о признании права на приватизацию ж/п



Дело № 2-301/11

Решение в окончательной форме изготовлено 15 февраля 2011 года

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

город Мурманск 10 февраля 2011 года

Первомайский районный суд города Мурманска в составе председательствующего судьи Никитиной Т.Ф.,

при секретаре Мелковской А.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Савченко Н.И. к Комитету имущественных отношений города Мурманска о признании права на приватизацию жилого помещения и о понуждении к заключению договора на бесплатную передачу в жилого помещения собственность,

У С Т А Н О В И Л:

Савченко Н.И. обратился в суд с иском к Комитету имущественных отношений города Мурманска о признании права на приватизацию жилого помещения и о понуждении к заключению договора на бесплатную передачу в собственность жилого помещения. В обоснование заявленных требований истец указал, что является нанимателем комнаты Адрес***. Данным жилым помещением пользуется с *** и несет бремя содержания оплаты жилья и коммунальных услуг в полном объеме и своевременно. Согласно справке МТПО ГУПТИ по Мурманской области истец иного жилого помещения в собственности не имеет, в приватизации не участвовал. В *** года он обращался в Комитет имущественных отношений г. Мурманска с просьбой заключить с ним договор на бесплатную передачу занимаемого жилого помещения в собственность, в чем ему отказано. Отказ мотивирован тем, что спорное жилое помещение находится в общежитии и приватизации не подлежит. Считает отказ незаконным и нарушающим его права, так как в силу закона общежития, которые принадлежали государственным или муниципальным предприятиям, учреждениям и были переданы в ведение органов местного самоуправления, утрачивают статус общежитий и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма. Следовательно, истец вправе приобрести спорное жилое помещение в собственность и просит обязать ответчика заключить с ним договор на бесплатную передачу в собственность в порядке приватизации занимаемое им жилое помещение.

Истец Савченко Н.И. в судебном заседании поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в иске.

Представитель ответчика Комитета имущественных отношений г.Мурманска в судебное заседание не явился, о времени месте рассмотрения дела извещался надлежащим образом, отзыв на иск не представил, об отложении судебного заседания не ходатайствовал.

Представитель третьего лица Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Мурманской области (далее - Управление) в судебное заседание не явился, представил отзыв, из которого следует, что Управление не возражает против удовлетворения исковых требований /л.д.44-47/.

Определением Первомайского районного суда г.Мурманска от *** к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены МТПО ГУПТИ Мурманской области и Комитет по развитию городского хозяйства администрации г. Мурманска /л.д.20/.

Представитель МТПО ГУПТИ Мурманской области в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении данного дела в его отсутствие. В отзыве обращает внимание, что дом Адрес*** состоит на государственном техническом учете как общежитие, собственник данного объекта капитального строительства до настоящего времени не изменил его функциональное назначение и цели использования /л.д.22/.

Представитель Комитета по развитию городского хозяйства администрации г.Мурманска в судебное заседание не явился, представил отзыв, из которого следует, что дом Адрес*** входит в состав муниципальной казны города Мурманска и используется под общежитие /л.д.30-32/.

Принимая во внимание, что ответчик и третьи лица о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, суд считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении иска.

Согласно ст.10 Жилищного кодекса РФ (далее - ЖК РФ) жилищные права граждан возникают не иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены законом.

В соответствии с ч.1 ст.217 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.

В силу ст.2 Закона «О приватизации жилищного фонда в РФ» (далее - Закон о приватизации) граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Вместе с тем, в силу ст.4 Закона о приватизации не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в общежитиях.

В соответствии со ст.5 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" (далее - вводный Закон) к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом. Вопрос о том, является ли конкретное жилое помещение специализированным, решается, в силу ст.5 вводного Закона, исходя из положений законодательства, действовавшего на момент предоставления о жилого помещения.

В силу ст.7 вводного Закона к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма.

В судебном заседании установлено, что Савченко Н.И. на основании договора найма жилого помещения Адрес*** от *** предоставлена для временного проживания комната Адрес*** /л.д.7, 12-13/. Согласно справке МБУ «***» от *** Савченко Н.И. с *** зарегистрирован и проживает в спорном жилом помещении на условиях найма специализированного жилого помещения /л.д.16/. По информации МТПО ГУПТИ по *** области, Комитета имущественных отношений, Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Мурманской области истец жилого помещения в собственности не имеет, в приватизации не участвовал /л.д.5, 10, 14/.

В *** года истец обратился с заявлением о заключении с ним договора на бесплатную передачу в собственность занимаемого жилого помещения, в чем ему отказано. Отказ мотивирован тем, что спорное жилое помещение находится в общежитии и приватизации не подлежит /л.д.6/.

Заявляя исковые требования, истец ссылается на положения ст.7 вводного Закона, позволяющие гражданам, проживающим в жилых помещениях, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий и были переданы в ведение органов местного самоуправления, применить нормы Жилищного кодекса РФ о договоре социального найма.

Однако ссылка истца на ст.7 вводного Закона в обоснование исковых требований в данном случае несостоятельна в связи со следующим.

Из материалов дела следует, что решением исполкома Мурманского городского совета народных депутатов №*** от ***. здание общежития, расположенное по адресу: Адрес***, введено в эксплуатацию для дежурного персонала спецавтохозяйства /л.д.35/.

Согласно Выписке из реестра муниципальной собственности г.Мурманска объект недвижимости, расположенный по адресу: Адрес***, внесен в перечень объектов недвижимого имущества (жилищного фонда), относящихся к муниципальной собственности города Мурманска, как жилое помещение в общежитии и входит в состав муниципальной казны города Мурманска на основании решения Мурманского городского Совета от *** №*** /л.д.11/. С *** года статус общежития не изменялся.

По сведениям МТПО ГУПТИ Мурманской области объект капитального строительства - здание по адресу: Адрес***, является общежитием. Документы об изменении функционального назначения и целей использования здания данного общежития отсутствуют. По результатам технической инвентаризации составлен технический паспорт на данное здание как на общежитие, где подсчет площадей осуществлялся в соответствии с требованиями подсчета площадей, установленных для общежитий. Функциональное назначение и цели использования здания данного общежития не изменялись. Таким образом, по данным архива ГУПТИ Мурманской области жилое помещение Адрес*** является жилым помещением в общежитии.

Согласно ст.99 ЖК РФ основанием заключения договора найма специализированного жилого помещения, дающего право на вселение и проживание в жилом помещении, является решение собственника такого жилого помещения или действующего от его имени уполномоченного органа о предоставлении гражданину, не обеспеченному жилым помещением в соответствующем населенном пункте, специализированного жилого помещения. Типовые договоры найма специализированных жилых помещений утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 января 2006 г. № 42.

Согласно п.1 Постановления администрации города Мурманска от 12.05.2006 № 668 председатель комитета по развитию городского хозяйства администрации города Мурманска назначен уполномоченным лицом по заключению договоров найма специализированных жилых помещений маневренного фонда, муниципальных общежитий. Кроме того, пунктом 2 названного Постановления определено, что основанием для заключения договоров найма специализированных жилых помещений маневренного фонда, муниципальных общежитий является решение главы муниципального образования, председателя Комитета по развитию городского хозяйства администрации города Мурманска /л.д.69/.

Из договора найма жилого помещения, заключенного между Савченко Н.И. и Комитетом по развитию городского хозяйства администрации города Мурманска, следует, что спорное жилое помещение в общежитии предоставлено истцу в *** году с постоянной регистрацией по комнате в связи с его личным обращением от *** №*** /л.д.12-13/. Основанием для регистрации истца согласно информации, предоставленной заместителем председателя Комитета по развитию городского хозяйства, является договор найма специализированного жилого помещения на жилую площадь в общежитии /л.д.71/.

Таким образом, установленные в судебном заседании обстоятельства и представленные суду письменные документы свидетельствуют о том, что спорное жилое помещение на момент его предоставления истцу являлась жилой комнатой в общежитии, входило в состав муниципальной казны и относилось к муниципальной собственности города Мурманска. Комната в общежитии истцу предоставлена уполномоченным органом местного самоуправления, в порядке и по основаниям, предусмотренным для специализированного жилищного фонда. Статус занимаемого истцом жилого помещения, как комнаты в общежитии, после вселения и до настоящего времени не изменился.

При таком положении суд не вправе применить при разрешении данного спора ст.7 вводного Закона, поскольку оснований считать, что Савченко Н.И. проживает в спорном жилом помещении на условиях договора социального найма, не имеется. Следовательно, требование истца о приватизации спорного жилого помещения противоречит ст.ст.2, 4 Закона о приватизации. Следовательно, отказ Комитета имущественных отношений города Мурманска в заключении с истцом договора на бесплатную передачу в собственность спорного жилого помещения следует признать правомерным, а заявленные истцом требования необоснованными и не подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении исковых требований Савченко Н.И. к Комитету имущественных отношений города Мурманска о признании права на приватизацию жилого помещения и о понуждении к заключению договора на бесплатную передачу в жилого помещения собственность - отказать.

Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Первомайский районный суд города Мурманска в течение 10 дней, с момента изготовления решения в окончательной форме.

Решение может быть обжаловано в суд надзорной инстанции в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу при условии, что заинтересованными лицами были исчерпаны иные способы обжалования решения до дня его вступления в законную силу.

Председательствующий судья подпись Т.Ф.Никитина