об оспаривании действий должностных лиц УФМС РФ по МО



Дело №2-854/11

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

21 марта 2011 года город Мурманск

Первомайский районный суд г. Мурманска в составе :

председательствующего судьи Андреевой И.С.

при секретаре Лихачевой А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Таирова И.Г. об оспаривании действий должностных лиц и решения УФМС Росси по Мурманской области от ***,

УСТАНОВИЛ :

Таиров И.Г. (далее - Заявитель) обратился в суд с заявлением об оспаривании действий должностных лиц и решения УФМС Poссии Мурманской области от ***, в соответствии с которым, его заявление о принятии в гражданство Российской Федерации отклонено на основании п. «В» статьи 16 ФЗ РФ от 31.05.2002 г. №62-ФЗ. О данном решении ему стало известно из письма УФМС РФ по МО, полученного *** Как следовало из письма, причиной отказа послужило то обстоятельство, что им в пункте 15 бланка заявления о приеме в гражданство РФ и в автобиографии, что не указано то, что он проездом в Адрес*** посещал Адрес*** в течение *** дней (с *** - ***), которые были признаны «предоставлением заведомо ложных сведений». С данным решением УФМС России Мурманской области он не согласен по следующим основаниям. *** Таиров И.Г. подал заявление о приеме в гражданство РФ в соответствии с Соглашением *** об упрощенном порядке приобретения гражданства от 26.02.1999 г. так как он состоял в гражданстве *** и одновременно в гражданстве *** до *** В пункте 15 заявления им была отражена трудовая деятельность за последние *** лет, предшествующих дате обращения с заявлением (включая учебу в высших, средних, средних специальных и профессионально-технических учебных заведениях, военную службу), с указанием даты, должности, наименования предприятия, учреждения, организации, министерства (ведомства) и адреса места работы. Бланк заявления ему заполнила на компьютере женщина, которая всем иностранным гражданам оказывает такую услугу и знает требования УФМС по Мурманской области по заполнению заявлений и автобиографий. В пункте 15 бланка заявления были отражены примерные факты его занятий за последние *** лет, начиная с *** г. (по памяти). Доказательств осуществления трудовой деятельности во время посещения Адрес*** с *** по *** нет и быть не может. Посещение Адрес*** по его мнению, не является фактом «трудовой деятельности за последние *** лет». Каких либо указаний на то, что он обязан был указывать в п. 15 заявления о приеме в гражданство РФ сведения, не относящиеся к моей трудовой деятельности, решение должностного лица УФМС РФ по Мурманской области не содержит. Кроме того, к заявлению приложена автобиография. Считает неправомерными действиями должностных лиц УФМС РФ по Мурманской области требование о том, что все иностранные граждане должны отражать маршрут своего передвижения за всю свою жизнь, поскольку в противном случае в УФМС РФ по МО написанную автобиографию не примут. На основании изложенного, просит суд признать неправомерными требования должностных лиц УФМС России по Мурманской области по обязательному отражению в пункте 15 бланка заявления о приеме в гражданство Российской Федерации сведений, не являющихся трудовой деятельностью, в том числе посещения им Адрес*** с *** по ***, неправомерным требование указывать о привлечении к административной ответственности по истечении срока давности, при отсутствии такого вопроса в бланке заявления. Также просит признать Декларацию от *** несоответствующей требованиями действующего законодательства РФ и признать решение УФМС России по Мурманской области от *** по заявлению Таирова И.Г. на основании п. «В» статьи 16 ФЗ РФ от 31.05.2002 г. № 62 «О гражданстве в Российской Федерации» незаконным и отменить его.

В судебном заседании заявитель Таиров И.Г. и его представитель Волик В.И. поддержали доводы, указанные в описательной части решения, настаивали на удовлетворении заявления.

Представители заинтересованного лица Чебыкина О.С. и Малярчук А.В. в судебном заседании возражали против удовлетворения заявления, представили письменный отзыв, из которого следует, что в Российской Федерации режим пребывания иностранных граждан до получения гражданства РФ определен ФЗ №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан», вопросы гражданства РФ регулируются ФЗ № 62 от 31.05.2002 г. «О гражданстве РФ». Вопросы гражданства решаются по Соглашению *** от 28 марта 1996 г. и Соглашения ***, заключенного 26.02.1999 г. Статьей 14 ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» предусмотрен порядок приема в гражданство в упрощенном порядке. Согласно соглашению Таиров И.Г. мог обратиться с заявлением о получении гражданства РФ без получения вида на жительство, но перечисленные документы и обязательства в ст. 13 вышеуказанного закона Таировым И.Г. не были представлены. Поскольку ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» не предусматривает двойное гражданство, Таиров И.Г. обязан был написать обязательство об отказе от гражданства ***, а подпись на данном обязательстве удостоверяется нотариально (п. 15 Указа Президента РФ).

В соответствии с п. 30 Указа Президента РФ от 14.11.2002 №1325 Территориальные органы Федеральной миграционной службы проверяют соответствие заявлений, а также представляемых вместе с ними документов требованиям и условиям, предусмотренным Федеральным законом и настоящим Положением, которые необходимы и должны быть представлены лично заявителем. Заявление считается принятым к рассмотрению со дня подачи заявителем всех необходимых и надлежащим образом оформленных документов с личной подписью заявителя и датой. Ст. 16 ФЗ от 31.05.2002 года № 62 ФЗ «О гражданстве РФ» предусмотрены основания отклонения заявления о приеме в гражданство Российской Федерации, одним из которых является согласно п. «В» - использование подложных документов или сообщение о себе заведомо ложных сведений. Форма заявления установлена Указом Президента РФ от 14.11.2002 № 1325. Достоверность представленных сведений в заявлении и документах Таиров И.Г. подтвердил личной подписью. Свидетельством того, что им сообщены недостоверные сведения, являются расхождения между указанными им в документах сведениями и фактическим сведениями, полученным в результате проверки. Поскольку законодатель не указал в п.п. «в» ст. 16 Закона, недостоверность каких именно сведений (биографических данных, данных о правовом социальном статусе и других) является основанием отклонения заявления о приеме в гражданство Российской Федерации, то поводом для принятия отрицательного решения по заявлению иностранного гражданина, как считает представитель, является любое расхождение с изложенным в заявлении, предоставленными документами и фактическими обстоятельствами. В ходе проведенных проверок было установлено, что заявитель представил ложные (недостоверные) сведения о себе. Так, в п. 15 заявления, в автобиографии указано, что «с *** по *** - подсобный рабочий на стройке в Адрес***, разрешение на работу не получал», с «*** по *** - подсобный рабочий на стройке в Адрес***». Из письма УФМС Адрес*** от *** №*** следует, что Таиров И.Г. стоял на миграционном учете с *** по *** в Адрес***. Разрешение на работу не получал. Фактически же с *** по *** Таиров И.Г. находился в Адрес***, без снятия регистрационного учета в Адрес***, поэтому подсобным рабочим на стройке в Адрес*** работать не мог. Из письма УФМС России по Адрес*** №*** и по данным АС ЦБДУИГ ФМС России Таиров И.Г. в *** году был привлечен за нарушение режима пребывания в Российской Федерации по ст. 18.8 КоАП РФ с наложением штрафа. Сведений об исполнении административного наказания не имеется. Кроме того, факт предоставления недостоверных сведений Таиров И.Г. подтвердил в Декларации от ***. Таким образом, Таиров И.Г. сообщил о себе недостоверные сведения, грубо нарушал правила пребывания в Российской Федерации. На основании изложенного, представители заинтересованного лица просят суд отказать Таирову И.Г. в удовлетворении заявления.

Выслушав объяснения заявителя и представителей сторон, показания свидетелей, изучив материалы гражданского дела, суд находит заявленные требования подлежащими отклонению по следующим основаниям.

Как установлено в судебном заседании и подтверждается материалами дела, *** заявителем в УФМС России по Мурманской области представлено заявление о принятии в гражданство Российской Федерации (л.д.47-52).

Решением от *** УФМС России по Мурманской области заявление Таирова И.Г. о приеме в гражданство Российской Федерации отклонено на основании п. «в» ст. 16 ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» ввиду предоставления им заведомо ложных сведений (недостоверных) (л.д.26-27).

*** заявителю направлено уведомление об отклонении заявления о приеме в гражданство РФ на основании решения от *** (л.д.19).

В соответствии с ч. 3 ст. 35 ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» (далее - Закон) от 31.05.2002 № 62-ФЗ решения о приеме в гражданство Российской Федерации и о выходе из гражданства Российской Федерации в упрощенном порядке в соответствии со статьей 14 данного Федерального закона принимаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, и его территориальными органами.

Положениями ст. 7 ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» от *** №109-ФЗ (далее -Закон) предусмотрено, что при осуществлении миграционного учета иностранные граждане обязаны представлять достоверные сведения и осуществлять другие юридически значимые действия, установленные этим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с указанными нормативными правовыми актами иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В силу статьи 22 названного Закона решение о приобретении или прекращении гражданства Российской Федерации подлежит отмене, если будет установлено, что данное решение принималось на основании представленных заявителем подложных документов или заведомо ложных сведений. Факт использования подложных документов или сообщения заведомо ложных сведений устанавливается в судебном порядке.

Формой заявления по вопросам гражданства предусмотрена подписка заявителя о том, что в соответствии с указанной выше нормой Закона решение, принятое на основании подложных документов или недостоверных сведений, подлежит отмене. Кроме того, заявитель своей подписью подтверждает подлинность представленных документов и достоверность изложенных данных.

Из представленного суду заявления (л.д.52) видно, что данная подписка Таировым И.Г. подтверждена.

Согласно нормам ст. 14 Закона иностранные граждане и лица без гражданства, достигшие возраста восемнадцати лет и обладающие дееспособностью, вправе обратиться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке без соблюдения условий, предусмотренных пунктом "а" части первой статьи 13 настоящего Федерального закона, если указанные граждане и лица:

а) имеют хотя бы одного родителя, имеющего гражданство Российской Федерации и проживающего на территории Российской Федерации;

б) имели гражданство СССР, проживали и проживают в государствах, входивших в состав СССР, не получили гражданства этих государств и остаются в результате этого лицами без гражданства.

Из пункта «в» ст. 16 названного Закона следует, что заявления о приеме в гражданство Российской Федерации и о восстановлении в гражданстве Российской Федерации, поданные лицами, которые использовали подложные документы или сообщили заведомо ложные сведения, отклоняются.

Данная информация в установленном порядке направляется в Государственную информационную систему миграционного учета ФМС России.

Должностное лицо Федеральной миграционной службы РФ в целях выявления оснований отклонения заявлений о приеме в гражданство Российской Федерации в общем порядке и восстановлении в гражданстве Российской Федерации запрашивает заключение территориального органа Федеральной службы безопасности России и проводит проверки:

а) по учетам ФМС России и территориальных органов для выявления следующих оснований отклонения заявления о приеме в гражданство или восстановления в гражданстве, предусмотренных п. "б" и "в" ст. 16 Закона о гражданстве в случае если граждане использовали подложные документы или сообщили заведомо ложные сведения...

Кроме того, должностное лицо в соответствии с Административным Регламентом исполнения федеральной миграционной службой государственной функции по осуществлению полномочий в сфере реализации законодательства о гражданстве Российской Федерации (в ред. Приказа ФМС РФ от 29.04.2010 N 102) (далее - Регламент) по результатам проведенных проверок и согласований изучает обстоятельства, с которыми Закон о гражданстве связывает прием в гражданство в общем порядке или восстановление в гражданстве Российской Федерации, и представленные в подтверждение этих обстоятельств документы, после чего оформляет заключение установленного образца.

В ходе судебного разбирательства установлено, что в пункте 15 заявления о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке Таиров И.Г. указал, что с *** года по *** года проживал и работал в Адрес***.

Доводы заинтересованного лица о том, что данные сведения являются недостоверными и послужили основанием для вынесения обжалуемого решения УФМС России по Мурманской области от ***, по мнению суда, обоснованы, поскольку подтверждены представленным сообщением Управления федеральной миграционной службы Адрес*** (л.д.38), из которого следует, что в период с *** по *** Таиров И.Г., *** г.р. состоял на миграционном учете в Адрес***.

Факт предоставления недостоверных сведений подтвержден и самим Заявителем, о чем свидетельствует подписанная им декларация (заявление) от *** (л.д. 33).

Кроме того, по учетам УФМС России Адрес*** имеются сведения о назначении Таирову И.Г.

административного наказания *** в соответствии с пунктом 8 ст. 18 КоАП РФ с наложением штрафа.

По мнению суда, официальные документы, представляемые для приобретения или прекращения гражданства РФ, должны быть составлены надлежащим образом, поскольку положения ст.22 ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» охватывают случаи не только использования лицом подложных документов, но и указания им не соответствующих действительности сведений.

Принимая во внимание то обстоятельств, что в ходе проведения проверки Территориальным органом Федеральной миграционной службы установлен факт предоставления Таировым И.Г. недостоверных сведений и с учетом приведенных правовых норм действующего законодательства, суд считает, что его заявление было отклонено правомерно.

Исходя из положений статьи 258 ГПК РФ, суд удовлетворяет заявление об оспаривании действия органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое действие нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.

Таким образом, в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании действий должностного лица, входят проверка соответствия оспариваемого действия закону или иному нормативному правовому акту и проверка факта нарушения оспариваемым действием прав и законных интересов заявителя.

Анализируя собранные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу, что оспариваемые Заявителем действия должностным лицом территориального органа выполнены в соответствии с законом и в пределах своих полномочий, в связи с чем суд приходит к выводу об отсутствии предусмотренных ст. 258 ГПК РФ оснований, необходимых для признания оспариваемых действий УФМС России по Мурманской области незаконными.

Доводы представителя Заявителя о том, что сотрудники УФМС заставляли Таирова И.Г. подписывать не предусмотренные законом документы, суд считает не состоятельными, поскольку доказательств тому не представлено, судом не добыто.

В силу статьи 39 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации" решение полномочного органа, ведающего делами о гражданстве Российской Федерации, об отклонении заявления по вопросам гражданства Российской Федерации может быть обжаловано в суд, который, оценивая законность данного решения, устанавливает наличие оснований для отклонения заявления.

С учетом обстоятельств, установленных в судебном заседании, суд приходит к выводу, что законность решения об отклонении заявления Таирова И.Г. о приеме в гражданство Российской Федерации подтверждена соответствующими документами, на основании которых установлен факт сообщения заявителем заведомо ложных сведений, что является достаточным основанием для признания оспариваемых действий должностных лиц УФМС России по Мурманской области законными. Оснований для удовлетворения рассматриваемого заявления, не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198, ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявления Таирова И.Г. о признании незаконными действий должностных лиц Управления Федеральной миграционной службы России по Мурманской области и решения Управления Федеральной миграционной службы РФ по МО от *** незаконным - отказать.

Разъяснить, что решение суда может быть обжаловано в суд надзорной инстанции в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу при условии, что были исчерпаны иные, установленные ГПК РФ способы обжалования судебного решения до дня его вступления в законную силу

В случае, если лица, участвующие в деле, не воспользуются своим правом на кассационное обжалование решения суда, они не вправе в дальнейшем обращаться с жалобой в порядке надзора в вышестоящий суд.

Решение суда может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Первомайский районный суд г. Мурманска в течение 10 дней со дня его изготовления в окончательной форме.

Судья: И.С.Андреева