Решение по иску прокурора г.Краснодара в интересах Рах Е.А. к администрации МО г.Краснодар и администрации Краснодарского края, в лице департамента семейной политики КК о предоставлении на условиях социального найма жилого помещения



Дело

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

14 мая 2012 г. Первомайский районный суд г. Краснодара

в составе:

Председательствующего судьи Ламейкина Э.В.

при секретаре Мельниковой М.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску прокурора Прикубанского административного округа г. Краснодара в защиту прав и законных интересов Рах Е.А. к администрации муниципального образования город Краснодар и администрации Краснодарского края, в лице департамента семейной политики Краснодарского края о предоставлении на условиях социального найма жилого помещения,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Прикубанского административного округа г.Краснодара обратился в суд с исковым заявлением к администрации муниципального образования г. Краснодар, департаменту семейной политика администрации Краснодарского края и администрации Краснодарского края, в котором, просит обязать департамент семейной политики Краснодарского края, администрацию Краснодарского края выделить денежные средства из бюджета Краснодарского края и перечислить их в бюджет муниципального образования город Краснодар в рамках реализации Краевой целевой программы «Дети Кубани» на 2009-2013 г.г. для предоставления Рах Е.А. жилого помещения, предусмотренной законом Краснодарского края «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Краснодарском крае», отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, расположенное в муниципальном образовании город Краснодар, в соответствии со списком детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях по муниципальному образованию город Краснодар. Также, обязать администрацию муниципального образования город Краснодар предоставить Рах Е.А. после поступления денежных средств из бюджета Краснодарского края в рамках реализации Краевой целевой программы «Дети Кубани» на 2009-2013 гг. в бюджет муниципального образования город Краснодар, жилое помещение по договору социального найма, по норме предоставления площади жилого помещения, предусмотренной Законом Краснодарского края «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Краснодарском крае», отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, расположенное в муниципальном образовании город Краснодар, за счет средств бюджета Краснодарского края в рамках реализации Краевой целевой программы «Дети Кубани» на 2009 - 2013 годы в соответствии со списком детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, по муниципальному образованию город Краснодар.

В судебном заседании помощник прокурора Прикубанского административного округа г. Краснодара Кисленко Н.В. исковые требования поддержала и пояснила, что прокуратурой Прикубанского административного округа г.Краснодара проведена проверка исполнения законодательства о защите личных и имущественных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей администрацией муниципального образования город Краснодар. В ходе проведенной проверки установлено, что в соответствии со ст. 1 ФЗ РФ от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» Рах Е.А, относиться к категории лиц из числа детей- сирот, поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении по вышеуказанной категории лиц. Однако до настоящего времени жилое помещение Рах Е.В. не предоставлено. Указанные действия администрации муниципального образования город Краснодар не соответствуют требованиям закона, в связи с чем, прокурор Прикубанского административного округа г.Краснодара обратился в суд с настоящим иском в порядке ст. 45 ГПК РФ.

Представитель ответчика – администрации муниципального образования г.Краснодар Савельева А.Ю., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ., исковые требования не признал и просил в удовлетворении отказать, в связи с тем, что администрация МО г. Краснодар предпринимает все необходимые действия для разрешения вопроса о выделении жилья для категории граждан из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Представитель управления по жилищным вопросам администрации муниципального образования г.Краснодар Наумова Н.Н., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования не признала и просила в удовлетворении отказать, в связи с тем, что администрация МО г. Краснодар предпринимает все необходимые действия для разрешения вопроса о выделении жилья для категории граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Представитель управления по вопросам семьи и детства администрации муниципального образования г. Краснодар Захарова Виктория Александровна, действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, в судебном заседании против удовлетворения исковых требований возражала, пояснив, что предоставление жилых помещений указанной категории граждан должно осуществляться с учетом порядка очередности лиц из числа детей сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, при наличии соответствующего финансирования из бюджета Краснодарского края.

Представитель департамента семейной политики администрации Краснодарского края Кириченко Н.А., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, в судебное заседание не явилась, от нее поступило письменное ходатайство о рассмотрении дела по существу в их отсутствие. Согласно письменных возражений относительно исковых требований, представитель департамента просит признать право Рах Е.А. на обеспечение жилым помещением по договору социального найма в рамках реализации краевой целевой программы «Дети Кубани» на 2009-2013 годы в соответствии с датой постановки на льготный учет граждан, относящихся к категории детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, в качестве нуждающейся в жилом помещении.

Представитель администрации Краснодарского края Черноброва Н.А., действующая на основании доверенности в судебном заседании против удовлетворения исковых требований в части требований к администрации Краснодарского края возражала, просила в этой части в удовлетворении исковых требований отказать.

Рах Е.А. в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом, причину неявки суду не сообщила.

При таких обстоятельствах суд, руководствуясь ч.4 ст. 167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть дело в отсутствие лиц, не явившихся, но надлежащим образом извещенных о времени и месте слушания дела.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Так, в судебном заседании установлено, что 26.10.2011 г. Рах Е.А. обратилась в прокуратуру Прикубанского административного округа г.Краснодара с заявлением о защите в судебном порядке ее жилищных прав. (л.д.6)

В соответствии со ст. 1 ФЗ РФ от 21.12.1996 №159 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» Рах Е.А. относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

06.02.2011г. Рах Е.А. обратилась к главе муниципального образования г.Краснодар с заявление о принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. (л.д.7-9)

Однако до настоящего времени жилое помещение ей не предоставлено. В настоящее время она зарегистрирована и проживает в жилом помещении по адресу: <адрес>, жилой площадью 27,4 кв.м., в которой согласно выписки из лицевого счета проживает 6 человек. (л.д.10-13).

Статья 2 Конституции РФ закрепляет положение о том, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

В соответствии со ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище, никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

В соответствии с ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончанию их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончанию службы в Вооруженных Силах РФ или по возвращению из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. По договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.

В соответствии со статьей 8 ФЗ РФ № 159-ФЗ дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Согласно ст.5 Закона Краснодарского края №1748-КЗ «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Краснодарском крае» от 03.06.2009г., правом предоставления жилого помещения государственного Жилищного фонда Краснодарского края по договору социального найма обладают лица, имевшие статус лиц из числа детей-сирот, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в органах местного самоуправления, если они не были ранее обеспечены жилыми помещениями.

Согласно справки ГУП КК «Крайтехинвентаризация – Краевое БТИ» от 29.05.2011г. Рах Е.А. является собственником 1/4 доли <адрес>. (л.д. 24).

Согласно сведениям из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, представленным управлением ФРС по Краснодарскому краю Рах Е.А. является собственником 1/4 доли <адрес>. (л.д.25)

В соответствии со ст.1 закона Краснодарского края от 15.12.2004г. №805-КЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края отдельными государственными полномочиями в области социальной сферы» органы местного самоуправления наделены отдельными государственными полномочиями по предоставлению жилых помещений по договору социального найма детям- сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа в соответствии с Законом краснодарского края «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Краснодарском крае» путем приобретения (строительства) жилья.

Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по предоставлению жилых помещений по договору социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, так же лицам из их числа, в соответствии с Законом Краснодарского края «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Краснодарском крае» путем приобретения (строительства) жилья, не освобождает администрацию края от обязанности по финансированию дополнительных гарантий прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Как установлено в судебном заседании Рах Е.А. не могла реализовать свое право на обеспечение жильем, поскольку со стороны ответчика не было предпринято необходимых действий по охране и защите ее жилищных прав, следовательно, она не имела соответствующих сведений о своих правах и порядке их реализации.

Рах Е.А. относиться к категории лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поставлена на учет лиц, нуждающихся в получении жилого помещения по списку детей-сирот, опека в отношении нее прекращена с достижением совершеннолетия, приобрела, в силу приведенных выше норм закона, право на внеочередное получение благоустроенного жилого помещения.

Разрешение требования о предоставлении жилой площади указанными выше нормативными актами не ставиться в зависимость от наличия или отсутствия бюджетного финансирования, а также в зависимость от наличия или отсутствия других лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и времени постановки их на указанный учет.

Согласно ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных прав, свобод и законных интересов в сфере социальной защиты, включая обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах. Судебная защита прокурором интересов граждан является одной из форм осуществления надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, исполнения законов, действующих на территории РФ в целях пересечения любых фактов нарушения законности.

Таким образом, суд приходит к выводу, что исковые требования прокурора Прикубанского административного округа города Краснодара подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ суд,

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Прикубанского административного округа города Краснодара удовлетворить.

Обязать департамент семейной политики Краснодарского края, администрацию Краснодарского края выделить денежные средства для предоставления Рах Е.А. жилого помещения по договору социального найма, по норме предоставления площади жилого помещения, предусмотренной законом Краснодарского края «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Краснодарском крае», отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, расположенное в границах муниципального образования город Краснодар, за счет средств бюджета Краснодарского края в рамках реализации Краевой целевой программы «Дети Кубани» на 2009-2013 г.г. в соответствии со списком детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях по муниципальному образованию город Краснодар.

Обязать администрацию муниципального образования город Краснодар предоставить Рах Е.А. после поступления денежных средств из бюджета Краснодарского края в рамках реализации Краевой целевой программы «Дети Кубани» на 2009-2013 г.г. в бюджет муниципального образования город Краснодар жилое помещение по договору социального найма, по норме предоставления жилого помещения, предусмотренной законом Краснодарского края «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Краснодарском крае», отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, расположенное в границах муниципального образования город Краснодар, за счет средств бюджета Краснодарского края в рамках реализации Краевой целевой программы «Дети Кубани» на 2009-2013 г.г. в соответствии со списком детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях по муниципальному образованию город Краснодар.

Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы в Краснодарский краевой суд через Первомайский районный суд города Краснодара в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья -