Дело № 2-4849/10
Мотивированное решение изготовлено 22 октября 2010 года
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
город Мурманск 11 октября 2010 года
Первомайский районный суд города Мурманска в составе
председательствующего судьи Малахаевой Л.В.
при секретаре Графковой Е.Г.
с участием помощника прокурора Первомайского административного округа г.Мурманска Герасимовой О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Государственного учреждения «1 отряд Федеральной противопожарной службы по Мурманской области» к Громову И.А., Громовой Е.В., Громову А.И. о выселении из служебного жилого помещения без предоставления другого жилого помещения и снятии с регистрационного учета,
У С Т А Н О В И Л:
Государственное учреждение «1 отряд Федеральной противопожарной службы по Мурманской области» к Громову И.А., Громовой Е.В., Громову А.И. о выселении из служебного жилого помещения без предоставления другого жилого помещения и снятии с регистрационного учета. В обоснование иска указано, что в соответствии с приказами МЧС России от 28.08.2008г. № 507 «О подразделениях федеральной противопожарной службы», от 28.08.2008г. № 508 «О мерах по реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 05 августа 2008г. № 583, от 14.11.2008г. № 691 «О внесении изменений в приказы МЧС России от 23.12.2004г. № 613 и от 31.12.2005г. № 1027», СЗРЦ МЧС России от 16.09.2008г. № 255 «О подразделениях федеральной противопожарной службы» с 01 января 2009 года образовано Государственное учреждение «1 отряд Федеральной противопожарной службы по Мурманской области». Здание пожарного депо, расположенное по адресу: Адрес***, закреплено на праве оперативного управления за ГУ «1 отряд Федеральной Противопожарной Службы по Мурманской области» на основании Распоряжения территориального управления Федерального Агентства по управлению Государственным имуществом по Мурманской области № 179 от 09 июня 2009 года «О безвозмездной передаче имущества, закрепленного на праве оперативного управления за Государственным учреждением «Центр управления силами федеральной противопожарной службы по Мурманской области», на баланс Государственному учреждению «1 отряд федеральной противопожарной службы по Мурманской области». Таким образом, истец в соответствии со ст.ст.296, 305 ГК РФ владеет указанным служебным помещением и может требовать устранения всяких нарушений своего права в отношении указанного имущества. Во время прохождения службы в УВД администрации области в качестве водителя СВПЧ-1 Громову И.А. и членам его семьи: жене Громовой Е.В. и сыну Громову А.И. решением ЖБК исполкома Октябрьского Районного Совета народных депутатов от 29 июля 1992 года выделено служебное помещение №***, находящееся на *** этаже в здании пожарного депо по адресу: Адрес***, жилой площадью 30.0 кв.м. С момента образования ГУ «1 отряд Федеральной Противопожарной Службы по Мурманской области», а именно, с 01 января 2009 года и по настоящее время ответчики в трудовых отношениях с ГУ «1 отряд Федеральной Противопожарной службы по Мурманской области» не состоят, в связи с чем истец считает у ответчиков нет законных оснований занимать служебное помещение №*** по адресу: Адрес***, ссылаясь на ст.ст.92-93 ЖК РФ, 301 - 304 ГК РФ, истец просит заявленные требования удовлетворить.
В судебном заседании представитель истца Бессонов Ф.А. настаивал на удовлетворении иска.
Ответчики Громов И.А. и Громов А.И. в судебном заседании возражали против иска, ссылаясь на то, что спорная квартира была предоставлена до введения в действие Жилищного кодекса РФ, и они не подлежат выселению без предоставления другого жилого помещения, поскольку продолжительность работы Громова И.А. в организации, предоставившей служебное помещение для проживания, составляет более 10 лет. Ответчики не возражают против выселения в иное благоустроенное жилое помещение, соответствующее нормам жилой площади на человека, предусмотренным ЖК РФ.
Ответчик Громова Е.В. в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело в свое отсутствие. В судебном заседании *** также возражала против удовлетворения иска, указывая на то, что занимаемое помещение является единственным жильем ответчиков, другого жилья в собственности или по договору социального найма они не имеют. До передачи спорного помещения в собственность ТУ Росимущества они производили оплату за содержание жилья и коммунальные услуги в кассу Отдела государственной противопожарной службы №*** (далее - ОГПС №*** или *** ОГПС) Управления государственной противопожарной службы УВД Мурманской области на основании Порядка расчетов и оплаты коммунальных услуг, предоставляемых гражданам, проживающим в служебном жилищном фонде, расположенном в пожарном депо ПЧ-2 и ПЧ-7 8-го ОГПС МЧС России, являющегося Приложением к Положению «О порядке проживания и использования служебного фонда, расположенного в пожарных депо ПЧ-2 и ПЧ-7 8-го ОГПС». После передачи здания в собственность ТУ Росимущества ответчики выясняли вопросы с оплатой, однако бухгалтерия нового собственника конкретных счетов за жилищно-коммунальные услуги не выставляет, плату от ответчиков не принимает, о новом порядке оплаты за жилье и коммунальные услуги не информирует.
Представитель третьего лица Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом (Росимущества) Марченкова Е.Л. представила письменный отзыв, в котором указано следующее. В соответствии с Положением, утвержденным приказом Росимущества от 29.09.2009г. № 278, Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2007г. № 447 ТУ Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Мурманской области осуществляет полномочия собственника в отношении имущества федеральных государственных унитарных предприятий, федеральных государственных учреждений, зарегистрированных на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, и иного федерального имущества, в том числе составляющего государственную казну РФ, учет федерального имущества, ведение реестра федерального имущества. На основании распоряжения Территориального управления Министерства имущественных отношений по Мурманской области от 29.03.2004г. № 36 федеральное имущество, находящееся на учете ГУ «*** отряд государственной противопожарной службы УВД Мурманской области по охране г.Мурманска», в том числе объект недвижимого имущества - здание пожарного депо, расположенное по адресу: Адрес***, закреплено за учреждением на праве оперативного управления. На основании распоряжения Территориального управления от 23.09.2008г. № 355 указанный объект недвижимого имущества закреплен на праве оперативного управления за ГУ «Центр управления силами федеральной противопожарной службы по Мурманской области», передан от организации-сдатчика организации-получателю по акту приема-передачи от *** На основании распоряжения Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имущество по Мурманской области от 09.06.2009г. № 179 указанный объект недвижимого имущества изъят из оперативного управления ГУ «ЦУС ФПС по МО» и закреплен на праве оперативного управления за ГУ «1 отряд федеральной противопожарной службы по Мурманской области», передан от организации-сдатчика организации-получателю по акту приема передачи от *** Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 25.11.2008г. № 51-АВ 096856 объект недвижимого имущества - здание пожарного депо, площадью 3.154,3 кв.м, расположенное по адресу: Адрес***, является собственностью РФ и относится к категории "нежилое", в связи с чем данное здание не может быть отнесено к жилищному фонду. Перевод нежилого помещения в жилое осуществляется органом местного самоуправления в предусмотренном ст.23 ЖК РФ порядке. В рассматриваемом случае такой перевод в отношении здания пожарного депо, расположенного по адресу: Адрес***, не осуществлялся. Помещения, расположенные в указанном здании, не могут быть отнесены к специализированному жилищному фонду в соответствии со ст.ст.19, 93 ЖК РФ, поскольку согласно гл.2 ЖК РФ для проживания граждан могут использоваться только жилые помещения. Таким образом, ответчики, проживающие в помещении №*** Адрес*** в Адрес***, используют федеральное имущество в отсутствие на то законных оснований, а также правоотношений по использованию спорным помещением с настоящим и предыдущими правообладателями объекта недвижимого имущества.
Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, заслушав заключение помощника прокурора Герасимовой О.В., полагавшей необходимым отказать в удовлетворении иска, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В соответствии со ст.92 Жилищного кодекса РФ (далее - ЖК РФ) к жилым помещениям специализированного жилищного фонда (далее - специализированные жилые помещения) относятся, помимо прочих, служебные жилые помещения. В качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов. Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.
В силу ст.93 ЖК РФ служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления.
Согласно ч.2 ст.102 ЖК РФ переход права собственности на служебное жилое помещение или жилое помещение в общежитии, а также передача такого жилого помещения в хозяйственное ведение или оперативное управление другому юридическому лицу влечет за собой прекращение договора найма такого жилого помещения, за исключением случаев, если новый собственник такого жилого помещения или юридическое лицо, которому передано такое жилое помещение, является стороной трудового договора с работником - нанимателем такого жилого помещения. В соответствии с ч.1 ст.103 ЖК РФ в случаях расторжения или прекращения договора найма специализированных жилых помещений граждане должны освободить жилые помещения, которые они занимали по данным договорам. В случае отказа освободить такие жилые помещения указанные граждане подлежат выселению в судебном порядке без предоставления других жилых помещений, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 102 и частью 2 статьи 103 ЖК РФ.
Из представленных суду материалов следует, что в соответствии с Положением, утвержденным приказом Росимущества от 29.09.2009г. № 278, Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2007г. № 447 ТУ Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Мурманской области осуществляет полномочия собственника в отношении имущества федеральных государственных унитарных предприятий, федеральных государственных учреждений, зарегистрированных на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, и иного федерального имущества, в том числе составляющего государственную казну РФ, учет федерального имущества, ведение реестра федерального имущества. На основании распоряжения Территориального управления Министерства имущественных отношений по Мурманской области от 29.03.2004г. № 36 федеральное имущество, находящееся на учете ГУ «*** отряд государственной противопожарной службы по охране г.Мурманска УВД Мурманской области», в том числе объект недвижимого имущества - здание пожарного депо, расположенное по адресу: Адрес***, было закреплено за учреждением на праве оперативного управления. На основании распоряжения Территориального управления от 23.09.2008г. № 355 указанный объект недвижимого имущества закреплен на праве оперативного управления за ГУ «Центр управления силами федеральной противопожарной службы по Мурманской области», передан от организации-сдатчика организации-получателю по акту приема-передачи от *** На основании распоряжения Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имущество по Мурманской области от 09.06.2009г. № 179 указанный объект недвижимого имущества изъят из оперативного управления ГУ «ЦУС ФПС по МО» и закреплен на праве оперативного управления за ГУ «1 отряд федеральной противопожарной службы по Мурманской области», передан от организации-сдатчика организации-получателю по акту приема передачи от *** Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 25.11.2008г. № 51-АВ 096856 объект недвижимого имущества - здание пожарного депо, площадью 3.154,3 кв.м, расположенное по адресу: Адрес***, является собственностью РФ и относится к категории «нежилое».
Вместе с тем, суд установил, что занимаемое ответчиками помещение №***, находящееся на *** этаже в здании пожарного депо по адресу: Адрес***, было предоставлено для проживания в период прохождения службы в УВД администрации области в качестве водителя СВПЧ-1 ответчику Громову И.А. и членам его семьи: жене Громовой Е.В. и сыну Громову А.И. на основании решения ЖБК исполкома Октябрьского районного Совета народных депутатов от 20.06.1992г. и служебного ордера № 001294 от 29.07.1992г. (л.д.11). Спорное помещение представляет собой изолированное благоустроенное помещение, состоящее из двух комнат жилой площадью 30.0 кв.м, и вспомогательных площадей, включая прихожую, коридор, кухню, туалет, ванную, о чем свидетельствует экспликация спорного помещения, содержащаяся в техническом паспорте здания пожарного депо.
Согласно данным из служебной карточки Громова И.А. работа ответчика в организации, предоставившей служебное жилье, составляет более 10 лет (непрерывно с *** по ***). Приказом Управления государственной противопожарной службы УВД ответчик уволен *** по выслуге срока службы, дающего право на пенсию (л.д.20-21).
Часть 1 статьи 6 ЖК РФ предусматривает, что акты жилищного законодательства не имеют обратной силы и применяются к жилищным отношениям, возникшим после введения его в действие. В соответствии со ст.5 Федерального закона РФ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ(далее - Вводный закон)к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса РФ, его положения применяются в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных данным Федеральным законом.
Статьей 13 Вводного законапредусмотрены гарантии для граждан, проживающих в служебных жилых помещениях, предоставленных им до введения в действие Жилищного кодекса РФ. В соответствии с названной статьей указанные граждане, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (часть 1 статьи 51 ЖК РФ), или имеющие право состоять на данном учете (часть 2 статьи 52 ЖК РФ), не могут быть выселены из служебных жилых помещений без предоставления других жилых помещений, если их выселение не допускалось законом до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации. Категории граждан, выселяемых из служебных жилых помещений и общежитий с предоставлением другого жилого помещения, были определены статьями 108 и 110 ЖК РСФСР.
Согласно ч.1 ст.51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях) в числе прочих категорий граждан, указанных в данной статье, граждане, не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения.
В соответствии с п.6 ч.1 ст.108 ЖК РСФСР без предоставления другого жилого помещения не могут быть выселены лица, проработавшие на предприятии, в учреждении, организации, предоставивших им служебное жилое помещение, не менее десяти лет (кроме лиц, которые проживают в служебных жилых помещениях, закрепленных за Министерством обороны Российской Федерации (иным федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба), и не подлежат обеспечению жилыми помещениями для постоянного проживания в порядке и на условиях, предусмотренных Федеральным законом от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ "О статусе военнослужащих").
На момент увольнения ответчика Громова И.А. со службы в УГПС действовала статья 108 Жилищного кодекса РСФСР (в ред. 17.04.2001г.), которая предусматривала наличие льгот для граждан при выселении из служебного жилого помещения без предоставления другого жилого помещения. Право на льготу, предусмотренную п.6 ч.1 ст.108 ЖК РСФСР, возникшее у Громова И.А. до введения в действие Жилищного кодекс РФ, сохраняется до настоящего времени, а положения нового жилищного кодекса, ухудшающие положение ответчика и членов его семьи, не могут быть распространены на правоотношения, возникшие до введения в действие ЖК РФ.
Ответчики с момента регистрации *** по настоящее время проживают в спорном помещении, иных жилых помещений ни в собственности, ни по договору социального найма не имеют, о чем свидетельствуют информация, предоставленная Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Мурманской области, сведения Государственного унитарного предприятия технической инвентаризации Мурманской области, справки Управления федеральной миграционной службы по Мурманской области и МУП «МРИВЦ». При таких обстоятельствах, учитывая, что ответчики в силу ч.1 ст.51 ЖК РФ относятся к категории граждан, нуждающихся в жилых помещениях, Громова Е.В. и Громов А.И. являются членами семьи Громова И.А., продолжительность работы которого в организации, предоставившей служебное помещение для проживания, составляет не менее 10 лет, то они не могут быть выселены из занимаемого помещения без предоставления иного жилого помещения.
Доводы представителя истца о том, что ответчики не состоят в трудовых отношениях с новым собственником здания пожарного депо (ТУ Росимуществом) или истцом, владеющим зданием на праве оперативного управления, в силу вышеуказанных норм закона правового значения не имеют, поскольку ранее действовавший закон во взаимосвязи с нормами Вводного закона не ставит в зависимость право на проживание членов семьи работника, занимающего спорное жилое помещение на основании п.6. ч.1 ст.108 ЖК РСФСР, и решение вопроса о выселении граждан указанной категории с наличием трудовых отношений с новым собственником спорного жилого помещения или юридическим лицом, владеющим спорным объектом недвижимости на праве оперативного управления.
Доводы представителя третьего лица о том, что здание пожарного депо отнесено к нежилым помещения согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и по этой причине ответчики не могут проживать в спорном помещении, судом во внимание не принимаются в связи со следующим. В настоящем судебном заседании ТУ Росимущество выступает как третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований. Каких-либо самостоятельных требований на предмет спора по другим основаниям, отличным от тех, которые указаны в иске, третьим лицом, являющимся собственником здания пожарного депо, заявлено не было. Истцом требования не изменены, в том числе и в части основания иска. Напротив, представитель истца в судебное заседание в подтверждение того, что спорное помещение отнесено к жилым помещениям, представил технический паспорт здания пожарного депо, и пояснил, что спорное помещение необходимо для размещения и проживания в нем семей работников, состоящих в трудовых отношениях с истцом. Таким образом, истцом факт отнесения занимаемого ответчиками помещения к жилому помещению не оспаривается, требование о выселении основано на нормах права о выселении из служебного жилого помещения, основания вселения ответчиков в установленном законом порядке не оспорены.
При таком положении суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований по указанным в иске основаниям.
Руководствуясь ст.ст.194, 197-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении исковых требований Государственного учреждения «1 отряд Федеральной противопожарной службы по Мурманской области» к Громову И.А., Громовой Е.В., Громову А.И. о выселении из служебного жилого помещения без предоставления другого жилого помещения и снятии с регистрационного учета - отказать.
Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Первомайский районный суд города Мурманска в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме.
Судебные постановления могут быть обжалованы в суд надзорной инстанции в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу при условии, что заинтересованными лицами были исчерпаны иные установленные ГПК РФ способы обжалования судебного постановления до дня его вступления в законную силу.
Председательствующий судья /подпись/ Л.В. Малахаева