о взыскании компенсации за ра боту во вредных условиях и компенсации морального вреда



Дело № 2-600/11

Решение в окончательной форме изготовлено 11 апреля 2011 года

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

06 апреля 2011 года

Первомайский районный суд города Мурманска

В составе

председательствующего судьи Княжеской Т.А.,

при секретаре Ляшенко А.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кондакова Е.Ю. к Войсковой части №***, ФБУ «***», ФБУ «***» о взыскании компенсации за работу во вредных условиях и компенсации морального вреда,

У С Т А Н О В И Л:

Кондаков Е.Ю. обратился в суд с иском к Войсковой части №***, Федеральному бюджетному учреждению «***» о взыскании компенсации за работу во вредных условиях и компенсации морального вреда, в обоснование которого указала, что он работал в войсковой части №*** машинистом-кочегаром котельной на угле №*** с *** по ***. Работа была связана с вредными условиями труда, но компенсация за работу во вредных условиях не выплачивалась, поскольку работодатель не проводил аттестацию рабочих мест. По иску работников, решением *** городского суда Мурманской области от *** войсковая часть №*** была обязана провести аттестацию рабочих мест работников. Вместе с тем, войсковая часть так и не проводила аттестацию и по заказу одного из работников части была проведена аттестация рабочих мест, взыскана начисленная компенсация за работу во вредных условиях, что подтверждено решением *** городского суда Мурманской области от ***. В *** года ему была начислена компенсация за работу во вредных условиях за период работы до *** в сумме 6640 рублей 64 копейки, но до настоящего времени компенсация не произведена, в том числе и в момент увольнения. Войсковая часть №*** состояла на финансовом обеспечении войсковой части №***, а в последующем ее правопреемника войсковой части №***, которые являются филиалами ФБУ «***». Просит взыскать с Федерального бюджетного учреждения «***» в свою пользу задолженность по оплате за работу во вредных условиях труда в сумме 6 640 рублей 64 копейки, компенсацию морального вреда в сумме 3 000 рублей и судебные расходы за составление искового заявления в сумме 1 000 рублей.

Определением суда от *** к участию в деле в качестве соответчика привлечено Федеральное бюджетное учреждение «***».

В судебное заседание истец Кондаков Е.Ю. не явился, просит рассмотреть дело в свое отсутствие.

Представитель ответчика - Войсковой части №*** в судебное заседание не явился, представил письменный отзыв.

Представитель ответчика ФБУ «***» в судебное заседание не явился, возражений по иску не представил.

Представитель ответчика ФБУ «***» в судебное заседание не явился, представил письменный отзыв, просит рассмотреть дело в свое отсутствие.

Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие сторон.

Изучив материалы дела, суд находит исковые требования не подлежащими удовлетворению.

Как установлено в судебном заседании на основании приказа командира войсковой части №*** №*** от *** Кондаков Е.Ю. был принят на должность машиниста-кочегара котельной №***, с тарифной ставкой соответствующей 3 группе оплаты труда в размере ***. Также истцу установлена надбавка за выслугу лет и процентная надбавка за работу в районах Крайнего Севера.

На основании приказа командира войсковой части №*** №*** от *** Кондаков Е.Ю. с *** уволен в связи с сокращением штата работников организации.

На основании части 1 и 2 статьи 219 Трудового кодекса РФ, каждый работник имеет право на компенсации, установленные в соответствии с настоящим Кодексом, коллективным договором, соглашением, локальным нормативным актом, трудовым договором, если он занят на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда.

Размеры компенсаций работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда, и условия их предоставления устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

В соответствии с п. 5.9 коллективного договора, заключенным между командиром и работниками войсковой части №*** от *** работникам, занятных на работах с вредными, тяжелыми и опасными условиями труда, устанавливается повышение оклада. Конкретный размер доплат утверждается командиром на основании аттестации рабочих мест в соответствии с нормативными актами (постановление Минтруда РФ от 27 мая 1994 года № 41). Указанные доплаты начисляются за время фактической занятости рабочего на таких местах.

В силу части 2 статьи 147 Трудового кодекса РФ минимальные размеры повышения оплаты труда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, и условия указанного повышения устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ № 870 от 20 ноября 2008 года «Об устранении сокращенной продолжительности рабочего времени, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, повышенной оплаты труда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда», повышение оплаты труда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда производится по результатам аттестации рабочих мест.

В соответствии с Постановлением Госкомтруда СССР, ВЦСПС от 03 октября 1986 года N 387/22-78 "Об утверждении Типового положения об оценке условий труда на рабочих местах и порядке применения отраслевых перечней работ, на которых могут устанавливаться доплаты рабочим за условия труда", конкретные размеры доплат за работу с тяжелыми и вредными условиями труда определяются на основе аттестации рабочих мест и оценки условий труда на них в соответствии с Типовым положением, утвержденным настоящим Постановлением.

Согласно части 12 статьи 209 Трудового кодекса РФ, под аттестацией рабочих мест по условиям труда понимается оценка условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда. Аттестация рабочих мест по условиям труда проводится в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

В силу части 2 статьи 212 Трудового кодекса РФ, проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда возложено на работодателя.

Согласно Руководству по организации работы по охране труда в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, на предприятиях и в организациях Министерства обороны РФ, утвержденному Приказом Министерства обороны РФ № 302 от 12 сентября 1995 года, организация проведения аттестации рабочих мест в войсковых частях возложена на руководителей структурных подразделений данных войсковых частей.

Решением *** городского суда Мурманской области от ***, войсковая часть №*** была обязана провести аттестацию рабочих мест работников войсковой части №***.

Аттестация рабочих мест по условиям труда в войсковой части №*** была проведена ***, по результатам которой должность истца относится к работам с вредными условиями труда.

Из приведенных положений действующего законодательства следует, что обязанность доплаты за работу во вредных условиях возникает по результатам аттестации рабочих мест. Судом установлено, что такая аттестация по месту работы истца до *** года не проводилась, что, по мнению суда, исключает обязанность ответчика производить указанные доплаты.

Кроме того, из приведенных истцом доказательств, а именно справки 2-НДФЛ и расчетного листка за *** года не следует, что начисленные суммы являлись доплатой за работу во вредных условиях.

Таким образом, суд не находит оснований для удовлетворения требований истца о взыскании компенсации за работу во вредных условиях труда.

Поскольку нарушений норм трудового законодательства не установлено, требование о компенсации морального вреда также не подлежит удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 194, 197-199 ГПК РФ, суд,

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований Кондакова Е.Ю. к Войсковой части №***, ФБУ «***», ФБУ «***» о взыскании компенсации за работу во вредных условиях и компенсации морального вреда - о т к а з а т ь.

Решение суда может быть обжаловано сторонами в Мурманский областной суд через Первомайский районный суд г. Мурманска в течение 10 дней с момента изготовления решения в окончательной форме.

Решение может быть обжаловано в суд надзорной инстанции в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу при условии, что заинтересованными лицами были исчерпаны иные способы обжалования решения до дня его вступления в законную силу.

Судья: Т.А.Княжеская