об устранении нарушений природоохранного законодательства



Дело № 2-742/11 решение составлено 16.03.2011 г.

Р Е Ш Е Н И ЕИменем Российской Федерации

14 марта 2011 года

Первомайский районный суд города Мурманска

в составе: председательствующего судьи Андреевой И.С.,

при секретаре Лихачевой А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Мурманского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к ОАО «***» об устранении нарушений природоохранного законодательства,

У С Т А Н О В И Л:

Мурманский межрайонный природоохранный прокурор в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к ОАО «***» об устранении нарушений природоохранного законодательства. В обоснование требований указал, что в ходе проведенной проверки установлены нарушения ответчиком требований действующего законодательства в области охраны окружающей среды, допускаемые ОАО «***». В ходе проверки установлено, что три контейнера для сбора твердых бытовых и пищевых отходов у дома Адрес*** не имеют ограждения, располагаются на грунте, площадка для сбора крупногабаритного мусора отсутствует. Контейнерная площадка для сбора твердых бытовых и пищевых отходов, состоящая из двух контейнеров, расположенная у дома Адрес*** и относящаяся к дому Адрес***, не имеет ограждения, площадка для сбора крупногабаритного мусора у дома Адрес*** отсутствует. У дома Адрес*** площадка для сбора крупногабаритного мусора отсутствует. Контейнерная площадка для сбора твердых бытовых и пищевых отходов состоящая из двух контейнеров, у дома Адрес*** не обустроена, не имеет ограждения, контейнеры располагаются на грунте. Контейнерная площадка для сбора твердых бытовых и пищевых отходов, состоящая из трех контейнеров, у дома Адрес*** не обустроена, не имеет ограждения. Площадка для сбора крупногабаритного мусора отсутствует. Отсутствие площадок для сбора крупногабаритного мусора возле названных многоквартирных домов приводит к захламлению дворовых территорий, земельных участков. Отсутствие ограждений и нахождение контейнеров на земельных участках приводит к разносу мусора за пределы контейнерной площадки, а так же попаданию отходов на почву, чем на нее оказывается негативное воздействие. Просит суд обязать ОАО «***» в срок до *** в соответствиями с требованиями Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя от 27.09.2003 г. № 170, произвести следующие действия:

- отвести и оборудовать площадки для сбора крупногабаритного мусора вблизи контейнерной площадки у дома Адрес***, вблизи двух контейнерных площадок у дома Адрес***, вблизи контейнерной площадки у дома Адрес***;

-контейнерную площадку у дома Адрес***, две контейнерные площадки у дома Адрес***, а так же контейнерную площадку у дома Адрес*** оборудовать ограждением, препятствующим разносу мусора за пределы площадки;

- оборудовать бетонированные площадки под размещение трех мусорных контейнеров у дома Адрес***, двух мусорных контейнеров у дома Адрес***.

Представитель истца Шомполова А.В. в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме, дала пояснения аналогичные описательной части.

Представитель ответчика ОАО «***» Бровкова С.Г. в судебном заседании с исковыми требованиями не согласилась, представила письменный отзыв, в котором указала, что ОАО «***» является управляющей организацией, осуществляющей обслуживание и содержание общего имущества многоквартирных домов по адресам: Адрес*** на основании решения общего собрания собственников помещений данных многоквартирных домов. На общих собраниях собственников помещений в вышеуказанных многоквартирных домах также был утвержден договор управления многоквартирным домом с приложениями. Согласно приложению №*** к договору управления предусмотрено, что в перечень работ относящихся к текущему ремонту общего имущества входит, относительно внешнего благоустройства, ремонт и восстановление. Однако, в данном случае требуется выполнить работы капитального характера по ремонту общего имущества в многоквартирном доме, так как необходимо оборудовать площадки для сбора крупногабаритного мусора, оборудовать контейнерные площадки ограждением, оборудовать бетонированные площадки под размещение мусорных контейнеров. Кроме того, согласно п. 3 приложения №*** к Правилам и нормам технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 г. №170 благоустройство дворовых территорий относится к работам, производимых при капитальном ремонте жилищного фонда. В соответствии с п.п.2 п.1 ст. 154 ЖК РФ капитальный ремонт общего имущества производится за счет собственника жилищного фонда. Согласно ст. 44, 158 ЖК РФ вопрос о капитальном ремонте, а так же порядок финансирования ремонта решается на общем собрании собственников помещений с учетом предложений управляющей компании. На основании изложенного, просит суд отказать в удовлетворении исковых требований Мурманского межрайонного природоохранного прокурора в полном объеме.

Представитель третьего лица Комитет промышленного развития, экологии и природопользования Мурманской области Сенник Е.В. в судебное заседание не явилась, полностью подержала требования Мурманского межрайонного природоохранного прокурора, просила суд их удовлетворить.

Выслушав мнения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Предметом договоров управления многоквартирными домами от *** №***, от *** №***, от *** №***, от *** №***, заключенных между ОАО «***» с собственниками многоквартирных домов, а также с администрацией муниципального образования г. Мурманска является - обеспечение ОАО «***» благоприятных и безопасных условий проживания граждан и надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме и предоставление коммунальных услуг собственникам помещения в многоквартирном доме.

Согласно п. *** указанных договоров ОАО «***» обязано обеспечивать надлежащее санитарное содержание подъездов, тамбуров, лестничных клеток, кабин лифтов и других мест общего пользования многоквартирного дома, а также придомовой территории.

В приложении №*** к договору на управление многоквартирным домом №*** по Адрес*** от *** №***, к договору на управление многоквартирным домом №*** по Адрес*** от *** №***, к договору на управление многоквартирным домом №*** по Адрес*** от *** №***, к договору на управление многоквартирным домом №*** по Адрес*** указано, что к общему имуществу указанных многоквартирных домов относится, в том числе контейнерная площадка, придомовая территория.

Приложением №*** к рассматриваемым договорам предусмотрено, что в перечень услуг и работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме уборка и очистка придомовой территории, установка необходимых ограждений, ремонт и восстановление ограждений и оборудования площадок для контейнеров мусоросборников.

К перечню работ, оказываемых управляющей компанией относится, в том числе уборка контейнерных площадок, вывоз крупногабаритного мусора, вывоз твердых бытовых отходов.

В силу ст.ст. 9, 42, 58 Конституции Российской Федерации, ст. 11 Закона РФ от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации. Данное право обеспечивается в первую очередь выполнением требований природоохранного законодательства, соблюдением установленных нормативов качества окружающей среды.

Статьей 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды» предусмотрено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, транспортировке и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасны.

Согласно ст. 11 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека.

В силу ст. 13 указанного Федерального закона территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и другими требованиями.

Согласно ст. 36 Жилищного кодекса РФ в состав имущества многоквартирного дома входит земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства и иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома объекты, расположенные на указанном земельном участке.

В соответствии с пунктом 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491 (далее - Правила № 491), общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в состоянии, обеспечивающем безопасность для жизни и здоровья граждан.

В пункте 11 Правил № 491, указано, что содержание общего имущества включает в себя уборку и санитарно-гигиеническую очистку помещений общего пользования, а также земельного участка, входящего в состав общего имущества, сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов.

Согласно п. 1.8 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя от 27.09.2003 № 170 (далее -Правила) техническая эксплуатация жилищного фонда включает в себя: управление жилищным фондом, техническое обслуживание и ремонт строительных конструкций и инженерных систем зданий, санитарное содержание (уборка мест общего пользования, уборка мест придомовой территории).

В соответствии с п. 3.7.1 Правил организации по обслуживанию жилищного фонда обязаны обеспечивать установку на обслуживаемой территории сборников для твердых отходов, своевременную уборку территории и систематическое наблюдение за ее санитарным состоянием; организацию вывоза отходов и контроль за выполнением графика удаления отходов, свободный подъезд и освещение около площадок под установку контейнеров и мусоросборников, содержание в исправном состоянии контейнеров и мусоросборников для отходов без переполнения и загрязнения территории; проведение среди населения широкой разъяснительной работы по организации уборки территории.

Пункт 3.7.4 Правил предусматривает, что мусоросборники всех типов должны устанавливаться на бетонированной или асфальтированной площадке, как правило, с ограждением из стандартных железобетонных изделий или других материалов с посадкой вокруг площадки кустарниковых насаждений.

В силу п. 3.7.15 Правил крупногабаритные отходы: старая мебель, велосипеды, остатки от текущего ремонта квартир и т.п. - должны собираться на специально отведенных площадках или в бункеры-накопители и по заявкам организаций по обслуживанию жилищного фонда вывозиться мусоровозами для крупногабаритных отходов или обычным грузовым транспортом.

В соответствии с п. 1.2 Санитарных правил «Содержание территорий населенных мест», утвержденных Главным государственным санитарным врачом СССР от 5 августа 1988 г. N 4690-88 (СанПиН 42-128-4690-88) система санитарной очистки и уборки территорий населенных мест должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление, надежное обезвреживание и экономически целесообразную утилизацию бытовых отходов (хозяйственно-бытовых, в том числе пищевых отходов из жилых и общественных зданий, скапливающихся на территории населенного пункта.

Согласно п.п. 5.8 Положения о порядке обращения с отходами производства и потребления на территории муниципального образования г. Мурманск, утвержденного решением Совета депутатов г. Мурманска от 03.10.2007 N 40-488 площадки для размещения сборников отходов (контейнерные площадки) должны иметь усовершенствованное покрытие, быть удобными для подъезда специального автотранспорта, производства погрузочно-разгрузочных работ и должны соответствовать требованиям Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 170.

Пунктом 5.10 указанного Положения предусмотрено, что крупногабаритные отходы (упаковочные материалы, предметы домашнего обихода: бытовая техника, сантехническое оборудование, мебель, металлические и деревянные конструкции, отходы от текущего ремонта жилых помещений) собираются на специальных площадках, расположенных, как правило, вблизи контейнерных площадок.

Как установлено в судебном заседании, в ходе проверки соблюдения природоохранного законодательства Мурманской межрайонной природоохранной прокуратурой выявлены многочисленные нарушения требований действующего законодательства в области охраны окружающей среды ОАО «***». Три контейнера для сбора твердых бытовых и пищевых отходов у дома Адрес*** не имеют ограждения, располагаются на грунте, площадка для сбора крупногабаритного мусора отсутствует. Контейнерная площадка для сбора твердых бытовых и пищевых отходов, состоящая из двух контейнеров, расположенная у дома Адрес*** и относящаяся к дому Адрес***, не имеет ограждения, площадка для сбора крупногабаритного мусора у дома Адрес*** отсутствует. У дома Адрес*** площадка для сбора крупногабаритного мусора отсутствует. Контейнерная площадка для сбора твердых бытовых и пищевых отходов состоящая из двух контейнеров, у дома Адрес*** не обустроена, не имеет ограждения, контейнеры располагаются на грунте. Контейнерная площадка для сбора твердых бытовых и пищевых отходов, состоящая из трех контейнеров, у дома Адрес*** не обустроена, не имеет ограждения. Площадка для сбора крупногабаритного мусора отсутствует. Отсутствие площадок для сбора крупногабаритного мусора возле названных многоквартирных домов приводит к захламлению дворовых территорий, земельных участков. Отсутствие ограждений и нахождение контейнеров на земельных участках приводит к разносу мусора за пределы контейнерной площадки, а так же попаданию отходов на почву, чем на нее оказывается негативное воздействие. Все вышеуказанные сведения, подтверждаются актом проверки соблюдения требований природоохранного законодательства от *** г., объяснением генерального директора ОАО «***» Ивановым В.Н. от ***

В силу статей 56 Гражданского процессуального кодекса РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Доводы представителя Ответчика ОАО «***» о том, что фактически требования истца заключаются в выполнении работ капитального характера по ремонту общего имущества в многоквартирном доме, а в соответствии с п.п.2 п.1 ст. 154 ЖК РФ капитальный ремонт общего имущества производится за счет собственника жилищного фонда, по мнению суда, не состоятельны и не могут быть приняты во внимание, поскольку противоречат установленным по делу обстоятельствам.

Так, из пунктов 13,15 Приложения №*** к Договору управления многоквартирным домом (л.д.28) следует, что в перечень работ, относящихся к текущему ремонту общего имущества относится внешнее благоустройство - ремонт и восстановление разрушенных участков тротуаров, проездов, дорожек…хозяйственных площадок, площадок и навесов для контейнеров-мусоросборников.

Представителем Ответчика не представлены, а в судебном заседании не добыты доказательства того, что восстановление ограждений и оборудования площадок для контейнеров мусоросборников относится к капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, и что ими надлежащим образом соблюдаются требования природоохранного законодательства.

Каких-либо других доказательств, опровергающих изложенные выше обстоятельства, суду не представлено.

Таким образом, суд считает, что нарушение ответчиком ОАО «***» природоохранного законодательства создает опасность причинения вреда окружающей среде и здоровью населения, что приводит к нарушению прав неопределенного круга лиц - жителей г. Мурманска и Мурманской области на защиту их жизни и здоровья, благоприятную окружающую среду, гарантированных статьями Конституции Российской Федерации

При таких обстоятельствах, суд полагает, требования представителя истца подлежат удовлетворению.

Учитывая, что истец при подаче искового заявления в соответствии со ст. 333.36 НК РФ освобожден от уплаты государственной пошлины, ее в силу п. 1 ст. 103 ГПК РФ необходимо взыскать с ответчика.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194, 197-199 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л :

Исковые требования Мурманского межрайонного природоохранного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к ОАО «***» об устранении нарушений природоохранного законодательства - удовлетворить.

Обязать ОАО «***» в срок до *** в соответствии с требованиями Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, произвести следующие действия: отвести и оборудовать площадки для сбора крупногабаритного мусора вблизи контейнерной площадки у домов Адрес*** и оборудовать бетонированные площадки под размещение трех мусорных контейнеров у дома Адрес*** и двух контейнеров у дома Адрес***.

Взыскать с ОАО «***» государственную пошлину в доход государства в сумме 2000 (две тысячи) рублей.

Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Первомайский районный суд г.Мурманска в течение 10-ти дней.

Судебные постановления могут быть обжалованы в суд надзорной инстанции в течение шести месяцев со дня их вступления в законную силу при условии, что были исчерпаны иные установленные ГПК РФ способы обжалования судебного постановления до дня его вступления в законную силу.

Судья И.С.Андреева