о досрочном назначении пенсии по старости



Дело № 2-4851/10

Мотивированное решение изготовлено 22.10.2010г.

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

город Мурманск 06 октября 2010 года

Первомайский районный суд города Мурманска в составе

председательствующего судьи Малахаевой Л.В.

при секретаре Графковой Е.Г.

с участием: истицы Тарасовой Л.И., представителя ответчика Сергеевой А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Тарасовой Л.И. к ГУ Управление пенсионного фонда РФ в Первомайском округе г.Мурманска о назначении досрочной трудовой пенсии,

У С Т А Н О В И Л:

Тарасова Л.И. обратилась в суд с иском ГУ Управление пенсионного фонда РФ в Первомайском округе г. Мурманска о назначении досрочной трудовой пенсии. В обоснование иска указано, что ответчик неверно определил возникновение права истицы на пенсию по старости - в возрасте 55 лет, что подтверждают письма от *** №***, от *** №***, от *** №***. Неправомерные действия ответчика и его ответы повлекли за собой невозможность своевременной реализации истицей права на назначение пенсии и написания заявления на назначение досрочной пенсии с *** Исходя из пп.6 п.1 ст.28 Ф3-№ 173 «О трудовых пенсиях в РФ», истица определила возникновение у нее права на досрочную пенсию по старости с ***, то есть в возрасте 52 лет 8 месяцев. С учетом работы истицы индивидуальным предпринимателем в ***-***. в районах Крайнего Севера общий трудовой стаж на *** составил 20 лет 09 мес. 14 дней (16 лет 09 мес. 14 дней по данным пенсионного дела согласно последней записи в трудовой книжке + 4 года предпринимательской деятельности по данным персонифицированного учёта УПФ Первомайского округа г.Мурманска), из которых стаж работы в районах Крайнего Севера составил 8 лет 11 мес. 21 день (4г. 11 мес. 21 день - по данным пенсионного дела, работа музыкальным руководителем в детском саду + 4 года предпринимательской деятельности по данным персонифицированного учёта, где уточнены территориальные условия работы - РКС). Доводы истицы о возникновении у нее права на назначение пенсии по старости с *** в возрасте 52 лет 8 месяцев обусловлены тем, что до вступления в силу Ф3-№173 «О трудовых пенсиях в РФ» учёба в среднем специальном учебном заведении входила в общий трудовой стаж, а служба в Вооруженных Силах и органах МВД в районах Крайнего Севера входила в стаж работы в районах Крайнего Севера. Согласно позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Постановлении от 29 января 2004 года № 2-П, со ссылкой на Постановление от 24 мая 2001 года № 8-П и Определение от 5 ноября 2002 года № 320-0, в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права, толкование закона, как исключающее учет ранее приобретенных гражданином пенсионных прав, в том числе по льготному исчислению стажа, до введения нового правового регулирования, недопустимо, иное свидетельствовало бы о придании обратной силы закону, ухудшающему положение гражданина, означающее по существу отмену для такого лица права на пенсионное обеспечение, приобретенного им в соответствии с ранее действовавшим законодательством, что несовместимо с требованиями вытекающими из ст.2, 18, 54 (часть 1), 55 (часть 2), 57 Конституции Российской Федерации. Таким образом, до вступления в силу Ф3-№173 «О трудовых пенсиях в РФ» от 17 декабря 2001 года общий трудовой стаж истицы составил: 2 года 04 мес. - учёба в среднем специальном учебном заведении, 7 лет 09 мес. 08 дн. - работа музыкальным работником в д/c Адрес***, 1 год 03 мес. 02 дн. - завод «***», 2 года 09 мес. 12 дн. - служба в в/ч №*** ВС МВД СССР г.Мурманска (в льготном исчислении не менее 4 лет 04 мес.), 4 года 11 мес. 21 дн. - работа музыкальным работником в д/с №*** Адрес*** (в льготном исчислении не менее 7 лет 09 мес.), итого: 23 года 05 мес. 10 дн. - общий трудовой стаж, стаж работы в районах Крайнего Севера в календарном исчислении не менее 7 лет 09 месяцев 03 дней. Таким образом, на основании абз.3 ст. 14 Закона РСФСР от 20.11.1990 № 340-1 (в ред. от 08.06.1993г.) «О государственных пенсиях в РСФСР»; п.109 постановления Совмина СССР от 03.08.1972г. № 590 (в ред. от 30.01.1988г. № 137) «Положение о порядке назначения и выплаты государственных пенсий»; абзаца 2 п.3 ст.10 Закона «О статусе военнослужащих» от 27 мая 1998г. № 76-ФЗ; ст.63 Конституции СССР и Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 29 января 2004 года № 2-П, ст.2, п.1 ст.10, п.2 ст. 13, пп.6 п.1 ст.28, п.3 ст.4, п.1 и п.7 ст.19 Ф3-№173, п.7 Постановления Минтруда и ПФ РФ №19 пб от 27 февраля 2002г., истица приобрела право на досрочную пенсию по возрасту с *** в возрасте 52 лет 8 месяцев. Обращаться с заявлением к ответчику о назначении пенсии по достижении возраста 52 лет 8 месяцев, по мнению истицы, не имело смысла, т.к. ответчик неоднократно определял возникновение ее права на досрочную пенсию по старости не ранее 55 лет. Введение истицы в заблуждение, некомпетентные действия ответчика, неверное определение возникновения права на пенсию по возрасту повлекли за собой невозможность своевременной реализации данного права истицей - написания заявления на назначение досрочной пенсии по возрасту с *** Поскольку имеет место нарушение ответчиком прав истицы на пенсионное обеспечение, гарантированное Конституцией РФ, Законом № 173-Ф3 от 17.12.2001г. «О трудовых пенсиях в РФ» и Постановлением Конституционного Суда от 29 января 2004 года № 2-П, Тарасова Л.И. просит определить дату возникновения права на досрочную трудовую пенсию с ***, обязать ответчика определить возникновение права на досрочную пенсию по возрасту с ***, назначить пенсию по возрасту и произвести перерасчет пенсии с *** с учетом получения пенсии по инвалидности.

В судебном заседании Тарасова Л.И. настаивала на удовлетворении иска.

Представитель ответчика Сергеева А.А. с заявленными требованиями не согласна, представила письменный отзыв на иск, из которого следует, что в страховой стаж истицы не может быть включен стаж учебы в среднем специальном учебном заведении, а в льготный «северный» стаж - период службы в в/ч №*** ВС МВД СССР с *** по ***, так как это не предусмотрено действующим пенсионным законодательством. По нормам действующего законодательства стаж службы включен в общий стаж работы. По вопросу назначения пенсии с *** позиция ответчика такова, что согласно п.п.21, 22 Правил назначении пенсии перевод с одной пенсии на другую производится по заявлению пенсионера. Истица не обращалась в Пенсионный фонд с заявлением о переводе с одного вида пенсии на другой или с заявлением о назначении ей пенсии по старости. Письма пенсионного фонда носят информационно-консультативный характер и не являются отказом Комиссии Пенсионного фонда РФ в назначении истице пенсии. Следовательно, ссылка на данные письма как на отказ Пенсионного фонда в зачете периодов работы индивидуальным предпринимателем в стаж работы в районах Крайнего Севера, несостоятельна. В письмах истице давалось разъяснение о необходимости подтверждения работы в районах Крайнего Севера и рекомендовалось представить дополнительные документы, подтверждающие осуществление деятельности именно в этих районах. Несмотря на данные разъяснения, истицей не представлено в Фонд соответствующее заявление с приложением необходимых документов, подтверждающих работу в районах Крайнего Севера в период предпринимательской деятельности. Копии договоров, в которых отражены условия работы, в частности, место работы в г.Мурманске, истица представила только суду. С учетом изложенного представитель ответчика просит в иске отказать.

Суд, выслушав стороны, исследовав материалы гражданского дела, приходит к выводу об отказе в удовлетворении иска.

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии устанавливаются Федеральным Законом РФ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ (далее - Закон о трудовых пенсиях) в соответствии с Конституцией РФ и Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации». Деятельность территориальных органов Пенсионного фонда РФ регламентирована действующим пенсионным законодательством и нормативными правовым актами, издаваемыми Правительством РФ в целях упорядочения и урегулирования всех вопросов, связанных с работой государственных органов в сфере пенсионного обеспечения населения РФ.

Статьей 18 Закона о трудовых пенсиях регламентирован порядок назначения, перерасчета размеров, выплаты и доставки трудовых пенсий. Так, согласно ст.18 Закона назначение, перерасчет размеров и выплата трудовых пенсий, включая организацию их доставки, производятся органом, осуществляющим пенсионное обеспечение в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», по месту жительства лица, обратившегося за трудовой пенсией. Перечень документов, необходимых для установления трудовой пенсии, правила обращения за указанной пенсией, ее назначения и перерасчета размера указанной пенсии, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, перевода с одного вида пенсии на другой, выплаты этой пенсии, ведения пенсионной документации устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе требовать от физических и юридических лиц предоставления документов, необходимых для назначения, перерасчета размера и выплаты трудовой пенсии, а также проверять в соответствующих случаях обоснованность выдачи указанных документов. Решения об установлении или отказе в установлении трудовой пенсии, о выплате указанной пенсии, об удержаниях из этой пенсии и о взыскании излишне выплаченных сумм такой пенсии могут быть обжалованы в вышестоящий пенсионный орган (по отношению к органу, вынесшему соответствующее решение) и (или) в суд.

Согласно ст.19 Закона «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия (часть трудовой пенсии по старости) назначается со дня обращения за указанной пенсией (за указанной частью трудовой пенсии по старости), за исключением случаев, предусмотренных пунктами 4 и 4.1 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (указанную часть трудовой пенсии по старости). Днем обращения за трудовой пенсией (частью трудовой пенсии по старости) считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами. Если указанное заявление пересылается по почте и при этом к нему прилагаются все необходимые документы, то днем обращения за трудовой пенсией (частью трудовой пенсии по старости) считается дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи по месту отправления данного заявления. В случае, если к заявлению приложены не все необходимые документы, орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, дает лицу, обратившемуся за трудовой пенсией, разъяснение, какие документы он должен представить дополнительно. Если такие документы будут представлены не позднее чем через три месяца со дня получения соответствующего разъяснения, днем обращения за трудовой пенсией (частью трудовой пенсии по старости) считается день приема заявления о назначении трудовой пенсии (части трудовой пенсии по старости) или дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи по месту отправления данного заявления. Заявление о назначении трудовой пенсии (части трудовой пенсии по старости), заявление о переводе на трудовую пенсию или заявление о переводе с одного вида трудовой пенсии на другой рассматривается не позднее чем через 10 дней со дня приема этого заявления либо со дня представления дополнительных документов в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи. В случае отказа в удовлетворении указанного заявления орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, не позднее чем через пять дней после вынесения соответствующего решения извещает об этом заявителя с указанием причины отказа и порядка его обжалования и одновременно возвращает все документы. Перевод с одного вида трудовой пенсии на другой, а также с другой пенсии, установленной в соответствии с законодательством Российской Федерации, на трудовую пенсию производится с 1-го числа месяца, следующего за тем месяцем, в котором пенсионером подано заявление о переводе с одного вида трудовой пенсии на другой либо с другой пенсии на трудовую пенсию со всеми необходимыми документами (если их нет в его пенсионном деле), но не ранее дня приобретения права на трудовую пенсию либо другую пенсию.

Без истребования заявления о назначении трудовой пенсии на основании данных, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, назначается трудовая пенсия по старости лицу, получающему трудовую пенсию по инвалидности, достигшему возраста для назначения трудовой пенсии по старости, предусмотренного п.1 ст.7 настоящего Закона, и имеющему не менее пяти лет страхового стажа.

Согласно ст.7 Закон о трудовых пенсиях право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.

Ранее возраста, указанного в ст.7 Закона, трудовая пенсия назначается в порядке и при условиях, предусмотренных ст.ст.27, 28 Закона «О трудовых пенсиях в РФ».

В соответствии со пп.6 п.1 ст.28 Закона трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 Закона женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районе Крайнего Севера и имеют страховой стаж не менее 20 лет. В соответствии с абз3 пп.6 п.1 ст.28 Закона гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев, трудовая пенсия назначается с уменьшением возраста, установленного ст.7 Закона, на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах.

Соответственно, в возрасте 52 лет 8 месяцев право на пенсию у истицы в соответствии с пп.6 п.1 ст.28 Закона возникает при соблюдении следующих условий по стажу: 20 лет страхового стажа работы и 7 лет 6 месяцев стажа работы в районах Крайнего Севера.

Согласно документам пенсионного дела Тарасова Л.И. с *** является получателем пенсии по инвалидности. Общий стаж работы истицы по состоянию на *** (последняя запись об увольнении в пенсионном деле) составляет 16 лет 09 месяцев 15 дней страхового стажа работы, в том числе 04 года 11 месяцев 21 день стажа работы в районах Крайнего Севера. С учетом 1,5 исчисления стажа работы в районах Крайнего Севера общий стаж составляет 19 лет 03 месяца 10 дней, из которых в районах Крайнего Севера - 7 лет 5 месяцев 16 дней.

*** истица обратилась к ответчику с заявлением о расчете пенсии по старости (возрасту) с предоставлением ей результатов расчета.

В письме от *** истице разъяснено, что по документам пенсионного дела общий трудовой стаж Тарасовой Л.И. по состоянию на *** (последняя запись об увольнении в пенсионном деле) составляет 16 лет 09 месяцев 14 дней, в льготном исчислении - 19 лет 03 месяца 09 дней, из них стаж работы в районах Крайнего Севера в календарном исчислении - 04 года 11 месяцев 21 день. При наличии такого трудового стажа право на трудовую пенсию по старости возникает не ранее наступления возраста 55 лет.

*** истицей подано заявление с просьбой объяснить, почему ее стаж работы в районах Крайнего Севера составляет 04 года 11 месяцев 21 день, почему не включена в стаж служба в армии и время работы индивидуальным предпринимателем в г.Мурманске.

На данное заявление ответчиком дан ответ, в котором разъяснено, что периоды прохождения военной службы, а также иной приравненной к ней службы, предусмотренной Законом РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» засчитывается в страховой и общий стаж. Включение периодов военной службы в стаж работы в районах Крайнего Севера не предусмотрено. Кроме того, разъяснено, что согласно ст.10 ч.1 Закона «О трудовых пенсиях в РФ» в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд РФ. Для зачета периодов работы в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (в том числе и в стаж работы в районах Крайнего Севера) в соответствии с нормой п.4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.27 и ст.28 Закона «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002г. № 516, кроме факта уплаты страховых взносов необходимо также подтверждение постоянной занятости на соответствующих видах работ либо в соответствующих условиях. Для частных предпринимателей, самостоятельно уплачивающих страховые взносы в Пенсионный фонда РФ в виде фиксированного платежа, в связи с отсутствием записей в трудовой книжке и сведений о стаже в выписке из индивидуального лицевого счета, а особенно, в случаях несвоевременной уплаты страховых взносов за те расчетные периоды (календарные года), в которых уплата взносов в нарушение действующего законодательства об обязательном пенсионном страховании не была произведена, требуется документальное подтверждение ведения предпринимательской деятельности в условиях, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (в данном случае - в условиях Крайнего Севера). В качестве документов, подтверждающих ведение частным предпринимателем деятельности в районах Крайнего Севера, могут быть представлены документы о регистрации в качестве частного предпринимателя в населенном пункте, относящемся к районам Крайнего Севера, а также справки налоговых органов о наличии у частного предпринимателя доходов или расходов, отраженных в налоговой отчетности за соответствующий период, договоры на выполнение работ или предоставление услуг расположенным в районах Крайнего Севера предприятиям и организациям, ведомости на уплату заработной платы (или иного дохода) при работе в торговых точках, справки об аренде торговых площадей или иные документы, содержащие указания на ведение деятельности в районах Крайнего Севера. Со ссылкой на ст.14 Закона «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» страхователь обязан своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в виде фиксированного платежа не позднее 31 декабря текущего года. По данным индивидуального лицевого счета Тарасовой Л.И. уплата страховых взносов в Пенсионный фонд РФ произведена в 2005 и 2007 годах, в связи с чем в страховой стаж могут быть включены периоды с *** по *** и с *** по ***, указанные периоды могут быть также включены в стаж работы в районах Крайнего Севера при условии документального подтверждения ведения предпринимательской деятельности в г.Мурманске.

На заявления от ***, от *** о расчете льготного пенсионного стажа во временном и денежном эквиваленте и о расчете пенсии по старости истице повторно давались ответы от ***, от *** о необходимости подтверждения ведения предпринимательской деятельности в районах Крайнего Севера иными документами (данными ИФНС о наличии доходов (расходов), отраженных в налоговой отчетности за соответствующие периоды, договорами на выполнение работ или предоставление услуг, иными документами, содержащими соответствующие сведения), помимо имеющихся в Пенсионном фонде РФ сведений о регистрации истицы в качестве ИП в г.Мурманске и уплате ею страховых взносов.

В заявлениях истицы от ***, от ***, от *** содержатся просьбы разъяснить информацию, изложенную в вышеуказанных письмах ответчика, выдать копию запроса ответчика в Отделение Пенсионного фонда РФ по Мурманской области и ответ Отделения, предоставить ей копию документа, подтверждающего военную службу в органах МВД СССР с *** по ***, архивную справку.

В ответах от *** и от *** истице даны подробные разъяснения на все поставленные вопросы, а также указано на необходимость обращения с заявлением для перевода с одного вида пенсии на другой с указанием режима работы организации, адреса для почтовых отправлений, а также дано разъяснение о том, что днем обращения за пенсией считается дата принятия заявления со всеми документами либо дата, указанная на почтовом штемпеле организации почтовой связи по месту отправления заявления. Кроме того, в адрес истицы направлен бланк заявления. В письме ответчика от *** истице повторно разъяснено о необходимости подачи заявления для перевода с одного вида пенсии на другой с приложением подтверждающих льготный стаж документов, а также сообщено о том, что при достижении возраста 55 лет данный перевод будет осуществлен и при отсутствии заявления в силу п.4.1 Закона «О трудовых пенсиях в РФ».

Несмотря на данные разъяснения, до настоящего времени истицей не подано заявление о назначении ей другого вида пенсии (досрочной пенсии по старости в связи с достижением возраста 52 лет 8 месяцев) вместо ранее назначенной пенсии по инвалидности.

Доводы истицы о том, что Пенсионный фонд ввел ее в заблуждение относительно размера стажа ее работы в районах Крайнего Севера, не могут в данном случае служить основанием для удовлетворения исковых требований, поскольку Закон «О трудовых пенсиях в РФ» прямо предусматривает подачу заявления на перевод с одного вида пенсии на другой. Иного порядка решения вопроса о наличии либо отсутствия у лица права на назначение пенсии иначе как по результатам рассмотрения заявления этого лица и вынесения соответствующего решения, Законом не предусмотрено. Все вышеназванные письма ответчика носят рекомендательный, консультативный характер и не могут подменить собой решение Пенсионного фонда о назначении либо отказе в назначении заявителю того или иного вида пенсии. Исключение из данного правила составляет перевод с иного вида пенсии на пенсию по старости при достижении лицом, получающим какой-либо вид пенсии (за исключением, пенсии по возрасту), общего пенсионного возраста, предусмотренного ст.7 Закона «О трудовых пенсиях в РФ».

Истица утверждает, что она не могла обратиться за назначением ей досрочной пенсии, не имея достаточных данных о возникновении у нее права на назначение данного вида пенсии, так как Закон предоставляет возможность обращения за назначением пенсии не ранее возникновения у лица такого права. С данными доводами нельзя согласиться, поскольку Закон не препятствует неоднократному обращению в Пенсионный фонд с заявлением о назначении пенсии, не ограничивая при этом заявителя никакими сроками для повторного обращения в случае отказа в назначении пенсии. Более того, Закон предусматривает порядок обжалования решения территориального органа Пенсионного фонда РФ об отказе в установлении пенсии в вышестоящий орган или суд (п.7 ст.18 Закона «О трудовых пенсиях в РФ»).

Таким образом, исходя из норм действующего законодательства, решение вопросов, связанных с назначением пенсии, отнесено в силу возложенных полномочий к компетенции Пенсионного фонда РФ. Суды в соответствии с п.7 ст.18 Закона «О трудовых пенсиях в РФ» вправе проверить правильность принятого территориальным органом Пенсионного фонда РФ решения и в случае признания его незаконным обязать ответчика назначить истцу соответствующий вид пенсии, определив дату назначения пенсии исходя из даты подачи гражданином заявления в территориальный орган Пенсионного фонда РФ.

В данном случае ответчик не решал в отношении Тарасовой Л.И. вопрос о назначении ей досрочной пенсии по достижении возраста и не выносил решение об отказе в установлении (назначении) пенсии по старости ввиду отсутствия заявления истицы. Письма, на которые ссылается истица, носят разъяснительный и уведомительный характер и не являются решением Комиссии по вопросу назначения пенсии. При отсутствии заявления Тарасовой Л.И. о назначении ей иного вида пенсии или переходе с одного вида пенсии на другой назначение досрочной трудовой пенсии в порядке ст.ст.27, 28 Закона «О трудовых пенсиях в РФ» в силу действующего пенсионного законодательства невозможно, поскольку с датой подачи заявления, предоставлением необходимых документов и принятием Пенсионным фондом данного заявления неразрывно связана дата, с которой производится назначение пенсии. В связи с изложенным назначение истице пенсии с *** в данном случае противоречит нормам действующего пенсионного законодательства. При таких обстоятельствах требования истцы о назначении досрочной пенсии по старости с *** и перерасчете пенсии с указанной даты с учетом полученной пенсии по инвалидности не могут быть признаны обоснованными и не подлежат удовлетворению.

По существу требования об определении права на возникновение пенсии по старости с *** требования истицы также не подлежат удовлетворению.

Согласно документам пенсионного дела стаж работы истицы по состоянию на *** (последняя запись об увольнении в трудовой книжке) составляет 16 лет 09 мес. 14 дней страхового стажа работы и 04 г. 11 мес. 21 день стажа работы в районах Крайнего Севера. По записям в трудовой книжке общий трудовой стаж истицы составляют периоды: 07 лет 09 мес. 09 дн. - работа музыкальным работником в д/c Адрес***; 01 год 03 мес. 03 дн. - работа на заводе «***»; 02 года 09 мес. 12 дн. - служба в в/ч №*** ВС МВД СССР Адрес***; 4 года 11 мес. 21 дн. - работа музыкальным работником в д/с №*** Адрес***, итого - 16 лет 09 мес. 15 дн. Вместе с тем, работа музыкальным работником в д/с №*** Адрес*** засчитывается в стаж работы истицы в полуторном размере, как работа в районах Крайнего Севера, и таким образом, общий стаж работы составляет 19 лет 03 мес. 10 дн., стаж работы в районах Крайнего Севера - 07 лет 05 месяцев 16 дн.

Ответчиком правомерно не приняты к зачету как в общий стаж работы, так и в стаж работы в районах Крайнего Севера периоды учебы в среднем специальном учебной заведении, а служба в ВС СССР засчитана только в общий стаж работы в календарном исчислении и не включена в стаж работы в районах Крайнего Севера по следующим основаниям.

Федеральный закон № 173-ФЗ от 17.12.2001г. «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», вступивший в силу с 1 января 2002 года, устанавливает основания возникновения и порядок реализации прав граждан РФ на трудовые пенсии. В соответствии со ст.31 указанного Закона со дня вступления его в силу утрачивают силу Закон РФ «О государственных пенсиях в Российской Федерации» и Федеральный закон «О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий», а другие федеральные законы, принятые до дня вступления в силу данного Федерального закона и предусматривающие условия и нормы пенсионного обеспечения, применяются в части, не противоречащей Закону «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Согласно ст.10 Закона в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации, при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд РФ. Статьей 11 Закона предусмотрены иные периоды, которые засчитываются в страховой стаж. Перечень этих периодов является исчерпывающим. Согласно данной правовой норме период обучения в учебном заведении в этот стаж не засчитывается. Для тех лиц, которые приобрели пенсионные права до вступления в силу указанного Закона, статьей 30 предусмотрен порядок их оценки путем конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал. При этом в п.4 данной правовой нормы установлено, что в целях оценки пенсионных прав застрахованных лиц под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года, учитываемая в календарном порядке, и перечисляются включаемые в нее периоды. В данный перечень период обучения в учебном заведении не включен. Таким образом, правовая норма, содержащаяся в п.4 ст.30 Закона № 173-ФЗ, при оценке пенсионных прав застрахованных лиц путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал, не позволяет учитывать в общем трудовом стаже некоторые периоды общественно полезной деятельности, включавшиеся в него ранее действовавшим законодательством. Согласно п.6 ст.30 вышеназванного Закона для лиц, которым по состоянию на 31 декабря 2001 года установлена трудовая пенсия по старости, трудовая пенсия по инвалидности, трудовая пенсия по случаю потери кормильца или трудовая пенсия за выслугу лет в соответствии с Законом РФ «О государственных пенсиях в Российской Федерации», по их выбору в качестве расчетного размера трудовой пенсии принимается сумма одной установленной им пенсии с учетом повышений и компенсационной выплаты в связи с ростом стоимости жизни в Российской Федерации с применением соответствующего районного коэффициента, за исключением надбавок на уход и на нетрудоспособных иждивенцев. Следовательно, законодателем закреплена возможность осуществления оценки пенсионных прав не только по варианту, предусмотренному п.2 ст.30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», при котором в общий трудовой стаж не включается период обучения в учебном заведении, но и по варианту, предусмотренному п.6 ст.30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», исходя из расчетного размера пенсии, исчисленного по нормам Закона РФ «О государственных пенсиях в Российской Федерации». Вариант, предусмотренный п.2 ст.30 Закона, более выгоден для истицы. Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 29 января 2004 года № 2-П по делу о проверке конституционности отдельных положений ст.30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», содержащаяся в п.4 ст.30 Закона норма в той части, в какой она во взаимосвязи с п.2 ст.31 данного Закона при оценке пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал не позволяет учитывать в общем трудовом стаже некоторые периоды общественно полезной деятельности, включавшиеся в него ранее действовавшим законодательством, признана не противоречащей Конституции РФ. В связи с изложенным учеба в среднем специальном учебном заведении не подлежит включению в стаж работы истицы.

Служба в в/ч №*** ВС МВД СССР с *** по *** не засчитана в стаж работы в районах Крайнего Севера, а включена в страховой стаж в календарном исчислении в связи со следующим.

Действительно, военная служба и служба в органах внутренних дел являются особыми видами государственной службы. Право на пенсию военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов реализуется в рамках государственного пенсионного обеспечения, в котором для данной категории граждан предусмотрено в целях компенсации риска воздействия неблагоприятных факторов природно-климатических условий районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей на организм человека исчисление при назначении пенсии за выслугу лет периода службы в указанных районах и местностях на льготных условиях.

Согласно пп.1 п.1 ст.11 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» (если ему предшествовали или за ним следовали периоды работы), засчитывается в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены ст.10 данного Федерального закона. Порядок определения стажа урегулирован Правилами подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовой пенсии, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 24 июля 2002 года № 555 (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 8 августа 2003 года № 475). Тем самым для военнослужащих и приравненных к ним по пенсионному обеспечению лиц предусмотрена возможность перехода из системы государственного пенсионного обеспечения в систему обязательного пенсионного страхования, ориентированную на определенный круг субъектов, включающую определенные правила уплаты страховых взносов, условия назначения страхового обеспечения и порядок исчисления его размеров, т.е. получения трудовой пенсии, предоставляемой в рамках обязательного пенсионного страхования. При этом федеральный законодатель, определяя порядок сохранения пенсионных прав военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов в случае оставления ими службы до приобретения права на пенсию за выслугу лет (пенсии по государственному пенсионному обеспечению) и устанавливая правило о включении периодов прохождения военной, а также другой приравненной к ней службы в страховой стаж, не предусмотрел зачет периодов службы в специальный (в районах Крайнего Севера и т.п.) стаж. Согласно п.19 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 25 от 20.12.2005г. «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» указано, что решая вопрос о праве лица на досрочное назначение трудовой пенсии по старости на основании пп.2 и 6 п.1 ст.28 Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» следует иметь в виду, что в соответствии с п.1 ст.28.1 Федерального закона № 173-ФЗ при определении стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях для досрочного назначения трудовой пенсии по старости в связи с работой в упомянутых районах и местностях к указанной работе приравнивается работа, дающая право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктами 1 - 10 пункта 1 статьи 27 и подпунктами 7 - 9 пункта 1 статьи 28 данного Федерального закона, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. При этом период прохождения военной службы, а также иной приравненной к ней службы не подлежит зачету в стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, поскольку действующее законодательство не предусматривает такой возможности. Такая правовая позиция подтверждена определением Верховного суда РФ от 30.06.2006г. по делу № 78-В06-6.

Ссылка истицы на определение Верховного суда РФ от 25.07.2009г. по делу № 2-В08-7 несостоятельна, так как в данном определении ставится вопрос о включении в специальный педагогический стаж для назначения досрочной пенсии по выслуге лет периода службы в рядах Советской Армии по призыву. Позиция Верховного Суда РФ, изложенная в данном определении, не затрагивает права граждан по включению периодов службы в Вооруженных Силах СССР в льготный стаж работы в условиях Крайнего Севера.

Что касается включения в стаж работы истицы ее деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, то в этой части требования суд приходит к следующим выводам.

Как видно из заявления истицы и данное обстоятельство не оспаривается ответчиком, Тарасова Л.И. в период с *** по *** года осуществляла предпринимательскую деятельность, была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя и отчисляла страховые взносы в Пенсионный фонд РФ. Истица утверждает, что предпринимательскую деятельность она осуществляла на территории г.Мурманска, что подтверждается данными персонифицированного учета, где в соответствующей графе уточнены территориальные условия работы - РКС.

Ответчик считает недостаточным наличие указанных сведений персонифицированного учета, поскольку данные индивидуальные сведения о страховом стаже и начисленных страховых взносах предоставляются самим гражданином, в связи с чем для подтверждения осуществления индивидуальной трудовой деятельности на территории района Крайнего Севера требуются дополнительные документы. При этом пенсионным фондом в качестве таких документов принимаются: договоры на оказание услуг, в которых была бы отражена работа гражданина на территории района Крайнего Севера, сведения о доходах ИП, поступающие в ИФНС соответствующего района, сведения об аренде площадей на территории такого района, а также иные документы, подтверждающие ведение предпринимательской деятельности в районах Крайнего Севера.

Суд находит убедительной позицию ответчика в этой части, поскольку несмотря на регистрацию истицы в качестве ИП в налоговом органе г.Мурманска и уплату страховых взносов в Пенсионный фонд РФ, ее деятельность могла осуществляться за пределами района Крайнего Севера, а ее занятость могла не соответствовать требованию п.4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. Данная позиция ответчика соответствует нормам действующего пенсионного законодательства, в связи с чем принимается судом. Так, для зачета периодов работы в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (в том числе и в стаж работы в районах Крайнего Севера), в соответствии с нормой п.4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.27 и ст.28 Закона «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002г. № 516, кроме факта уплаты страховых взносов, необходимо подтверждение постоянного выполнения работ в течение полного рабочего дня (а в районах Крайнего Севера - в соответствующих условиях). Несмотря на неоднократные разъяснения сотрудников территориального отдела Пенсионного фонда РФ о необходимости предоставления дополнительных документов для подтверждения осуществления предпринимательской деятельности в районе Крайнего Севера в течение полного рабочего дня, истицей такие документы (договоры на оказание услуг, в которых содержится информация о месте работы истицы по адресу: Адрес***) представлены только в суд, в адрес ответчика данные документы не направлялись.

При таких обстоятельствах, оценив представленные доказательства, суд не исключает возможности возникновения у Тарасовой Л.И. права на досрочное назначение пенсии по старости с учетом осуществления ею индивидуальной предпринимательской деятельности. Однако в данном случае установление факта возникновения права не влияет на результат рассмотрения спора по существу, поскольку удовлетворить требования истицы о назначении досрочной пенсии по старости с ***, даже с учетом представленных документов, возможности не имеется, так как истицей до настоящего времени не подано в территориальный орган Пенсионного фонда РФ заявление о переходе на другой вид пенсии.

Проанализировав установленные по делу обстоятельства, а также нормы права, регулирующие спорные отношения, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении требований Тарасовой Л.И. в полном объеме.

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований Тарасовой Л.И. к ГУ Управление пенсионного фонда РФ в Первомайском округе г.Мурманска об определении даты возникновения права на досрочную трудовую пенсию с ***, понуждении ответчика определить возникновение права на досрочную пенсию по старости с *** и назначении досрочной трудовой пенсии по старости с *** - отказать.

Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Первомайский районный суд г.Мурманска в течение 10 (десяти) дней со дня его принятия в окончательной форме.

Судебные постановления могут быть обжалованы в суд надзорной инстанции в течение шести месяцев со дня их вступления в законную силу при условии, что заинтересованными лицами были исчерпаны иные установленные ГПК РФ способы обжалования судебных постановлений до их вступления в законную силу.

Председательствующий судья подпись Л.В. Малахаева