Решение по иску прокурора Западного административного округа г.Краснодара в интересах Хайло С.В. к администрации муниципального образования город Краснодар, администрации Краснодарского края, Департаменту семейной политики администрации Краснодарского кр



Дело № 2-8292/11

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

1 декабря 2011 года Первомайский районный суд г. Краснодара

в составе

председательствующей Медоевой Е.Н.

при секретаре Скрипка К.Е.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску прокурора Западного административного округа г.Краснодара в интересах Хайло С.В. к администрации муниципального образования город Краснодар, администрации Краснодарского края, Департаменту семейной политики администрации Краснодарского края о возложении обязанности предоставить лицу из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, жилое помещение в рамках реализации Краевой целевой программы «Дети Кубани» на 2009г.- 2013г.,

УСТАНОВИЛ:

Первоначально прокурор Западного административного округа г.Краснодара обратился в суд с исковым заявлением в интересах Хайло С.В. к администрации муниципального образования город Краснодар, администрации Краснодарского края об обязании предоставить лицу из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, жилое помещение по договору социального найма вне очереди площадью не ниже установленных норм.

В обоснование своих требований указал, что прокуратурой Западного административного округа г. Краснодара проведена проверка соблюдения жилищных прав лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. На основании постановления главы муниципального образования г. Краснодар от 09.06.2011 г. № … Хайло С.В., … года рождения, поставлена на учет граждан в качестве нуждающейся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», с 12.10.2010 г. Вопреки требованиям действующего законодательства и несмотря на отсутствие закрепленного жилого помещения, Хайло С.В. такое помещение до настоящего времени не предоставлено, договор социального найма с ней не заключался.

В судебном заседании заместитель прокурора Западного административного округа г. Краснодара Рогачев С.О., действующий в интересах Хайло С.В., уточнил исковые требования, просит суд обязать администрацию Краснодарского края, департамент семейной политики Краснодарского края, администрацию муниципального образования город Краснодар предоставить Хайло С.В. жилое помещение по договору социального найма по норме предоставления площади жилого помещения, предусмотренной Законом Краснодарского края «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Краснодарском крае», отвечающее установленным и санитарным и техническим требованиям, расположенное в муниципальном образовании город Краснодар, за счет средств бюджета Краснодарского края в рамках реализации Краевой целевой программы «Дети Кубани» на 2009г.-2013г. в соответствии со списком детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях по муниципальному образованию город Краснодар.

Представитель администрации Краснодарского края Петрик С.Н., действующий на основании доверенности, с исковыми требованиями не согласен по основаниям, изложенным в отзыве. Просит в иске отказать.

Представитель администрации муниципального образования город Краснодар Белошапка Н.Н., действующая на основании доверенности, возражала против удовлетворения исковых требований. Пояснила, что администрация муниципального образования город Краснодар осуществляют исключительно техническое оформление документов, связанных с предоставлением жилых помещений, оформлению же документов предшествует предоставление субъектом РФ – Краснодарским краем органам местного самоуправления, в том числе и администрации муниципального образования город Краснодар, субвенций из краевого бюджета. Без выделения субвенций из краевого бюджета и направления администрацией Краснодарского края их органам местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края невозможно обеспечение граждан обозначенной категории жилыми помещениями. Просит в иске отказать.

Представитель Управления по жилищным вопросам администрации муниципального образования город Краснодар, привлеченного к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования, - Наумова Н.Н., действующая по доверенности, возражает против удовлетворения заявленных требований, поддержала позицию представителей администрации Краснодарского края, администрации муниципального образования город Краснодар, просит в удовлетворении требований отказать.

Представитель Управления по вопросам семьи и детства администрации муниципального образования город Краснодар, привлеченного к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования, - Захарова В.А., действующая на основании доверенности, с исковыми требованиями не согласна, возражает против их удовлетворения.

Представитель департамента семейной политики Краснодарского края в судебное заседание не явился, просит рассмотреть дело в его отсутствие. Обоснованную позицию изложил в письменных возражениях (л.д.36-41).

Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

Статьей 7 Конституции РФ установлено, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты

В соответствии со ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Статьей 1 ФЗ от 21.12.1996г. №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определен перечень детей, нуждающихся в заботе со стороны государства.

К ним отнесены дети, родители которых умерли, лишены родительских прав, ограничены в родительских правах, признаны недееспособными; вследствие болезни родителей, длительного их отсутствия, уклонения от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, в том числе при отказе родителей взять своих детей из воспитательных учреждений, а так же в других случаях отсутствия родительского попечения.

Как установлено судом и следует из материалов дела, Хайло С.В., … года рождения, в соответствие со ст. 1 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» относится к категории лиц из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей.

Решением Первомайского районного суда г. Краснодара от 28.02.2011 г., вступившим в законную силу на основании кассационного определения Краснодарского краевого суда от 19.04.2011 г., на администрацию муниципального образования город Краснодар возложена обязанность поставить Хайло С.В., … года рождения на очередь в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения по льготной категории граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с 12.10.2010 г.(л.д.61-64)

Обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица (ч. 2 ст. 61 ГПК РФ).

На основании постановления главы муниципального образования г. Краснодар от 09.06.2011 г. № … Хайло С.В., … года рождения поставлена на учет граждан в качестве нуждающейся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с 12.10.2010 г. и включена в список лиц из числа детей-сирот (л.д.68).

Согласно списку лиц из числа детей-сирот, лиц, имевших статус лиц из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях в муниципальном образовании город Краснодар по состоянию на 01.10.2011г. Хайло С.В. стоит под номером № ….

13.10.11г. Хайло С.В. обратилась в прокуратуру Западного округа г. Краснодара с заявлением о защите ее жилищных прав в судебном порядке (л.д. 12).

Прокуратурой Западного административного округа г. Краснодара проведена проверка соблюдения жилищных прав лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ходе которой установлено, что до настоящего времени жилое помещение истице не предоставлено, договор социального найма с ней не заключен.

В соответствии со ст. 45 ГПК РФ заявление в защиту прав, свобод и законных интересов граждан может быть подано прокурором, в случае обращения к нему гражданина по вопросам обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах.

Согласно ст. 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Федерации.

Статьей 5 Федерального закона от 24.07.1998г. № 124- ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" определены полномочия органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации на осуществление гарантий прав ребенка в Российской Федерации. К полномочиям органов государственной власти Российской Федерации отнесено установление основ федеральной политики в интересах детей, к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации – реализация государственной политики в интересах детей, решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Согласно ч. 2 п.1 ст.8 Федерального закона от 21 декабря 1996г. №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Согласно п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончанию их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления. Решение о предоставлении жилого помещения по договору социального найма является основанием заключения соответствующего договора социального найма в срок, установленный данным решением.

Исходя из буквального толкования ст. 57 Жилищного кодекса РФ и ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996г. №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предоставление жилых помещений по договорам социального найма указанной категории граждан не ставится законом в зависимость от каких-либо условий, в том числе от наличия или отсутствия денежных средств на приобретение жилых помещений, наличия или отсутствия иных лиц, обладающих аналогичным правом, от времени постановки на учет, от включения в список внеочердников, от соблюдения порядка очередности лиц равной категории, а также от иных условий.

Данная позиция нашла свое отражение в Обзоре практики рассмотрения судами дел по заявлениям прокуроров в защиту жилищных прав несовершеннолетних детей, подпадающих под категорию лиц, которые имеют право на дополнительную социальную защиту в соответствии со ст. 1 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

В силу ст.ст. 2, 5 Закона Краснодарского края от 30.06.2009 г. № 1748-КЗ дополнительные гарантии прав на имущество и жилое помещение обеспечиваются путем предоставления жилых помещений по договорам социального найма. Приобретение, строительство жилых помещений, предоставляемых по договорам социального найма лицам, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляются за счет краевого бюджета в пределах средств, предусмотренных на указанные цели законом Краснодарского края о краевом бюджете на соответствующий финансовый год. Кроме того, данным лицам могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством Российской Федерации порядке государственными полномочиями Краснодарского края по обеспечению указанных лиц жилыми помещениями.

В соответствие со ст. 6 данного Закона Краснодарского края уполномоченный орган исполнительной власти Краснодарского края в области опеки и попечительства и семейной политики осуществляет мероприятия по предоставлению указанным гражданам жилых помещений, рассматривает обращения таких граждан по вопросам предоставления жилых помещений и выполняет иные функции, определяемые нормативными правовыми актами Краснодарского края.

С 1 января 2005 года в соответствии с Федеральным Законом от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ полномочия в части обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданы субъектам РФ.

Согласно ст. 1 Закона Краснодарского края от 15.12.2004 № 805-КЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края отдельными государственными полномочиями в области социальной сферы» муниципальное образование г. Краснодар наделено отдельными полномочиями по предоставлению жилых помещений по договорам социального найма лицам, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. При этом наделение данных органов указанными полномочиями не освобождает администрацию Краснодарского края от обязанности по финансированию дополнительных гарантий указанных лиц.

Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 30.07.2009 № … утвержден Порядок предоставления жилого помещения лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам, имевшим статус лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам социального найма.

Согласно пункту 1.3 указанного порядка функции, связанные с осуществлением мероприятий по предоставлению жилых помещений лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам, имевшим статус лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам социального найма, осуществляют органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Краснодарского края в случае наделения их законом Краснодарского края соответствующими государственными полномочиями.

С учетом указанных норм, доводы представителя администрации муниципального образования город Краснодар о том, что требования по обеспечению граждан обозначенной категории жилыми помещениями должны предъявляться исключительно к администрации Краснодарского края, судом не приняты во внимание.

В целях защиты и реализации жилищных прав детей-сирот в Краснодарском крае принят закон от 29.12.2008г. № 1654-КЗ «Об утверждении краевой целевой программы «Дети Кубани» создана подпрограмма «Дети сироты», предусматривающая, в частности, финансирование в целях обеспечения жильем детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, из их числа, путем приобретения (строительства) жилых помещений с последующей передачей их по договорам социального найма до 2013 года включительно.

В рамках краевой целевой программы «Дети Кубани» в 2011 году на обеспечение жильем выделено 484600 тыс. рублей, за счет которых планируется обеспечить жильем не менее 500 человек. Планируется приобретение (строительство) жилых помещений в г. Краснодаре. Краевая программа «Дети-Кубани» рассчитана до 2013 года, и начиная с 2012г. ежегодно из краевого бюджета предполагается выделение муниципальным образованиям края денежных средств в сумме 1 млрд. рублей на указанные цели для обеспечения не менее 1000 человек жильем.

В соответствии с Законом Краснодарского края от 15.12.2004г. № 805-КЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края отдельными государственными полномочиями в области социальной сферы» субвенции на приобретение жилых помещений предоставляемых по договорам социального найма предоставляются муниципальным образованиям края из расчета количества детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, состоящих на учете в муниципальном образовании Краснодарского края, в качестве нуждающихся в жилых помещениях, с наиболее ранней датой постановки на учет.

При таких обстоятельствах, оценив в совокупности доказательства по делу, пояснения сторон, суд приходит к выводу удовлетворить исковые требования, поскольку они являются законными и обоснованными. К такому выводу суд пришел потому, что Хайло С.В. не реализовала гарантированное государством право на обеспечение жильем лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей вне очереди по договору социального найма. Договор социального найма с ней не заключался, жилое помещение не предоставлялось. Иное суду не доказано.

В силу ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Как указано в п.5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19.12.2003 г. № 23 «О судебном решении» заявленные требования рассматриваются и разрешаются по основаниям, указанным истцом, а также по обстоятельствам, вынесенным судом на обсуждение в соответствии с ч.2 ст. 56 ГПК РФ.

В соответствии с ч.2 ст. 195 ГПК РФ суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.

Согласно ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования прокурора Западного административного округа г.Краснодара в интересах Хайло С.В. удовлетворить.

Обязать департамент семейной политики Краснодарского края, администрацию Краснодарского края, администрацию муниципального образования город Краснодар предоставить Хайло С.В. жилое помещение по договору социального найма по норме предоставления площади жилого помещения, предусмотренной Законом Краснодарского края «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Краснодарском крае», отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, расположенное в муниципальном образовании город Краснодар, за счет средств бюджета Краснодарского края в рамках реализации Краевой целевой программы «Дети Кубани» на 2009г.-2013г. в соответствии со списком детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях по муниципальному образованию город Краснодар по мере предоставления денежных средств.

Решение может быть обжаловано в краевой суд через районный суд в течение 10-ти дней со дня изготовления решения в окончательной форме путем подачи кассационной жалобы.

Судья –

Решение изготовлено 02.12.2011 г.