К делу №2-8341/11 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 29 ноября 2011 года Первомайский районный суд г. Краснодара в составе председательствующей Мордовиной С.Н. при секретаре Потапенко Д.В. рассмотрев в открытом судебном заседании исковое заявление прокурора Западного округа города Краснодара в интересах Сухорутченко В.А. к администрации Краснодарского края, департаменту семейной политики Краснодарского края, администрации муниципального образования город Краснодар, управлению по жилищным вопросам администрации муниципального образования город Краснодар, управлению по вопросам семьи и детства администрации муниципального образования город Краснодар о возложении обязанности предоставить жилое помещение в рамках реализации Краевой целевой программы «Дети Кубани» на 2009г.- 2013г. У С Т А Н О В И Л: Прокурор Западного административного округа г. Краснодара в интересах Сухорутченко В.А. обратился с иском к администрации Краснодарского края, департаменту семейной политики Краснодарского края, администрации муниципального образования город Краснодар, управлению по жилищным вопросам администрации муниципального образования город Краснодар, управлению по вопросам семьи и детства администрации муниципального образования город Краснодар о возложении обязанности предоставить жилое помещение в рамках реализации Краевой целевой программы «Дети Кубани» на 2009г.- 2013г. В обоснование требований указал, что Прокуратурой Западного административного округа г. Краснодара проведена проверка соблюдения жилищных прав лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. На основании постановления главы администрации муниципального образования г. Краснодар от 30.07.2010 г. № … Сухорутченко В.А., … года рождения, поставлен на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», с 24.06.2010 г. Однако вопреки требованиям закона, несмотря на отсутствие закрепленного жилого помещения, Сухорутченко В.А. такое помещение до настоящего времени не предоставлено, договор социального найма с ней не заключался. На основании вышеизложенного, просит суд обязать администрацию Краснодарского края, департамент семейной политики Краснодарского края, администрацию муниципального образования г. Краснодар предоставить Сухорутченко В.А. вне очереди жилое помещение по договору социального найма, площадью не ниже установленных норм. В судебном заседании заместитель прокурора Западного административного округа г. Краснодара Рогачев С.О. уточнил исковые требования, просит суд обязать администрацию Краснодарского края, департамент семейной политики Краснодарского края, администрацию муниципального образования город Краснодар предоставить Сухорутченко В.А. жилое помещение по договору социального найма, по норме предоставления площади жилого помещения, предусмотренной Законом Краснодарского края «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Краснодарском крае», отвечающее установленным и санитарным и техническим требованиям, расположенное в муниципальном образовании город Краснодар, за счет средств бюджета Краснодарского края в рамках реализации Краевой целевой программы «Дети Кубани» на 2009г.-2013г. в соответствие со списком детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях по муниципальному образованию город Краснодар. Представитель администрации Краснодарского края Петрик С.Н., действующий на основании доверенности, возражал против удовлетворения исковых требований, пояснил, что жилые помещения предоставляются гражданам исходя из очереди, предоставление жилого помещения вне очереди невозможно, так как это нарушило бы право по обеспечению жильем впереди стоящих по учету лиц. Представитель администрации муниципального образования город Краснодар Белошапка Н.Н., действующая на основании доверенности, возражала против удовлетворения исковых требований, пояснила, что администрация МО город Краснодар осуществляют исключительно техническое оформление документов, связанных с предоставлением жилых помещений, оформлению же документов предшествует предоставление субъектом РФ – Краснодарским краем органам местного самоуправления, в том числе и администрации муниципального образования город Краснодар, субвенций из краевого бюджета. Без выделения субвенций из краевого бюджета и направления администрацией Краснодарского края их органам местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края невозможно обеспечение граждан обозначенной категории жилыми помещениями. Представитель Управления по жилищным вопросам администрации муниципального образования город Краснодар Наумова Н.Н., действующая на основании доверенности, возражала против удовлетворения заявленных требований, солидарна с позицией представителей администрации Краснодарского края, администрацией муниципального образования город Краснодар, просит в удовлетворении требований отказать. Представитель Управления по вопросам семьи и детства администрации муниципального образования город Краснодар Захарова В.А., действующая на основании доверенности, не поддержала исковые требования прокурора. Считает, что жилое помещение должно предоставляться по норме предоставления площади жилого помещения, предусмотренной Законом Краснодарского края «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Краснодарском крае» после поступления денежных средств в бюджет муниципального образования город Краснодар, должно отвечать установленным и санитарным и техническим требованиям, должно быть расположено в границах муниципального образования город Краснодар. Представитель департамента семейной политики Краснодарского края в судебное заседание не явился, просит рассмотреть дело в его отсутствие, согласно представленному в материалы дела отзыву полагает, что реализация права Сухорутченко В.А. поставлена в зависимость от наличия или отсутствия других лиц, имеющих аналогичное право как в данном муниципальном образовании, так и в целом по Краснодарскому краю. Целевая программа «Дети-Кубани» рассчитана до 2013 года и гражданин сохраняет право на обеспечение жильем до момента его предоставления, Сухорутченко В.А. будет обеспечена жилым помещением по мере выделения субвенции для приобретения или строительства жилых помещений муниципальному образованию г. Краснодар. Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, пришел к следующему. Как установлено судом и следует из материалов дела, Сухорутченко В.А., … года рождения, в соответствие со ст. 1 Федерального закона от 21.12.96г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» относится к категории лиц из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей. Постановлением главы администрации муниципального образования г. Краснодар от 30.07.10г. № … Сухорутченко В.А., … года рождения, поставлен на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с 24.06.10г. и внесен в отдельный список лиц, имеющих право на внеочередное получение жилого помещения по льготному списку детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (л.д. 9, 41, 42). Согласно списку лиц из числа детей-сирот, лиц, имевших статус лиц из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях в муниципальном образовании город Краснодар на 31.10.11г. Сухорутченко В.А. стоит под номером № … (л.д. 41), в списке по Западному внутригородскому округу г. Краснодара Сухорутченко В.А. числится под номером № … (л.д. 7). 13.10.11г. Сухорутченко В.А. обратился в прокуратуру Западного округа г. Краснодара с заявлением о защите его жилищных прав в судебном порядке (л.д. 11). Прокуратурой Западного административного округа г. Краснодара проведена проверка соблюдения жилищных прав лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ходе которой установлено, что с момента принятия Сухорутченко В.А. на учет, жилое помещение ему не предоставлялось. В соответствии со ст. 45 ГПК РФ заявление в защиту прав, свобод и законных интересов граждан может быть подано прокурором, в случае обращения к нему гражданина по вопросам обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах. В соответствие с пунктом «ж» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Федерации. Статьей 5 Федерального закона от 24.07.98г. № 124 – ФЗ определены полномочия органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации на осуществление гарантий прав ребенка в Российской Федерации. К полномочиям органов государственной власти Российской Федерации отнесено установление основ федеральной политики в интересах детей, к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации – реализация государственной политики в интересах детей, решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Согласно ч. 2 п.1 ст.8 Федерального закона от 21 декабря 1996г. №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Согласно п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончанию их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления. Решение о предоставлении жилого помещения по договору социального найма является основанием заключения соответствующего договора социального найма в срок, установленный данным решением. Исходя из буквального толкования ст. 57 Жилищного кодекса РФ и ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996г. №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предоставление жилых помещений по договорам социального найма указанной категории граждан не ставится законом в зависимость от каких-либо условий, в том числе от наличия или отсутствия денежных средств на приобретение жилых помещений, наличия или отсутствия иных лиц, обладающих аналогичным правом, от времени постановки на учет, от включения в список внеочередников, от соблюдения порядка очередности лиц равной категории, а также от иных условий. Данная позиция нашла свое отражение в Обзоре практики рассмотрения судами дел по заявлениям прокуроров в защиту жилищных прав несовершеннолетних детей, подпадающих под категорию лиц, которые имеют право на дополнительную социальную защиту в соответствии со ст. 1 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». В силу ст.ст. 2, 5 Закона Краснодарского края от 30.06.09г. № 1748-КЗ дополнительные гарантии прав на имущество и жилое помещение обеспечиваются путем предоставления жилых помещений по договорам социального найма. Приобретение, строительство жилых помещений, предоставляемых по договорам социального найма лицам, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляются за счет краевого бюджета в пределах средств, предусмотренных на указанные цели законом Краснодарского края о краевом бюджете на соответствующий финансовый год. Кроме того, данным лицам могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством Российской Федерации порядке государственными полномочиями Краснодарского края по обеспечению указанных лиц жилыми помещениями. В соответствие со ст. 6 данного Закона Краснодарского края уполномоченный орган исполнительной власти Краснодарского края в области опеки и попечительства и семейной политики осуществляет мероприятия по предоставлению указанным гражданам жилых помещений, рассматривает обращения таких граждан во вопросам предоставления жилых помещений и выполняет иные функции, определяемые нормативными правовыми актами Краснодарского края. С 1 января 2005 года в соответствии с Федеральным Законом от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ полномочия в части обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданы субъектам РФ. Согласно ст. 1 Закона Краснодарского края от 15.12.04г. № 805-КЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края отдельными государственными полномочиями в области социальной сферы» муниципальное образование г. Краснодар наделено отдельными полномочиями по предоставлению жилых помещений по договорам социального найма лицам, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. При этом наделение данных органов указанными полномочиями не освобождает администрацию Краснодарского края от обязанности по финансированию дополнительных гарантий указанных лиц. Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 30.07.09г. № 653 утвержден Порядок предоставления жилого помещения лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам, имевшим статус лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам социального найма. Согласно пункту 1.3 указанного порядка функции, связанные с осуществлением мероприятий по предоставлению жилых помещений лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам, имевшим статус лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам социального найма, осуществляют органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Краснодарского края в случае наделения их законом Краснодарского края соответствующими государственными полномочиями. Исходя из вышеизложенных норм, суд не может согласиться с доводами представителя администрации муниципального образования город Краснодар о том, что требования по обеспечению граждан обозначенной категории жилыми помещениями должны предъявляться исключительно к администрации Краснодарского края. В целях защиты и реализации жилищных прав детей-сирот в Краснодарском крае принят закон от 29.12.08г. № 1654 –КЗ «Об утверждении краевой целевой программы «Дети Кубани» создана подпрограмма «Дети сироты», предусматривающая, в частности, финансирование в целях обеспечения жильем детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, из их числа, путем приобретения (строительства) жилых помещений с последующей передачей их по договорам социального найма до 2013 года включительно. В рамках краевой целевой программы «Дети Кубани» в 2011 году на обеспечение жильем выделено 484600 тыс. рублей, за счет которых планируется обеспечить жильем не менее 500 человек. Планируется приобретение (строительство) жилых помещений в г. Краснодаре. Краевая программа «Дети-Кубани» рассчитана до 2013 года, и начиная с 2012г. ежегодно из краевого бюджета предполагается выделение муниципальным образованиям края денежных средств в сумме 1 млрд. рублей на указанные цели для обеспечения не менее 1000 человек жильем. В соответствии с Законом Краснодарского края от 15.12.04г. № 805-КЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края отдельными государственными полномочиями в области социальной сферы» субвенции на приобретение жилых помещений предоставляемых по договорам социального найма предоставляются муниципальным образованиям края из расчета количества детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, состоящих на учете в муниципальном образовании Краснодарского края, в качестве нуждающихся в жилых помещениях, с наиболее ранней датой постановки на учет. Оценив в совокупности доказательства по делу, пояснения сторон, суд пришел к выводу, что уточненные требования прокурора Западного административного округа г. Краснодара в интересах Сухорутченко В.А. являются законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению. К такому выводу суд приходит потому, что Сухорутченко В.А. не реализовал гарантированное ему государством право на обеспечение жильем лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей вне очереди по договору социального найма. Договор социального найма с ним не заключался, жилое помещение не предоставлялось, в настоящее время он зарегистрирован и проживает в квартире родственников по адресу: г. Краснодар, ул. …. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Обязать департамент семейной политики Краснодарского края, администрацию Краснодарского края, администрацию муниципального образования город Краснодар предоставить Сухорутченко В.А. жилое помещение по договору социального найма, по норме предоставления площади жилого помещения, предусмотренной Законом Краснодарского края «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Краснодарском крае», отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, расположенное в г. Краснодаре, за счет средств бюджета Краснодарского края в рамках реализации Краевой целевой программы «Дети Кубани» на 2009г.-2013г. в соответствие со списком детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях по муниципальному образованию город Краснодар. Решение может быть обжаловано в краевой суд через районный суд в течение 10-ти дней. Судья-