Дело № 2-30/11
Мотивированное решение изготовлено 19 января 2011 года.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
14 января 2011 года г. Мурманск
Первомайский районный суд г. Мурманска
в составе председательствующего судьи Рамазановой Г. И.,
при секретаре Казьминой Р.Т., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кривошеева В.В. к Государственному учреждению Управление пенсионного фонда РФ в Первомайском округе г. Мурманска о включении периодов работы в страховой стаж и перерасчете назначенной трудовой пенсии по старости с учетом индексации,
У С Т А Н О В И Л:
Кривошеев В.В. обратился в суд к ГУ Управление пенсионного фонда РФ в Первомайском округе г. Мурманска с иском, в котором просит обязать ответчика включить в страховой стаж работы периоды с *** года по *** год включительно; обязать ответчика включить в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости периоды работы: *** по ***г; с *** по ***г.; с *** по ***г; с *** по ***г; с *** по ***г.; с *** по ***г.; обязать ответчика произвести перерасчет полагавшейся мне пенсии с учетом всех имевших место индексаций размера частей трудовой пенсии, начиная с ***.
В судебном заседании истец изменил исковые требования: просил включить в страховой стаж периоды его работы индивидуальным предпринимателем с *** года по *** год включительно и пересчитать назначенную ему трудовую пенсию по старости с учетом индексации, если таковая имела место.
В обоснование иска указал, что он был зарегистрирован и вел предпринимательскую деятельность в качестве индивидуального предпринимателя с *** по *** г.г. С *** ему назначена трудовая пенсия по старости за страховой стаж работы с *** по *** г.г., остальное время работы не включено в страховой стаж. Основанием для такого решения послужило то, что комиссией не были учтены в страховой стаж периоды работы с *** года по *** год, так как он был зарегистрирован в ПФ РФ в качестве индивидуального предпринимателя с *** по ***, а за период с *** года по ***. Управление не располагает информацией о начисленных и уплаченных страховых взносах, (уведомление от *** №***).
Им был предоставлен полные пакет документов, подтверждающий право на назначение трудовой пенсии, учитывая период с *** г. по *** г.
Исходя из положений п. 3 Постановления ВС РФ от 11.02.1993г. № 4460-1 и согласно п. 4.7. ФЗ РФ «О внесении изменений и дополнений в порядок уплаты страховых взносов работодателями и гражданами в Пенсионный фонд Российской Федерации (России)» от 02.01.2000г. № 38-Ф3 плательщики страховых взносов - граждане, которые являются самостоятельными плательщиками страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации (индивидуальные предприниматели), уплачивают страховые взносы в Пенсионный фонд РФ с сумм полученного ими дохода за вычетом расходов, связанных, с его извлечением, в сроки, которые определены для этой категории работающих граждан законодательством РФ о подоходном налоге.
Как пояснили ему в ИФНС России по г. Мурманску, за указанный период (с *** по ***.) зачисление страховых взносов в Пенсионный фонд производились одновременно с уплатой налога на доходы от предпринимательской деятельности на коды бюджетной классификации в ИФНС России по г. Мурманску.
В предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях для исчисления пенсии принимаются также: справки налоговых органов о декларированных доходах лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью. Согласно выданной ИФНС России по г. Мурманску справки - выписки с индивидуального лицевого счета от *** №*** по данным налогового органа он получал доход от предпринимательской деятельности с *** по *** г.г.
Кроме того, факт уплаты пенсионных взносов подтверждается сохранившимися у него квитанциями за ***. и *** г., которые не учтены, ввиду того, что «данные платежи отсутствуют в базе данных АРМ «***».
В судебном заседании истец поддержал измененные исковые требования по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Дополнительно пояснил, что он в указанные периоды работал индивидуальным предпринимателем и платил установленные налоги, квитанции об уплате пенсионных взносов у него не сохранились, за исключением двух, представленных в Пенсионный Фонд. Не сохранились книги учета и расходов и иные первичные документы. Полагает, что с уплаченных им налогов должны были производиться отчисления в Пенсионный Фонд.
Ответчик с иском не согласен, представил отзыв, в котором указал, что Постановлением Правительства РФ от 27.02.2002 г. № 17/19 утверждены «Правила обращения за пенсией, назначения пенсии и перерасчета размера пенсии, перехода с одной пенсии на другую, которыми руководствовался территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации. При приеме заявления об установлении пенсии были проверены правильность оформления заявления и соответствие изложенных в нем сведений представленным документам, выдана расписка-уведомление, в которой указана дата приема заявления, перечень недостающих документов и сроки их представления. По представленным истцом документам Решением комиссии Государственного Учреждения -Управления Пенсионного фонда РФ в Первомайском округе г. Мурманска заявителю отказано в зачете в страховой стаж периодов осуществления индивидуальной трудовой деятельности до ***
Кривошееву В. В. была назначена пенсии с *** в соответствии с подпунктом 6 пункта 1 статьи 28 ФЗ № 173 "О трудовых пенсиях в РФ" (по старости). В заявлении о назначении пенсии было указано, что истец индивидуальным предпринимателем не является, просит назначить пенсию без справок о заработной плате, других документов о стаже не имеется.
Согласно Федеральному закону от 17 декабря 2001 года N 173-Ф3 "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" право на трудовую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации"; при определении права на трудовую пенсию учитывается страховой стаж граждан, под которым понимается суммарная продолжительность периодов работы или иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж. Законодатель, определяя в Федеральном законе "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" круг лиц, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование, включил в их число лиц, самостоятельно обеспечивающих себя работой, в том числе индивидуальных предпринимателей, и закрепил, что они являются страхователями по обязательному пенсионному страхованию и обязаны уплачивать в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации страховые взносы (подпункт 2 пункта 1 статьи 6, пункт 1 статьи 7, пункт 2 статьи 14). Предусмотренная законом государственная регистрация гражданина в качестве индивидуального предпринимателя дает ему не только возможность пользоваться правами и гарантиями, связанными с указанным статусом, но и предполагает принятие им на себя соответствующих обязанностей и рисков, в том числе обязанностей по соблюдению правил ведения такой деятельности, налогообложению, уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации и др.
Периоды индивидуальной трудовой деятельности включаются в общий трудовой стаж при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд РФ и подтверждаются документом территориального органа Пенсионного фонда РФ об уплате обязательных платежей.
Согласно статье 14 Федерального Закона от 17.12.2001 года №173-Ф3 «О трудовых пенсиях в РФ» (в редакции действовавшей до 01.01.2010 года) размер трудовой пенсии по старости состоит из базовой и страховой частей. При этом базовая часть трудовой пенсии по старости устанавливается в твердом размере. Согласно статьи 30 приведенного выше Закона для определения страховой части трудовой пенсии осуществляется оценка пенсионных прав застрахованного лица по состоянию на 01.01.2002 года путем конвертации их в расчетный пенсионный капитал. При этом для расчета страховой части трудовой пенсии принимается во внимание продолжительность общего трудового стажа до 01.01.2002 года и отношение среднемесячного заработка застрахованного лица за определенный период до 1 января 2001 года к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации за тот же период. За период после января 2002 года для расчета размера страховой части трудовой пенсии принимается сумма страховых взносов поступивших за застрахованное лицо в Пенсионный фонд РФ на основании сведений индивидуального учета.
Истец зарегистрирован в качестве страхователя в Государственном Учреждении -Управлении Пенсионного фонда РФ в Первомайском округе Мурманска ***. На основании наблюдательного дела и электронной базы данных не представляется возможным сделать вывод о периодах, за которые была произведена уплата 480 рублей и 1176,76 рублей в *** годах, в связи с чем, просят в удовлетворении исковых требований отказать.
Представитель ответчика Сергеева А.А. в судебном заседании иск не признала, дополнительно пояснила, что индивидуальный предприниматель является работодателем в отношении самого себя, обязан самостоятельно перечислять взносы в Пенсионный фонд и сохранять необходимые документы. Обязанность перечисления всех необходимых платежей, в том числе и Пенсионных взносов, всегда возлагалась на налогоплательщика, а не налоговые органы, как утверждал истец. Документально и иными доказательствами истец не подтвердил факт перечисления в оспариваемый период в Пенсионный Фонд взносов в установленном законом размерах и размер дохода, с которого должны были быть уплачены взносы. Представленные истцом квитанции не могут быть учтены, поскольку деньги уплачены на другие бюджетные фонды (получателем указаны налоговые органы), не указано, за какой период уплачены взносы, в каких размерах. В соответствии с действующим законодательством, взносы должны были уплачиваться в размерах : в 1996 году- 5% от полученного дохода, в 1997,1998 году -20,6% дохода, в 1999,2000 году -20,6% дохода, за вычетом расходов
Представитель третьего лица ИФНС России по Мурманской области - Юрченко Т.С. с иском Кривошеева не согласилась, пояснила в судебном заседании, что в налоговой инспекции отсутствуют данные о персонифицированном учете за указанный период, запрашиваемые судом сведения не могут быть предоставлены. Каких-либо данных об уплате истцом страховых взносов в Пенсионный Фонд РФ в ИФНС не имеется, так как индивидуальные предприниматели самостоятельно уплачивали и исчисляли размер страховых взносов в Пенсионный Фонд. Предприниматели самостоятельно вели книгу учета доходов и расходов, могли в декларации уменьшить сумму налогов, в связи с понесенными расходами. С 01.01.2001 года был введен единый социальный налог (ЕСН), который распределялся по фондам, был ли истцом уплачен налог за указанный период в установленном законе размере, она пояснить не может, поскольку документы не сохранились ( срок хранения 5 лет), электронная база существует с *** года.
Суд, выслушав объяснение сторон, исследовав материалы дела, находит исковые требования не подлежащими удовлетворению.
Как установлено судом, истцу с *** была назначена пенсия в соответствии с подпунктом 6 пункта 1 статьи 28 ФЗ № 173 "О трудовых пенсиях в РФ" (по старости), при этом, в страховой стаж не включены периоды работы в качестве индивидуального предпринимателя с *** по ***.
Как следует из ответа Управления Пенсионного Фонда РФ в Первомайском округе Мурманска, истец зарегистрирован в органах Пенсионного Фонда с ***. На основании наблюдательного дела и электронной базы данных подтвердить уплату страховых взносов в бюджет Пенсионного Фонда РФ по квитанциям от *** на сумму 480 рублей и от *** на сумму 1176,76 рублей не представляется возможным, так как платежи отсутствуют в базе данных АРМ «***» (л.д. 13).
В соответствии со ст. 11 НК РФ к индивидуальным предпринимателям относятся физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а также частные нотариусы, частные охранники, частные детективы и адвокаты, причем указанные лица в этом случае выступают не как налогоплательщики-работодатели, а уплачивают налог на себя.
Объектами налогообложения для указанных налогоплательщиков признаются доходы от предпринимательской либо иной профессиональной деятельности за вычетом расходов, связанных с их извлечением.
Для индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, объектом налогообложения является валовая выручка. Налоговая база определяется как сумма доходов, полученных налогоплательщиками за налоговый период, за вычетом расходов, связанных с их извлечением. Состав расходов, принимаемых к вычету, определяется в порядке, аналогичном порядку определения состава затрат, установленных для плательщиков налога на прибыль соответствующими статьями гл. 25 НК РФ.
Истцом представлена справка, выданная ИФНС по городу Мурманску, из которой следует, что в период с *** по *** год он занимался предпринимательской деятельностью. В указанный период имел доход от предпринимательской деятельности: в *** году - 941 703 руб., *** г - 25 568 983 руб., *** г -34 860 руб., *** г - 64563 руб, *** г. - расходы превысили полученный доход, *** г - 36 062,71 руб. *** г - 88 001,73 руб. (л.д. 14). Истцом также представлены две квитанции, в которых указан получатель платежа МГО УФК ИМНС РФ по г. Мурманску от *** на сумму 480 рублей и от *** на сумму 1176,76 рублей, без указания периодов, за которые уплачены платежи (л.д. 15).
В соответствии с Законами № 207 ФЗ от 21.12.1995 г., №26 ФЗ от 05.02.1997 г., № 9 ФЗ от 08.01.1998 г., № 197 -ФЗ от 04.01 1999 г., в указанные периоды законом были установлены страховые взносы, подлежащие самостоятельной оплате индивидуальными предпринимателями в Пенсионный Фонд РФ в размерах : в 1996 году- 5% от полученного дохода, в 1997,1998 году -20,6% дохода, в 1999,2000 году -20,6% дохода, за вычетом расходов.
Никаких доказательств тому, что истцом были произведены выплаты в Пенсионный фонд в установленных указанными законами размерах, истцом суду не представлено. Каких-либо документов, подтверждающих уплату страховых взносов, из ИФНС суду не представлено, ввиду отсутствия сведений.
Для индивидуальных предпринимателей, работавших до ***, периоды работы устанавливаются по справкам налоговых органов об уплате индивидуальными предпринимателями страховых взносов с доходов, получаемых от индивидуальной трудовой деятельности.
Для индивидуальных предпринимателей, уплачивающих налог на доход, периоды работы устанавливаются по справкам об уплате страховых взносов с полученных доходов, выдаваемых территориальными органами ПФР на основании справок налоговых органов о доходах.
Для индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, (согласно выданной истцу справке по такой системе он работал в *** годах) подтверждениями общего трудового стажа в целях конвертации пенсионных прав застрахованных лиц являются справки об уплате страховых взносов с полученных доходов, выдаваемые территориальными органами ПФР на основании справок налоговых органов о доходах.
Периоды работы после регистрации в системе обязательного пенсионного страхования подтверждаются сведениями индивидуального (персонифицированного) учета.
В соответствии с письмом Пенсионного Фонда РФ №*** от *** выдача справок об уплате страховых взносов в ПРФ за *** и *** годы плательщикам, не осуществившим платежи за указанный период, не производилась. Плательщикам, которым был осуществлен зачет страховых взносов, выдача справок производилась.
В соответствии с п. 4 ст. 30 Закона о трудовых пенсиях в целях оценки пенсионных прав застрахованных лиц под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 г., в том числе периоды индивидуальной трудовой деятельности (подп. 1 п. 4 ст. 30).
В соответствии с п.1 статьи 10 Закона «О трудовых пенсиях в РФ», в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части первой статьи 3 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 24.07.2002 N 555 были утверждены Правила подсчета и подтверждения для страхового стажа для установления трудовых пенсий. В соответствии с пунктом 4 «Правил...», при подсчете страхового стажа подтверждаются: периоды работы и (или) иной деятельности и иные периоды до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования" (далее именуется - до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица) - документами, выдаваемыми работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами;
В силу п.5 Правил, к уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование при применении настоящих Правил приравнивается уплата взносов на государственное социальное страхование до 1 января 1991 г., единого социального налога (взноса) и единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности.
Уплата указанных платежей подтверждается следующими документами:
взносов на государственное социальное страхование за период до *** г. - документами финансовых органов или справками архивных учреждений;
страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за период до *** г. и после *** г. - документами территориальных органов Пенсионного фонда Российской Федерации;
единого социального налога (взноса) за период с *** по *** г. - документами территориальных налоговых органов;
единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности - свидетельством, выданным территориальными налоговыми органами.
Застрахованные лица, освобожденные в соответствии с законодательством Российской Федерации от уплаты взносов на государственное социальное страхование до 1 января 1991 г., единого социального налога (взноса), единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности и страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (далее именуются - обязательные платежи), в случае, когда настоящими Правилами предусматривается представление документа об обязательных платежах, вместо этого документа представляют документ об освобождении их от уплаты соответствующих видов обязательных платежей (с указанием периода освобождения), выдаваемый теми же органами (учреждениями) и в том же порядке, который установлен для выдачи документа об уплате обязательных платежей.
Таким образом, для подтверждения уплаты страховых платежей, истец должен был предоставить за период до *** г. и после *** г. - документы территориальных органов Пенсионного фонда Российской Федерации;
единого социального налога (взноса) за период с *** по *** г. - документы территориальных налоговых органов;
Оценив исследованные доказательства, суд приходит к выводу, что истцом не представлено доказательств уплата страховых взносов в установленном законом размере в Пенсионный Фонд РФ, оснований для включения в страховой стаж периодов его работы индивидуальным предпринимателем с *** года по *** год и пересчете трудовой пенсии по старости с учетом индексации, не имеется. При таких обстоятельствах исковые требования удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 193-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований Кривошеева В.В. к Государственному учреждению Управление пенсионного фонда РФ в Первомайском округе г. Мурманска о включении периодов работы с *** по *** годы включительно в страховой стаж и перерасчете назначенной с *** года трудовой пенсии по старости с учетом индексации отказать.
Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Первомайский районный суд г. Мурманска в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Решение суда может быть обжаловано в суд надзорной инстанции в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу при условии, что сторонами были исчерпаны иные установленные ГПК РФ способы обжалования решения до дня его вступления в законную силу.
Судья подпись Г.И.Рамазанова