К делу № Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ <адрес> Первомайский районный суд <адрес> края в составе: председательствующего Бекетовой В.В. при секретаре ФИО5 с участием прокурора ФИО6, представителя администрации <адрес> ФИО7, действующей на основании доверенности, представителя администрации муниципального образования <адрес> ФИО8, действующего на основании доверенности, представителя управления по жилищным вопросам администрации муниципального образования <адрес> ФИО9, действующей по доверенности, представителя управления по вопросам семьи и детства администрации муниципального образования <адрес> ФИО11, действующей на основании доверенности, рассмотрев в открытом судебном заседании исковое заявление прокурора ФИО3 административного округа <адрес> в порядке ст.45 ГПК РФ в интересах ФИО1 к администрации <адрес>, департаменту семейной политики <адрес>, администрации муниципального образования <адрес>, управлению по жилищным вопросам администрации муниципального образования <адрес>, управлению по вопросам семьи и детства администрации муниципального образования <адрес> о возложении обязанности предоставить жилое помещение в рамках реализации Краевой целевой программы «<данные изъяты> на 2009 – 2013 годы, У С Т А Н О В И Л: прокурор ФИО3 административного округа <адрес> обратился в суд с исковым заявлением в порядке ст.45 ГПК РФ в интересах ФИО1 к администрации муниципального образования <адрес>, администрации <адрес>, в котором просит обязать администрацию муниципального образования <адрес> предоставить на условиях социального найма ФИО2 вне очереди жилое помещение, площадью не ниже установленных норм. В обоснование заявленных требований указал, что прокуратурой округа проведена проверка исполнения законодательства о защите личных и имущественных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, финансировании и целевом расходовании средств, направляемых на полное государственное обеспечение воспитанников и выпускников детских домов и интернатов, на их содержание в семье опекунов (попечителей) и приемных родителей в деятельности управления по жилищным вопросам администрации муниципального образования <адрес>. Постановлением главы муниципального образования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № ФИО2 принят на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, с ДД.ММ.ГГГГ, предоставляемых по договорам социального найма, как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии со ст.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», однако вопреки требованиям закона, несмотря на отсутствие закрепленного за ним жилого помещения, такое помещение до настоящего времени не предоставлено, договор социального найма с ним не заключался. Впоследствии к участию в деле на основании определения суда в качестве соответчиков привлечены департамент семейной политики <адрес>, управление по жилищным вопросам администрации муниципального образования <адрес> и управление по вопросам семьи и детства администрации муниципального образования <адрес>. В судебном заседании прокурор ФИО6 уточнила заявленные требования, просила суд обязать администрацию <адрес>, департамент семейной политики <адрес> выделить денежные средства из бюджета <адрес> и перечислить их в бюджет муниципального образования <адрес> в рамках реализации Краевой целевой программы <данные изъяты>» на 2009-2013г.г. для предоставления ФИО2 жилого помещения по договору социального найма, по норме предоставления площади жилого помещения, предусмотренной <адрес> «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в <адрес>», отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, расположенное в муниципальном образовании <адрес>, в соответствии со списком детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях по муниципальному образованию <адрес>; обязать администрацию муниципального образования <адрес> предоставить ФИО2 после поступления денежных средств из бюджета <адрес> в рамках реализации Краевой целевой программы «Дети Кубани» на 2009-2013 гг. в бюджет муниципального образования <адрес> жилое помещение по договору социального найма, по норме предоставления площади жилого помещения, предусмотренной <адрес> «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в <адрес>», отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, расположенное в муниципальном образовании <адрес>, за счет средств бюджета <адрес> в рамках реализации Краевой целевой программы «<данные изъяты>» на 2009-2013 годы в соответствии со списком детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях по муниципальному образованию <адрес>. Представитель администрации <адрес> ФИО7, представитель администрации муниципального образования <адрес> ФИО8, представитель управления по жилищным вопросам администрации муниципального образования <адрес> ФИО9, действующие на основании доверенностей, в судебном заседании возражали против удовлетворения требований иска. Представитель департамента семейной политики <адрес> ФИО10 в судебное заседание не явилась, о времени и месте слушания дела извещена надлежащим образом, представила ходатайство о рассмотрении дела в свое отсутствие. Представитель управления по вопросам семьи и детства администрации муниципального образования <адрес> ФИО11, действующая на основании доверенности, в судебном заседании полагалась на усмотрение суда. Суд, выслушав участников процесса и исследовав представленные доказательства, находит исковое заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям. Как установлено судом и следует из материалов дела, ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в соответствии со ст.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей. На основании постановления администрации муниципального образования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, ФИО2 принят на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, с ДД.ММ.ГГГГ, по списку лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (л.д.8). <адрес> была проведена проверка исполнения законодательства о защите личных и имущественных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, финансировании и целевом расходовании средств, направляемых на полное государственное обеспечение воспитанников и выпускников детских домов и интернатов, на их содержание в семье опекунов (попечителей) и приемных родителей в деятельности управления по жилищным вопросам администрации муниципального образования <адрес>, в ходе которой было установлено, что с момента принятия ФИО1 на учет жилое помещение ему не предоставлялось. В соответствии со ст.45 ГПК РФ, заявление в защиту прав, свобод и законных интересов граждан может быть подано прокурором в случае обращения к нему гражданина по вопросам обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах. В силу пункта «ж» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации, социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Статьей 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №–ФЗ определены полномочия органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации на осуществление гарантий прав ребенка в Российской Федерации. К полномочиям органов государственной власти Российской Федерации отнесено установление основ федеральной политики в интересах детей, к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации – реализация государственной политики в интересах детей, решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Согласно ч.2 п.1 ст.8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Пунктом 2 ч.2 ст.57 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончанию их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решения органа местного самоуправления. Решение о предоставлении жилого помещения по договору социального найма является основанием заключения соответствующего договора социального найма в срок, установленный данным решением. Исходя из буквального толкования ст.57 Жилищного кодекса РФ и ст.8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», предоставление жилых помещений по договорам социального найма указанной категории граждан не ставится законом в зависимость от каких-либо условий, в том числе от наличия или отсутствия денежных средств на приобретение жилых помещений, наличия или отсутствия иных лиц, обладающих аналогичным правом, от времени постановки на учет, от включения в список внеочередников, от соблюдения порядка очередности лиц равной категории, а также от иных условий. Указанная позиция нашла свое отражение в Обзоре практики рассмотрения судами дел по заявлениям прокуроров в защиту жилищных прав несовершеннолетних детей, подпадающих под категорию лиц, которые имеют право на дополнительную социальную защиту в соответствии со ст.1 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». В силу ст.ст.2, <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-КЗ, дополнительные гарантии прав на имущество и жилое помещение обеспечиваются путем предоставления жилых помещений по договорам социального найма. Приобретение, строительство жилых помещений, предоставляемых по договорам социального найма лицам, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляются за счет краевого бюджета в пределах средств, предусмотренных на указанные цели законом <адрес> о краевом бюджете на соответствующий финансовый год. Кроме того, данным лицам могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством Российской Федерации порядке государственными полномочиями <адрес> по обеспечению указанных лиц жилыми помещениями. В соответствии со ст.6 названного <адрес>, уполномоченный орган исполнительной власти <адрес> в области опеки и попечительства и семейной политики осуществляет мероприятия по предоставлению указанным гражданам жилых помещений, рассматривает обращения таких граждан по вопросам предоставления жилых помещений и выполняет иные функции, определяемые нормативными правовыми актами <адрес>. С ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с Федеральным Законом от ДД.ММ.ГГГГ №122-ФЗ, полномочия в части обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданы субъектам РФ. Согласно ст.<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-КЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований <адрес> отдельными государственными полномочиями в области социальной сферы», муниципальное образование <адрес> наделено отдельными полномочиями по предоставлению жилых помещений по договорам социального найма лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. При этом наделение данных органов указанными полномочиями не освобождает администрацию <адрес> от обязанности по финансированию дополнительных гарантий указанных лиц. Постановлением главы администрации (губернатора) <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № утвержден Порядок предоставления жилого помещения лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам, имевшим статус лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам социального найма. Согласно пункта 1.3 указанного Порядка, функции, связанные с осуществлением мероприятий по предоставлению жилых помещений лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам, имевшим статус лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам социального найма, осуществляют органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов <адрес> в случае наделения их законом <адрес> соответствующими государственными полномочиями. Исходя из вышеизложенных норм, суд не может согласиться с доводами представителя администрации муниципального образования <адрес> о том, что требования по обеспечению граждан обозначенной категории жилыми помещениями должны предъявляться исключительно к администрации <адрес>. В целях защиты и реализации жилищных прав детей-сирот в <адрес> принят Закон от ДД.ММ.ГГГГ № –КЗ «Об утверждении краевой целевой программы «Дети Кубани», создана подпрограмма «Дети сироты», предусматривающая, в частности, финансирование в целях обеспечения жильем детей–сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа путем приобретения (строительства) жилых помещений с последующей передачей их по договорам социального найма до 2013 года включительно. В рамках краевой целевой программы «Дети Кубани» в 2011 году на обеспечение жильем выделено 484600 тыс. рублей, за счет которых планируется обеспечить жильем не менее 500 человек, планируется приобретение (строительство) жилых помещений в <адрес>. Краевая программа «Дети Кубани» рассчитана до 2013 года, и, начиная с 2012 года, ежегодно из краевого бюджета предполагается выделение муниципальным образованиям края денежных средств в сумме 1 млрд. рублей на указанные цели для обеспечения не менее 1000 человек жильем. В соответствии с <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-КЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований <адрес> отдельными государственными полномочиями в области социальной сферы», субвенции на приобретение жилых помещений, предоставляемых по договорам социального найма, предоставляются муниципальным образованиям края из расчета количества детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, состоящих на учете в муниципальном образовании <адрес>, в качестве нуждающихся в жилых помещениях, с наиболее ранней датой постановки на учет. Оценив в совокупности доказательства по делу, суд приходит к выводу, что уточненные требования прокурора ФИО3 административного округа <адрес> в интересах ФИО1 являются законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению. Кроме того, принимая решение об удовлетворении заявленных требований, суд учитывает, что ФИО2 не реализовал гарантированное государством право на обеспечение жильем как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вне очереди по договору социального найма. Договор социального найма с ним не заключался, жилое помещение не предоставлялось. В соответствии с ч.2 ст.195 ГПК РФ, суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании. Согласно ст.67 ГПК РФ, суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Исковое заявление прокурора ФИО3 административного округа <адрес> в порядке ст.45 ГПК РФ в интересах ФИО1 к администрации <адрес>, департаменту семейной политики <адрес>, администрации муниципального образования <адрес>, управлению по жилищным вопросам администрации муниципального образования <адрес>, управлению по вопросам семьи и детства администрации муниципального образования <адрес> о возложении обязанности предоставить жилое помещение в рамках реализации Краевой целевой программы «<данные изъяты>» на 2009-2013 г.г. удовлетворить. Обязать администрацию <адрес>, департамент семейной политики <адрес> выделить денежные средства из бюджета <адрес> и перечислить их в бюджет муниципального образования <адрес> в рамках реализации Краевой целевой программы «Дети Кубани» на 2009-2013 г.г. для предоставления ФИО2 жилого помещения по договору социального найма, по норме предоставления площади жилого помещения, предусмотренной <адрес> «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в <адрес>», отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, расположенное в муниципальном образовании <адрес>, в соответствии со списком детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях по муниципальному образованию <адрес>. Обязать администрацию муниципального образования <адрес> предоставить ФИО2 после поступления денежных средств из бюджета <адрес> в рамках реализации Краевой целевой программы «Дети Кубани» на 2009-2013 г.г. в бюджет муниципального образования <адрес> жилое помещение по договору социального найма, по норме предоставления площади жилого помещения, предусмотренной <адрес> «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в <адрес>», отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, расположенное в муниципальном образовании <адрес>, за счет средств бюджета <адрес> в рамках реализации Краевой целевой программы «<данные изъяты>» на 2009-2013 г.г., в соответствии со списком детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях по муниципальному образованию <адрес>. Решение может быть обжаловано в краевой суд через районный суд в течение 30-ти дней путем подачи апелляционной жалобы. Судья