заявление Дроботенко В.М. об оспаривании действий органов местного самоуправления



К делу № 2-3810/12

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

3 апреля 2012 года Первомайский районный суд

г. Краснодара в составе:

председательствующего Мордовиной С.Н.

при секретаре Потапенко Д.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению ФИО1 об оспаривании действий органа местного самоуправления,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился в суд с заявлением об оспаривании действий органа местного самоуправления.

В обоснование требований указано, что заявитель, будучи инвалидом 2 группы и ветераном Великой Отечественной войны, 17.02.12г. обратился в администрацию муниципального образования г. Краснодар с заявлением о предоставлении в аренду сроком на 10 лет земельного участка для индивидуального жилищного строительства на территории муниципального образования город Краснодар как инвалиду и ветерану Великой Отечественной войны, предоставив все необходимые документы. Письмом департамента муниципальной собственности и городских земель администрации МО г. Краснодар от 14.03.12 г. ему отказано и предложено участвовать в торгах. Считает данный отказ незаконным в силу ст. 17 ФЗ «О социальной защите инвалидов», которая предусматривает, что инвалидам предоставляется право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства. Считает, что реализация инвалидом права на первоочередное получение земельного участка под индивидуальное жилищное строительство предусматривает заключение договора купли-продажи или договора аренды без проведения торгов.

В связи с этим просит суд признать действия департамента муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования город Краснодар, выразившиеся в отказе в предоставлении ФИО1 первоочередном порядке земельного участка для индивидуального жилищного строительства в аренду сроком на 10 лет, незаконными. Обязать администрацию муниципального образования г.Краснодар и департамент муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования город Краснодар устранить допущенное нарушение прав и свобод путем принятия решения о предоставлении ФИО1 в первоочередном порядке в аренду сроком на 10 лет земельного участка для индивидуального жилищного строительства в границах муниципального образования город Краснодар. Обязать администрацию муниципального образования г.Краснодар и департамент муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования город Краснодар устранить допущенное нарушение прав и свобод ФИО1 путем заключения с ним в первоочередном порядке договора аренды земельного участка для индивидуального жилищного строительства в границах муниципального образования город Краснодар сроком на 10 лет.

В судебном заседании заявитель через своего представителя ФИО4, действующего на основании доверенности, поддержал заявленные требования, считает их законными и обоснованными. Просит суд удовлетворить заявленные требования в полном объеме.

Представитель администрации муниципального образования г. Краснодар ФИО5, действующий на основании доверенности, против удовлетворения заявленных требований возражает, поскольку Земельный кодекс РФ предусматривает предоставление земельных участков только на торгах, на краевом уровне порядок не разработан. Кроме этого, договор аренды может быть заключен только в отношении индивидуализированного земельного участка. Просит суд в удовлетворении требований отказать.

Представитель департамента муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования г. Краснодар ФИО6, действующая на основании доверенности, поддержала позицию представителя администрации, с требованиями не согласна, так как при предоставлении земельных участков администрация МО г. Краснодар руководствуется ст. 30.1 ЗК РФ. В удовлетворении заявления просит отказать.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд пришел к следующему.

В соответствии с требованиями ст. 17 Федерального закона РФ от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (с последующими изменениями и дополнениями) инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, предоставляется право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства.

В судебном заседании установлено, что ФИО1, 17.08.1931 года рождения, является инвалидом 2 группы бессрочно (справка ВТЭ-289 №097114 от 04.03.1998 г.) и ветераном Великой Отечественной войны, имеет право на льготы, установленные ст. 20, 22, 23 ФЗ «О ветеранах» (удостоверение ВВ № 2451002 от 07.04.2003 г. и №548765 от 13.02.96 г.) (л.д.9, 19).

ФИО1 обратился в администрацию муниципального образования город Краснодар с заявлением о предоставлении в аренду сроком на 10 лет земельного участка для индивидуального жилищного строительства на территории Мо г. Краснодар (л.д.12-13).

Письмом департамента муниципальной собственности и городских земель г. Краснодара администрации МО г. Краснодар от 14.03.12г. в предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства в первоочередном порядке отказано, и разъяснено, что предоставление земельных участков для индивидуального жилищного строительства возможно исключительно путем проведения торгов (л.д.14-15).

Заявитель считает отказ незаконным, нарушающим его права, в связи с чем вынужден обратиться в суд.

В силу ст. 46 Конституции РФ решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В соответствии с положениями ст. 254 ГПК РФ гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены его права и свободы.

Статьей 7 Конституции РФ установлено, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Определением Конституционного Суда РФ от 13.10.09г. №1127-О-О, разъяснено, что статья 7 Конституции РФ, провозглашая Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие каждого человека, возлагает на государство обязанность обеспечивать государственную поддержку инвалидов, развивать систему социальных служб, устанавливать государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

К числу таких гарантий относится и положение части четырнадцатой статьи 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», закрепляющее право для инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 20 ноября 1998 года N 155-О, конституционный принцип равенства перед законом должен сопрягаться с социальным характером государства, что находит отражение в создании более благоприятных условий для лиц, нуждающихся в социальной поддержке.

Исходя из анализа представленных заявителем документов, учитывая, что он проживает на территории муниципального образования г.Краснодар с 2000 года, собственником земельных участков и недвижимого имущества на его территории не является, суд пришел к выводу о том, что ФИО1 в соответствии с положениями Федерального закона РФ от 24 ноября 1995г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» обладает безусловным правом на первоочередное предоставление земельного участка для индивидуального жилищного строительства.

В соответствии с ч.3 ст.55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены только федеральным законом и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Особенности предоставления земельных участков для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, содержатся в статье 30.1 Земельного кодекса РФ.

Согласно ч. 2 ст. 30.1 ЗК РФ продажа земельных участков для жилищного строительства или продажа права на заключение договоров аренды земельных участков для жилищного строительства осуществляется на аукционах, за исключением случая, установленного п. 27 ст. 38.1 ЗК РФ (если аукцион признан не состоявшимся по причине участия в нем менее двух участников).

Аукцион представляет собой продажу, в частности имущества, с публичных торгов, при которой продаваемое имущество приобретается лицом, предложившим наивысшую цену, тогда как право на первоочередное получение чего-либо предполагает безусловное предоставление при отсутствии торгов. Действующим законодательством не предусмотрены какие-либо льготы для лиц, участвующих в аукционе.

В рамках аукциона, проведение которого предполагает соблюдение определенных условий (внесение задатка, «шаг аукциона» и т.д.) а также обязательное участие нескольких лиц, невозможна реализация принципа первоочередности предоставления гражданам земельных участков, права на которое предусмотрено ст. 17 Федерального закона № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

Поэтому при предоставлении инвалиду земельного участка для жилищного строительства в соответствии со ст. 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" по договору купли-продажи торги не проводятся.

Кроме этого, статьей 8 Закона Краснодарского края от 05.11.02г. N 532-КЗ "Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае" предусмотрено, что предоставление земельных участков гражданам, имеющим право на бесплатное предоставление или предоставление в первоочередном порядке земельных участков в собственность, производится соответственно решением высшего исполнительного органа государственной власти Краснодарского края или уполномоченного органа без проведения торгов (аукционов, конкурсов).

Таким образом, реализация инвалидом права на первоочередное получение земельного участка под индивидуальное жилищное строительство предусматривает заключение договора купли-продажи или договора аренды без проведения торгов.

Данная позиция суда согласуется с Обзором законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за второй квартал 2008 года, утвержденным Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 17.09.08г.

Также ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» установлено право инвалида на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства без отнесения его к какой-либо группе инвалидности.

Пунктом 17 Правил предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей - инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, утвержденных Постановление Правительства РФ от 27.07.96г. N 901, установлено, что инвалиды и семьи, имеющие в своем составе инвалидов, обеспечиваются в первоочередном порядке земельными участками для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства на основании заявления и приложенной к нему копии справки, подтверждающей факт установления инвалидности, выданной учреждением государственной службы медико-социальной экспертизы, подаваемых в установленном порядке в органы местного самоуправления.

При таких обстоятельствах, оценив в совокупности доказательства по делу, позицию сторон, суд пришел к выводу удовлетворить заявленные требования. К такому выводу суд пришел потому, что заявитель имеет право на первоочередное предоставление земельного участка без проведения торгов. То обстоятельство, что в настоящее время не разработан порядок предоставления льгот инвалидам в части предоставления земельных участков не может служить основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований и, тем самым, ущемления прав заявителя, поскольку обязанность по определению порядка первоочередного предоставления в аренду земельных участков лежит на органах местного самоуправления в силу ч. 2 ст. 11 и 29 ЗК РФ. Таким образом, отсутствие разработанного порядка предоставления инвалидам в аренду земельных участков для индивидуального жилищного строительства, не может свидетельствовать о том, что инвалиды не могут воспользоваться своим правом, закрепленным ст. 17 ФЗ «О социальной защите инвалидов» на получение в первоочередном порядке земельных участков в пользование и ухудшать права граждан, закрепленные Федеральным законом.

Удовлетворяя заявленные требования, суд учитывает и то, что заявитель ФИО1, 1931 года рождения, является ветераном Великой Отечественной войны, инвалидом 2 группы бессрочно, тружеником тыла, работает с 12 лет, неоднократно награждался медалями, однако не имеет в собственности жилья и не может реализовать свое право на первоочередное получение земельного участка.

В соответствии с ч. 1 ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.

В силу п. 10 ст. 30 Земельного кодекса РФ в случае признания судом недействительным отказа в предоставлении земельного участка для строительства суд в своем решении обязывает исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, предоставить земельный участок с указанием срока и условий его предоставления.

При таких обстоятельствах, оценив в совокупности доказательства по делу, пояснения сторон, суд пришел к выводу удовлетворить требования ФИО1, поскольку они являются законными, обоснованными и доказанными.

Согласно ч.2 ст. 195 ГПК РФ суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.

Суд оценивает доказательства, согласно ст. 67 ГПК РФ по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Признать действия департамента муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования город Краснодар, выразившиеся в отказе в предоставлении ФИО1 в первоочередном порядке земельного участка для индивидуального жилищного строительства в аренду сроком на 10 лет, незаконными.

Обязать администрацию муниципального образования г.Краснодар и департамент муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования город Краснодар устранить допущенное нарушение прав и свобод путем принятия решения о предоставлении ФИО1 в первоочередном порядке в аренду сроком на 10 лет земельного участка для индивидуального жилищного строительства в границах муниципального образования город Краснодар.

Обязать администрацию муниципального образования г.Краснодар и департамент муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования город Краснодар устранить допущенное нарушение прав и свобод ФИО1 путем заключения с ним в первоочередном порядке договора аренды земельного участка для индивидуального жилищного строительства в границах муниципального образования город Краснодар сроком на 10 лет.

Решение может быть обжаловано в суд апелляционной инстанции через районный суд в течение 30-ти дней со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы.

Судья

Решение изготовлено 03.04.12