Дело по иску прокурора Карасунского АО г. Краснодара в интересах лиц из числа детей-сирот к администрации МО г.Краснодар, администрации Краснодарского края об обязании предоставить жилую площадь



к делу

Р Е Ш Е Н И Е

И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

ДД.ММ.ГГГГ г.Краснодар

Первомайский районный суд г. Краснодара в составе:

председательствующего Глущенко В.Н.,

при секретаре Сенцовой И.А.,

с участием помощника прокурора КАО г.Краснодара Козловой Т.А., представителя администрации МО г. Краснодар – Попова М.Г., действующего на основании доверенности, представителя управления по жилищным вопросам администрации МО г. Краснодар – Наумовой Н.Н., действующей на основании доверенности, представителя управления по вопросам семьи и детства администрации МО г. Краснодар – Захаровой В.А., действующей на основании доверенности, представителя администрации Краснодарского края Чернобровой Н.А., действующей на основании доверенности, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению прокурора Карасунского административного округа г. Краснодара в интересах ФИО1 к администрации муниципального образования город Краснодар, администрации Краснодарского края, заинтересованным лицам – департаменту семейной политики администрации Краснодарского края, управлению по вопросам семьи и детства администрации муниципального образования город Краснодар, управлению по жилищным вопросам администрации муниципального образования город Краснодар об обязании предоставить жилую площадь,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Карасунского административного округа г. Краснодара обратился в суд с иском в интересах ФИО1 к администрации муниципального образования город Краснодар, администрации Краснодарского края, заинтересованным лицам – департаменту по семейной политики администрации Краснодарского края, управлению по вопросам семьи и детства администрации муниципального образования город Краснодар, управлению по жилищным вопросам администрации муниципального образования город Краснодар, об обязании предоставить жилую площадь.

В обоснование требований указал, что Прокуратурой Карасунского округа города Краснодара проведена проверка исполнения законодательства о защите личных и имущественных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, финансировании и целевом расходовании средств, направляемых на полное государственное обеспечение воспитанников и выпускников детских домов и интернатов, на их содержание в семье опекунов (попечителей) и приемных родителей в деятельности управления по жилищным вопросам администрации муниципального образования г. Краснодар. Статьей 1 ФЗ от 21.12.1996 №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определен перечень детей, нуждающихся в заботе со стороны государства. К ним отнесены дети, родители которых умерли, лишены родительских прав, ограничены в родительских правах, признаны недееспособными; вследствие болезни родителей, длительного их отсутствия, уклонения от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, в том числе при отказе родителей взять своих детей из воспитательных учреждений, а так же в других случаях отсутствия родительского попечения. Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся безе попечения родителей» не содержит каких либо возрастных ограничений для постановки на учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на обеспечение органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью. Данное ограничение может быть установлено только федеральным законом. В ходе проверки установлено, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 принят на учет для предоставления жилой площади как лицо из числа детей-сирот, поскольку относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поставлена на учет лиц, нуждающихся в получении жилого помещения по списку детей-сирот, опека в отношении нее прекращена в связи с достижением совершеннолетия, приобрела право на внеочередное получение благоустроенного жилого помещения.

На основании изложенного Прокурор Карасунского округа г. Краснодара просит обязать администрацию муниципального образования г. Краснодар предоставить на условиях социального найма ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р., жилое помещение, предназначенное для постоянного проживания, соответствующее санитарно-техническим нормам, площадью не менее 33 кв.м. в г. Краснодаре.

В судебном заседании прокурор уточнил заявленные требования. Просил обязать департамент семейной политики Краснодарского края, администрацию Краснодарского края выделить денежные средства для предоставления жилого помещения ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р., по договору социального найма, по норме предоставления площади жилого помещения, предусмотренной законом Краснодарского края «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Краснодарском крае», отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, расположенное в границах муниципального образования город Краснодар, за счет средств бюджета Краснодарского края в рамках реализации Краевой целевой программы «Дети Кубани» на 2009-2013 г.г. в соответствии со списком детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях по муниципальному образованию город Краснодар. Обязать администрацию муниципального образования город Краснодар предоставить ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р., после поступления денежных средств из бюджета Краснодарского края в рамках реализации Краевой целевой программы «Дети-Кубани» на 2009-2013 г.г. в бюджет муниципального образования город Краснодар жилое помещение по договору социального найма, по норме предоставления жилого помещения, предусмотренной законом Краснодарского края «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Краснодарском крае», отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, расположенное в границах муниципального образования город Краснодар, за счет средств бюджета Краснодарского края в рамках реализации Краевой целевой программы «Дети Кубани» на 2009-2013 г.г. в соответствии со списком детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях по муниципальному образованию город Краснодар.

Представитель ответчика администрации МО г. Краснодар – Попов М.Г., действующий на основании доверенности, представитель администрации Краснодарского края Черноброва Н.А., действующая на основании доверенности, представитель заинтересованного лица управления по жилищным вопросам администрации МО г. Краснодар – Наумова Н.Н., действующая на основании доверенности, в судебном заседании возражали против удовлетворения заявленных требований.

Представитель заинтересованного лица: управления по вопросам семьи и детства администрации МО г. Краснодар – Захарова В.А., действующая на основании доверенности, отнесла вынесение решения на усмотрение суда, просив вынести решение с учетом прав и законных интересов ФИО1

Представитель Департамента семейной политики Краснодарского края в судебное заседание не явился. Просит дело рассмотреть в его отсутствие. Представил мотивированный отзыв на исковое заявление, выразив свое несогласие с требованиями, мотивируя свою позицию следующим. Наиболее острой проблемой в Краснодарском крае является обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа. В период времени до передачи полномочий в части обеспечения жильем граждан указанной категории, субъектам РФ, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, должны были обеспечиваться жилыми помещениями органами местного самоуправления. До 2005 года муниципальные образования края решали эту проблему самостоятельно, в основном, по остаточному принципу. С 01 января 2005 г. в соответствии с Федеральным Законом от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ полномочия в части обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданы субъектам РФ. На момент передачи полномочий численность граждан этой категории составляла около 500 человек, и некоторые граждане состояли на учете с 1987 года. В предыдущие годы (до 2007 года) численность увеличивалась в среднем на 200 человек ежегодно. С 2007 года численность состоящих на учете увеличивается ежегодно на 500 человек. Сейчас она составляет уже более 3246 человек. В рамках краевой целевой программы «Дети Кубани» в 2008 году на приобретение жилья в собственность детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, из краевого бюджета было выделено 30 000 000 рублей, из федерального бюджета 10 349 400 рублей, за счет которых, с учетом остатка денежных средств выделенных в 2007 году, приобретено 43 жилых помещения путем предоставления социальной выплаты. Для сокращения очередности губернатором Краснодарского края принято беспрецедентное решение обеспечивать жильем детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), а также лиц из их числа не только путем приобретения, но и строительства жилых помещений (что существенно снижает стоимость одного квадратного метра жилого помещения и позволяет предоставлять новое жилье, отвечающее современным требованиям) с последующей передачей их по договорам социального найма. В целях защиты прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и для установления новых форм и порядка предоставления, указанных мер социальной поддержки по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей 26 мая 2009 г. принят Законодательным Собранием Краснодарского края новый Закон Краснодарского края «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Краснодарском крае», которым установлено, что жилые помещения предоставляются гражданам вышеуказанной категории путем приобретения (строительства) жилых помещений с последующей передачей их по договорам социального найма. В 2009 год краевой целевой программой «Дети-Кубани» выделено 339,2 млн. руб., что в 11 раз больше объемов финансирования прошлого года. И в целом за счет краевого и федерального бюджетов приобретено и построено 386 квартир. Учитывая социальную напряженность в отдельных муниципальных образованиях края, указанные денежные средства были направлены в семь территорий (Абинский, Каневской, Тимашевский, Выселковский, Славянский, Белореченский районы, г. Армавир) для строительства жилья для граждан, относящихся к категории дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей и предоставивших земельные участки с готовой инфраструктурой, а также возможностью трудоустройства будущих новоселов. Как показала сложившаяся практика, преимуществами строительства жилья выступают: удешевление квадратного метра жилья за счет чего обеспечивается большее число граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями по договорам социального найма. На реализацию мероприятий подпрограммы «Дети-сироты» в 2010 году выделено из краевого бюджета 275 932,0 тыс. руб., из федерального - 11 290,4 тыс. руб. За счет указанных денежных средств 331 человек обеспечены жильем. Направление по строительству жилья реализовано в шести муниципальных образованиях края (Динском, Каневском, Красноармейском, Тимашевском, Тихорецком и Мостовском районах). Кроме строительства жилья приобретены жилые помещения в муниципальных образованиях г.г. Новороссийске, Армавире, Сочи, Белоглинском, Гулькевичском, Ейском, Курганинском Павловском, Тимашевском, Северском районах. В 2011 году в рамках вышеуказанной программы, на обеспечение жильем выделено 484 600 тыс. руб. за счет которых планируется обеспечить жильем не менее 500 человек. Планируется приобретение (строительство) жилых помещений в: Кавказском, Отрадненском, Крымском, Ленинградском, Усть-Лабинском, Мостовском, Кореновском, Кущевском районах, г. Краснодаре, г. Армавире, г. Новороссийске, г. Горячий ключ, г. Сочи, г. Геленджике, а так же в Апшеронском, Белоглинском, Каневском, Курганинском, Лабинском, Новокубанском, Новопокровском, Тбилисском, Тимашевском, Тихорецком, Туапсинском, Успенском и Щербиновском районах. Краевая целевая программа «Дети-Кубани» рассчитана до 2013 года, и начиная с 2012 года ежегодно из краевого бюджета предполагается выделение муниципальным образованиям края денежных средств в сумме 1 млрд. руб. на указанные цели для обеспечения не менее 1000 человек жильем. В 2008 году муниципальному образованию г. Краснодар из краевого бюджета на приобретение жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лицам из их числа выделялись денежные средства в сумме 12861,5 тыс. рублей, из федерального -4846,5 тыс. руб. на которые было приобретено 16 квартир. В 2009 году муниципальному образованию г. Краснодар из краевого бюджета на приобретение жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лицам из их числа выделялись денежные средства в сумме 33160 тыс. рублей, на которые было приобретено 34 квартиры. В 2010 году муниципальному образованию г. Краснодар из краевого бюджета на приобретение жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лицам из их числа выделялись денежные средства в сумме 40000тыс. рублей, которые было не освоены. В 2011 году муниципальному образованию г. Краснодар из краевого бюджета на приобретение жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лицам из их числа выделены денежные средства в сумме 30000 тыс. рублей. В настоящее время уже приобретены 10 квартир, планируется приобретение еще 20 квартир, проводятся конкурсные процедуры с соблюдением норм Федеральный закон от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». В соответствии с Законом Краснодарского края от 15 декабря 2004 г. № 805-КЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края отдельными государственными полномочиями в области социальной сферы» субвенции на приобретение жилых помещений, предоставляемых по договорам социального найма предоставляются муниципальным образованиям края из расчета количества детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, состоящих на учете в муниципальном образовании Краснодарского края, в качестве нуждающихся в жилых помещениях, с наиболее ранней датой постановки на учет. Жилые помещения предоставляются гражданам, исходя из даты постановки таких граждан на льготный учет. ФИО1 относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей, и принята на учет граждан в качестве, нуждающегося в жилом помещении в отдельный список с датой учета 12.02. 2008. На ДД.ММ.ГГГГ ФИО9 состоит под на льготном учете граждан, относящихся к категории детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа в качестве нуждающегося в жилом помещении. Учитывая, что учет данной категории граждан в муниципальном образовании г. Краснодар ведется, начиная с 1994 года; а ФИО1 поставлен на льготный учет в 2008 году, предоставить ему жилое помещение без учета интересов других граждан, ставших на учет ранее, приведет к нарушению их прав. Реализация права ФИО1 поставлена в зависимость от наличия или отсутствия других лиц, имеющих аналогичное право как в данном муниципальном образовании, так и в целом по Краснодарскому краю. Так как, краевая целевая программа «Дети-Кубани» рассчитана до 2013 года и гражданин сохраняет право на обеспечение жильем до момента его предоставления, то ФИО1 будет обеспечен жилым помещением по мере выделения субвенции для приобретения или строительства жилых помещений муниципальному образованию г. Краснодар.

Выслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, суд находит заявленные исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Статьей 1 ФЗ от 21.12.1996 №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определен перечень детей, нуждающихся в заботе со стороны государства.

К ним отнесены дети, родители которых умерли, лишены родительских прав, ограничены в родительских правах, признаны недееспособными; вследствие болезни родителей, длительного их отсутствия, уклонения от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, в том числе при отказе родителей взять своих детей из воспитательных учреждений, а так же в других случаях отсутствия родительского попечения.

Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся безе попечения родителей» не содержит каких либо возрастных ограничений для постановки на учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на обеспечение органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью. Данное ограничение может быть установлено только федеральным законом.

Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 принят на учет для предоставления жилой площади как лицо из числа детей-сирот.

В соответствии со статьей 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

На настоящий момент действует Жилищный кодекс Российской Федерации (далее по тексту - ЖК РФ), а также специальный закон, регулирующий спорные отношения - Федеральный закон Российской Федерации «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996 № 159-ФЗ (далее по тексту - ФЗ РФ № 159-ФЗ). Данный закон действует в редакции Федерального закона Российской Федерации от 22.08.2004 № 122-ФЗ, внесшего изменения, вступившие в силу с 01.01.2005.

В соответствии с частями 2, 5 статьи 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются:

2) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. По договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.

В соответствии со статьей 8 ФЗ РФ № 159-ФЗ дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, жилых помещений осуществляется органами исполнительной власти по месту их жительства.

Согласно ст. 5 Закона Краснодарского края №1748-КЗ «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Краснодарском крае» от 03.06.2009 правом предоставления жилого помещения государственного Жилищного фонда Краснодарского края по договору социального найма обладают лица, имевшие статус лиц из числа детей-сирот, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в органах местного самоуправления, если они не были ранее обеспечены жилыми помещениями.

В соответствии со ст. 1 Закона Краснодарского края от 15.12.2004 №805-КЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края отдельными государственными полномочиями в области социальной сферы» органы местного самоуправления наделены отдельными государственными полномочиями по предоставлению жилых помещений по договору социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа в соответствии с Законом Краснодарского края «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Краснодарском крае» путем приобретения (строительства) жилья.

Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по предоставлению жилых помещений по договору социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, так же лицам из их числа, в соответствии с Законом Краснодарского края «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Краснодарском крае» путем приобретения (строительства) жилья, не освобождает администрацию края от обязанности по финансированию дополнительных гарантий прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В соответствии с ч.2 ст.5 Закона Краснодарского края №1748-КЗ «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Краснодарском крае» от 03.06.2009 правом на предоставление жилого помещения государственного жилищного фонда Краснодарского края по договору социального найма обладают лица, указанные в статье 1 настоящего Закона, не имеющие закрепленных жилых помещений, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания населения, в приемных семьях, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

ФИО1 относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поставлена на учет лиц, нуждающихся в получении жилого помещения по списку детей-сирот, опека в отношении нее прекращена в связи с достижением совершеннолетия, приобрела, в силу приведенных выше норм закона, право на внеочередное получение благоустроенного жилого помещения.

Разрешение требования о предоставлении жилой площади указанными выше нормативными актами не ставится в зависимость от наличия или отсутствия бюджетного финансирования, а также в зависимость от наличия или отсутствия других лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и времени постановки их на указанный учет.

В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту интересов гражданина, чьи права в сфере обеспечения права на жилище, нарушены.

При таких обстоятельствах требования иска являются законными и обоснованными.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Требования искового заявления прокурора Карасунского административного округа г. Краснодара в интересах ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р., к администрации муниципального образования город Краснодар, администрации Краснодарского края, заинтересованным лицам – управлению по вопросам семьи и детства администрации муниципального образования город Краснодар, управлению по жилищным вопросам администрации муниципального образования город Краснодар об обязании предоставить жилую площадь - удовлетворить.

Обязать департамент семейной политики Краснодарского края, администрацию Краснодарского края выделить денежные средства для предоставления жилого помещения ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р., по договору социального найма, по норме предоставления площади жилого помещения, предусмотренной законом Краснодарского края «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Краснодарском крае», отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, расположенное в границах муниципального образования город Краснодар, за счет средств бюджета Краснодарского края в рамках реализации Краевой целевой программы «Дети Кубани» на 2009-2013 г.г. в соответствии со списком детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях по муниципальному образованию город Краснодар.

Обязать администрацию муниципального образования город Краснодар предоставить ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р., после поступления денежных средств из бюджета Краснодарского края в рамках реализации Краевой целевой программы «Дети-Кубани» на 2009-2013 г.г. в бюджет муниципального образования город Краснодар жилое помещение по договору социального найма, по норме предоставления жилого помещения, предусмотренной законом Краснодарского края «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Краснодарском крае», отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, расположенное в границах муниципального образования город Краснодар, за счет средств бюджета Краснодарского края в рамках реализации Краевой целевой программы «Дети Кубани» на 2009-2013 г.г. в соответствии со списком детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях по муниципальному образованию город Краснодар.

Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд через Первомайский районный суд города Краснодара в течение месяца со дня его изготовления в окончательном виде.

Судья

Изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.