об устранении нарушений законодательства



Дело № 2-6250/10

З А О Ч Н О Е Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Мурманск 13 октября 2010 года

Первомайский районный суд г. Мурманска в составе:

председательствующего судьи Титовой С.А.,

при секретаре Барановой Н.Л.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Мурманского межрайонного природоохранного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к индивидуальному предпринимателю ФИО об устранении нарушений природоохранного законодательства,

У С Т А Н О В И Л:

Мурманский межрайонный природоохранный прокурор обратился а суд с иском в защиту интересов неопределенного круга лиц к индивидуальному предпринимателю ФИО об устранении нарушений природоохранного законодательства, указав в обоснование иска, что природоохранной прокуратурой проведена проверка исполнения природоохранного законодательства при осуществлении предпринимательской деятельности индивидуальным предпринимателем ФИО, в ходе которой установлено, что ИП ФИО осуществляет деятельность по разведению сельскохозяйственной птицы и производству мяса и пищевых субпродуктов сельскохозяйственной птицы и кроликов в зданиях перепелиной фермы, кормового склада, свинарника, размещенных на земельном участке, по адресу: ***, пос. ***, ул.***, д.№***, с нарушениями требований законодательства об отходах производства и потребления и об охране атмосферного воздуха, что может повлечь за собой нарушение конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду. *** Проверка показала, что ИП ФИО имеет стационарные и передвижные источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, выброс загрязняющих веществ в атмосферу производится из стационарных источников - система вентиляции помещения птичника, установка для термической утилизации биологических отходов. Проект ПДВ, разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух отсутствуют. Кроме того, ИП ФИО производит сжигание бытовых отходов непосредственно на земле, загрязняя атмосферный воздух и нарушая обязательные требования при обращении с отходами. Инвентаризация отходов производства и потребления не произведена, паспорта на опасные отходы отсутствуют. Просит обязать ответчика в срок до *** года разработать проект нормативов предельно допустимых выбросов вредных веществ в атмосферу, провести инвентаризацию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников, провести инвентаризацию отходов производства и потребления, разработать и утвердить паспорта на опасные отходы.

Представитель истца Копосова А.Г. в судебном заседании уточнила исковые требования в части сроков проведения, просила обязать ответчика произвести вышеуказанные действия в срок до *** года.

Представитель третьего лица Комитета природопользования и экологии Мурманской области Сенник Е.В. считает заявленные требования обоснованными подлежащими удовлетворению.

Ответчик в судебное заседание не явился, извещена о месте и времени судебного разбирательства надлежащим образом.

Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчика в соответствие со ст.233 ГПК РФ в порядке заочного производства.

Выслушав представителей истца и третьего лица, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению.

Согласно ст.3 Федерального Закона РФ от 10.01.2002г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться, кроме прочего, на основе принципов соблюдения прав человека на благоприятную окружающую среду, а также презумпции экологической безопасности планируемой хозяйственной и иной деятельности. В соответствии с указанной статьей к видам негативного воздействия на окружающую среду относятся, в том числе, выбросы в атмосферный воздух загрязняющих и иных веществ.

В соответствии со ст. 3, ст.16 Федерального Закона РФ от 10.01.2002г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» к видам негативного воздействия на окружающую среду относятся, в числе прочих, выбросы в атмосферный воздух загрязняющих и иных веществ, размещение отходов производства и потребления.

В силу п. 4 ст. 23 Федерального закона "Об охране окружающей среды" выбросы и сбросы химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов в окружающую среду в пределах установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, лимитов на выбросы и сбросы допускаются на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" под вредным (загрязняющим) веществом понимается химическое или биологическое вещество либо смесь таких веществ, которые содержатся в атмосферном воздухе и которые в определенных концентрациях оказывают вредное воздействие на здоровье человека и окружающую среду, а под предельно допустимым уровнем физического воздействия на атмосферный воздух -норматив физического воздействия на атмосферный воздух, который отражает предельно допустимый максимальный уровень физического воздействия на атмосферный воздух, при котором отсутствует вредное воздействие на здоровье человека и окружающую среду.

В соответствии с п. 1 ст. 14 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации. Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха.

Согласно статье 22 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" юридические лица, имеющие источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него, проводят инвентаризацию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на атмосферный воздух и их источников.

Пунктом 8 постановления Правительства Российской Федерации от 02.03.2000 N 183 "О нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него" предусмотрено, что разработка предельно допустимых и временно согласованных выбросов обеспечивается юридическим лицом, имеющим стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух на основе данных инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.

Согласно ст. 30 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" юридические лица, имеющие стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обязаны в том числе: обеспечивать проведение инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и разработку предельно допустимых выбросов и предельно допустимых нормативов вредного физического воздействия на атмосферный воздух.

В силу ст.11 Федерального Закона РФ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон) от 24.06.1998г. № 89-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанных с обращением с отходами, обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека, в том числе проводить инвентаризацию отходов и объектов их размещения.

В соответствии с ч.1 ст.19 Закона индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов.

Согласно ч.2,3 ст.14 Закона индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются опасные отходы, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами. На опасные отходы должен быть составлен паспорт. Паспорт опасных отходов составляется на основании данных о составе и свойствах опасных отходов, оценки их опасности.

В судебном заседании установлено, что *** в 15час. 00 мин. по месту осуществления ИП ФИО предпринимательской деятельности по адресу: ***, пос. ***, ул.***, д.№***, природоохранной прокуратурой была проведена проверка соблюдения требований природоохранного законодательства при осуществлении предпринимательской деятельности, в ходе которой установлено, что ИП ФИО выброс загрязняющих веществ в атмосферу производится из стационарных источников - системы вентиляции помещения птичника, установка для термической утилизации биологических отходов. Проект ПДВ, разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух отсутствуют. Кроме того, ИП ФИО производит сжигание бытовых отходов непосредственно на земле, загрязняя атмосферный воздух и нарушая обязательные требования при обращении с отходами. Инвентаризация отходов производства и потребления не произведена, паспорта на опасные отходы отсутствуют.

Таким образом, ИП ФИО осуществляет деятельность с нарушениями требований законодательства об отходах производства и потребления и об охране атмосферного воздуха, что может повлечь за собой нарушение конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.

Постановлением Комитета природопользования и экологии Мурманской области № 1-84 от 04 октября 2010 года ИП ФИО за непринятие своевременных мер по разработке проекта предельно допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, получению разрешения на выброс, признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Учитывая изложенное, исковые требования Мурманского межрайонного природоохранного прокурора обоснованны и подлежат удовлетворению.

Суд полагает разумным и достаточным сроком, необходимым ответчику для устранения нарушений природоохранного законодательства, срок до *** года.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Мурманского межрайонного природоохранного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к индивидуальному предпринимателю ФИО об устранении нарушений природоохранного законодательства- удовлетворить.

Обязать индивидуального предпринимателя ФИО в срок до *** года:

- разработать проект нормативов предельно допустимых выбросов вредных веществ в атмосферу,

- провести инвентаризацию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников,

- провести инвентаризацию отходов производства и потребления,

- разработать и утвердить паспорта на опасные отходы.

Разъяснить ответчику, что он вправе в течение 7 дней с момента получения копии решения направить в суд, принявший решение, заявление об отмене заочного решения.

Заявление об отмене заочного решения должно содержать обстоятельства, свидетельствующие об уважительности причин неявки ответчика в судебное заседание, о которых он не имел возможности своевременно сообщить суду и доказательства, подтверждающие эти обстоятельства, а также обстоятельства и доказательства, которые могут повлиять на содержание решения мирового судьи.

Заочное решение может быть обжаловано сторонами в кассационном порядке в Мурманский областной суд через Первомайский районный суд города Мурманска в течение 10 (десяти) дней по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, когда такое заявление подано, - в течение десяти дней со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления.

Судья С.А. Титова