Р Е Ш Е Н И Е по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении 28 марта 2012 года Первомайский районный суд г. Краснодара в составе: председательствующего Павловой Е.В. при секретаре Ким Д.Л. рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу генерального директора ООО «Вадерштад» Кравченко Д.И. на постановление Департамента природных ресурсов и государственного экологического контроля Краснодарского края № № от 20.02.2012 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.2 КоАП РФ, У С Т А Н О В И Л : Постановлением Департамента природных ресурсов и государственного экологического контроля Краснодарского края № № от 20.02.2012 г. должностное лицо – генеральный директор ООО «Вадерштад» Кравченко Д.И. признан виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст.8.2 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 12 000 руб. В жалобе Кравченко Д.И. просит постановление отменить. В обоснование жалобы указал, что по результатам проверки должен быть составлен акт проверки как документ, фиксирующий обстоятельства объективной действительности - нарушения. Существо нарушения, которое должно было быть зафиксировано в акте на момент рассмотрения административного материала, было отражено только в постановлении о привлечении к ответственности. Отсутствие акта проверки повлекло за собой ряд нарушений прав Кравченко Д.И. Вся ответственность за соблюдение норм природоохранного законодательства в указанных помещениях лежит на арендодателе, а не на обществе, руководимом заявителем, который является арендатором. Арендодатель нормы природоохранного законодательства соблюдает. Административный орган не зафиксировал и не конкретизировал нарушения, не исследовал наличие на предприятии общества ртутных ламп и иных отходов, указанных в обжалуемом постановлении от 20.03.2012 г. Административный орган сделал выводы исключительно по формальным признакам, не осознавая то, что в реальности не имеется ни события административного правонарушения, ни вины общества и должностного лица Кравченко Д.И. Кроме того, имеются все основания для квалификации правонарушения как малозначительного. В судебном заседании представитель Кравченко Д.И. – Аянян М.А., действующий по доверенности, жалобу поддержал, просит её удовлетворить. Представитель Департамента природных ресурсов и государственного экологического контроля Краснодарского края Васинова Н.Н., действующая по доверенности, в судебном заседании возражала против удовлетворения жалобы. Считает постановление законным и обоснованным. Прокурор Прикубанского округа г. Краснодара в судебное заседание не явился, был надлежащим образом извещен о времени и месте слушания дела посредством факсимильной связи. О причинах неявки не сообщил, ходатайств об отложении судебного разбирательства не поступало. Выслушав пояснения представителей сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. Как следует из материалов дела, ООО «Вадерштад» осуществляет хозяйственную деятельность согласно ОКВЭД 51.66 по оптовой торговле машинами и оборудованием для сельского хозяйства по адресу: г. Краснодар, пос. <адрес> Общая площадь используемых территорий и помещений составляет 978 кв.м. В процессе деятельности предприятия образуются и временно размещаются опасные виды отходов: ртутные лампы, люминесцентные ртутьсодержащие трубки отработанные и брак, мусор от бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный), отходы (мусор) от уборки территории и помещений объектов оптово-розничной торговли промышленными товарами и др., осуществляется выброс следующих вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух от передвижных источников выбросов: бензин неэтилированный, дизельное топливо, что подтверждается справками о производственной деятельности природопользователя, расчетами платы за негативное воздействие. Прокуратурой Прикубанского округа г. Краснодара была проведена проверка соблюдения природоохранного законодательства в деятельности ООО «Вадерштад». В ходе проведенной проверки прокуратурой Прикубанского округа города Краснодара с привлечением специалиста Департамента природныхресурсов и государственного экологического надзора Краснодарского края было установлено, что предприятие осуществляет хозяйственную деятельность с нарушением норм природоохранного законодательства, а именно: не разработаны паспорта опасных отходов; не представлена информация, подтверждающая отнесение экспериментальным методом опасных отходов к конкретному классу опасности; лица, допущенные к обращению с отходами, не имеют профессиональной подготовки на право работы с отходами 1-4 класса опасности. В связи с этим постановлением заместителя прокурора Прикубанского округа г. Краснодара ФИО4 от 27.01.2012 г. было возбуждено дело об административном правонарушении в отношении генерального директора ООО «Вадерштад» Кравченко Д.И. по признакам состава административного правонарушения, предусмотренного 8.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, дело об административном правонарушении и материалы проверки в соответствии со ст.23.29 КоАП РФ направлены в Департамент природных ресурсов и государственного экологического контроля Краснодарского края для рассмотрения по существу. Согласно ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. В силу ст. 58 Конституции РФ каждый гражданин обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам. Общественные отношения, складывающиеся в сфере взаимодействия общества и природы, а также возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, регулируются Федеральным законом от 10.01. 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды». Основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья регулируются Федеральным законом от 24.06.1998 г. № 89-Фз «Об отходах производства и потребления». Отходы производства и потребления - остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства. Объектом административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ, являются общественные отношения, возникающие в процессе сбора, накопления, использования, обезвреживания, транспортировки, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами. Объективная сторона данного правонарушения состоит в действиях, нарушающих законодательство об отходах производства и потребления. В соответствии с ч. 1 ст. 34 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об окружающей среде» размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональном использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности. Согласно ст. 14 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ на отходы 1-4 класса опасности должен быть составлен паспорт. Паспорт отходов 1-4 класса опасности составляется на основании данных о составе и свойствах этих отходов, оценки их опасности. В соответствии со ст. 1 вышеназванного Закона паспорт опасных отходов представляет собой документ, удостоверяющий принадлежность отходов к отходам соответствующего вида и класса опасности, содержащий сведения об их составе. Паспорт должен содержать в краткой текстовой или табличной форме достоверную информацию обязательного характера, необходимую для принятия решения любого уровня о порядке обращения с отходами в зависимости от вида и степени их опасности для здоровья и жизни людей, для обеспечения требований охраны окружающей среды, а также о необходимых и целесообразных способах их использования в качестве сырья для производства товарной продукции либо о целесообразности переработки отходов в соответствующее сырье. Ссылка заявителя на то, что из состава видов деятельности по обращению с отходами исключена деятельность, в процессе которой образуются отходы, противоречит нормам действующего законодательства по следующим основаниям. Статьей 8.2 КоАП РФ установлена административная ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировке, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами. Субъектами административной ответственности за данное правонарушение являются граждане, должностные лица, индивидуальные предприниматели и юридические лица. Согласно ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» под отходами производства и потребления понимаются остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства. Исходя из смысла указанной ст. 1 Федерального закона, обращение с отходами - это деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов. Этим Законом установлены требования и обязанности в сфере обращения с отходами производства и потребления, распространяющиеся как на хозяйствующих субъектов, в процессе деятельности которых образуются отходы, так и на лиц, осуществляющих деятельность в области обращения с отходами. Следовательно, лицо, в результате производственной деятельности которого образуются отходы, обязано соблюдать требования Федерального закона «Об отходах производства и потребления», а также экологические и санитарно- эпидемиологические требования, предусмотренные действующим законодательством. Таким образом, основания для ограничения субъектного состава правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ, только лицами, специализирующимися на деятельности по обращению с отходами, отсутствуют. В соответствии со ст. 15 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» лица, которые допущены к обращению с опасными отходами, обязаны иметь профессиональную подготовку, подтвержденную свидетельствами (сертификатами) на право работы с опасными отходами.*- В соответствии со ст. 8.2 КоАП РФ несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток. Согласно Уставу ООО «Вадерштад», решению единственного участника ООО «Вадерштад» от 15.03.2011 г. генеральный директор общества является единоличным исполнительным органом общества, действующим в интересах общества добросовестно и разумно, обязан соблюдать требования действующего законодательства, осуществляет руководство текущей деятельностью общества, самостоятельно совершает от имени общества сделки, издает приказы и дает указания, обязательные для исполнения всеми работниками общества. В связи с этим ответственным лицом общества по соблюдению требований законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования является генеральный директор ООО «Вадерштад» Кравченко Д.И. Статьей 2.4. КоАП РФ установлено, что административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. Учитывая указанные обстоятельства, Департамент природных ресурсов и государственного экологического контроля Краснодарского края при вынесении постановления по делу об административном правонарушении от 20.02.2012 г. обоснованно пришло к выводу о том, что Кравченко Д.И. не были приняты все зависящие от него меры по соблюдению требований законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования в части своевременного внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду. Оценив в совокупности все представленные по делу доказательства, суд не находит оснований для удовлетворения жалобы и отмены постановления, поскольку оспариваемое постановление было принято в соответствии с законом в пределах полномочий Департамента природных ресурсов и государственного экологического контроля Краснодарского края. Каких-либо нарушений прав и свобод Кравченко Д.И. судом не установлено. Событие административного правонарушения и виновность Кравченко Д.И. в его совершении нашли свое подтверждение в ходе судебного разбирательства. Административное наказание назначено в пределах санкции ст.8.2 КоАП РФ. Соблюдение установленного порядка применения административного наказания также не оспариваются и самим заявителем. Доводы Кравченко Д.И. о нарушении норм Федерального закона от 26.12.2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» и Закона РФ «О прокуратуре в Российской Федерации» от 17.01.1992 г. № 2202 не могут быть приняты во внимание и не являются основанием для удовлетворения жалобы, поскольку указанные законы не относятся к законодательству Российской Федерации об административных правонарушениях и не регламентируют правоотношения по привлечению к административной ответственности. Поэтому нарушения Федерального закона № 294-ФЗ, в том числе, и грубые, не влекут признания результатов административного расследования недействительными и не являются основанием для отмены постановления по делу об административном правонарушении. Утверждения представителя Кравченко Д.И. о том, что ответственность за соблюдение норм природоохранного законодательства в данном случае лежит на арендодателе, являются необоснованными, так как в силу прямого указания п. 2 ст. 14 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - IV класса опасности, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды. Таким образом, ответственность за соблюдение природоохранного законодательства несут лица, непосредственно осуществляющие хозяйственную деятельность. Ссылки представителя Кравченко Д.И. на письмо, направленное 28.03.2012 г. ООО «Вадерштад» генеральному директору ООО «Кубанский ИКЦ «Экология», не являются подтверждением факта отсутствия у ООО «Вадерштад» люминесцентных ламп и устранения выявленных нарушений. Согласно ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием. Исходя из смысла названной нормы права, применение ст.2.9 КоАП РФ является правом, а не обязанностью должностного лица. Как разъяснено в п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 г. № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»,малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющего существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, характеризующими малозначительность правонарушения. Принимая во внимание вышеназванные обстоятельства, оснований для изменения меры ответственности за совершение административного правонарушения, избранной при вынесении обжалуемого постановления, не имеется. Существенное угроза охраняемым общественным интересам в данном случае заключается в несоблюдении обществом публично-правовых обязанностей, которые возложены на него законодательством. Правонарушение, за которое Кравченко Д.И. привлечен к административной ответственности, посягает на установленный нормативными правовыми актами порядок экономического регулирования в области охраны окружающей среды. Кроме того, суд учитывает то, что Кравченко И.Д. вину свою не признал. При принятии решения законность и обоснованность оспариваемого постановления судом проверены в полном объеме. В соответствии со ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении может быть вынесено решение, в том числе и об оставлении постановления без изменения, а жалобы без удовлетворения. Что касается требования о признании незаконным и отмене предписания Департамента природных ресурсов и государственного экологического надзора Краснодарского края № № от 20.02.2012 г., то предусмотренные ст. 29.13 КоАП РФ представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения (ответственность за невыполнение которых установлена ст. 19.6 КоАП РФ), в случае, если они вынесены на основании обстоятельств, отраженных в постановлении по делу об административном правонарушении, могут быть обжалованы по правилам, определенным параграфом 2 главы 25 АПК РФ. Отдельное обжалование представлений об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, осуществляется в случаях и в порядке, определенных главой 24 АПК РФ. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.30.7-30.9 КоАП РФ, суд Р Е Ш И Л : Постановление Департамента природных ресурсов и государственного экологического контроля Краснодарского края № № от 20.02.2012 г. в отношении генерального директора ООО «Вадерштад» Кравченко Д.И. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.2 КоАП РФ, оставить без изменения, а жалобу – без удовлетворения. Жалоба на решение может быть подана в краевой суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения. Федеральный судья