Р Е Ш Е Н И Е по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении 31 января 2012 года Первомайский районный суд г. Краснодара в составе: председательствующего Павловой Е.В. при секретаре Ким Д.Л. рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу директора МУП ПАТП «Екатериновское» Ивченко В.М. на постановление Департамента природных ресурсов и государственного экологического контроля Краснодарского края № № от 07.12.2011 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.41 КоАП РФ, У С Т А Н О В И Л : Постановлением Департамента природных ресурсов и государственного экологического контроля Краснодарского края № № от 07.12.2011 г. должностное лицо – директор МУП ПАТП «Екатериновское» Ивченко В.М. признан виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст.8.41 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 4000 руб. В жалобе Ивченко В.М. просит постановление отменить. В обоснование жалобы указал, что постановление вынесено с нарушением требований Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». Проверка производилась на основании обращения муниципального образования Крыловской район, в котором было указано, что предприятие не внесло в установленный срок плату за негативное воздействие на окружающее. Подобная информация не может являться основанием для проведения проверки. Также законом предусматривается согласование с прокуратурой основания для проведения внеплановой проверки. Указанное согласование не проводилось. Предприятие осуществило оплату за негативное воздействие на окружающую среду 30.11.2011 г. Считает, что его действия не нанесли ущерба охраняемым законом интересам. В судебном заседании Ивченко В.М. жалобу поддержал, просит её удовлетворить. Пояснил, что не знал о том, что надо производить платежи за негативное воздействие на окружающую среду, а также сроки этих платежей. Указал на то, что никаких уведомлений из Департамента природных ресурсов и государственного экологического контроля Краснодарского края в МУП ПАТП «Екатериновское» не поступало. Представитель Департамента природных ресурсов и государственного экологического контроля Краснодарского края Васинова Н.Н., действующая по доверенности, в судебном заседании возражала против удовлетворения жалобы. Считает постановление законным и обоснованным. Выслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. Как следует из материалов дела, МУП ПАТП «Екатериновское» осуществляет хозяйственную деятельность в области пассажирских перевозок. В результате хозяйственной деятельности у предприятия образуются отходы производства и потребления и осуществляется выброс загрязняющих вредных веществ в атмосферный воздух от стационарных и передвижных источников, а именно: аккумуляторы свинцовые отработанные неповрежденные, с неслитым электролитом (2-й класс опасности в соответствии с ФККО); обтирочный материал, загрязненный маслами (содержание масел 15 % и более) (3-й класс опасности в соответствии с ФККО); покрышки отработанные (4-й класс опасности в соответствии с ФККО); обрезки резины (5-й класс опасности в соответствии с ФККО); мусор от бытовых помещений, организаций несортированный (исключая крупногабаритный) (4-й класс опасности в соответствии с ФККО); металлолом (5-й класс опасности в соответствии с ФККО); промасленный песок (3-й класс опасности в соответствии с ФККО); автомобильные масляные фильтры отработанные (3-й класс опасности в соответствии с ФККО); отработанные масла (3-й класс опасности в соответствии с ФККО) и другие, а также осуществляется сброс загрязняющих веществ в водные объекты (на рельеф местности). В связи с этим МУП ПАТП «Екатериновское» является плательщиком платы за негативное воздействие на окружающую среду. 23.11.2011 г. в Департамент природных ресурсов и государственного экологического контроля Краснодарского края поступило обращение главы муниципального образования Крыловской район ФИО4 о принятии мер по исполнению законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования в части своевременного внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду в отношении МУП ПАТП «Екатериновское». Определением Департамента природных ресурсов и государственного экологического контроля Краснодарского края от 29.11.2011 г. было возбуждено дело об административном правонарушении по ст.8.41 КоАП РФ. В ходе проведения административного расследования было установлено, что МУП ПАТП «Екатериновское» не внесло в установленные сроки плату за негативное воздействие на окружающую среду за 1,2 и 3 кварталы 2011 года. 29.11.2011 г. было вынесено предписание № № об устранении МУП ПАТП «Екатериновское» нарушений законодательства в сфере природопользования и охраны окружающей среды. Указанное предписание в установленный законом срок не обжаловано. Согласно ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. В соответствии с ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде. В силу ч. 1 ст. 16 вышеуказанного Федерального закона негативное воздействие на окружающую среду является платным. Часть 2 данной статьи определяет виды негативного воздействия на окружающую среду, к которым относятся: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; иные виды негативного воздействия на окружающую среду. На основании ст. 11 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установлении законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека. Согласно ст. 23 указанного Федерального закона плата за размещение отходов взимается с индивидуальных предпринимателей, юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации. Как разъяснено в определении Конституционного суда РФ от 10.12.2002 г. № 284-О, субъектами платы являются - юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и иную Плата, внесение которой является необходимым условием получения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями права осуществлять хозяйственную и иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду, определяется в качестве индивидуально-возмездного платежа на основе дифференцированных нормативов допустимого воздействия на окружающую среду, с тем чтобы обеспечивалось возмещение ущерба и затрат на ее охрану и восстановление. Обязанность по уплате платы за негативное воздействие на окружающую среду возникает независимо от видов осуществляемой деятельности (производственная, непроизводственная или иная сфера) в случае оказания негативного воздействия на окружающую среду. Обязанность по уплате платы должна быть исполнена лицом, признающимся плательщиком, самостоятельно. В соответствии со ст. 28 Федерального закона от 04.05.1999 г. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» за загрязнение окружающей природной среды выбросами вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и другие виды воздействия на него с физических и юридических лиц взимается плата в соответствии с законодательством Российской Федерации. Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия утверждены постановлением Правительства РФ от 28.08.92 г. № 632 «Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия» и постановлением Правительства РФ от 12.06.2003 г. № 344 «О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления». Как указано в п. 1 постановления Правительства РФ № 632, утвержденный порядок распространяется на предприятия, учреждения, организации, иностранных юридических и физических лиц, осуществляющих любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием, и предусматривает взимание платы за вредное воздействие на окружающую природную среду, в том числе за размещение отходов. Перечисление средств осуществляется природопользователями в сроки, устанавливаемые территориальными органами Министерства экологии и природных ресурсов Российской Федерации (п.9 данного постановления). Приказами Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 27.01.2007 г. № 49 и от 08.06.2006 г. № 577 «Об установлении сроков уплаты за негативное воздействие на окружающую среду» и приказом Северо-Кавказского межрегионального управления по технологическому и экологическому надзору от 22.02.2006 № 69-П предусмотрено, что срок внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду, подлежащей уплате по итогам отчетного периода (квартала), не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом. Невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду образует событие административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ст.8.41 КоАП РФ. В данном случае плата за негативное воздействие на окружающую среду за 1,2 и 3 кварталы 2011 года внесена МУП ПАТП «Екатериновское» не в установленный законом срок, а именно: срок просрочки за 1 квартал 2011 составил 223 календарных дня, за 2 квартал 2011 года составил 132 календарных дня, за 3 квартал 2011 года составил 40 календарных дней. Плата за негативное воздействие на окружающую среду за 2011 год не вносилась. В соответствии со ст. 8.41 КоАП РФ невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трех тысяч до шести тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей. Согласно приказу № № от 01.03.2011 г. ответственность за своевременность внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду возложена на директора МУП ПАТП «Екатериновское» Ивченко В.М. Статьей 2.4. КоАП РФ установлено, что административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. Учитывая указанные обстоятельства, Департамент природных ресурсов и государственного экологического контроля Краснодарского края при вынесении постановления по делу об административном правонарушении от 07.12.2011 г. обоснованно пришло к выводу о том, что Ивченко В.М.не были приняты все зависящие от него меры по соблюдению требований законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования в части своевременного внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду. Оценив в совокупности все представленные по делу доказательства, суд не находит оснований для удовлетворения жалобы и отмены постановления, поскольку оспариваемое постановление было принято в соответствии с законом в пределах полномочий Департамента природных ресурсов и государственного экологического контроля Краснодарского края. Каких-либо нарушений прав и свобод Ивченко В.М. судом не установлено. Событие административного правонарушения и виновность Ивченко В.М. в его совершении нашли свое подтверждение в ходе судебного разбирательства. Административное наказание назначено в пределах санкции ст.8.41 КоАП РФ. Соблюдение установленного порядка применения административного наказания также не оспариваются и самим заявителем. Доводы Ивченко В.М. о нарушении норм Федерального закона от 26.12.2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» не могут быть приняты во внимание и не являются основанием для удовлетворения жалобы, поскольку указанный Федеральный закон не относится к законодательству Российской Федерации об административных правонарушениях и не регламентирует правоотношения по привлечению к административной ответственности. Поэтому нарушения Федерального закона № 294-ФЗ, в том числе, и грубые, не влекут признания результатов административного расследования недействительными и не являются основанием для отмены постановления по делу об административном правонарушении. Согласно ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием. Исходя из смысла названной нормы права, применение ст.2.9 КоАП РФ является правом, а не обязанностью должностного лица. Как разъяснено в п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 г. № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»,малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющего существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, характеризующими малозначительность правонарушения. Принимая во внимание вышеназванные обстоятельства, оснований для изменения меры ответственности за совершение административного правонарушения, избранной при вынесении обжалуемого постановления, не имеется. Существенное угроза охраняемым общественным интересам в данном случае заключается в несоблюдении обществом публично-правовых обязанностей, которые возложены на него законодательством. Правонарушение, за которое Ивченко В.М. привлечен к административной ответственности, посягает на установленный нормативными правовыми актами порядок экономического регулирования в области охраны окружающей среды. Кроме того, суд учитывает то, что Ивченко В.М. вину свою не признал. Доводы Ивченко В.М.о том, что он не знал о необходимости производить плату за негативное воздействие на окружающую среду и о сроках оплаты, не являются основанием для освобождения его от административной ответственности. При принятии решения законность и обоснованность оспариваемого постановления судом проверены в полном объеме. В соответствии со ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении может быть вынесено решение, в том числе и об оставлении постановления без изменения, а жалобы без удовлетворения. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.30.7-30.9 КоАП РФ, суд Р Е Ш И Л : Постановление Департамента природных ресурсов и государственного экологического контроля Краснодарского края от 07.12.2011 г. в отношении директора МУП ПАТП «Екатериновское» Ивченко В.М. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.41 КоАП РФ, оставить без изменения, а жалобу – без удовлетворения. Жалоба на решение может быть подана в краевой суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения. Федеральный судья