решение по иску Суховой Л.А. к Администрации МО г. Краснодар о признании перепланироки законной



ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

23 марта 2011г. Первомайский районный суд г.Краснодара в составе:

председательствующего Гареевой С.Ю.

при секретаре Довгой И.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Суховой Л.А. к администрации муниципального образования город Краснодар о признании перепланировки жилого помещения законной,

установил:

Сухова Л.А. обратилась в суд с иском к администрации муниципального образования город Краснодар о признании перепланировки жилого помещения, квартиры по <адрес> законной.

В обоснование заявленных требований сослалась на то, что ДД.ММ.ГГГГ межведомственной комиссией ЦО г.Краснодара был рассмотрен вопрос о технической возможности строительства пристройки к квартире по <адрес>, нанимателем которой она являлась. Комиссией было сделано заключение о технической возможности строительства пристройки размером 8х8м за счет собственных средств. Распоряжением главы ЦАО г.Краснодара акт межведомственной комиссии был утвержден.

В марте 2001г. после проведения капитально-восстановительного ремонта со строительством пристройки межведомственной комиссией рассмотрен вопрос о наличии технической возможности принятия в эксплуатацию квартиры по <адрес> от 16.03.2001г. акт межведомственной комиссией от 14.03.2001г. утвержден.

10.04.2001г. истица обратилась в АЦО г.Краснодара для дальнейшего оформления документации на капитально-восстановительный ремонт со строительством пристройки. Главный архитектор ЦАО г.Краснодара на распоряжении главы ЦО г.Краснодара от 16.03.2001г. отписал поручение работнику администрации ЦО о принятии и оформлении документов для принятия в эксплуатацию квартиры по <адрес>

После чего от истицы были затребованы дополнительные документы, которые были представлены. Но квартира не была принята в эксплуатацию, поскольку перепланировка квартиры и пристройка были произведены самовольно.

В судебном заседании истица просила удовлетворить заявленные требования. При этом пояснила, что под перепланировкой квартиры имеет ввиду не только перепланирование ранее существовавшего жилого помещения, но и возведение к квартире пристройки. Просит суд признать законной произведенную перепланировку, включая возведенную пристройку.

Признание перепланировки законной ей необходимо, поскольку из квартиры по <адрес> она и ее семья выселены в предоставленную им квартиру по <адрес> в связи с признанием многоквартирного дома по <адрес> аварийным. И она имеет намерение потребовать от ответчика компенсацию за понесенные ею расходы по перепланировке и строительству пристройки. Для чего просит суд признать факт законности совершенных ею действий по перепланировке, переоборудованию квартиры и возведению пристройки судебным решением.

Представитель ответчика в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежаще, что подтверждается распиской в получении повестки (л.д.34). Сведений об уважительности причин неявки не имеется, ходатайств об отложении дела слушанием, рассмотрении дела в его отсутствие, не поступало.

С учетом мнения истицы судом принято решение о рассмотрении дела в порядке заочного производства с вынесением в отношении ответчика заочного решения, о чем вынесено определение.

Выслушав объяснения истицы, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Как установлено в судебном заседании, истица являлась нанимателем квартиры по <адрес>, находящейся в муниципальной собственности.

В связи с тем, что многоквартирный дом по указанному адресу признан аварийным, Сухова Л.А. с семьей из указанной квартиры выселена в квартиру по ул.Алтайской, 4/2, в г.Краснодаре.

Как следует из объяснений истицы, подтверждается материалами дела, являясь нанимателем квартиры по ул.<адрес>, Сухова Л.А. в период с 1998г. по 2000г. осуществила капитально-восстановительный ремонт, перепланировку и переоборудование указанной квартиры, а также возвела к ней пристройку.

В результате совершения указанных действий в несущих стенах квартиры по <адрес>, состоящей из помещений в лит. Г № 2,3,4, устроены две двери, демонтирована отопительная печь, к квартире возведена пристройка лит.Г1, г12, где установлены газовая приготовительная плита, АОГВ взамен отопительной печи, ванная, раковина, унитаз (л.д.36, 41).

Как усматривается из технических паспортов на квартиру по <адрес>, на возведение пристройки, перепланировку и переоборудование разрешение не предъявлено (л.д.33-42).

По утверждению истицы, переоборудование квартиры, возведение пристройки не являются самовольными, выполнены с разрешения компетентных органов. О чем свидетельствуют:

-акт межведомственной комиссии Центрального округа г.Краснодара от 22.04.98г. о наличии технической возможности строительства пристройки размером (л.д.13), утвержденный распоряжением главы ЦАО г.Краснодара от 05.05.98г. (л.д.14);

-акт межведомственной комиссии Центрального округа г.Краснодара от 14.03.2001г. о том, что Суховой Л.А. выполнен капитально-восстановительный ремонт со строительством пристройки за счет собственных средств, и по мнению комиссии, техническая возможность принятия в эксплуатацию квартиры имеется (л.д.15), утвержденный распоряжением главы ЦАО г.Краснодара от 16.03.2001г. (л.д.16).

По мнению истицы, она имеет право на признание перепланировки квартиры по <адрес> с возведенной к ней пристройкой законной и получение впоследствии денежной компенсации от администрации муниципального образования город Краснодар.

Доводы истицы суд находит неубедительными по следующим основаниям.

В соответствии со ст.678 ГК РФ, наниматель не вправе производить переустройство и реконструкцию жилого помещения без согласия наймодателя.

Согласно ст.84 ЖК РСФСР, действовавшего в период осуществления истицей перепланировки и переоборудования квартиры по <адрес>, переустройство, перепланировка жилого помещения и подсобных помещений нанимателем допускалась лишь с согласия совершеннолетних членов его семьи и наймодателя и с разрешения исполнительного комитета местного Совета народных депутатов.

Наниматель, допустивший самовольное переустройство или перепланировку жилого или подсобного помещения, обязан был за свой счет привести это помещение в прежнее состояние.

В соответствии со ст.128 того же ЖК РСФСР, капитальный ремонт квартиры с переустройством или перепланировкой помещений мог производится с разрешения исполнительного комитета районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов.

В период осуществления истицей капитально-восстановительного ремонта с перепланировкой и переоборудованием квартиры по <адрес>, действовал Приказ Госстроя РФ от 30.12.1999 N 169 "Об утверждении Положения о порядке оформления разрешений на переоборудование и перепланировку жилых и нежилых помещений в жилых домах" (вместе с "Положением о порядке оформления разрешений на переоборудование и перепланировку жилых и встроенных нежилых помещений в жилых домах. МДС 13-4.2000").

В соответствии с п.1.4.1. данного Приказа переоборудование жилых помещений включает в себя:

- установку бытовых электроплит взамен газовых плит или кухонных очагов;

- перенос электрических сетей, нагревательных сантехнических и газовых приборов;

- устройство вновь и переоснащение существующих туалетов и ванных комнат;

- устройство вновь вентиляционных каналов;

- прокладку новых или замену существующих подводящих и отводящих трубопроводов и устройств для установки душевых кабин, "джакузи", стиральных машин повышенной мощности и других сантехнических и бытовых приборов нового поколения.

К перепланировке в силу п.1.4.2. Приказа Госстроя РФ от 30.12.1999 N 169 относятся:

- перенос и разборка перегородок;

- перенос и устройство дверных проемов;

- разукрупнение многокомнатных квартир;

- устройство дополнительных кухонь и санузлов;

- расширение жилой площади за счет вспомогательных помещений;

- ликвидация темных кухонь и входов в кухни через квартиры или жилые помещения;

- устройство вновь или переоборудование существующих тамбуров.

Вопросы переоборудования и перепланировки жилых и нежилых помещений в жилых домах находились в компетенции межведомственной комиссии, создаваемой органом местного самоуправления городов и иных поселений (п.1.8.).

Конкретный порядок оформления, представления и прохождения документов о разрешении перепланировки и переоборудования жилых и нежилых помещений в жилых домах, учитывающий местные условия, определялся органами местного самоуправления на основании Положения о порядке оформления разрешений на переоборудование и перепланировку жилых и встроенных нежилых помещений в жилых домах. МДС 13-4.2000" (п.1.9.).

В соответствии с п.2.1. Приказа Госстроя РФ от 30.12.1999 N 169, переоборудование и перепланировка жилых и нежилых помещений в жилых домах допускалось после получения разрешения межведомственной комиссии на основании проектов, разработанных организациями или индивидуальными предпринимателями, имеющими государственную лицензию на проектирование, согласованных и утвержденных в установленном для данного города (муниципального образования) порядке.

Условием получения письменного разрешения являлось выполнение работ по переоборудованию и перепланировке, не влияющих на изменение несущей способности конструкций и относящихся по действующей классификации к текущему ремонту жилищного фонда. К таким работам относятся: перенос и разборка межкомнатных перегородок (при условии сохранения поэтажного соответствия жилых и кухонных помещений, санитарных узлов и ванных комнат); замена или установка дополнительного сантехоборудования, замена или установка отдельных подводящих и отводящих трубопроводов и другие конструктивно несложные работы, которые выполнялись нанимателями, арендаторами и собственниками с учетом требований п. п. 2.4 - 2.7 Положения о порядке оформления разрешений на переоборудование и перепланировку жилых и встроенных нежилых помещений в жилых домах за свой счет и, в большинстве случаев, без привлечения специализированной организации (п.2.3.).

Не допускалось производство переоборудования и перепланировки жилых и нежилых помещений, ведущих к нарушению прочности или разрушению несущих конструкций жилого дома, ухудшению сохранности и внешнего вида фасадов и не отвечающих противопожарным требованиям (п.2.5.).

Проекты на переоборудование и перепланировку жилых и нежилых помещений различных форм собственности должны были разрабатываться с соблюдением действующих нормативных и правовых актов (2.8.).

В соответствии с параграфом 3 «Оформление разрешений на переоборудование и перепланировку жилых и нежилых помещений в жилых домах» Приказа Госстроя РФ от 30.12.1999 N 169, заявления физических и юридических лиц на переоборудование и перепланировку жилых и нежилых помещений в жилых домах рассматривались межведомственными комиссиями при органах местного самоуправления.

К заявлению необходимо было представить согласие собственника жилого помещения, а также перечисленные в п.п. 3.2.1. - 3.2.9. материалы.

В соответствии с п.3.3. межведомственной комиссией рассматривались представленные материалы, обследовалось помещение на месте и оформлялось заключение протоколом о технической возможности и целесообразности намечаемых работ.

После чего заявитель при положительном заключении комиссии имел право заказать разработку проекта на переоборудование или перепланировку помещений только той организации, которая имеет государственную лицензию на проектирование тех или иных заказываемых видов работ.

Проекты на переоборудование и перепланировку жилых (нежилых) помещений необходимо было представлять на согласование межведомственной комиссии органа местного самоуправления, которая принимала решение о согласовании или отклонении проекта.

Общие требования к оформлению разрешений на переоборудование и перепланировку жилых и нежилых помещений в жилых домах в г. Краснодаре вне зависимости от нахождения их в государственной или муниципальной собственности, собственности общественных организаций (объединений), частных лиц, а также в хозяйственном ведении или оперативном управлении предприятий или иных организаций в период производства перепланировки и переоборудования истицей квартиры по <адрес> были установлены Постановлением мэрии города Краснодара от 17.09.1997 N 1770 "Об утверждении Положения и порядка изменения назначения жилых и нежилых помещений" (вместе с "Положением о межведомственной комиссии при административном округе г. Краснодара", "Порядком перевода жилых помещений (домов) в нежилой фонд...", "Порядком оформления разрешений на переоборудование и перепланировку жилых и нежилых помещений в жилых домах...", "Положением об устройстве жилых помещений мансардного типа в жилых домах в г. Краснодаре").

В соответствии с Приложением №3 "Порядок оформления разрешений на переоборудование и перепланировку жилых и нежилых помещений в жилых домах...", производство переоборудования и перепланировки жилых и нежилых помещений в жилых домах разрешалось только после рассмотрения вопроса на межведомственной комиссии административного округа и получения документально оформленного разрешения.

Согласно п.1.4. Приложения №3, вопросы переоборудования в жилых и нежилых помещениях включают:

- перенос нагревательных, сантехнических и газовых приборов;

-устройство и переоборудование туалетов, ванных комнат, вентиляционных каналов;

к вопросам перепланировки жилых помещений относятся:

- перенос и разборка жилых перегородок;

- перенос и устройство дверного проема;

- устройство и переоборудование тамбуров;

- остекление балконов и лоджий.

Переоборудование и перепланировка помещений, ведущие к нарушению прочности или разрушению конструкций здания, ухудшению сохранности и внешнего вида фасадов, нарушению противопожарных устройств, затрудняющие доступ к инженерным коммуникациям и отключающим устройствам не допускаются (п.2.1.).

Для рассмотрения межведомственной комиссией вопросов переоборудования и перепланировки помещений в жилых домах их собственник или по его поручению владелец (балансодержатель) помещений, либо наниматель (арендатор) по согласованию с собственником обязан был представить документы, перечисленные в п.п. 3.1.1.- 3.1.7. Приложения №3 "Порядок оформления разрешений на переоборудование и перепланировку жилых и нежилых помещений в жилых домах..."

Нанимателю, в частности, следовало представить заключение с указанием причин осуществления переоборудования или перепланировки, копию технического паспорта с указанием износа конструктивных элементов и строения в целом, поэтажных планов и экспликаций помещений, подлежащих перепланировке или переоборудованию, прилежащих помещений и аналогичных помещений на нижних и верхних этажах, техническое заключение специализированной организации о возможности перепланировки или переоборудования помещения, справку о согласии всех заинтересованных совершеннолетних жильцов и собственников реконструируемых помещений, заверенную в управлении жилищного хозяйства округа по месту расположения рассматриваемого помещения, выписку из домовой книги и копию лицевого счета квартиросъемщика.

После положительного решения о возможности переоборудования или перепланировки, исходя из характера и объема необходимых работ, комиссией определялся состав проектной документации и согласований, которые заявитель должен был представить для получения разрешения на проведение работ.

В обязательном порядке предъявлялся проект переоборудования или перепланировки, согласованный с балансодержателем или собственником дома, органами Госпожнадзора, Госсанэпиднадзора, архитектуры округа, эксплуатирующими организациями.

В случае необходимости инженерного оснащения помещений (установка теплового, газового, электротехнического оборудования с повышенным потреблением водо - энергетических ресурсов) проект, выполненный специализированной проектной организацией, должен был согласовываться с городскими организациями (Горгаз, Горэлектро, Горводоканал, Тепловые сети).

После изучения представленных документов, осмотра объекта межведомственной комиссией принималось решение, на основании которого издавалось распоряжение главы администрации округа с разрешением произвести перепланировку (переоборудование) жилого помещения (дома).

Как установлено в судебном заседании, подтверждается объяснениями истицы, ею в квартире по <адрес> был перенесен уже имевшийся дверной проем и обустроен новый дверной проем в несущих стенах здания, демонтирована отопительная печь, вместо которой установлен АОГВ.

То есть, указанная квартира Суховой Л.А. перепланирована и переоборудована.

При этом истицей не был соблюден порядок производства перепланировки и переоборудования квартиры, установленный положениями закона, приведенными выше.

Вопрос о возможности перепланировки и переоборудования квартиры по <адрес> межведомственной комиссией Центрального административного округа не рассматривался. Проектная документация на переоборудование и перепланировку не оформлялась и не согласовывалась компетентными организациями. Разрешение на проведение работ по переоборудованию и перепланировке Суховой Л.А. не выдавалось.

Следовательно, перепланировка и переоборудование квартиры произведены истицей самовольно, в противоречие закону.

Кроме того, Суховой Л.А. к квартире по <адрес> в период с 1998г. по 2000г. были возведены пристройки лит. Г1, г12, где устроены туалет, ванная, установлена газовая приготовительная плита, АОГВ, а также отопительные приборы, что подтверждается данными технических паспортов жилого помещения (л.д.33-42).

Пристройки Суховой Л.А. в эксплуатацию не сданы. В выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию квартиры по <адрес> в перепланированном и реконструированном состоянии Департаментом архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар отказано, поскольку Суховой Л.А. не представлен ни один из документов, перечисленных в ч.3 ст.55 ГрК РФ и необходимых для получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию (л.д.56-58).

Как установлено в судебном заседании таких документов истица не имеет.

По ее мнению о законности ее действий по возведению пристройки свидетельствуют акт межведомственной комиссии Центрального округа г.Краснодара от 22.04.98г. (л.д.13), утвержденный распоряжением главы ЦАО г.Краснодара от 05.05.98г. (л.д.14), и акт межведомственной комиссии Центрального округа г.Краснодара от 14.03.2001г. (л.д.15), утвержденный распоряжением главы ЦАО г.Краснодара от 16.03.2001г. (л.д.16).

С доводами истицы нельзя согласиться, учитывая время возведения пристройки, в связи со следующим.

В соответствии со ст. 21 Федерального закона от 17.11.1995 N 169-ФЗ "Об архитектурной деятельности в РФ" под изменениями архитектурных объектов (к ним, в частности, относятся здание, сооружение, комплекс зданий и сооружений, их интерьер, объекты благоустройства) понимается достройка, перестройка, перепланировка. Указанные работы должны выполняться в соответствии с ГК РФ, договором на создание и использование архитектурного проекта.

В соответствии с Ведомственными строительными нормами Государственного комитета по архитектуре и градостроительству при Госстрое СССР "Реконструкция и капитальный ремонт жилых домов. Нормы проектирования ВСН 61-89 (р)", утвержденными Приказом Государственного комитета по архитектуре и градостроительству при Госстрое СССР от 26.12.1989 N 250, реконструкция жилого дома - это комплекс строительных работ и организационно-технических мероприятий, связанных с изменением основных технико-экономических показателей жилого дома (количества и площади квартир, строительного объема и общей площади дома) или его назначения и осуществляемых в целях улучшения условий проживания и проведения эксплуатационных показателей жилого дома к уровню современных требований.

Реконструкция жилого дома может включать: изменение планировки помещений, возведение надстроек, встроек, пристроек, а при наличии обоснований - частичную разборку здания; повышение уровня инженерного оборудования, включая наружные сети (кроме магистральных); замену изношенных и морально устаревших конструкций и инженерного оборудования на современные, более надежные и эффективные, улучшающие эксплуатационные показатели жилого дома; улучшение архитектурной выразительности здания, а также благоустройство прилегающей территории.

Согласно приведенным правовым нормам, Суховой Л.А. была осуществлена реконструкция жилого дома по <адрес>, в г.Краснодаре путем возведения пристроек лит. Г1, г12.

В соответствии с положениями Федерального закона от 17.11.1995 N 169-ФЗ, процедура реконструкции объектов капитального строительства предусматривает подготовку проектной документации, которая включает получение архитектурно-планировочного задания, подготовку архитектурного проекта, проведение инженерных изысканий, экспертизу данной документации, получение разрешения на осуществление реконструкции.

В период возведения истицей пристроек в силу ст.3 Федерального закона от 17.11.1995 N 169-ФЗ, архитектурно - планировочное задание выдавалось по заявке заказчика (застройщика) органом, ведающим вопросами архитектуры и градостроительства, в соответствии с Законом Российской Федерации "Об основах градостроительства в Российской Федерации".

Основанием для выдачи архитектурно - планировочного задания являлись заявка заказчика (застройщика) и документы, удостоверяющие его право собственности (право распоряжения) земельным участком, либо разрешение собственника земельного участка на проектирование на этом участке, либо решение органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления о проектировании в случае, если участок находится соответственно в собственности субъекта Российской Федерации или в муниципальной собственности.

Строительство любого объекта должно было вестись при наличии разрешения собственника земельного участка и (или) здания, сооружения и с соблюдением градостроительных, строительных норм и правил.

Разрешение на строительство выдавалось соответствующим органом архитектуры и градостроительства в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Как установлено в судебном заседании, подтверждается объяснениями истицы, установленная законом процедура реконструкции объекта капитального строительства Суховой Л.А. при возведении пристроек лит. Г1, лит. г12, не была соблюдена.

Земельный участок под предполагаемые к возведению пристройки истице на каком-либо праве не предоставлялся, проектная документация не оформлялась, разрешение на реконструкцию органом архитектуры и градостроительства не выдавалось.

Представленные истицей суду акты межведомственной комиссии и распоряжения указанные выше, не являются разрешительными документами, позволяющими осуществить возведение пристройки.

Таким образом, реконструкция жилого дома по <адрес> путем возведения пристроек лит. Г1, г12 Суховой Л.А. была осуществлена самовольно.

При таких обстоятельствах действия истицы по перепланировке, переоборудованию квартиры по ул<адрес> и возведению пристроек лит.Г1, г12, нельзя признать соответствующими закону.

То есть, оснований для удовлетворения иска не имеется.

Принимая решение, суд согласно ч.3 ст.196 ГПК РФ разрешает дело в пределах тех требований, которые заявлены Суховой Л.А. И исходит из того, что определение содержания того материально-правового требования к ответчику, удовлетворение которого посредством судебного разбирательства добивается истица, важнейшее диспозитивное право последней.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

решил:

В удовлетворении исковых требований отказать.

Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.

Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Первомайский районный суд в течение десяти дней со дня составления его в окончательном мотивированном виде путем подачи кассационной жалобы.

Копию решения направить ответчику не позднее пяти дней со дня вынесения в окончательной форме.

Федеральный судья

Составлено: 28.03.2011г.