Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 30 мая 2012 года Первомайский районный суд г. Краснодара в составе: председательствующего Гареевой С.Ю., при секретаре Довгой И.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению прокурора г. Краснодара в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования г. Краснодар, установил: Прокурор г. Краснодара обратился в суд с заявлением в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования г. Краснодар, выразившегося в непринятии исчерпывающих мер, направленных на организацию работ по рекультивации земельных участков по <адрес> (кадастровый номер №) и <адрес> (кадастровый номер №), занятых нефункционирующими местами размещения промышленных и бытовых отходов, в порядке, установленном действующим законодательством. Также просит обязать администрацию муниципального образования город Краснодар принять исчерпывающие меры, направленные на организацию работ по рекультивации земельных участков по <адрес> и <адрес>, занятых нефункционирующими местами размещения промышленных и бытовых отходов, в порядке, установленном действующим законодательством, в том числе в соответствии с Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», «Инструкцией по проектированию, эксплуатации и рекультивации полигонов для твердых бытовых отходов» (утв. Минстроем РФ 02.11.1996). В обоснование заявления сослался на то, что Прокуратурой г. Краснодара проведена проверка соблюдения органами местного самоуправления законодательства в сфере обращения с отходами производства и потребления. В результате проверки, проведенной прокуратурой города Краснодара совместно с сотрудниками Управления федеральной службы Росприроднадзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея на территории МО г. Краснодар выявлены две свалки бытовых и промышленных отходов, выведенные из эксплуатации, но не рекультивированные в соответствии с требованиями природоохранного законодательства. Вышеуказанные объекты размещения бытовых и промышленных отходов (далее - объекты) расположены по адресу: <адрес> (кадастровый номер №) и <адрес> (кадастровый номер №). Согласно информации (письма) администрации МО г. Краснодар (исх. № от ДД.ММ.ГГГГ) свалка отходов, расположенная на <адрес>, площадью 337383 кв.м, общий объем размещенных отходов 12 млн. тонн, закрыта в 80-х годах; свалка отходов, расположенная на <адрес>, площадью 7356 кв.м, общий объем размещенных отходов 4,6 млн.тонн, закрыта в 1991 году. Оба указанных объекта находятся в собственности МО г. Краснодар и переданы ОАО Мусороуборочная компания» как нефункционирующие места размещения промышленных и бытовых отходов по договорам аренды земельных участков от ДД.ММ.ГГГГ №№ и № Однако, как установлено в ходе проверки, в нарушение вышеуказанных требований закона администрацией МО г. Краснодар до настоящего времени работы по рекультивации вышеуказанных объектов размещения отходов, не проведены. Таким образом, администрация МО г. Краснодар допущены нарушения обязательных требований законодательства при обращении с отходами производства и потребления, в данном случае при эксплуатации объектов бытовых и промышленных отходов. В результате бездействия администрации МО г. Краснодар нарушаются требования Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федерального закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», Федерального закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Федерального закона от 24.06.1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», неперсонифицированные интересы Российской Федерации как субъекта правоотношений в сфере обращения с отходами производства и потребления, права граждан на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственного и иной деятельностью. В судебном заседании старший помощник прокурора г. Краснодара Шаблов А.В. заявил ходатайство об изменении заявленных требований. Просил признать незаконным бездействия администрации муниципального образования г. Краснодар, выразившегося в непринятии исчерпывающих мер, направленных на организацию работ по рекультивации земельных участков по <адрес> (кадастровый номер №) и <адрес> (кадастровый номер №), занятых нефункционирующими местами размещения промышленных и бытовых отходов, в порядке, установленном действующим законодательством. Также просит обязать администрацию муниципального образования город Краснодар принять исчерпывающие меры, направленные на организацию работ по рекультивации земельных участков по <адрес> и <адрес>, занятых нефункционирующими местами размещения промышленных и бытовых отходов, в порядке, установленном действующим законодательством. Представитель Администрации МО г. Краснодар Попов М.Г., возражал против удовлетворения заявленных требований. Пояснил, что согласно договора аренды земельных участков № и № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенных между администрацией муниципального образования город Краснодар и ОАО «Мусороуборочная компания», земельные участки <адрес>, и на продолжении <адрес> в г. Краснодаре предоставлены последнему во владение и пользование для размещения нефункционирующего места захоронения промышленных и бытовых отходов. Таким образом, администрацию муниципального образования город Краснодар нельзя признать лицом, допустившим неисполнение обязанности по организации работ по рекультивации земельных участков, занятых объектами размещения отходов. Представитель ОАО «Мусороуборочная компания» Косарева Б.П. полагала, что бремя содержания имущества возложено на собственника. Пояснила, что земельные участки, компания взяла в аренду по предложению администрации для сохранности и не использует по назначению. Выслушав пояснения лиц участвующих в деле, специалиста отдела экологического надзора ФИО1, пояснившего что рекультивация на земельных участках не произведена, исследовав материалы дела, оценив собранные по делу доказательства по внутреннему убеждению, основанному на беспристрастном, всестороннем и полном рассмотрении имеющихся в деле доказательств в их совокупности, суд приходит к следующим выводам. В соответствии со ст. 45 ч. ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. Согласно ч. 1 ст. 247 ГПК РФ, суд приступает к рассмотрению дела, возникающего из публичных правоотношений, на основании заявления заинтересованного лица. В заявлении должно быть указано, какие решения, действия (бездействие) должны быть признаны незаконными, какие права и свободы лица нарушены этими решениями, действиями (бездействием). В соответствии со ст. 255 ГПК РФ, к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности. Следовательно, в судебном заседании должно быть установлено наличие оспариваемых действий (бездействий), конкретное нарушение прав и свобод гражданина (препятствие к осуществлению его прав и свобод, незаконно возложенная обязанность или привлечение к ответственности), причинная связь между действиями (бездействиями) и нарушением прав и свобод. Как было установлено в судебном заседании, Прокуратурой г. Краснодара была проведена проверка соблюдения органами местного самоуправления законодательства в сфере обращения с отходами производства и потребления. В ходе проверки на территории МО г. Краснодар были выявлены две свалки бытовых и промышленных отходов, выведенные из эксплуатации, но не рекультивированные в соответствии с требованиями природоохранного законодательства. Вышеуказанные объекты размещения бытовых и промышленных отходов расположены по адресу: <адрес> (кадастровый номер №) и <адрес> (кадастровый номер №). Как следует из писем администрации МО г. Краснодар от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ свалка отходов, расположенная на <адрес>, площадью 337383 кв.м., общий объем размещенных отходов 12 млн. тонн, закрыта в 80-х годах; свалка отходов, расположенная на <адрес>, площадью 7356 кв.м, общий объем размещенных отходов 4,6 млн.тонн, закрыта в 1991 году. Оба указанных объекта находятся в собственности МО г. Краснодар и переданы ОАО Мусороуборочная компания» как нефункционирующие места размещения промышленных и бытовых отходов по договорам аренды земельных участков от ДД.ММ.ГГГГ №№ и № Однако, как установлено в ходе проверки, администрацией МО г. Краснодар до настоящего времени работы по рекультивации вышеуказанных объектов размещения отходов, не проведены. Указанные обстоятельства подтверждаются информацией руководителя Управления федеральной службы Росприроднадзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея от ДД.ММ.ГГГГ №, письмом заместителя главы МО г.Краснодар от ДД.ММ.ГГГГ №, информацией (письмом) администрации МО г. Краснодар (исх. № от ДД.ММ.ГГГГ). В силу ст. 42 Конституции РФ, ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ст. 2 Федерального закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью. В соответствии со ст. 130 Конституции Российской Федерации, ст. 1 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения. Согласно ч. 4 ст. 12 ФЗ от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» собственники объектов размещения отходов, а также лица, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, после окончания эксплуатации данных объектов обязаны проводить контроль за их состоянием и воздействием на окружающую среду и работы по восстановлению нарушенных земель в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. В соответствии с «Инструкцией по проектированию, эксплуатации и рекультивации полигонов для твердых бытовых отходов» (утв. Минстроем (02.11.1996 года) Рекультивация закрытых полигонов - комплекс работ, оправленных на восстановление продуктивности и народнохозяйственной ценности восстанавливаемых территорий, а также на улучшение окружающей среды. Рекультивация таких свалок требует выполнения большого объема подготовительных работ, а именно: проведения комплекса экологических исследований (гидрогеологических, геологических, почвенных, исследования атмосферы, проверки отходов на радиоактивность и т.п.); - решения вопросов по утилизации отходов, консервации фильтрата, использованию биогаза, устройству экранов и т.д. Рекультивация полигона выполняется в два этапа: технический и биологический. Технический этап рекультивации включает исследования состояния свалочного тела и его воздействия на окружающую природную среду, подготовку территории полигона (свалки) к последующему целевому использованию. К нему относятся: получение исчерпывающих данных о геологических, гидрогеологических, геофизических, ландшафтно-геохимических, газохимических и других условий учабтка размещения полигона (свалки), создание рекультивационного многофункционального покрытия, планировка, формирование откосов, разработка, транспортировка и нанесение технологических слоев и потенциально плодородных почв, строительство дорог, гидротехнических и других сооружений. Для выработки решений по исключению влияния газохимического загрязнения атмосферы определяют состав и свойства образующегося биогаза, содержания органики, влажность и др. данные. С учетом полученных данных и анализа климатических и геологических условий расположения полигона составляется прогноз образования биогаза и выбирается метод дегазации и конструкция рекультивационного покрытия полигона. Биологический этап рекультивации включает мероприятия по восстановлению территории закрытых полигонов для их дальнейшего целевого использования в народном хозяйстве. К нему относится комплекс агротехнических и фитомелиоративных мероприятий, направленных на восстановление нарушенных земель. Биологический этап осуществляется вслед за техническим этапом рекультивации. Работы по рекультивации закрытых полигонов составляют систему мероприятий, осуществляемых как в период эксплуатации, так и в процессе самого производства работ. Для определения объемов работ, выбора технологии и оборудования в период подготовки к проведению рекультивации производится паспортизация полигона по отчетным данным спецавтохозяйства, комбинатов благоустройства и т.д. по подчиненности, за весь период эксплуатации закрытого полигона. В соответствии со ст. 3 Федеральный закон от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: - соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; - обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; - ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях; - обязательность участия в деятельности по охране окружающей среды - ответственность за нарушение законодательства в области охраны В соответствии со ст. 7 Федеральный закон от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» к вопросам местного значения городских, сельских поселений относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. К вопросам местного значения городского округа относятся: организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа; организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. Таким образом, администрация МО г. Краснодар допущены нарушения обязательных требований законодательства при обращении с отходами производства и потребления, в данном случае при эксплуатации объектов бытовых и промышленных отходов. К доводам представителя администрации о том, что администрацию муниципального образования город Краснодар нельзя признать лицом, допустившим неисполнение обязанности по организации работ по рекультивации земельных участков суд относиться критически. В силу п. 24 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. ст. 8, 13 Федерального закона от 24.06.1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» к вопросам городского округа относится организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. Деятельность по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора на территории городского округа является обязанностью органов местного самоуправления поселения. Кроме того, суд также учитывает то обстоятельство, что ОАО «Мусороуборочная компания» земельные участки по назначению не использует. В результате бездействия администрации МО г. Краснодар нарушаются требования Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федерального закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», Федерального закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Федерального закона от 24.06.1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», неперсонифицированные интересы Российской Федерации как субъекта правоотношений в сфере обращения с отходами производства и потребления, права граждан на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственного и иной деятельностью. При таких обстоятельствах, заявление следует удовлетворить, признать незаконным бездействие АМО г. Краснодар, выразившееся в непринятии исчерпывающих мер, направленных на организацию работ по рекультивации земельных участков по <адрес> (кадастровый номер №) и <адрес> (кадастровый номер № занятых нефункционирующими местами размещения промышленных и бытовых отходов, в порядке, установленном действующим законодательством. Учитывая изложенное, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л : Заявление удовлетворить. Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования г. Краснодар, выразившееся в непринятии исчерпывающих мер, направленных на организацию работ по рекультивации земельных участков по <адрес> (кадастровый номер №) и <адрес> (кадастровый номер №), занятых нефункционирующими местами размещения промышленных и бытовых отходов, в порядке, установленном действующим законодательством. Обязать администрацию муниципального образования город Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Первомайский районный суд в течение месяца со дня составления его в окончательном мотивированном виде путем подачи апелляционной жалобы. Федеральный судья: Составлено: 04.06.2012 г.
органов государственной власти Российской Федерации, органов
государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного
самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений,
юридических и физических лиц;
окружающей среды.
Краснодар принять исчерпывающие меры, направленные на организацию
работ по рекультивации земельных участков по <адрес> (кадастровый
номер №) и <адрес> (кадастровый номер
№), занятых нефункционирующими местами размещения промышленных и бытовых отходов, в порядке, установленном действующим законодательством.