Мотивированное решение
изготовлено 01 октября 2010 года Дело № 2-5584/10
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Мурманск 28 сентября 2010 года
Первомайский районный суд г. Мурманска в составе
председательствующего судьи Малахаевой Л.В.
при секретаре Графковой Е.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Первомайского административного округа г. Мурманска к ООО «***» об устранении нарушений требований пожарной безопасности,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Первомайского административного округа г. Мурманска обратился в суд с иском к ООО «***» об устранении нарушений требований пожарной безопасности. В обоснование иска указано, что статьей 38 Федерального закона Российской Федерации «О пожарной безопасности» № 69 от 21.12.1994 г. предусмотрено, что ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции. ***г. прокуратурой округа совместно с ОГПН г.Мурманска проведена проверка соблюдения требований пожарной безопасности, в том числе при организации летнего оздоровительного отдыха детей в деятельности в ООО «***», расположенного по адресу: г.***, ул.***, д.№***, в ходе которой установлено следующее. Согласно п.60 «Правил пожарной безопасности в Российской Федерации, утвержденных Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий № 313 от 18.06.2003 (далее по тексту ППБ 01-03, Правил) запрещается обертывать электролампы и светильники бумагой, тканью и другими горючими материалами, а также эксплуатировать светильники со снятыми колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкцией светильника. В ходе проведения проверки установлено, что в нарушение п.60 Правил в здании ООО «***» электросветильники эксплуатируются со снятыми колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкцией светильника. Кроме того, в соответствии с п.п.3, 57 ППБ 01-03 проектирование, монтаж, эксплуатация электрических сетей, электроустановок и электротехнических изделий, а также контроль за их техническим состоянием необходимо осуществлять в соответствии с требованиями нормативных документов по электроэнергетике. Вопреки указанному требованию эксплуатация электрических сетей осуществляется в ООО «***» с нарушением требований по электроэнергетике. Согласно п. 40 «Правил...» в зданиях, сооружениях организаций (за исключением индивидуальных жилых домов) запрещается использовать чердаки, технические этажи, венткамеры и другие технические помещения для организации производственных участков, мастерских, а также хранения продукции, оборудования, мебели и других предметов, утраивать склады горючих материалов и мастерские, размещать иные хозяйственные помещения в подвалах и цокольных этажах, если вход в них не изолирован от общих лестничных клеток. Пункт 184 Правил запрещает размещать в подвальных и цокольных этажах лечебных учреждений мастерские, склады, кладовые. В нарушение вышеназванных требований в подвальном помещении ответчика допущено складирование строительных материалов, мебели, а также размещение мастерских. Согласно п.52 ППБ 01-03 двери на путях эвакуации должны открываться свободно и по направлению выхода из здания, за исключением дверей, открывание которых не нормируется требованиями нормативных документов по пожарной безопасности. Запоры на дверях эвакуационных выходов должны обеспечивать людям, находящимся внутри здания (сооружения), возможность свободного открывания запоров изнутри без ключа. Между тем, дверь эвакуационного выхода, расположенного на первом этаже здания ООО «***», не имеет возможности свободного открывания запора изнутри без ключа (первый этаж вход в подвал). Пунктом 89 ППБ 01-03 определено, что сети противопожарного водопровода должны находиться в исправном состоянии и обеспечивать требуемый по нормам расход воды на нужды пожаротушения. Проверка их работоспособности должна осуществляться не реже двух раз в год (весной и осенью). Проверкой установлено, что в ООО «***» сети внутреннего пожарного водопровода не проверены на требуемый по нормам расход и напор воды на нужды пожаротушения. Кроме того, в ходе проведения проверки, соблюдения требований пожарной безопасности в деятельности ООО «***» установлены также и иные нарушения, а именно: отделка стен, пола путей эвакуации (центральный вход, лестничная клетка, полы общих коридоров) выполнена горючим материалом - панели, ковровое покрытие (п.п.З,53ППБ 01-03; п. 6.25* СНиП 21-01-97*); автоматическая установка пожарной сигнализации не соответствует нормам пожарной безопасности - частично тепловые датчики (п.З ППБ 01-03, НПБ 110-03 таблица 1); двери лестничных клеток не оборудованы приспособлениями для самозакрывания и уплотнением в притворах (п.З ППБ 01-03, п. 6.18* СНиП 21-01-97 «Пожарная безопасность зданий и сооружений»); двери прачечной, вентиляционных камер не соответствуют пределу огнестойкости ЕИ 30* (п.З ППБ 01-03, СНиП 21-01-97* п.5.14*); не установлен порядок очистки вентиляционной системы безопасными способами; не определены приказом сроки очистки вентиляционных фильтров, воздуховодов в пищеблоке (п.п. 77,78 ППБ 01-03); отсутствует журнал учета проверки наличия и состояния первичных средств пожаротушения (огнетушителей) (п.108 прил. № ЗППБ 01-03); обслуживающий персонал не обеспечен индивидуальными средствами фильтрующего действия (п.129 ППБ 01-03); пожарные шкафы, расположенные в подвальном помещении не соответствуют требованиям ППБ (п.З ППБ, НПЕ 151-2000). По результатам проверки ***г. прокуратурой округа в отношении ООО «***» вынесено постановление о возбуждении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.45 ГПК РФ, прокурор просит обязать ООО «***» устранить в срок до *** года выявленные в ходе проверки нарушения требований пожарной безопасности.
В судебном заседании помощник прокурора Шипова А.Ю. настаивала на удовлетворении иска в полном объеме.
Представитель ответчика генеральный директор ООО «***» Кравченко С.А. исковые требования признал, пояснив, что отдельные нарушения требований пожарной безопасности устранены, одновременно просил увеличить срок для исполнения требования в части устранения отделки стен, пола путей эвакуации (центральный вход, лестничная клетка, полы общих коридоров) горючим материалом, поскольку устранение данного нарушения требует значительных материальных затрат.
Представитель ГУ МЧС РФ по Мурманской области Мацуев И.Г. поддержал позицию прокурора, настаивал на удовлетворении иска и устранении нарушений в полном объеме в указанный в иске срок.
Суд, заслушав стороны, представителя третьего лица, исследовав материалы дела, находит иск подлежащим удовлетворению.
Согласно ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. Органы прокуратуры от имени государства Российской Федерации являются участниками гражданских правоотношений и в случае выявления нарушений закона наделены правом предъявления исков в защиту нарушенных интересов.
В соответствии со ст.2 Федерального закона Российской Федерации «О пожарной безопасности» № 69 от 21.12.1994 г. (далее Закон) законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации и включает в себя настоящий Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, регулирующие вопросы пожарной безопасности. Согласно ст.20 Закона к нормативным документам по пожарной безопасности относятся стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности. В силу ст.37 Закона руководители организаций обязаны соблюдать требования пожарной безопасности. Статьей 38 Закона предусмотрено, что ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции.
Согласно п.60 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации, утвержденных Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий № 313 от 18.06.2003 (далее по тексту ППБ 01-03, Правил) запрещается обертывать электролампы и светильники бумагой, тканью и другими горючими материалами, а также эксплуатировать светильники со снятыми колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкцией светильника.
В ходе проведения прокурорской проверки установлено, что в нарушение п.60 Правил в здании ООО «***» электросветильники эксплуатируются со снятыми колпаками (рассеивателями) предусмотренными конструкцией светильника. Кроме того, в соответствии с п.п.3,57 ППБ 01-03 проектирование, монтаж, эксплуатация электрических сетей, электроустановок и электротехнических изделий, а также контроль за их техническим состоянием необходимо осуществлять в соответствии с требованиями нормативных документов по электроэнергетике. Вопреки указанному требованию эксплуатация электрических сетей осуществляется в ООО «***» с нарушением требований по электроэнергетике.
Согласно п.40 Правил в зданиях, сооружениях организаций (за исключением индивидуальных жилых домов) запрещается использовать чердаки, технические этажи, венткамеры и другие технические помещения для организации производственных участков, мастерских, а также хранения продукции, оборудования, мебели и других предметов, утраивать склады горючих материалов и мастерские, размещать иные хозяйственные помещения в подвалах и цокольных этажах, если вход в них не изолирован от общих лестничных клеток. Пункт 184 Правил запрещает размещать в подвальных и цокольных этажах лечебных учреждений мастерские, склады, кладовые. В нарушение вышеназванных требований в подвальном помещении ООО допущено складирование строительных материалов, мебели, а также размещение мастерских.
Согласно п.52 ППБ 01-03 двери на путях эвакуации должны открываться свободно и по направлению выхода из здания, за исключением дверей, открывание которых не нормируется требованиями нормативных документов по пожарной безопасности. Запоры на дверях эвакуационных выходов должны обеспечивать людям, находящимся внутри здания (сооружения), возможность свободного открывания запоров изнутри без ключа. Между тем, дверь эвакуационного выхода расположенного на первом этаже здания ООО «***» не имеет возможности свободного открывания запора изнутри без ключа (первый этаж вход в подвал).
Пунктом 89 ППБ 01-03 определено, что сети противопожарного водопровода должны находиться в исправном состоянии и обеспечивать требуемый по нормам расход воды на нужды пожаротушения. Проверка их работоспособности должна осуществляться не реже двух раз в год (весной и осенью). Проверкой установлено, что в ООО «***» сети внутреннего пожарного водопровода не проверены на требуемый по нормам расход и напор воды на нужды пожаротушения.
Кроме того, в ходе проведенной прокуратурой проверки соблюдения требований пожарной безопасности в деятельности ООО «***» установлены и иные нарушения, а именно:
- отделка стен, пола путей эвакуации (центральный вход, лестничная клетка, полы общих коридоров) выполнена горючим материалом - панели, ковровое покрытие (п.п.З, 53 ППБ 01-03, п. 6.25* СНиП 21-01-97*);
- автоматическая установка пожарной сигнализации не соответствует нормам пожарной безопасности - частично тепловые датчики (п.З ППБ 01-03, НПБ 110-03 таблица 1);
- двери лестничных клеток не оборудованы приспособлениями для самозакрывания и уплотнением в притворах (п.З ППБ 01-03, п. 6.18* СНиП 21-01-97 «Пожарная безопасность зданий и сооружений»);
- двери прачечной, вентиляционных камер не соответствуют пределу огнестойкости ЕИ 30* (п.З ППБ 01-03, СНиП 21-01-97* п.5.14*);
- не установлен порядок очистки вентиляционной системы безопасными способами;
- не определены приказом сроки очистки вентиляционных фильтров, воздуховодов в пищеблоке (п.п. 77,78 ППБ 01-03);
- отсутствует журнал учета проверки наличия и состояния первичных средств пожаротушения (огнетушителей) (п.108 прил. № ЗППБ 01-03);
- обслуживающий персонал не обеспечен индивидуальными средствами фильтрующего действия (п.129 ППБ 01-03);
- пожарные шкафы, расположенные в подвальном помещении не соответствуют требованиям НПБ (п.З ППБ, НПЕ 151-2000).
По результатам проверки ***г. прокуратурой округа в отношении ООО «***» вынесено постановление о возбуждении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.20.4 КоАП РФ, и направлено на рассмотрение в Отдел ГПН по г.Мурманску. ***г. Постановлением Отдела ГПН по г.Мурманску ООО «***» привлечено к административной ответственности в виде штрафа в размере 2000 руб. Кроме того, установлено, что ранее *** г. генеральному директору ООО «***» было выдано предписание №*** по устранению аналогичных нарушений требований пожарной безопасности. ***г. прокуратурой округа совместно с ОГПН г.Мурманска проведена проверка исполнения данного предписания, в ходе которой установлено, что требования предписания не исполнены, нарушения в установленный срок в полном объеме не устранены.
Ответчиком возражений против иска не приведено, за исключением просьбы об увеличении срока для устранения недостатков. Между тем, доводы ответчика в части увеличения времени для исполнения требования об устранении отделки стен, пола путей эвакуации горючим материалом по причине значительных материальных затрат судом не принимаются, поскольку сама по себе работа по устранению отделки из горючих материалов не требует значительных материальных затрат, существенные расходы повлечет отделка негорючими материалами. В то же время суд приходит к выводу, что затраты на устранение данных нарушений несоизмеримы с последствиями, которые могут наступить в результате несоблюдения требований пожарной безопасности, так как несоблюдение требований пожарной безопасности может создать угрозу жизни, здоровью граждан, а также несовершеннолетних детей, находящихся на отдыхе и проходящих лечение в помещениях санатория.
На основании изложенного иск прокурора подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Иск прокурора Первомайского административного округа г.Мурманска к ООО «***» удовлетворить.
Обязать ООО «***» устранить в срок до *** года нарушения требований пожарной безопасности, а именно:
- установить на электросветильники колпаки (рассеиватели), предусмотренные конструкцией светильника;
- ликвидировать мастерские, расположенные в подвальном помещении, а также очистить их от складирования строительных материалов, мебели и т.д.;
- произвести контроль за техническим состоянием электрических сетей в соответствии с требованиями нормативных документов по электроэнергетике;
- обеспечить возможность свободного открывания запоров на дверях эвакуационных выходов изнутри без ключа (первый этаж вход в подвал);
- выполнить отделку стен и пола путей эвакуации (центральный вход, лестничная клетка, полы общих коридоров) негорючими материалами;
- установить автоматическую пожарную сигнализацию, соответствующую нормам пожарной безопасности;
- оборудовать двери лестничных клеток приспособлениями для самозакрывания и уплотнения в притворах;
- установить двери прачечной, вентиляционных камер, соответствующие пределам огнестойкости;
- установить порядок очистки вентиляционной системы безопасными способами, определить приказом сроки очистки вентиляционных фильтров, воздуховодов в пищеблоке;
- провести проверку на требуемый нормам расход и напор воды на нужды пожаротушения сети внутреннего пожарного водопровода;
- завести журнал учета проверки наличия и состояния первичных средств пожаротушения;
- обеспечить обслуживающий персонал индивидуальными средствами фильтрующего действия;
- пожарные шкафы, находящиеся в подвальном помещении привести в соответствие с нормами пожарной безопасности.
Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Первомайский районный суд в течение 10 (десяти) дней со дня его принятия в окончательной форме.
Судебные постановления могут быть обжалованы в суд надзорной инстанции в течение шести месяцев со дня их вступления в законную силу при условии, что указанными лицами были исчерпаны иные установленные ГПК РФ способы обжалования судебного постановления до дня его вступления в законную силу.
Председательствующий судья подпись Л.В. Малахаева