Иск Азово-Черноморской межрайонной прокуратуры к ФНБУ `Азчеррыбвод` о понуждении к соблюдению требований природоохного законодательства



К делу №2-3752/12

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

09 апреля 2012 года Первомайский районный суд

г. Краснодара в составе

председательствующей Мордовиной С.Н.

при секретаре ФИО2

рассмотрев в открытом судебном заседании исковое заявление Азово-Черноморского межрайонного природоохранного прокурора к ФГБУ «Азчеррыбвод» о понуждении к соблюдению требований природоохранного законодательства,

У С Т А Н О В И Л:

Азово-Черноморский межрайонный природоохранный прокурор обратился с иском в суд в порядке ст. 45 ГПК РФ к ФГБУ «Азчеррыбвод» о понуждении к соблюдению требований природоохранного законодательства.

В обоснование требований указано, что Азово-Черноморской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка соблюдения требований природоохранного законодательства Кизилташским нагульно-воспроизводственным кефалевым хозяйством, расположенным на территории муниципального образования г.-к. Анапа.

Проверкой установлено, что КНВКХ является обособленным структурным подразделением ФГБУ «Азчеррыбвод», под руководством которого выполняет возложенные на него задачи по сохранению, увеличению численности, созданию оптимальных условий для нагула и воспроизводства черноморских кефалей в Кизилташской группе лиманов.

Выход водных биологических ресурсов в Черное море осуществляется через Бугазское гирло, соединяющее Черное море и Кизилташский лиман.

Согласно исследованному ихтиологическому журналу КНВКХ, установлено, что Бугазское гирло периодически закрывается работниками хозяйства, путем засыпания участка гирла, находящегося на стыке с Черным морем, песком. Также данный факт подтверждается фотоматериалами.

Вместе с тем, проверкой установлено, что у ФГБУ «Азчеррыбвод» отсутствует заключение положительной государственной экологической экспертизы на проведение работ по открытию (закрытию) Бугазского гирла соединяющего Черное море с Кизилташским лиманом.

При таких обстоятельствах, 23.11.11г. Азово-Черноморской межрайонной природоохранной прокуратурой в отношении юридического лица ФБГУ «Азчеррыбвод», а также должностного лица - директора КНВКХ ФИО3 возбуждены дела об административных правонарушениях по признакам правонарушений, предусмотренных ч. 1 ст. 8.4 КоАП РФ.

С учетом вышеизложенного, ФБГУ «Азчеррыбвод» не принимает мер по исполнению требований федерального законодательства что, в свою очередь, нарушает конституционные права граждан на благоприятную окружающую среду и достоверную информацию о ее состоянии.

На основании изложенного, просит суд обязать ФБГУ «Азчеррыбвод» получить заключение государственной экологической экспертизы на проведение работ по открытию (закрытию) Бугазского гирла соединяющего Черное море с Кизилташским лиманом.

В судебном заседании Азово-Черноморский межрайонный природоохранный прокурор в лице ФИО4, предъявившего служебное удостоверение, на удовлетворении исковых требований настаивал, считает их законными и обоснованными.

Представитель ФГБУ «Азчеррыбвод» ФИО5, действующая на основании доверенности, возражала против удовлетворения требований по основаниям, изложенным в отзыве (л.д. 46-50).

Представитель департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по ЮФО в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.

Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, пришел к следующему.

Как установлено судом и следует из материалов дела, Кизилташское нагульно-воспроизводственное кефалевое хозяйство организовано на базе Кизилташских лиманов Черного моря (Бугазский, Кизилташский, Цокур) в соответствии с Постановлением Совета министров СССР от 24.07.1949г. №3238 «О развитии рыболовства». Данным постановлением Министерство рыбной промышленности СССР обязано увеличить добычу рыбы в Черном море и Керченском проливе, в том числе и ценные породы рыб (лососевых, осетровых, кефали, скумбрии и т.д. (л.д. 51-59).

Согласно п. 21 Постановления СССР основной задачей научно-исследовательских учреждений Министерства рыбной промышленности СССР на Черном море в 1949-1950годах является изучение сырьевых запасов, сроков, мест и размера промысловых скоплений ценных- пород рыб (лососевых, осетровых, скумбрии, кефали, камбалы, пеламиды, шпрота и других), а также разводка новых методов промысловой разведки рыбы, техники лова и обработки рыбы.

Приказами Министерства рыбной промышленности № 306-П от 20.11.1951г. и №199-П от 5.06.1952г. отвод земель под строительство осуществлялся ФГБУ «Азчеррыбвод» в Темрюкском и Анапском районах Краснодарского края. Строительство хозяйства начато в 1952г. и окончено в 1955г.

По техпроекту кефального нагульного хозяйства, выполненному в 1950г. проектной конторой «Росрыбстрой» Минрыбпрома СССР было предусмотрено «оборудование морских гирл с устройством на них бетонных шлюзов-регуляторов и деревянных свайного типа защитных сооружений (парные буны), выдвинутых от берега на 50м. вглубь моря в целях защиты гирл против их заносимости песком со стороны моря».

В дальнейшем установлена ненадежность работы защитных сооружений, и принято решение отказаться от строительства защитных сооружений на морских гирлах, а работу их на период пропуска морских вод поддерживать систематической расчисткой от наносов землеройными механизмами.

Работы по расчистке морских гирл от наносов отражены в техпроекте «Кефальное нагульное хозяйство на Кизилташских лиманах», ч.1, (изменения и дополнения технического проекта), разработанном в 1955г. Ростовским-на-Дону отделением «Гидрорыбпроект».

Согласно приказу Министерств рыбной промышленности СССР от 31.01.1955г.№ 42, предусматривающего мероприятия для безусловного окончания строительства Кизилташского кефального нагульного хозяйства и ввода его в эксплуатацию в 1955г., окончательное решение по строительству морских гирл и защитных на них сооружений принято в следующем виде: «Считать целесообразным обеспечить поддержание связи лиманов с морем с регулярной очисткой их от наносов. Строительство каких-либо защитных сооружений на гирлах с морской стороны считать в данное время нецелесообразным.

Одновременно принято решение отказаться от строительства шлюзов-регуляторов, т.к. накопление воды в лиманах может осуществляться путем естественного заноса гирла песком со стороны моря, а вынос воды в море может осуществляться путем прокопа в занесенной песком части гирла.

За период 1955-1988г.г. Кизилташское нагульно-воспроизводственное кефалевое хозяйство несколько раз переименовано и входило в состав различных объединений:

- Кизилташское кефалевое хозяйство Краснодарского рыбопромышленного треста (до 1973г.);

- Анапский экспериментальный кефалевый завод (Приказ МРХ РСФСР №79 от 12.04.1973г. (л.д. 60);

-      Кизилташское нагульно-воспроизводственное кефалевое хозяйство рыболовецкого колхоза «Дружба» Краснодарского рыбакколхозсоюза (до 1988г. (л.д. 61);

-      Кизилташское нагульно-воспроизводственное кефалевое хозяйство, Главрыбвод МРХ СССР (Приказ МРХ СССР №474 от 4.11.1988г.). Передано «Крымчеррыбводу» (Письмо Главрыбвода № 30-5-24 от 21.11. 1988г. (л.д. 62);

-     Кизилташское нагульно-воспроизводственное кефалевое хозяйство, Главрыбвод МРХ СССР (Приказ Главрыбвода №37 от 22.11.1991г. «О Кизилташском нагульно-воспроизводственном кефалевом хозяйстве» о подчинении непосредственно Главрыбводу МРХ СССР (л.д. 63);

-      Кизилташское нагульно-воспроизводственное кефалевое хозяйство Кубанрыбвод (Приказ Главрыбвода 1-А от 14.01.1992г. в связи с прекращением деятельности государственных органов бывшего Союза ССР подчинить Кизилташское НВКХ «Кубанрыбводу»),

-      Кизилташское нагульно-воспроизводственное кефалевое хозяйство ФГУ «Азчеррыбвод», ранее «Кубанрыбвод»);

-        Кизилташское нагульно-вырастное кефалевое хозяйство, ФГБУ «Азчеррыбвод» (2011г.).

В настоящее время Кизилташское нагульно-воспроизводственное кефалевое хозяйство является структурным подразделением ФГБУ «Азчеррыбвод».

В 1993г. после принятия КНВКХ в состав Кубанрыбвода принято «Положение о Кизилташском нагульно-воспроизводственном кефалевом хозяйстве Кубанрыбвода», утвержденное начальником управления по охране, воспроизводству рыбных запасов и регулированию рыболовства Росрыбвода Комитета РФ по рыболовству ФИО6 02.08.1993г., в котором необходимость работы по расчистке-засыпке морского гирла обоснована основными задачами кефалевого хозяйства.

Согласно данного положения на «кефалевое хозяйство» возлагалось создание оптимальных условий в лиманах Кизилташский, Бугазский, Цокур для нагула кефалевых рыб всех возрастов, путем соблюдения следующего режима эксплуатации кефалевого хозяйства: в целях поддержания оптимальной для нагула кефалей солености воды в лиманах (20-40 промилле), а также повышения уровня воды в них, морские гирла, соединяющие лиманы с морем держатся с закрытыми с ноября по середину марта; для обеспечения захода молоди и взрослой кефали в лиманы на нагул, морские гирла должны быть постоянно открытыми со второй половины марта по май включительно; в целях беспрепятственного выхода в море производителей и подрастающей молоди кефалей, а также в целях сохранения оптимального уровня воды в лиманах в летние месяцы, в период с 15 июня по 31 августа, гирло держится открытым на 50 % его сечения (л.д. 77-81).

Действующее на настоящий момент «Положение о Кизилташском нагульно-воспроизводственном кефалевом хозяйстве», утв. 27.01.2010г. содержит те же задачи по закрытию и раскрытию Бугазского гирла (л.д. 7-10).

Согласно п. 1.3 ч. 2 Положения одной из основных задач KНBKX является обеспечение выхода производителей и подрастающей молоди черноморской кефали в Черное море и сохранение оптимального уровня воды в лиманах в летние месяцы.

Выход водных биологических ресурсов в Черное море осуществляется через Бугазское гирло, соединяющее Черное море и Кизилташский лиман.

В соответствии с п. 1.5 ч. 2 Положения, открытие и закрытие Бугазского гирла, определяется в зависимости от физиологического состояния черноморской кефали и складывающихся гидрометеорологических условий. Решение об открытии и закрытии гирла принимается администрацией хозяйства.

В соответствии с уставом ФГБУ «Азово-Черноморское бассейновое управление по рыболовству и сохранению водных биологических ресурсов», утвержденным приказом Федерального агентства по рыболовству от 31.05.2011г. № 528 предметом деятельности учреждения является оказание (выполнение) услуг (работ) в целях осуществления полномочий Учредителя в сфере рыболовства и сохранения водных биоресурсов. Целями деятельности учреждения являются: сохранение водных биоресурсов в соответствии с законодательством РФ посредством осуществления на основе научных данных мер по изучению, воспроизводству, рациональному использованию водных биоресурсов и среды их обитания; обеспечение государственного учета и государственного мониторинга водных биоресурсов; осуществление мероприятий по восстановлению водных биоресурсов и среды их обитания, нарушенных в результате стихийных бедствий и по иным причина.

Таким образом, судом установлено, что работы по открытию и закрытию Бугазского гирла проводятся на протяжении 50 лет в неизменном виде.

Азово-Черноморской межрайонной природоохранной прокуратурой была проведена проверка соблюдения требований природоохранного законодательства Кизилташским нагульно-воспроизводственным кефалевым хозяйством, расположенным на территории муниципального образования г.-к. Анапа, в ходе которой установлено, что у ФГБУ «Азчеррыбвод» отсутствует заключение положительной государственной экологической экспертизы на проведение работ по открытию (закрытию) Бугазского гирла соединяющего Черное море с Кизилташским лиманом.

Постановлениями Азово-Черноморской межрайонной природоохранной прокураторы от 23.11.11г. в отношении юридического лица ФБГУ «Азчеррыбвод» и в отношении директора Кизилташского нагульно-воспроизводственного кефалевого хозяйства ФИО3 возбуждены дела об административном правонарушении, предусмотренного ч. 1 ст. 8.4 КоАП РФ (л.д. 23, 25).

Постановлением департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Южному федеральному округу № 00001/5/2012 от 11.01.2012г. ФГБУ «Азчеррыбвод» признано виновным в совершении административного правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 84 КоАП РФ, выразившееся в несоблюдении экологических требований при осуществлении градостроительной деятельности и эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 50000 рублей (л.д. 83-87).

Решением департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по ЮФО от 24.02.12г. постановление № 00001/5/2012 от 11.01.12г. о назначении административного наказания в отношении ФГБУ «Азчеррыбвод» по ч. 1 ст. 8.4 КоАП РФ (л.д. 90-93).

В соответствии с ч. 4 ст. 27 Федерального закона «О прокуратуре Российской федерации», в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых с порядке гражданского судопроизводства, когда нарушаются права значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор вправе предъявить и поддержать в суде иск в интересах граждан.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересах Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Согласно п. 7 ст. 11 Закона № 174-ФЗ государственной экологической экспертизе подлежат объекты, указанные в Федеральном законе от 3 1.07.1998г. № 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации».

В соответствии с п. 2 ст. 1 Закона № 155-ФЗ к внутренним морским водам относятся воды лиманов, где со стороны моря впервые образуется один или несколько проходов.

В силу п. 2 ст. 34 Закона № 155-ФЗ все виды хозяйственной и иной деятельности во внутренних морских водах могут осуществляться только при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы.

Согласно ст. 33 Федерального закона от 10.01.02г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» экологическая экспертиза проводится в целях установления соответствия документов и (или) документации, обосновывающих планируемую хозяйственную и иную деятельность, требованиям в области охраны окружающей среды, а порядок проведения экологической экспертизы устанавливается ФЗ «Об экологической экспертизе».

Согласно ст. 11 Федерального закона от 23.11.1995г. №174-ФЗ «Об экологической экспертизе» говорится, что к объектам государственной экологической экспертизы федерального уровня относится проектная документация и материалы, относящиеся к планируемой хозяйственной и иной деятельности, оказывающей воздействие на окружающую природную среду.

Согласно части 2 статьи 34 ФЗ от 31.07.98г. №155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориально море и прилежащей зоне РФ» государственной экологической экспертизе подлежат все виды документов и (или) документации, обосновывающих планируемую хозяйственную и иную деятельность во внутренних морских водах и в территориальном море.

Экспертиза проводится в целях установления соответствия документов и (или) документации, обосновывающих планируемую хозяйственную и иную деятельность, требованиям в области охраны окружающей среды, т.е. предполагается наличие проектной документации.

Конституцией РФ гарантируется, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением

В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002г. N 7-ФЗ (ред. от 21.11.2011г., с изм. от 07.12.2011г.) "Об охране окружающей среды" каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.

Оценив в совокупности доказательства по делу, пояснения сторон, суд пришел к выводу, что требования прокурора подлежат удовлетворению, поскольку наличие положительного заключения государственной экологической экспертизы необходимо во избежание негативных последствий на окружающую среду при проведении ответчиком работ по открытию и закрытию Бугазского гирла.

К такому выводу суд приходит потому, что ФГБУ «Азчеррыбвод» в соответствии с Уставом и Положением выполняет возложенные на него задачи по сохранению, увеличению численности, созданию оптимальных условий для нагула и воспроизводства черноморских кефалей в Кизилташской группе лиманов.

Согласно ч.2 ст. 195 ГПК РФ суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.

В соответствии со ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Обязать ФБГУ «Азчеррыбвод» получить заключение государственной экологической экспертизы на проведение работ по открытию (закрытию) Бугазского гирла соединяющего Черное море с Кизилташским лиманом.

Решение может быть обжаловано в краевой суд через районный суд в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня принятия решения.

Судья-