К делу № 2-176/12 Р Е Ш Е Н И Е «13» февраля 2012 г. Первомайский районный суд г.Краснодара в составе: председательствующего Душейко С.А. при секретаре Исаковой Н.И. с участием прокурора Карпенко Ж.А., представителя Администрации МО г. Краснодар – Савельевой А.Ю., действующей на основании доверенности от 23.12.2011г. № 17827/01, представителя Администрации Краснодарского края – Чернобровой Н.А., действующей на основании доверенности от 30.12.2011г. № 01-918/11-08, представителя Управления по жилищным вопросам Администрации МО г. Краснодар – Наумовой Н.Н., действующей на основании доверенности от 26.12.2011г. № 17927/01, представителя Управления по вопросам семьи и детства Администрации МО г. Краснодара – Захаровой В.А., действующей на основании доверенности от 10.01.2012г. № 34/38, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению прокурора Западного административного округа г. Краснодара в интересах Шаповал Оксаны Николаевны к Администрации муниципального образования город Краснодар, Администрации Краснодарского края, заинтересованным лицам – Управлению по вопросам семьи и детства Администрации муниципального образования город Краснодар, Управлению по жилищным вопросам Администрации муниципального образования город Краснодар об обязании предоставить жилое помещение, УСТАНОВИЛ: Прокурор Западного административного округа г. Краснодара, действуя в интересах Шаповал Оксаны Николаевны, обратился в суд с иском к Администрации муниципального образования город Краснодар, Администрации Краснодарского края, заинтересованным лицам – Управлению по вопросам семьи и детства Администрации муниципального образования город Краснодар, Управлению по жилищным вопросам Администрации муниципального образования город Краснодар об обязании предоставить жилое помещение. В обоснование требований указал, что Прокуратурой Западного округа города Краснодара проведена проверка исполнения законодательства о защите личных и имущественных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В ходе проверки установлено, что на основании постановления главы администрации муниципального образования город Краснодар от 13.01.2009г. № 21 Шаповал О.Н. принята на учет граждан нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, как лицо из числа детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей с 21.08.2008г. Установлено, что в нарушение требований п.2 ч.2 ст.57 ЖК РФ, ч.2 п.1 ст.8 Федерального закона от 21.12.1996г. №159 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» до настоящего времени жилое помещение по договору социального найма Шаповал О.Н. не предоставлено. На основании изложенного Прокурор Западного округа г. Краснодара просит обязать администрацию муниципального образования г. Краснодар предоставить на условиях социального найма Шаповал Оксане Николаевне, 16.07.1986 года рождения, вне очереди жилое помещение, площадью не ниже установленных норм. В судебном заседании прокурор уточнил заявленные требования. Просил обязать Администрацию МО г. Краснодар, Администрацию Краснодарского края и Департамент семейной политики Краснодарского края предоставить Шаповал Оксане Николаевне, 16.07.1986 года рождения, жилое помещение по договору социального найма, по норме предоставления площади жилого помещения, предусмотренной Законом Краснодарского края «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Краснодарском крае», отвечающее установленным и санитарным и техническим требованиям, расположенное в муниципальном образовании город Краснодар, за счет средств бюджета Краснодарского края в рамках реализации Краевой целевой программы «Дети Кубани» на 2009г.-2013г. в соответствие со списком детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях по муниципальному образованию город Краснодар, после поступления денежных средств из бюджета Краснодарского края в бюджет муниципального образования г. Краснодар, после окончания Шаповал Оксаной Николаевной ФГУ ВТО «Московская государственная академия ветеринарной медицины и биотехнологий им. К.И. Скрябина». Представитель ответчика Администрации МО г. Краснодар – Савельева А.Ю., действующая на основании доверенности, в судебном заседании против удовлетворения заявленных требований возражала. Представитель Администрации Краснодарского края – Чернобровая Н.А., действующий на основании доверенности, в судебном заседании против удовлетворения заявленных требований возражал. Представитель заинтересованного лица - Управления по вопросам семьи и детства администрации МО г. Краснодар – Захарова В.А., действующая на основании доверенности, в судебном заседании против удовлетворения заявленных требований возражала. Представитель Управления по жилищным вопросам Администрации МО г. Краснодар – Наумова Н.Н., действующая на основании доверенности, в судебном заседании против удовлетворения заявленных требований возражала. Выслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, суд находит заявленные исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. Постановлением главы муниципального образования г. Краснодар от 13.01.09г. № 21 Шаповал О.Н. с 21.08.2008г. поставлена на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и внесена в отдельный список лиц, имеющих право на внеочередное получение жилого помещения по льготному списку детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Согласно списку лиц из числа детей-сирот, лиц, имевших статус лиц из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях в муниципальном образовании город Краснодар на 06.10.11г. Шаповал О.Н. стоит под номером № 18. 10.10.2011г. Шаповал О.Н. обратилась в прокуратуру Западного округа г. Краснодара с заявлением о защите ее жилищных прав в судебном порядке. Прокуратурой Западного административного округа г. Краснодара проведена проверка соблюдения жилищных прав лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ходе которой установлено, что с момента принятия Шаповал О.Н. на учет, жилое помещение ему не предоставлялось. Воспользовавшись правом, предоставленным ст. 45 ГПК РФ, прокурор обратился в суд с заявлением в защиту интересов гражданина, чьи права в сфере обеспечения права на жилище, нарушены. В соответствии со статьей 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами. На настоящий момент действует Жилищный кодекс Российской Федерации (далее по тексту - ЖК РФ), а также специальный закон, регулирующий спорные отношения - Федеральный закон Российской Федерации «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996 года № 159-ФЗ (далее по тексту - ФЗ РФ № 159-ФЗ). В соответствии с частями 2, 5 статьи 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. По договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления. Статьей 1 ФЗ от 21.12.1996г. №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определен перечень детей, нуждающихся в заботе со стороны государства. К ним отнесены дети, родители которых умерли, лишены родительских прав, ограничены в родительских правах, признаны недееспособными, вследствие болезни родителей, длительного их отсутствия, уклонения от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, в том числе при отказе родителей взять своих детей из воспитательных учреждений, а так же в других случаях отсутствия родительского попечения. Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся безе попечения родителей» не содержит каких либо возрастных ограничений для постановки на учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на обеспечение органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью. Данное ограничение может быть установлено только федеральным законом. В соответствии со статьей 8 ФЗ РФ № 159-ФЗ дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Согласно ст. 57 Жилищного кодекса РФ и ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996г. №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предоставление жилых помещений по договорам социального найма указанной категории граждан не ставится законом в зависимость от каких-либо условий, в том числе от наличия или отсутствия денежных средств на приобретение жилых помещений, наличия или отсутствия иных лиц, обладающих аналогичным правом, от времени постановки на учет, от включения в список внеочередников, от соблюдения порядка очередности лиц равной категории, а также от иных условий. Данная позиция нашла свое отражение в Обзоре практики рассмотрения судами дел по заявлениям прокуроров в защиту жилищных прав несовершеннолетних детей, подпадающих под категорию лиц, которые имеют право на дополнительную социальную защиту в соответствии со ст. 1 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». С 1 января 2005 года в соответствии с Федеральным Законом от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ полномочия в части обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданы субъектам РФ. Согласно ст. 5 Закона Краснодарского края №1748-КЗ «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Краснодарском крае» от 03.06.2009г. правом предоставления жилого помещения государственного Жилищного фонда Краснодарского края по договору социального найма обладают лица, имевшие статус лиц из числа детей-сирот, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в органах местного самоуправления, если они не были ранее обеспечены жилыми помещениями. Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 30.07.2009 № 653 утвержден Порядок предоставления жилого помещения лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам, имевшим статус лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам социального найма. Согласно пункту 1.3 указанного порядка функции, связанные с осуществлением мероприятий по предоставлению жилых помещений лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам, имевшим статус лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам социального найма, осуществляют органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Краснодарского края в случае наделения их законом Краснодарского края соответствующими государственными полномочиями. Согласно ст. 1 Закона Краснодарского края от 15.12.2004 № 805-КЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края отдельными государственными полномочиями в области социальной сферы» муниципальное образование г. Краснодар наделено отдельными полномочиями по предоставлению жилых помещений по договорам социального найма лицам, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. При этом наделение данных органов указанными полномочиями не освобождает администрацию Краснодарского края от обязанности по финансированию дополнительных гарантий указанных лиц. В соответствии с Законом Краснодарского края от 15.12.2004г. № 805-КЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края отдельными государственными полномочиями в области социальной сферы» субвенции на приобретение жилых помещений предоставляемых по договорам социального найма предоставляются муниципальным образованиям края из расчета количества детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, состоящих на учете в муниципальном образовании Краснодарского края, в качестве нуждающихся в жилых помещениях, с наиболее ранней датой постановки на учет. В целях защиты и реализации жилищных прав детей-сирот в Краснодарском крае принят закон от 29.12.2008г. № 1654 –КЗ «Об утверждении краевой целевой программы «Дети Кубани» создана подпрограмма «Дети сироты», предусматривающая, в частности, финансирование в целях обеспечения жильем детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, из их числа, путем приобретения (строительства) жилых помещений с последующей передачей их по договорам социального найма до 2013 года включительно. Шаповал О.Н. относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поставлена на учет лиц, нуждающихся в получении жилого помещения по списку детей-сирот, опека в отношении нее прекращена в связи с достижением совершеннолетия, приобрела, в силу приведенных выше норм закона, право на внеочередное получение благоустроенного жилого помещения. Оценив в совокупности доказательства по делу, пояснения сторон, суд пришел к выводу, что уточненные требования прокурора Западного административного округа г. Краснодара в интересах Шаповал О.Н. являются законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л : Требования прокурора Западного административного округа г. Краснодара в интересах Шаповал Оксане Николаевне к Администрации муниципального образования город Краснодар, Администрации Краснодарского края, заинтересованным лицам – Управлению по вопросам семьи и детства Администрации муниципального образования город Краснодар, Управлению по жилищным вопросам Администрации муниципального образования город Краснодар об обязании предоставить жилую площадь - удовлетворить. Обязать Администрацию МО г. Краснодар, Администрацию Краснодарского края и Департамент семейной политики Краснодарского края предоставить Шаповал Оксане Николаевне, 16.07.1986 года рождения, жилое помещение по договору социального найма, по норме предоставления площади жилого помещения, предусмотренной Законом Краснодарского края «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Краснодарском крае», отвечающее установленным и санитарным и техническим требованиям, расположенное в муниципальном образовании город Краснодар, за счет средств бюджета Краснодарского края в рамках реализации Краевой целевой программы «Дети Кубани» на 2009г.-2013г. в соответствие со списком детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях по муниципальному образованию город Краснодар, после поступления денежных средств из бюджета Краснодарского края в бюджет муниципального образования город Краснодар, после окончания Шаповал Оксаной Николаевной ФГУ ВТО «Московская государственная академия ветеринарной медицины и биотехнологий им. К.И. Скрябина». Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Краснодарского краевого суда через Первомайский районный суд в течение месяца. Судья