о взыскании компенсации за работу во вредных условиях и компенсации морального вреда



Дело № 2- 517/2011

Мотивированное решение изготовлено 13 апреля 2011 года.

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

06 апреля 2011 года г. Мурманск

Первомайский районный суд г. Мурманска в составе:

Председательствующего судьи Канцеровой Т.В.

при секретаре Руденко Ю.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Степановой В.А. к Войсковой части №***, ФГУ «***» о взыскании компенсации за работу во вредных условиях и компенсации морального вреда,

у с т а н о в и л:

Степанова В.А. обратилась к ответчикам с вышеуказанными требованиями, ссылаясь в их обоснование на то, что работала в войсковой части №*** в должности оператора на отстойнике очистных канализационных станций водоканализационного хозяйства с *** по *** Ей полагалась компенсация за работу во вредных условиях, однако поскольку работодатель не проводил аттестацию рабочих мест, данная компенсация начислялась, но не выплачивалась. По решению *** городского суда Мурманской области от *** на войсковую часть №*** была возложена обязанность провести аттестацию рабочих мест по условиям труда работников, данное решение войсковой частью исполнено не было. За счет работников войсковой части №*** *** аттестация была проведена. В *** года ей была начислена компенсация за работу во вредных условиях за период с *** по *** в сумме 12 551 руб. 52 коп. Выплата компенсации до настоящего времени не произведена, в связи с чем, она просит взыскать данную задолженность с ФГУ «***» в лице войсковой части №***. Кроме того, задержкой выплаты компенсации за работу во вредных условиях ей был причинен моральный вред, который она оценивает в 3 000 руб., за составление искового заявления она заплатила 1 000 руб., указанные суммы просит взыскать с ответчиков.

Истец в судебное заседание не явилась, о месте и времени рассмотрения заявления извещена надлежащим образом, просила рассмотреть дело в свое отсутствие, на удовлетворении заявленных требований настаивает.

Представитель ответчика войсковой части №*** в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в свое отсутствие, представил отзыв на иск, из которого следует, что войсковая часть №*** не является юридическим лицом, так как не наделена финансовой самостоятельностью. Факт приема на работу и увольнения Степановой В.А. не оспаривает. Подтверждает, что аттестация рабочих мест была проведена в *** года, полагает, что с этого момента возникло право работника на начисление денежной компенсации за работу во вредных условиях труда. Имело ли место начисление денежной компенсации за работу во вредных условиях труда в период с *** по *** финансовыми органами войсковых частей №*** и №***, у которых войсковая часть №*** находилась на финансовом довольствии, пояснить не может. Дополнительно сообщает, что с *** войсковая часть №*** находится на финансовом довольствии войсковой части №*** *** - филиал ФГУ «***».

Представитель ответчика ФГУ «***» в судебное заседание не явился, о слушании дела извещен.

Определением от *** к участию в деле в качестве соответчика привлечена войсковая часть №*** /л.д. 21/.

Представитель войсковой части №*** в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен.

Определением от *** к участию в деле в качестве соответчика привлечено Федеральное Бюджетное Учреждение «***».

Представитель Федерального Бюджетного Учреждения «***» в судебное заседание не явился, представил отзыв на иск, из которого следует, что каждый работник, занятый на работах с вредными, опасными условиями труда, имеет право на компенсации, установленные законодательством, коллективным договором, соглашением, трудовым договором. Учитывая, что аттестация рабочих мест по условиям труда войсковой частью №*** не проведена, то в соответствии с абз. 13 ч.1 ст. 219 ТК РФ работодатель обязан представить указанному работнику компенсацию за работу во вредных условиях, так как главным условием для повышения должностного оклада гражданскому персоналу является выполнение работ согласно Перечню работ с тяжелыми и вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда. На основании требований п.1 постановления Правительства РФ 2008 г. №870, если истцом выполнялись требования п.50 приказа Министерства обороны РФ 2008 г. №555 по работам с тяжелыми и вредными и (или) особо тяжелыми и особо вредными условиями труда, то ему необходимо было установить доплату не менее 4 процентов должностного оклада. Дополнительно сообщили, что поскольку Управление Финансового Обеспечения Министерства обороны РФ по Мурманской области образовано в *** г., то по всем обязательствам, возникшим до *** по выплатам заработной платы, в том числе компенсации за работу во вредных условиях труда несет работодатель, т.е. командование войсковой части №***.

Изучив материалы дела, суд находит заявленные требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В силу статьи 37 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.

Одним из основных трудовых прав, закрепленных ст. 21 ТК РФ, является право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы.

В соответствии со ст. 129 ТК РФ заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

Статья 164 ТК РФ разъясняет, что компенсации - это денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных обязанностей, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

В соответствии с положениями cт.ст. 147,219 ТК РФ каждый работник имеет право на компенсации, установленные в соответствии с настоящим кодексом, коллективным договором, соглашением. Локальным нормативным актом, трудовым договором, если он занят на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда.

Выплаты за тяжелую работу, работу с вредными и опасными условиями труда, являются компенсационными в смысле, придаваемом им ст.164 ТК РФ, то есть не входят в систему оплаты труда и производятся именно определенному работнику в качестве компенсации его затрат, связанных с выполнением трудовых обязанностей. Механизм установления повышенной оплаты работников, занятых на тяжелых работах, на работах с вредными или опасными условиями труда, состоит из следующих элементов: перечень соответствующих работ, аттестация рабочих мест, определение конкретных размеров компенсационных выплат за вредные условия труда.

Как видно из материалов дела, Степанова В.А. в период с *** по *** работала в должности оператора на отстойнике очистных канализационных станций военного городка Адрес***, войсковой частью №*** с истцом *** был заключен трудовой договор (контракт) /л.д.31,32/.

Для оценки условий труда на рабочих местах применяется Постановление ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС от 17.09.1986 г. №111 и Постановления Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 03.10.1986 г. №387/22-78, которыми установлены размеры доплат к тарифной ставке (в процентах) за работы с вредными и тяжелыми условиями труда, особо вредными и особо тяжелыми условиями труда.

Постановлением Правительства РФ от 20.11.2008 N 870 «Об установлении сокращенной продолжительности рабочего времени, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, повышенной оплаты труда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда» установлено работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, по результатам аттестации рабочих мест повышение оплаты труда - не менее 4 процентов тарифной ставки (оклада), установленной для различных видов работ с нормальными условиями труда.

Оплата труда гражданского персонала в воинских частях в настоящее время осуществляется в соответствии с приказом Министерства обороны РФ 2008 г. №555. Пунктом 50 раздела III Положения о системе оплаты труда гражданского персонала бюджетных учреждений Министерства обороны Российской Федерации, осуществляющих деятельность в сфере образования, медицины, культуры, науки, спорта, туристическо-оздоровительной, редакционно-издательской, а также воинских частей и иных организаций Вооруженных Сил Российской Федерации (приложение N 2к Приказу Министра обороны Российской Федерации от 10 ноября 2008 г. N 555) установлено: «гражданскому персоналу воинских частей, занятых на работах с тяжелыми и вредными и (или) особо тяжелыми и особо вредными условиями труда (приложение N 3 к Положению), должностные оклады (тарифные ставки) повышаются: на работах с тяжелыми и вредными условиями труда - до 12 процентов».

В соответствии с п. 5.9 Коллективного договора, заключенного между командиром и работниками войсковой части №***, утвержденного общим собранием работников войсковой части №*** от *** и действующего с *** по *** работникам, занятым на работах с вредными, тяжелыми и опасными условиями труда устанавливается повышение оклада (ТК РФ ст. 147, приказ МО РФ № 555 2008 г. приложение №***). Конкретный размер доплат утверждается командиром на основании аттестации рабочих мест в соответствии с нормативными актами (Постановление Минтруда РФ от 27.05.1994 г. № 41). Указанные доплаты начисляются за время фактической занятости рабочего на таких местах.

В соответствии со ст. 209 Трудового кодекса Российской Федерации аттестация рабочих мест по условиям труда - оценка условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда. Аттестация рабочих мест по условиям труда проводится в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

В соответствии с Порядком проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденным приказом Минздравсоцразвития России от 31.08.2007 N 569, аттестации рабочих мест по условиям труда подлежат все имеющиеся в организации рабочие места (п. 1). Сроки проведения аттестации рабочих мест по условиям труда в организации устанавливаются исходя из того, что каждое рабочее место должно аттестовываться не реже одного раза в пять лет(п. 5). Вновь организованные рабочие места аттестуются после ввода их в эксплуатацию (п. 7). Для организации и проведение аттестации рабочих мест по условиям труда в организации издается приказ, в соответствии с которым создается аттестационная комиссия, определяется ее состав и, при необходимости, состав аттестационных комиссий в структурных подразделениях организации, утверждается председатель аттестационной комиссии, а также определяются сроки и графики проведения работ по аттестации рабочих мест по условиям труда (п. 9).

Согласно Руководству по организации работы по охране труда в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, на предприятиях и в организациях Министерства обороны Российской Федерации, утвержденному Приказом Министра обороны Российской Федерации от 12.09.1995 г. № 302, организация проведения аттестации рабочих мест в войсковых частях возложена на руководителей соответствующих структурных подразделений данных войсковых частей.

Решением *** городского суда от *** на войсковую часть №*** возложена обязанность провести аттестацию рабочих мест работников обслуживающих котельную №*** военного городка Адрес***.

Лицами, участвующими в деле, не оспаривалось, что аттестация рабочих мест в войсковой части №*** была проведена ***

Принимая решение об отказе в иске, суд учитывает, что компенсации за работу во вредных условиях труда устанавливаются по результатам аттестации рабочих мест и оценки условий труда на них. В связи с тем, что аттестация рабочих мест в войсковой части была проведена только ***, суд не находит оснований для возложения на ответчиков обязанности по выплате работникам компенсации за работу во вредных условиях труда за период работы с *** по ***, т.е. за время, предшествующее аттестации.

Кроме того, материалы аттестации рабочих мест по условиям труда в войсковой части №*** свидетельствуют о том, что аттестация до конца не проведена, на ряде документов отсутствуют подписи членов аттестационной комиссии, должностных лиц войсковой части, рабочие места в которой являлись объектом аттестации.

Истцом не представлено доказательств, подтверждающих, что ей производилось начисление денежных средств в сумме 12 551 руб. 52 коп. в качестве компенсации за работу во вредных условиях труда за период работы с *** по ***, т.е. до проведения аттестации, размер доплат работникам, в соответствии с условиями Коллективного договора занятым на работах с вредными, тяжелыми и опасными условиями труда утверждается командиром на основании аттестации рабочих мест.

На основании изложенного, исковые требования Степановой В.А. о взыскании компенсации за работу во вредных условиях за период работы с *** по *** в сумме 12 551 руб. 52 коп. и взыскании компенсации морального вреда, а также расходов на оплату услуг представителя подлежат отклонению.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд,

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований Степановой В.А. к Войсковой части №***, ФГУ «***», войсковой части №***, Федеральному Бюджетному Учреждению «***» о взыскании компенсации за работу во вредных условиях за период работы с *** по *** и компенсации морального вреда - отказать.

Разъяснить, что решение суда может быть обжаловано в суд надзорной инстанции в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу при условии, что были исчерпаны иные, установленные ГПК РФ способы обжалования судебного решения до дня его вступления в законную силу

В случае, если лица, участвующие в деле, не воспользуются своим правом на кассационное обжалование решения суда, они не вправе в дальнейшем обращаться с жалобой в порядке надзора в вышестоящий суд.

Решение суда может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Первомайский районный суд г. Мурманска в течение 10 дней со дня его изготовления в окончательной форме.

Судья: Т.В.Канцерова