решение по иску Тропиной Н.С. к Администрации МО г.Краснодар об отмене постановления, принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях помещениях по льготной категории учета граждан, как лицо из числа детей сирот



Дело №2 - 7202/12

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

25 июля 2012 года Первомайский районный суд

г. Краснодара в составе:

председательствующей Мордовиной С.Н.,

при секретаре Потапенко Д.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению Тропиной Натальи Сергеевны к администрации муниципального образования город Краснодар об отмене постановления, принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, по льготной категории учета граждан как лицо из числа детей-сирот,

У С Т А Н О В И Л:

Тропина Н.С. обратилась в суд с иском к администрации муниципального образования город Краснодар о восстановлении пропущенного срока для постановки на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения.

В обоснование требований указала, что решением Армавирского районного суда от 15.03.1982г. ее родители лишены родительских прав.

С 07.08.1982г. по 12.04.1999г. она находилась на полном гособеспечении в детских домах и приютах Краснодарского края. Пользовалась всеми льготами.

С 19.02.1987г. по 12.04.1999г. она находилась на полном гособеспечении в Ейской школе-интернате для умственно отсталых детей-сирот, получила специальность: штукатур-маляр.

С 1999г. по настоящее время нигде не работала и не работает, трудовую книжку не имеет.

Согласно справке ВТЭК является инвалидом детства, получает пожизненную бессрочную пенсию, заболевание общее – нетрудоспособна.

22.07.1998г. вышла замуж, имеет двоих детей. Общежитие ей не предоставлялось, пришла жить на жилье мужа.

Летом 2012г. узнав из средств массовой информации, о том, что дети-сироты имеют право на получение жилья от государства, обратилась в администрацию муниципального образования город Краснодар.

Постановлением администрации муниципального образования город Краснодар от 18.06.2012г. № 4872 ей отказано в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях, ввиду того, что она обратилась по истечении двух лет после окончания пребывания в учреждении профессионального образования.

На основании изложенного, просит суд признать постановление администрации муниципального образования г. Краснодар от 18.06.2012 года № 4872 об отказе ей в принятии на жилищный учет, недействительным. Восстановить нарушение ее прав, обязать администрацию муниципального образования г. Краснодар поставить ее на учет в качестве нуждающихся в предоставлении жилого помещения по льготной категории граждан, имевших статус лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В судебном заседании Тропина Н.С. лично и через своего представителя Бегляк С.В., действующего на основании доверенности, настаивала на удовлетворении требований.

Представитель администрации муниципального образования город Краснодар – Дерюжев В.А., действующий на основании доверенности, возражал против удовлетворения требований, считает постановление законным и обоснованным, просит в иске отказать.

Представитель управления по вопросам семьи и детства администрации муниципального образования город Краснодар – Захарова В.А., действующая на основании доверенности, поддержала исковые требования, считает их подлежащими удовлетворению.

Суд, выслушав мнение сторон, исследовав материалы дела, пришел к следующему.

Как установлено в ходе судебного разбирательства и следует из материалов дела, согласно свидетельству о рождении Тропина Н.С. (Лотоцкая) родилась 03.04.1977г. в г. Армавире Краснодарского края, в графе отец - указан Лотоцкий С.Ю., в графе мать – указана Лотоцкая С.Ф. (л.д. 15).

Решением Армавирского городского суда Краснодарского края от 15.03.1982г. Лотоцкий С.Ю. и Лотоцкая С.Ф. лишены родительских прав в отношении четырех несовершеннолетних детей: дочери Инны, 23.01.1975г.р., дочери Ирины, 20.01.1976 г.р., дочери Натальи, 03.04.1977г.р., дочери Любови, 13.11.1979 г.р. Дети переданы органу опеки и попечительства для устройства их в детские учреждения (л.д.20-21).

Согласно справке управления по вопросам семьи и детства администрации муниципального город Армавир от 31.10.2011г. № 3401-19/601 по журналу первичного учета выявленных детей, Лотоцкая Инна Сергеевна, 23.01.1975 г.р., Лотоцкая Ирина Сергеевна, 20.01.1976 г.р., Лотоцкая Наталья Сергеевна, 03.04.1977г.р., Лотоцкая Любовь Сергеевна, 12.11.1978г.р. направлены во Владимирский детский дом 06.04.1982г. Сведений о номере и дате решения исполнительного комитета за 1982 г. не имеется (л.д.18).

В соответствии с архивной справкой администрации муниципального образования Лабинский район Краснодарского края от 26.12.2007г. № 15/195 в документах архивного фонда Владимирского детского дома имеются сведения о пребывании с 07.08.1982г. по 10.09.1984г. Лотоцкой Н.С. Прибыла из Армавирского гороно (путевка от 22.06.82г.), выбыла по распоряжению Крайоно в Передовскую спецшколу (л.д.22).

Согласно данным Государственного образовательного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей специальной (коррекционной) школы-интерната для детей с отклонениями в развитии ст. Передовой Краснодарского края, Лотоцкая Н.С. с 01.09.1984г. по 1986г. находилась на полном государственном обеспечении. Прибыла 01.09.1984г. из Владимирского дошкольного санаторного детского дома Лабинского района. Выбыла по социальной линии в дом-интернат для психохроников в г. Армавир (л.д. 23).

Администрация ГУ СО КК «Армавирский детский дом-интернат для умственно отсталых детей» сообщает, что по архивным данным истица не числилась в списках учреждения в 1986-87г.г. (л.д. 24).

В соответствии со справкой НУ СО КК «Ейский детский дом-интернат для умственно отсталых детей» Лотоцкая Н.С. обучалась в данном учреждении с 19.02.1987г. по 12.04.1999г. и находилась на полном государственном обеспечении. Прибыла из вспомогательной школы-интерната ст. Передовой Отрадненского района Краснодарского края, выбыла в г. Краснодар, пос. Северный, ул. Тихая, 15 (л.д. 25).

Таким образом, судом установлено, что истица в соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21.12.1996г. № 159 -ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» относится к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Справкой управления по вопросам семьи и детства администрации муниципального образования город Армавир от 28.05.2012г. подтвержден статус истцы как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, также указано на отсутствие закрепленного за ней жилого помещения (л.д. 17).

Управление по вопросам семьи и детства администрации муниципального образования город Краснодар не располагает сведениями о первичном выявлении Тропиной Н.С. (Лотоцкой) в возрасте 18 лет как ребенка, оставшегося без попечения родителей на территории муниципального образования город Краснодар. Акт органа местного самоуправления города Краснодара о сохранении права пользования жилым помещением за Тропиной (Лотоцкой) не издавался (л.д. 19).

31.05.2012г. Тропина Н.С. обратилась в администрацию муниципального образования город Краснодар с заявлением о принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, по списку лиц из числа детей-сирот, лиц, имевших статус лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (л.д. 47-40).

В соответствии с заключением, управление по жилищным вопросам администрации муниципального образования город Краснодар пришло к выводу об отсутствии оснований для принятия истицы на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях и внесло предложение отказать Тропиной Н.С. в принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях (л.д. 42-43).

Постановлением администрации муниципального образования г. Краснодар от 18.06.2012 года № 4872 истице отказано в принятии на учет в связи тем, что она обратилась в администрацию муниципального образования город Краснодар по вопросу принятия на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях по истечении двух лет после окончания пребывания в учреждении профессионального образования (л.д. 34).

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21.12.1996г. № 159 -ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей признаются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

Согласно ст. 4 указанного закона дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством.

В силу ч. 1 ст. 8 Закона дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Частью 3 ст.8 вышеназванного закона установлено, что дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на жилое помещение, - устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

На основании п.5 ст.5 Закона Краснодарского края от 03.06.2009г. №1748-КЗ «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилые помещения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Краснодарском крае», приобретение, строительство жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма, осуществляется за счет средств краевого бюджета в пределах средств, предусмотренных на указанные цели законом Краснодарского края о краевом бюджете на соответствующий финансовый год.

Согласно ст. 5 Закона Краснодарского края от 03.06.2009г. № 1748-К3 «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Краснодарском крае» правом на предоставление жилого помещения государственного жилищного фонда Краснодарского края по договору социального найма обладают: лица, имевшие статус лиц из числа детей-сирот, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма в органах местного самоуправления, если они не были ранее обеспечены жилыми помещениями.

В соответствии со ст. 7 Закона Краснодарского края от 03.06.2009г. № 1748-К3 «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Краснодарском крае» принятие на учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, осуществляется по достижении ими 18 лет, лиц из числа детей-сирот - до достижения ими 23 лет, лиц, имевших статус лиц из числа детей-сирот, - не позднее 2 лет после окончания пребывания в учреждении социального обслуживания населения, учреждениях любых видов профессионального образования, после окончания службы в рядах Вооруженных сил Российской Федерации либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Учет указанных лиц, в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, осуществляется органами местного самоуправления в порядке, установленном Законом Краснодарского края "О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях", с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей. Учет указанных лиц, в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, осуществляется по месту их жительства.

Согласно ст. 7 Закона КК от 29 декабря 2008 года № 1655-КЗ «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях» принятие граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется по месту их жительства по личному формализованному заявлению гражданина на имя главы местной администрации (главы муниципального образования), подаваемому в уполномоченный орган по учету, при наличии всех надлежаще оформленных документов, подтверждающих право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

По мнению суда, когда истица имела право воспользоваться государственными гарантиями, в том числе по обеспечению жильем, со стороны органов опеки не было предпринято никаких действий по охране и защите ее жилищных прав. Данный вывод подтверждается отсутствием сведений в управлении по вопросам семьи и детства г.Краснодара о первичном выявлении Тропиной Н.С. до 18 лет как ребенка, оставшегося без попечения родителей. Следовательно, Ейский дом-интернат для умственно отсталых детей, Отрадненский специальный детский дом не только не разъяснили права и льготы Тропиной Н.С., но и не сообщили о ней в управление своевременно.

Суд считает, что истица не имела информации о своих правах и порядке их реализации в силу юридической неосведомленности, стечением сложной жизненной ситуации, состояния здоровья, в связи с чем приходит к выводу о восстановлении пропущенного срока и возможности сохранения за истицей права на постановку ее на учет по льготной категории граждан из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в настоящее время.

Судом установлено, что в настоящее время истица состоит в зарегистрированном браке и имеет двух малолетних детей, не работает, трудовой книжки не имеет.

В соответствии с выпиской из лицевого счета помещения частного жилищного фонда, выданной МУП «Городское жилье» от 22.05.2012г. Тропина Н.С. зарегистрирована и проживает в жилом доме общей площадью 69,4 кв.м. по адресу: г. Краснодар, Прикубанский внутригородской округ, ул. 3-я Дорожная/3-я Тихая, 22/15 (л.д. 29).

Вместе с истицей по указанному адресу зарегистрированы и проживают еще шесть человек. Домовладение принадлежит супругу истицы на основании решения Прикубанского районного суда г. Краснодара о 04.09.1998г. (л.д. 71,72).

Истица не является нанимателем и членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма.

По данным филиалов ГУП КК «Крайтехинвентаризация-Краевое БТИ» по г. Краснодару и г.Армавиру, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю Тропина Н.С. не является собственником недвижимого имущества в г. Краснодаре (л.д.26,27, 28).

Конституция РФ гарантирует, что малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (ст. 40).

Как следует из преамбулы, а также из ст. 1 Федерального закона № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» его положения распространяются на детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими возраста 23 лет. Это значит, что гарантируемая данным лицам социальная поддержка в виде внеочередного обеспечения жилой площадью должна предоставляться до достижения детьми-сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей, и лицами из их числа вышеуказанного возраста. Однако социальная поддержка в виде внеочередного обеспечения жилой площадью будет реализована только после предоставления жилого помещения. Поэтому достижение лицом, вставшим (поставленным) на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, возраста 23 лет не может являться основанием для лишения его гарантированного и нереализованного права на внеочередное предоставление жилья, которое не было им получено.

Политика государства в области защиты прав и законных интересов детей-сирот направлена на то, что после окончания пребывания в соответствующих учреждениях, приемной семье или окончания службы в Вооруженных силах РФ, дети-сироты снимаются с полного государственного обеспечения и, следовательно, должны незамедлительно быть обеспечены жильем, в противном случае буде нарушено их право на жилище, предусмотренное статьей 40 Конституции РФ.

Статья 1 ГК РФ определяет основные начала гражданского законодательства и устанавливает, что гражданское законодательство основывается на необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты; устанавливает, что гражданские права могут быть ограничены только на основании Федерального закона и, только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ Конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности.

В данном случае ни Федеральный закон от 21.12.1996г. № 159-ФЗ, ни Жилищный кодекс РФ не содержат ограничений для реализации гарантий по внеочередному предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей.

Оценив в совокупности все доказательства по делу, принимая во внимание, что гарантированное государством истцу право на внеочередное предоставление жилья до настоящего времени не реализовано, срок постановки на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по льготной категории граждан пропущен им в связи с трудной жизненной ситуацией, суд приходит к выводу удовлетворить требования Тропиной Н.С. в полном объеме.

Согласно ч.2 ст. 195 ГПК РФ суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.

Суд оценивает доказательства, согласно ст. 67 ГПК РФ по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Признать незаконным постановление администрации муниципального образования город Краснодар от 18.06.2012 года № 4872 «Об отказе Н.С. Тропиной Н.С. в принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях».

Обязать администрацию муниципального образования город Краснодар поставить Тропину Наталью Сергеевну на учет с 31.05.12г. в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения по льготной категории граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Решение может быть обжаловано в краевой суд через районный суд в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня принятия решения.

Судья