Решение по жалобе Перерва Л.Ф. на постановление УФАС по Краснодарскому краю о наложении штрафа по делу об административном правонарушении №… от 19.05.11г



дело №12-276/11

Р Е Ш Е Н И Е

по делу об административном правонарушении

9 июня 2011 года Первомайский районный суд г. Краснодара в составе:

председательствующего судьи Мордовиной С.Н.

при секретаре Никифоровой И.С.

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Перерва Л.Ф. на постановление УФАС по Краснодарскому краю о наложении штрафа по делу об административном правонарушении №… от 19.05.11г.,

У С Т А Н О В И Л:

Перерва Л.Ф. обратилась в суд с жалобой на постановление УФАС по Краснодарскому краю о наложении штрафа по делу об административном правонарушении №… от 19.05.11г.

В обоснование жалобы указала, что обжалуемым постановлением, она, как член Единой комиссии Кубанского бассейнового водного управления Федераль­ного агентства водных ресурсов привлечена к административной ответственности по ч. 2 ст. 7.30 КоАП РФ и подвергнута административному штрафу в размере 30000 рублей.

С данным постановлением она не согласна по следующим обстоятельствам.

Административный штраф является денежным взысканием, выраженным в рублях и устанавливаемым для граждан в размере, не превышающим пяти тысяч рублей; для должностных лиц - пятидесяти тысяч рублей; для юридических лиц - одного миллиона рублей. Исходя из положений Кодекса и Федерального закона № 94-ФЗ, понятие «физическое лицо» может рассматриваться как «гражданин», а также как «должностное лицо» при наличии определенных условий и соответст­вующих признаков.

В административном законе указано, что основанием для привлечения должностных лиц к административной ответственности является неисполнение или ненадлежащее исполнение ими своих служебных обязанностей.

Существует ряд неотъемлемых признаков, присущих должностному лицу, в том числе представителю власти: возможность самостоятельно принимать юридически значимые решения (выне­сти предписание о проведении проверки; издавать правовые акты от имени госу­дарственного органа); наличие организационно-распорядительных полномочий (право распределять обязанности между подчиненными сотрудниками); наличие властных полномочий (право применять меры административного при­нуждения).

Исследовав приведенные признаки, можно сделать вывод, что члены ко­миссии не обладают ни одним из вышеуказанных признаков, следовательно, яв­ляются гражданами, но никак не должностными лицами, со всеми вытекающими последствиями о предельных размерах административного штрафа, то есть в раз­мере, не превышающим пяти тысяч рублей.

УФАС по Краснодарскому краю полностью проигнорировало и не учло заложенные в основу Кодекса общие правила назначения административного наказания, в частности: характер совер­шенного членом комиссии административного правонарушения, личность винов­ного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие администра­тивную ответственность (ч. 2 ст. 4.1. Кодекса), а также проигнорировало возможность квалификации деяния в качестве малозначительного.

На основании вышеизложенного, просит суд постановление от 19.05.11г. № … о наложение штрафа по делу об ад­министративном правонарушении № … по ч. 2 ст. 7.30 КоАП РФ – отменить, производство по делу об административном правонарушении № … - прекратить.

В судебном заседании заявитель через своего представителя на удовлетворении жалобы настаивала, считает требования законными и обоснованными.

Представитель УФАС по Краснодарскому краю Перекрестов П.А., действующий на основании доверенности, против удовлетворения жалобы возражал, считает постановление УФАС по Краснодарскому краю о наложении штрафа законным и обоснованным, не подлежащим отмене. Обоснованную позицию изложил в отзыве на жалобу.

Суд, выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, пришел к выводу отказать в удовлетворении жалобы по следующим основаниям.

Судом установлено, что Кубанским бассейновым водным управлением Федерального агентства водных ресурсов проводился открытый конкурс: «Выполнение работ по информационному обеспечению в области водных ресурсов для федеральных государственных нужд по теме: «Разработка проекта СКИОВО, включая НДВ, бассейнов рек Азовского моря междуречья Кубани и Дона». Источник финансирования - федеральный бюджет. Начальная (максимальная) цена контракта составляет: 12 540 000 рублей.

На участие в указанном открытом конкурсе поданы заявки от следующих участников конкурса: НП Научно-технический центр водохозяйственной безопасности «ВОДА И ЛЮДИ: XXI ВЕК»; ФГОУ ВПО «Кубанский государственный аграрный университет»; ФГУП «Российский научно-исследовательский институт комплексного использования и охраны водных ресурсов».

13.11.10г. состоялось рассмотрение заявок на участие в открытом конкурсе (протокол № … от 13.11.10г.).

Согласно протоколу № … от 13.11.10г. НП Научно-технический центр водохозяйственной безопасности «ВОДА И ЛЮДИ: XXI ВЕК» отказано в допуске на участие в конкурсе по причине несоответствия заявки на участие в конкурсе требованиям конкурсной документации (в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 12 Закона о размещении заказов).

19.05.11г. руководителем Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю были рассмотрены протокол и материалы дела об административном правонарушении № …, возбу­жденного в отношении члена Единой комиссии Кубанского бассейнового водно­го управления Федерального агентства водных ресурсов Перерва Л.Ф. по ч. 2 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных право­нарушениях по факту нарушения ч. 2 ст. 12, ч. 1 ст. 36 Федераль­ного закона от 21.07.05г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

Рассмотрев материалы дела, было вынесено постановление о наложении на члена Единой комиссии Кубанского бассейнового водного управления Федераль­ного агентства водных ресурсов Перерва Л.Ф. штрафа в размере 30000 рублей.

Оценив в совокупности все доказательства по делу суд не находит оснований для отмены указанного постановления, однако считает, необходимым его изменить по следующим основаниям.

Исходя из общих положений, п. 1 ст. 2.1 КоАП РФ трактует административ­ное правонарушение как противоправное, виновное действие (бездействие) физи­ческого или юридического лица, за которое Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена ад­министративная ответственность.

Ст. 3.5 КоАП РФ определяет субъектный состав, к которым применяются административное наказание в виде штрафа и предельные (максимальные) значе­ния его величины. Таким образом, административный штраф является денежным взысканием, выраженным в рублях и устанавливаемым для граждан в размере, не превышающим пяти тысяч рублей; для должностных лиц - пятидесяти тысяч рублей; для юридических лиц - одного миллиона рублей.

Исходя из положений КоАП РФ и Федерального закона № 94-ФЗ, понятие «физическое лицо» может рассматриваться как «гражданин», а также как «должностное лицо» при наличии определенных условий и соответст­вующих признаков.

В ст. 7.30 КоАП РФ прямо указана ответственность следующих лиц: должно­стного лица, юридического лица (заказчика), члена комиссии. Исходя из букваль­ного толкования данной статьи, следует, что должностное лицо и член комиссии два различных субъекта административного правонарушения.

Согласно ст. 2.4 КоАП РФ должностное лицо - лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке рас­порядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государст­венных органах, органах местного самоуправления, государственных и муници­пальных организациях.

В административном законе указано, что основанием для привлечения должностных лиц к административной ответственности является неисполнение или ненадлежащее исполнение ими своих служебных обязанностей.

Существует ряд неотъемлемых признаков, присущих должностному лицу, в том числе представителю власти:

- возможность самостоятельно принимать юридически значимые решения (выне­сти предписание о проведении проверки; издавать правовые акты от имени госу­дарственного органа);

- наличие организационно-распорядительных полномочий (право распределять обязанности между подчиненными сотрудниками);

- наличие властных полномочий (право применять меры административного при­нуждения).

Исследовав приведенные признаки, можно сделать вывод, что члены ко­миссии не обладают ни одним из вышеуказанных признаков, следовательно, яв­ляются гражданами, но никак не должностными лицами, со всеми вытекающими последствиями о предельных размерах административного штрафа, то есть в раз­мере, не превышающим пяти тысяч рублей.

Ч. 1 ст. 6 Федерального закона № 94-ФЗ установлено, что право на создание
комиссии принадлежит заказчику или уполномоченному органу. При этом членом комиссии может быть любое лицо, состоящее или не состоящее в штате организации заказчика или организации уполномоченного органа. При рассмотрении дела об административном правонарушении считается, что если членом комиссии по внутреннему приказу организации является государственный служа­щий, занимающий должность государственной службы, то он по статусу при оп­ределении административного наказания за нарушения, предусмотренные ст. 7.30 КоАП РФ, приравнивается к должностному лицу. Однако, участие в заседаниях комис­сий не предусмотрено функциональными обязанностями государственных слу­жащих, а является дополнительной неоплачиваемой общественной нагрузкой, даже при наличии внутреннего распорядительного документа по организации. Подобная должность «член комиссии» отсутствует в Общероссийском классифи­каторе профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов, что в очередной раз подчеркивает отсутствие оснований определять члена комиссии в качестве должностного лица.

В ч. 4 ст. 7 Федерального закона № 94-ФЗ прямо указано, что членами ко­миссии не могут быть физические лица: заинтересованные в результатах разме­щения заказа, а также должностные лица, уполномоченные на осуществление контроля в сфере размещения заказа.

Дословное толкование нормы данной статьи приводит к выводу о том, что в составе комиссии могут быть как физические лица - граждане, так и должност­ные лица. Однако под должностными лицами Федеральный закон понимает ис­ключительно представителей органов, «уполномоченных на осуществление кон­троля в сфере размещения заказов». В случае определения законодателем понятия «физическое лицо» как «должностное», в Федеральном законе было бы четко указано, что член комиссии - это должностное лицо заказчика или уполномочен­ного органа, однако законодательно никак и нигде данный факт не закреплен.

Вышеуказанное является подтверждением вывода о том, что член комис­сии в случае привлечения к административному штрафу должен нести от­ветственность как гражданин в пределах до 5 тысяч рублей, дополнительно учитывая то, что исполнение обязанностей члена комиссии (в том числе сотруд­никами заказчика) государственным заказчиком не оплачивается.

Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю полностью проигнорировало и не учло заложенные в основу Кодекса общие правила назначения административного наказания, в частности: характер совер­шенного членом комиссии административного правонарушения, личность винов­ного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие администра­тивную ответственность (ч. 2 ст. 4.1. Кодекса).

Вместе с тем, доводы заявителя о том, что совершенное административное правонарушение является малозначительным, судом не приняты во внимание, поскольку указанными действиями заявителя причинен вред охраняемым законом интересам общества и государства, в связи с чем применение малозначительности не представляется возможным.

В соответствии со ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении может быть вынесено решение, в том числе и об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 30.7 КоАП РФ, суд

РЕШИЛ:

Постановление УФАС по Краснодарскому краю о наложении штрафа по делу об административном правонарушении №… от 19.05.11г. изменить.

Наложить на члена Единой комиссии Кубанского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов Перерва Л.Ф. штраф в размере 5000 рублей за административное правонарушение, предусмотренное ч.2 ст. 7.30 КоАП РФ.

Жалоба на решение может быть подана в Краснодарский краевой суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.

Судья -