Решение по иску прокурора ЦАО г. Краснодара в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к ФГОУ СПО «Краснодарский межрегиональный монтажный техникум» о признании незаконным бездействия.



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

10 мая 2012 года

Первомайский районный суд г. Краснодара в составе:

председательствующего Павловой Е.В.

при секретаре Ким Д.Л.

с участием помощника прокурора Центрального округа г. Краснодара Кульба О.Я.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску прокурора Центрального административного округа г. Краснодара в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к ФГОУ СПО «Краснодарский межрегиональный монтажный техникум» о признании незаконным бездействия и обязании устранить нарушения законодательства,

У С Т А Н О В И Л :

Прокурор Центрального административного округа г. Краснодара обратился в суд в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц с иском к ФГОУ СПО «Краснодарский межрегиональный монтажный техникум» о признании незаконным бездействия и обязании устранить нарушения законодательства. В обоснование требований указал, что прокуратурой Центрального административного округа г. Краснодара проведена плановая проверка исполнения законодательства об образовании в учебных заведениях округа, соблюдение прав и законных интересов несовершеннолетних на качественное и безопасное обучение, а также проверка исполнения федерального законодательства при обеспечении учащихся доступом в компьютерную сеть «Интернет» в рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование». В ФГОУ СПО «Краснодарский межрегиональный монтажный техникум», расположенном по адресу: <адрес>, имеется 5 кабинетов информатики, в которых располагается 67 ученических компьютеров, в том числе выделенные в рамках ПНП «Образование». Проверкой установлено, что с компьютеров, используемых в образовательном процессе, осуществлен свободный выход на сайты экстремистской и террористической направленности, а также порнографический сайт. Данный факт подтверждается распечаткой, приложенной к данному иску. Таким образом, проверкой деятельности ФГОУ СПО «Краснодарский межрегиональный монтажный техникум» выявлена фактическая возможность несовершеннолетних учащихся образовательного учреждения осуществлять выходы на сайты, не совместимые с принципами образования и воспитания.

Учащиеся фактически имеют свободный доступ к ресурсам сети «Интернет», содержание которого, противоречит законодательству Российской Федерации и несовместимое с целями и задачами образования и воспитания учащихся, наносящее вред их здоровью, нравственному и духовному развитию, могут им воспользоваться. Впоследствии эти нарушения могут привести к серьезным деформациям нравственного и правового сознания несовершеннолетних и способствуют закрепления антиобщественных стереотипов поведения. Вышеуказанные обстоятельства дают прокурору право на обращение в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц, как посещающих в настоящее время или намеревающихся в будущем посетить образовательное учреждение, то есть неопределенного конкретно на момент предъявления искового заявления. В связи с этим просит признать незаконным бездействие администрации ФГОУ СПО «Краснодарский межрегиональный монтажный техникум», а также обязать администрацию ФГОУ СПО «Краснодарский межрегиональный монтажный техникум» устранить нарушения законодательства и принять меры к установке эффективной системы контентной фильтрации.

В судебном заседании помощник прокурора Центрального округа г. Краснодара Кульба О.Я. пояснила, что в связи с предпринятыми мерами к устранению нарушений требований законодательства об установке эффективной системы контентной фильтрации прокурор Центрального округа уточнил заявленные требования, а именно: просит признать незаконным бездействие администрации ФГОУ СПО «Краснодарский межрегиональный монтажный техникум» по установке эффективной системы контентной фильтрации.

Представитель ответчика Слободянюк Л.К., действующая по доверенности, в судебном заседании иск не признала. Пояснила, что 01.03.2012 г. между ФГОУ СПО «Краснодарский межрегиональный монтажный техникум» и ООО «<данные изъяты>» был заключен договор на использование программного обеспечения для 170 пользователей система контентной фильтрации – веб-фильтр.

Выслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с п. 4 ст. 29 Конституции РФ каждый гражданин имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.

Ограничение прав на свободное получение информации могут быть установлены только федеральным законом и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (п. 3 ст. 55 Конституции РФ).

Согласно ст.1 Закона РФ от 10.07.1992 г. № 3266-1 «Об образовании» Российская Федерация провозглашает область образования приоритетной.

Организационной основой государственной политики Российской Федерации в области образования является Федеральная целевая программа развития образования.

Статья 2 Закона РФ «Об образовании» закрепляет основные принципы образования в РФ: гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности; воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к природе, Родине, семье.

В силу ст. 51 Закона РФ «Об образовании» образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников.

В соответствии со ст. 14 Федерального закона № 124-ФЗ от 24.07.1998 г. «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» в Российской Федерации гарантировано принятие мер по защите ребенка от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию, в том числе от национальной, классовой, социальной нетерпимости, от рекламы алкогольной продукции и табачных изделий, от пропаганды социального, расового, национального и религиозного неравенства, а также от распространения печатной продукции, аудио- и видеопродукции, пропагандирующей насилие и жестокость, порнографию, наркоманию, токсикоманию, антиобщественное поведение.

Статьей 2 Федерального закона от 06.03.2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» установлены основные принципы противодействия терроризму, которые включают в себя приоритет мер по предупреждению терроризма, минимизацию последствий проявления терроризма, системность и комплексное использование политических, системно-пропагандистских, специальных и иных мер противодействия терроризму.

Реализация приоритетного национального проекта «Образование» осуществляется по нескольким направлениям, одним из которых является внедрение современных образовательных технологий, в соответствии с вышеуказанными нормативными актами.

Приказом Департамента образования и науки Краснодарского края от 29.12.2006 г. № 5/5389 «Об организационных мерах, обеспечивающих исключение доступа обучающихся образовательных учреждений к ресурсам сети Интернет, содержащим информацию, несовместимую с задачами образования и воспитания» установлено, что основным уровнем практического внедрения мероприятий по исключению доступа обучающихся образовательных учреждений к ресурсам сети Интернет, содержащим информацию, несовместимую с задачами образования и воспитания обучающихся, является образовательное учреждение, а основной формой такого внедрения - принятие образовательными учреждениями правил и регламентов использования сети Интернет, имеющих статус локальных нормативных актов и являющихся основой для внедрения соответствующих программно-технических средств контентной фильтрации.

Как следует из материалов дела, прокуратурой Центрального административного округа г. Краснодара совместно с ОПДН ОП ЦО при УМВД России по г. Краснодару была проведена проверка исполнения требований законодательства о противодействии экстремизму в образовательных учреждениях округа.

В ходе проверки было установлено, что доступ к Интернету учащихся возможен с компьютеров, имеющихся в наличии в кабинете информатики. При этом на компьютерах не используется программа контентной фильтрации, не издан приказ о назначении ответственных за установку и своевременное обновление системы контентной фильтрации в кабинете информатики.

Выявленные факты нарушения законодательства о противодействии экстремистской деятельности являются следствием ненадлежащего исполнения со стороны ответственных лиц своих функциональных обязанностей и свидетельствует о наличии в их действиях дисциплинарного проступка.

В связи с этим 14.10.2011 г. прокурором Центрального административного округа г. Краснодара директору ФГОУ СПО «Краснодарский межрегиональный монтажный техникум» ФИО4 было направлено представление о принятии мер к устранению и недопущению впредь нарушений требований законодательства о противодействии экстремистской деятельности, привлечении лиц, виновных в выявленных нарушениях закона, к дисциплинарной ответственности.

Письмом директора ФГОУ СПО «Краснодарский межрегиональный монтажный техникум» ФИО4 от 28.11.2011 г. № прокурору Центрального административного округа г. Краснодара сообщено о том, что в настоящее время в ФГОУ СПО «Краснодарский межрегиональный монтажный техникум» требования законодательства экстремистской деятельности выполняются в полном объеме. Полностью исключен доступ обучающихся к ресурсам сети Интернет, содержащим информацию, недопустимую с задачами образования и воспитания.

Однако в ходе проверки 30.01.2012 г. ФГОУ СПО «Краснодарский межрегиональный монтажный техникум» помощником прокурора Центрального округа г. Краснодара ФИО5 установлено, что в ФГОУ СПО «Краснодарский межрегиональный монтажный техникум» имеется 5 кабинетов информатики, в которых располагается 67 ученических компьютеров 5 компьютеров для преподавателей. С компьютеров, используемых в образовательных целях, осуществлен свободный выход на сайты экстремистской и террористической направленности, а также на порнографический сайт (л.д.44).

Таким образом, нарушения законодательства о противодействии экстремистской деятельности, указанные в представлении прокурора Центрального округа г. Краснодара от 14.10.2011 г., не были своевременно и надлежащим образом устранены.

Только после проведения повторной проверки 01.03.2012 г. между ООО <данные изъяты> (сублицензиаром) и ФГОУ СПО «Краснодарский межрегиональный монтажный техникум» (сублицензиат) был заключен сублицензионный договор № , по условиям которого сублицензиатом были приобретены имущественные права на использование программного обеспечения <данные изъяты> для 170 пользователей, блокирующего доступ пользователей на определенные сайты.

Оценив в совокупности все представленные по делу доказательства, суд приходит к выводу о том, что бездействие администрации ФГОУ СПО «Краснодарский межрегиональный монтажный техникум» по неустранению своевременно нарушений законодательства о противодействии экстремистской деятельности выразилось в нарушении интересов несовершеннолетних обучающихся в данном учреждении, что создало реальную опасность получения несовершеннолетними запрещенной информации и привело к нарушению их право на получение нравственного и духовного воспитания.

Ссылки представителя ответчика на отсутствие денежных средств на приобретение необходимо программного обеспечения не являются основанием для отказа в удовлетворении заявленного требования.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Признать незаконным бездействие администрации ФГОУ СПО «Краснодарский межрегиональный монтажный техникум», выразившееся в невыполнении требований законодательства о противодействии экстремистской деятельности и непринятии мер к установке эффективной системы контентной фильтрации.

Решение может быть обжаловано в краевой суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы в Первомайский районный суд г. Краснодара.

Председательствующий