Дело № 2- 1085/11 Решение в окончательной форме изготовлено 15.04.2011 года И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И 11 апреля 2011 года город Мурманск Первомайский районный суд города Мурманска в составе председательствующего судьи Венедиктовой Н.И., при секретаре Графковой Е.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Первомайского административного округа г.Мурманска к МУЗ «***» об обязывании установить лестницы и пандусы для инвалидов колясочников, У С Т А Н О В И Л: Прокурор Первомайского административного округа города Мурманска, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к Муниципальному учреждению здравоохранения (МУЗ) «***» об обязывании обеспечения доступа для инвалидов-колясочников и других маломобильных посетителей к объекту социальной инфраструктуры, в обоснование которого указал, что в ходе проведенной *** проверки установлены нарушения требований действующего законодательства в области социальной защиты инвалидов, в части доступности общественных зданий и сооружений для инвалидов-колясочников и других маломобильных посетителей. Ответчик, ненадлежащим образом осуществлял обязанности по обеспечению условий для беспрепятственного доступа указанным категориям граждан в поликлинику. Здание поликлиники со стороны главного фасада оборудовано крыльцом, с высотой лестничного марша 1,2 метра. Лестница и крыльцо не имеют пандуса, используемого для передвижения кресла-коляски. При открытии входной двери полотно двери перекрывает расположенную перед ним площадку. На лестнице запасного входа со стороны дворовой территории оборудована металлическая конструкция (швеллер), вместе с тем она не соответствует требованиям п. 3.14 СНиП 35-01-2001. Просит суд обязать ответчика привести входную группу здания, со стороны дворовой территории на запасном входе поликлиники в соответствии с требованиями п. 3.14 СНиП 35-01-2001, оборудовав её поручнями и навесом. Представитель истца, Куликова О.В., в судебном заседании поддержала требования искового заявления в полном объеме по основаниям, указанным в заявлении. Представитель ответчика, Ткач Е.В., исковые требования признала частично. Согласна, что отмеченные нарушения имели место, однако в настоящее время лестница запасного входа оборудована поручнями. Полагает, что швеллер и является пандусом. Швеллер на момент проверки был установлен с нарушениями, поскольку его установка осуществлялась в рамках имеющихся финансовых возможностей. Полагает, что в соответствии с указанным истцом пунктом 3.14 СНиП 35-01-2001, требуется установить навес над входной площадкой, а не над пандусом, в данном случае швеллере, предназначенном для движения инвалидов. Над входной площадкой навес есть. Представитель ответчика, администрации г. Мурманска, в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен, представил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, просит рассмотреть дело по имеющимся в деле доказательствам. Выслушав пояснения сторон, изучив материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению. Согласно Уставу МУЗ «***» основным назначением и целями деятельности имеет сохранение и улучшение состояния здоровья обслуживаемого населения. Из акта проверки соблюдения требований законодательства от *** усматривается, что здание МУЗ «***» со стороны главного фасада оборудовано крыльцом, с высотой лестничного марша 1,2 метра, однако лестница и крыльцо не имеют пандуса, используемого для передвижения кресла-коляски. При открытии входной двери полотно двери перекрывает расположенную перед ним площадку. На лестнице запасного входа со стороны дворовой территории установлена металлическая конструкция (швеллер), вместе с тем она не соответствует требованиям п. 3.14 СНиП 35-01-2001, пандус не установлен. Согласно требований Федерального закона от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» государственная политика РФ сводится к обеспечению инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией РФ. Статьей 15 указанного Закона установлено, что Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям). Согласно пункту 8.1 Свода правил (СП) 31-102-99 «Требования доступности общественных зданий и сооружений для инвалидов и других маломобильных людей», утвержденных Постановлением Госстроя РФ № 73 от 29.11.1999 коммуникационные пути (входы, выходы, коридоры, галереи, лестницы и пандусы с поворотными и разворотными площадками) обеспечивающие непрерывность связей между входами, Местами обслуживания и отдыха и выхода должны быть доступны для различных категорий пользователей, безопасны для движения и отдыха в процессе движения, оборудованы для облегчения движения, получения своевременной информации, попутного отдыха или ожидания. Пунктом 20.6 Свода правил 31-102-99 установлено, что во всех помещениях, связанных с обслуживанием гостей и предоставлением различных услуг, вне зависимости от категории и типов учреждений необходимо обеспечение доступности для маломобильных лиц, в том числе инвалидов, пользующихся креслами-колясками для передвижения. Согласно п. 3.14 СНиП 35-01-2001 наружные лестницы и пандусы должны иметь поручни с учетом технических требований к опорным стационарным устройствам по ГОСТ Р 51261. Входная площадка при входах, доступных МГН, должна иметь: навес, водоотвод, а в зависимости от местных климатических условий - подогрев, что устанавливается заданием на проектирование. В судебном заседании установлено, что требования законодательства руководством МУЗ «***» не исполняются. Не созданы условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски) и другим маломобильным посетителям для беспрепятственного доступа в здание поликлиники, лестница не оборудована поручнями и навесом. По мнению суда, требования истца основаны на приведенных нормах действующего законодательства и подлежат удовлетворению. В соответствии со ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Каких-либо доказательств, которые могли бы служить основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований, суду не представлено. Доводы представителя ответчика о том, что требования СНиП 35-01-2001 предусматривают установку навеса только над входной площадкой, суд находит ошибочной и основанной на неверном толковании норм. Как установлено в ходе судебного разбирательства главный фасад поликлиники не имеет специальных конструкций, обеспечивающих доступ в здание маломобильных групп населения (инвалидов-колясочников). Такую конструкцию, швеллер, имеет запасной вход со стороны дворовой территории, и, согласно п. 3.14 данный вход для указанных категорий граждан должен быть оборудован поручнем. Из п. 3.14 следует, что навесом должна быть оборудована входная группа, к которой, по мнению суда должно быть отнесено и приспособление для передвижения к входу малоподвижных граждан. Доводы представителя ответчика о недостаточности финансирования не являются основанием к освобождению ответчика от выполнения установленной законом обязанности. Анализируя приведенные нормы действующего законодательства и установленные данные, суд приходит к выводу о том, что со стороны ответчика не обеспеченны условия инвалидам-колясочникам и другим маломобильным посетителям для беспрепятственного доступа к объекту социальной инфраструктуры - МУЗ «***», и требования об обязывании произвести соответствующие действия с целью соблюдения прав неопределенного круга лиц и возложении обязанности оборудовать поручнями и навесом входную группу здания со стороны дворовой территории на запасном выходе поликлиники подлежат удовлетворению. На основании ст. 103 ГПК РФ подлежит взысканию с ответчика госпошлина в доход государства. Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л : Исковые требования Прокурора Первомайского административного округа г. Мурманска к МУЗ «***» об обязывании установить лестницы и пандусы для инвалидов колясочников удовлетворить. Обязать МУЗ «***» в г. Мурманске привести входную группу здания, со стороны дворовой территории на запасном выходе поликлиники, расположенном по адресу: Адрес*** в части оборудования металлической конструкции на лестнице поручнями и навесом, в соответствии с требованиями п. 3.14 СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для мобильных групп населения», утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 16.07.2001 года № 73 для возможности доступа маломобильных посетителей и инвалидов-колясочников. Взыскать с МУЗ «***» госпошлину в доход государства в сумме 200 рублей. Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд в течение 10 дней с момента изготовления решения в окончательной форме. Решение может быть обжаловано в суд надзорной инстанции в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу при условии, что заинтересованными лицами были исчерпаны иные способы обжалования решения до дня его вступления в законную силу. Председательствующий Венедиктова Н.И.