. 15 ЗК РФ, земельные участки, не изъятые из гражданского оборота, могут находиться в собственности граждан и юридических лиц, а также в собственности Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований. Все формы собственности признаются равными и защищаются равными способами.

Исходя из содержания ч.1 и 2 ст. 28 ЗК РФ, земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам в собственность за плату или в предусмотренных законом случаях бесплатно, в аренду, а также в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных п. 1 ст. 24 ЗК РФ.

Согласно п.1 ст.36 ЗК РФ, граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с данным Кодексом.

Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены ЗК РФ, федеральными законами.

Продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, собственникам зданий, строений, сооружений, расположенных на этих земельных участках, осуществляется по цене, установленной соответственно органами исполнительной власти и органами местного самоуправления. Порядок определения цены этих земельных участков, их оплаты устанавливается в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, - органами местного самоуправления (п.1.1. ст.36 ЗК РФ).

Согласно ч.4 ст.28 ЗК РФ, не допускается отказ в предоставлении гражданам и юридическим лицам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.

Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, ограниченных в обороте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, если федеральным законом разрешено предоставлять их в собственность граждан и юридических лиц.

Согласно сведениям Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним запрашиваемые сведения об указанном объекте недвижимого имущества отсутствуют (л.д. 32).

Согласно сведениям ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Краснодарскому краю в виде кадастрового паспорта указанный земельный участок внесен 16.10.2005 г. в государственный кадастр недвижимости с кадастровым номером , категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для ведения личного подсобного хозяйства, с ориентировочной площадью 1000 кв.м., а его правообладателем числится продавец недостроенного домовладения (л.д. 33).

Таким образом, судом установлено и подтверждается материалами дела, что испрашиваемый заявителями земельный участок не является изъятым из оборота, зарегистрированным для государственных или муниципальных нужд, и не относиться к земельным участкам, в отношении которых федеральным законом установлен запрет на приватизацию.

Местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства (п. 7 ст. 36 ЗК РФ).

В соответствии с п. 2 ст. 14 ЗК РФ сведения, внесенные в государственный кадастр недвижимости, предоставляются также в виде кадастрового паспорта объекта недвижимости.

В соответствии с п. 11 ст. 45 Федерального закона от 24.07.2007 г. №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» отсутствие в государственном кадастре недвижимости кадастровых сведений о координатах характерных точек границ такого ранее учтенного земельного участка, предоставленного для ведения личного подсобного хозяйства, не является основанием для отказа в выдаче (направлении) кадастрового паспорта такого объекта недвижимости.

В соответствии с Письмом Министерства экономического развития РФ от 16.01.2009 г. «О многоконтурных земельных участках» под многоконтурным земельным участком понимается объект недвижимости (земельный участок), граница которого представляет собой несколько замкнутых контуров. В связи с этим отдельные контуры границы земельного участка не являются земельными участками, входящими в состав многоконтурного земельного участка, либо его частями. Многоконтурному земельному участку присваивается один кадастровый номер. В соответствии с ч. 8 ст. 38 Федерального закона от 24.07.2007 г. №221-ФЗ площадью земельного участка является площадь геометрической фигуры, образованной проекцией границ земельного участка на горизонтальную плоскость. Таким образом, площадью многоконтурного земельного участка является сумма площадей всех геометрических фигур, образованных проекцией контуров его границы на горизонтальную плоскость.

Учитывая, что заявители используют спорный земельный участок площадью 2404кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, как единый объект недвижимости, суд относить его к многоконтурному и на основании ст. 36 ЗК РФ признает за ними право на предоставление в общую долевую собственность за плату указанного земельного участка.

В п. 1 ст. 44 Решения городской Думы Краснодара от 19.07.2003 г. п. 1 «О принятии Устава муниципального образования город Краснодар» определено, что администрация муниципального образования город Краснодар является исполнительно-распорядительным органом муниципального образования город Краснодар. В статье 45 указанного Решения закреплено, что структура Администрации утверждается городской Думой Краснодара по представлению главы муниципального образования город Краснодар. В структуру Администрации входят отраслевые (функциональные) и территориальные органы Администрации. Отраслевыми (функциональными) органами Администрации являются также департаменты.

Решением городской Думы Краснодара от 15.12.2005 г. п. 19 «Об утверждении Положения о департаменте муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования город Краснодар» Департамент является отраслевым органом Администрации. Департамент непосредственно подчинен заместителю главы муниципального образования город Краснодар, координирующему работу по вопросам муниципальной собственности и городских земель, архитектуры, строительства и экономического развития (п. 1 Положения). Одной из основных задач Департамента является подготовка материалов по вопросам распоряжения земельными участками на территории муниципального образования город Краснодар (п. 2 Положения). Департамент в соответствии с возложенными на него задачами осуществляет также функцию по заключению договоров, предметом которых является передача земельных участков в собственность (п. 3 Положения).

Нарушение администрацией муниципального образования г. Краснодар в лице ДМС и ГЗ АМО г. Краснодар законных прав заявителей, лишило их возможности на реализацию права на предоставление в собственность за плату земельного участка по адресу: г. Краснодар, х. Ленина, ул. Приморская, 50, площадью 2404 кв.м., на котором расположен принадлежащий им на праве общей долевой собственности жилой дом, что повлекло нарушение Конституционного права заявителей иметь в частной собственности землю (ст. 36 КРФ).

В силу статьи 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Главой 9 ЗК РФ предусмотрены способы защиты прав на землю, в частности, ст.ст.59, 62, 64 ЗК РФ установлен судебный способ защиты гражданских прав в сфере земельных правоотношений и рассмотрения земельных споров. Аналогичные положения предусмотрены в ч. 1 ст. 11 ГК РФ.

В соответствии со ст. 254 ГПК РФ, гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

При таких обстоятельствах нельзя признать законным отказ администрации муниципального образования г. Краснодар от 24.02.2011 г. за в предоставлении в общую долевую собственность за плату ФИО1 и ФИО2 земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, площадью 2404 кв.м., в связи с чем, заявленные требования подлежат удовлетворению в полном объеме.

На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст. 246, 254-258, 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Заявление ФИО1, ФИО2 об оспаривании действий администрации муниципального образования г. Краснодар и обязании предоставить земельный участок удовлетворить.

Признать действия администрации муниципального образования г.Краснодар, выразившиеся в письме за от 24.02.2011 г., незаконными в части отказа в принятии решения о предоставлении ФИО1, ФИО2 в общую долевую собственность по 1/2 доли каждому земельного участка с кадастровым номером , категория земель: земли населенных пунктов – для ведения личного подсобного хозяйства, расположенного по адресу: <адрес>

Обязать администрации муниципального образования г. Краснодар в двухнедельный срок предоставить ФИО1 и ФИО2 в общую долевую собственность по 1/2 доли каждому земельного участка с кадастровым номером , категория земель: земли населенных пунктов – для ведения личного подсобного хозяйства, расположенного по адресу: <адрес>

Обязать ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Краснодарскому краю осуществить государственный кадастровый учет изменений площади и описания местоположения границ земельного участка с кадастровым номером <адрес>, категория земель: земли населенных пунктов – для ведения личного подсобного хозяйства, расположенного по адресу: <адрес>, площадью 2 404 кв.м.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Краснодарского краевого суда в течение 10 дней со дня изготовления решения в окончательной форме путем подачи кассационной жалобы.

Судья- <данные изъяты>

<данные изъяты>