К делу № 2-1737/12 Р Е Ш Е Н И Е «09» февраля 2012 г. Первомайский районный суд г.Краснодара в составе: председательствующего Душейко С.А. при секретаре Исаковой Н.И. с участием прокурора Малышевой Н.Г., представителя Администрации МО г. Краснодар – Попова М.Г., действующего на основании доверенности от 23.12.2011г. № 17828/01, представителя Администрации Краснодарского края – Чернобровой Н.А., действующей на основании доверенности от 30.12.2011г. № 01-918/11-08, представителя Управления по жилищным вопросам Администрации МО г. Краснодар – Наумовой Н.Н., действующей на основании доверенности от 26.12.2011г. № 17927/01, представителя Управления по вопросам семьи и детства Администрации МО г. Краснодара – Захаровой В.А., действующей на основании доверенности от 10.01.2012г. № 34/38, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению прокурора Прикубанского административного округа г. Краснодара в интересах Повод Олега Владимировича к Администрации муниципального образования город Краснодар, Администрации Краснодарского края, заинтересованным лицам – Управлению по вопросам семьи и детства Администрации муниципального образования город Краснодар, Управлению по жилищным вопросам Администрации муниципального образования город Краснодар об обязании предоставить жилое помещение, УСТАНОВИЛ: Прокурор Прикубанского административного округа г. Краснодара, действуя в интересах Повод Олега Владимировича, обратился в суд с иском к Администрации муниципального образования город Краснодар, Администрации Краснодарского края, заинтересованным лицам – Управлению по вопросам семьи и детства Администрации МО город Краснодар, Управлению по жилищным вопросам Администрации МО город Краснодар об обязании предоставить жилое помещение. В обоснование требований указал, что Прокуратурой Прикубанского округа города Краснодара проведена проверка исполнения законодательства о защите личных и имущественных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В ходе проверки установлено, что на основании постановления главы администрации МО город Краснодар от 20.05.2009г. № 1659 Повод О.В. принят на учет граждан нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, как лицо из числа детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей с 17.11.2008г. Установлено, что в нарушение требований п.2 ч.2 ст.57 ЖК РФ, ч.2 п.1 ст.8 Федерального закона от 21.12.1996г. №159 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» до настоящего времени жилое помещение по договору социального найма Повод О.В. не предоставлено. На основании изложенного Прокурор Прикубанского округа г. Краснодара просит обязать департамент семейной политики Краснодарского края, администрацию Краснодарского края выделить денежные из бюджета Краснодарского края и перечислить их в бюджет муниципального образования город Краснодар в рамках реализации Краевой целевой программы «Дети Кубани» на 2009-2013 г.г. для доставления Повод Олегу Владимировичу жилого помещения, предусмотренной коном Краснодарского края «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Краснодарском крае», отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, расположенное в МО город Краснодар, в соответствии со списком детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях по муниципальному образованию город Краснодар. Обязать администрацию МО город Краснодар предоставить Повод Олегу Владимировичу после поступления денежных средств из бюджета Краснодарского края в рамках реализации Краевой целевой программы «Дети Кубань» на 2009-2013 г.г. в бюджет муниципального образования город Краснодар жилое помещение по договору социального найма, по норме предоставления площади жилого помещения, предусмотренной Закона Краснодарского края от 03.06.2009 №48-КЗ «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое смещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Краснодарском крае», отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, расположенное в границах муниципального образования город Краснодар, за счет средств бюджета Краснодарского края в рамках реализации Краевой целевой программы «Дети Кубани» на 2009-2013 г.г. в соответствии со списком детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях по муниципальному образованию город Краснодар. В судебном заседании прокурор просила суд удовлетворить требования. Представитель ответчика Администрации МО г. Краснодар – Попов М.Г., действующего на основании доверенности, в судебном заседании против удовлетворения заявленных требований возражал. Представитель Администрации Краснодарского края – Чернобровая Н.А., действующий на основании доверенности, в судебном заседании против удовлетворения заявленных требований возражал. Представитель Управления по вопросам семьи и детства администрации МО г. Краснодар – Захарова В.А., действующая на основании доверенности, в судебном заседании против удовлетворения заявленных требований возражала. Представитель Управления по жилищным вопросам Администрации МО г. Краснодар – Наумова Н.Н., действующая на основании доверенности, в судебном заседании против удовлетворения заявленных требований возражала. Представитель Департамента семейной политики Краснодарского края в судебное заседание не явился, просил суд рассмотреть дело в его отсутствие. Выслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, суд находит заявленные исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению. Постановлением главы муниципального образования г. Краснодар от 20.05.09г. № 1659 Повод О.В. с 17.11.2008г. поставлен на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и внесен в отдельный список лиц, имеющих право на внеочередное получение жилого помещения по льготному списку детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. 27.10.2011г. Повод О.В. обратился в прокуратуру Прикубанского округа г. Краснодара с заявлением о защите его жилищных прав в судебном порядке. Прокуратурой Прикубанского административного округа г. Краснодара проведена проверка соблюдения жилищных прав лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ходе которой установлено, что с момента принятия Повод О.В. на учет, жилое помещение ему не предоставлялось. Воспользовавшись правом, предоставленным ст. 45 ГПК РФ, прокурор обратился в суд с заявлением в защиту интересов гражданина, чьи права в сфере обеспечения права на жилище, нарушены. В соответствии со статьей 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами. На настоящий момент действует Жилищный кодекс Российской Федерации (далее по тексту - ЖК РФ), а также специальный закон, регулирующий спорные отношения - Федеральный закон Российской Федерации «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996 года № 159-ФЗ (далее по тексту - ФЗ РФ № 159-ФЗ). В соответствии с частями 2, 5 статьи 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. По договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления. Статьей 1 ФЗ от 21.12.1996г. №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определен перечень детей, нуждающихся в заботе со стороны государства. К ним отнесены дети, родители которых умерли, лишены родительских прав, ограничены в родительских правах, признаны недееспособными, вследствие болезни родителей, длительного их отсутствия, уклонения от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, в том числе при отказе родителей взять своих детей из воспитательных учреждений, а так же в других случаях отсутствия родительского попечения. Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся безе попечения родителей» не содержит каких либо возрастных ограничений для постановки на учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на обеспечение органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью. Данное ограничение может быть установлено только федеральным законом. В соответствии со статьей 8 ФЗ РФ № 159-ФЗ дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Согласно ст. 57 Жилищного кодекса РФ и ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996г. №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предоставление жилых помещений по договорам социального найма указанной категории граждан не ставится законом в зависимость от каких-либо условий, в том числе от наличия или отсутствия денежных средств на приобретение жилых помещений, наличия или отсутствия иных лиц, обладающих аналогичным правом, от времени постановки на учет, от включения в список внеочередников, от соблюдения порядка очередности лиц равной категории, а также от иных условий. Данная позиция нашла свое отражение в Обзоре практики рассмотрения судами дел по заявлениям прокуроров в защиту жилищных прав несовершеннолетних детей, подпадающих под категорию лиц, которые имеют право на дополнительную социальную защиту в соответствии со ст. 1 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». С 1 января 2005 года в соответствии с Федеральным Законом от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ полномочия в части обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданы субъектам РФ. Согласно ст. 5 Закона Краснодарского края №1748-КЗ «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Краснодарском крае» от 03.06.2009г. правом предоставления жилого помещения государственного Жилищного фонда Краснодарского края по договору социального найма обладают лица, имевшие статус лиц из числа детей-сирот, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в органах местного самоуправления, если они не были ранее обеспечены жилыми помещениями. Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 30.07.2009 № 653 утвержден Порядок предоставления жилого помещения лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам, имевшим статус лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам социального найма. Согласно пункту 1.3 указанного порядка функции, связанные с осуществлением мероприятий по предоставлению жилых помещений лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам, имевшим статус лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам социального найма, осуществляют органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Краснодарского края в случае наделения их законом Краснодарского края соответствующими государственными полномочиями. Согласно ст. 1 Закона Краснодарского края от 15.12.2004 № 805-КЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края отдельными государственными полномочиями в области социальной сферы» муниципальное образование г. Краснодар наделено отдельными полномочиями по предоставлению жилых помещений по договорам социального найма лицам, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. При этом наделение данных органов указанными полномочиями не освобождает администрацию Краснодарского края от обязанности по финансированию дополнительных гарантий указанных лиц. В соответствии с Законом Краснодарского края от 15.12.2004г. № 805-КЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края отдельными государственными полномочиями в области социальной сферы» субвенции на приобретение жилых помещений предоставляемых по договорам социального найма предоставляются муниципальным образованиям края из расчета количества детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, состоящих на учете в муниципальном образовании Краснодарского края, в качестве нуждающихся в жилых помещениях, с наиболее ранней датой постановки на учет. В целях защиты и реализации жилищных прав детей-сирот в Краснодарском крае принят закон от 29.12.2008г. № 1654 –КЗ «Об утверждении краевой целевой программы «Дети Кубани» создана подпрограмма «Дети сироты», предусматривающая, в частности, финансирование в целях обеспечения жильем детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, из их числа, путем приобретения (строительства) жилых помещений с последующей передачей их по договорам социального найма до 2013 года включительно. Повод О.В. относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поставлен на учет лиц, нуждающихся в получении жилого помещения по списку детей-сирот, опека в отношении него прекращена в связи с достижением совершеннолетия, приобрела, в силу приведенных выше норм закона, право на внеочередное получение благоустроенного жилого помещения. Оценив в совокупности доказательства по делу, пояснения сторон, суд пришел к выводу, что требования прокурора Прикубанского административного округа г. Краснодара в интересах Повод О.В. являются законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л : Требования искового заявления прокурора Прикубанского административного округа г. Краснодара в интересах Повод Олега Владимировича к Администрации муниципального образования город Краснодар, Администрации Краснодарского края, заинтересованным лицам – Управлению по вопросам семьи и детства Администрации муниципального образования город Краснодар, Управлению по жилищным вопросам Администрации муниципального образования город Краснодар об обязании предоставить жилую площадь - удовлетворить. Обязать департамент семейной политики Краснодарского края, администрацию Краснодарского края выделить денежные из бюджета Краснодарского края и перечислить их в бюджет муниципального образования город Краснодар в рамках реализации Краевой целевой программы «Дети Кубани» на 2009-2013 г.г. для доставления Повод Олегу Владимировичу жилого помещения, предусмотренной коном Краснодарского края «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Краснодарском крае», отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, расположенное в муниципальном образовании город Краснодар, в соответствии со списком детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях по муниципальному образованию город Краснодар. Обязать администрацию муниципального образования город Краснодар предоставить Повод Олегу Владимировичу после поступления денежных средств из бюджета Краснодарского края в рамках реализации Краевой целевой программы «Дети Кубань» на 2009-2013 г.г. в бюджет муниципального образования город Краснодар жилое помещение по договору социального найма, по норме предоставления площади жилого помещения, предусмотренной Закона Краснодарского края от 03.06.2009 № "48-КЗ «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое смещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Краснодарском крае», отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, расположенное в границах муниципального образования город Краснодар, за счет средств бюджета Краснодарского края в рамках реализации Краевой целевой программы «Дети Кубани» на 2009-2013 г.г. в соответствии со списком детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях по муниципальному образованию город Краснодар. Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Краснодарского краевого суда через Первомайский районный суд в течение месяца. Судья