Дело № 2-1119/11
Мотивированное решение составлено 10 мая 2011 года.
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
05 мая 2011 года
Первомайский районный суд города Мурманска в составе:
председательствующего судьи Науменко Н.А.
при секретаре Барановой Н.Л.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Бертс М.Д. к Управлению Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Мурманской области о взыскании компенсации неиспользованных дней отпуска и компенсации морального вреда,
у с т а н о в и л:
Истец обратилась с требованиями о взыскании компенсации неиспользованных дней отпуска в сумме 39 679,06 рублей и компенсации морального вреда в сумме 10 000 рублей, ссылаясь в обоснование требований на то, что приказом Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Мурманской области (далее - Управление) от *** она была освобождена от замещаемой должности гражданской службы в связи с сокращением должностей гражданской службы, данным приказом определена выплата компенсации неиспользованного оплачиваемого отпуска в количестве *** календарных дней и выплата компенсации неиспользованного дополнительного оплачиваемого отпуска в количестве *** календарных дней, что в общей сумме составляет *** календарных дней. Истец полагает, что ответчиком необоснованно при исчислении количества неиспользованных дней отпуска отказано в применении пункта 28 Правил об очередных и дополнительных отпусках, утвержденных постановлением НКТ СССР от 30.04.1930 № 169, с учетом положений которого подлежит компенсации *** календарных дней основного отпуска и *** календарных дней дополнительного отпуска, что в общей сумме составляет *** календарных дней.
Истец в судебном заседании заявленные требования в полном объеме поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении, указав, что в связи с нарушением ответчиком ее трудовых прав она переживала, испытывала негативные эмоции.
Представитель ответчика Цибульская И.В. в судебном заседании исковые требования не признала, подержав доводы письменного отзыва, из которого следует, что расчет спорной компенсации был произведен с учетом положений ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27.07.2004 № 79-ФЗ. Правила об очередных и дополнительных отпусках, утв. постановлением НКТ СССР от 30.04.1930 № 169, не подлежат применению к правоотношениям сторон. По мнению ответчика, положения п. 28 Правил распространяются только на работников, не использовавших своего права на отпуск, которые до момента увольнения по сокращению штата проработали у данного работодателя в течение первого года работы всего от 5,5 до 11 месяцев.
Выслушав объяснения сторон и изучив материалы дела, суд находит заявленные требования подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Как установлено в ходе судебного разбирательства, *** истец была принята в Управление на должность государственной гражданской службы - главный специалист отдела делопроизводства, что подтверждается записями в трудовой книжке истицы, личной карточкой и не оспаривалось ответчиком.
*** истец уволена с гражданской службы в связи с отказом от предложенной для замещения иной должности гражданской службы в связи с сокращением должностей гражданской службы, в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 33 ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», что подтверждается приказом об увольнении гражданского служащего (л.д. 6).
В соответствии с указанным приказом истице были начислены компенсация за *** календарных дней недоиспользованного основного оплачиваемого отпуска за период работы с *** по *** и компенсация за *** календарных дней недоиспользованного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет за период работы с *** по ***.
Согласно записке-расчету об исчислении компенсации государственного гражданского служащего при увольнении по сокращению, а также расчетному листку за *** г. истице была начислена компенсация недоиспользованного оплачиваемого отпуска общей продолжительностью *** календарных дней из расчета средней стоимости дня *** в размере 73 689,68 руб.
В соответствии с частью 7 статьи 11 Трудового кодекса Российской Федерации на государственных гражданских служащих и муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной гражданской службе и муниципальной службе.
Аналогичная норма закреплена в статье 73 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», которым устанавливаются правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы Российской Федерации.
В соответствии со ст. 423 ТК РФ изданные до введения в действие данного Кодекса нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и применяемые на территории Российской Федерации постановления Правительства СССР по вопросам, которые в соответствии с данным Кодексом могут регулироваться только федеральными законами, действуют впредь до введения в действие соответствующих федеральных законов.
В соответствии с п. 13 ст. 46 ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27.07.2004 № 79-ФЗ при прекращении или расторжении служебного контракта, освобождении от замещаемой должности гражданской службы и увольнении с гражданской службы гражданскому служащему выплачивается денежная компенсация за все неиспользованные отпуска.
Статья 3 Трудового кодекса РФ запрещает дискриминацию в сфере труда, к которой относит ограничения в трудовых правах и свободах или получении преимуществ в зависимости от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, возраста, места жительства, отношения к религии, политических убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника.
Поскольку положениями Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27.07.2004 № 79-ФЗ не урегулирован порядок расчета компенсации за неиспользованный отпуск, к правоотношениям сторон подлежат применению положения Правил об очередных и дополнительных отпусках, утвержденных НКТ СССР 30.04.1930 № 169 (далее - Правила).
Согласно п. 28 Правил, при увольнении работника, не использовавшего своего права на отпуск, ему выплачивается компенсация за неиспользованный отпуск. При этом увольняемые по каким бы то ни было причинам работники, проработавшие у данного нанимателя не менее 11 месяцев, подлежащих зачету в срок работы, дающей право на отпуск, получают полную компенсацию. Полную компенсацию получают также работники, проработавшие от 5 1/2 до 11 месяцев, если они увольняются, в частности, вследствие: а) ликвидации предприятия или учреждения или отдельных частей его, сокращения штатов или работ, а также реорганизации или временной приостановки работ. Во всех остальных случаях работники получают пропорциональную компенсацию. Таким образом пропорциональную компенсацию получают работники, проработавшие от 5 1/2 до 11 месяцев, если они увольняются по каким-либо другим причинам, кроме указанных выше (в том числе по собственному желанию), а также все работники, проработавшие менее 5 1/2 месяцев, независимо от причин увольнения.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что у истицы возникло право на компенсацию отпуска продолжительностью *** календарных дней, а не *** календарных дней, поскольку истицей до увольнения в связи с сокращением должностей гражданской службы было отработано более 5,5 месяцев.
Доводы представителя ответчика о применении положений п. 28 Правил исключительно к лицам, проработавшим у данного работодателя в течение первого года работы всего от 5,5 до 11 месяцев, судом отклоняются как основанные на ошибочном толковании данного нормативного акта.
Расчет компенсации неиспользованных дней отпуска в количестве *** календарных дней в сумме 39 679,06 рублей судом проверен, ответчиком не оспорен, в связи с чем в пользу истца подлежит взысканию указанная компенсация в сумме 34 520,06 рублей (39 679,06 руб. - 13% НДФЛ).
Требования истицы в части компенсации морального вреда судом признаются обоснованными, и с учетом степени и характера нравственных страданий истицы, обусловленных негативными эмоциями в связи с неисполнением ответчиком обязанности по своевременной выплате в полном объеме сумм, причитающихся работнику при увольнении, необходимостью обращаться за защитой нарушенного права в судебном порядке, суд определяет разумным и справедливым размер компенсации морального вреда в сумме 1 000 руб.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
взыскать с Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Мурманской области в пользу Бертс М.Д. компенсацию неиспользованных дней отпуска в сумме 34 520 руб. 06 коп. и компенсацию морального вреда в сумме 1 000 руб., а всего взыскать 35 520 (тридцать пять тысяч пятьсот двадцать) рублей 06 копеек.
В остальной части исковые требования оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Первомайский районный суд города Мурманска в течение 10 дней со дня составления мотивированного решения.
Судебные постановления могут быть обжалованы в суд надзорной инстанции в течение шести месяцев со дня их вступления в законную силу при условии, что указанными лицами были исчерпаны иные установленные ГПК РФ способы обжалования судебного постановления до дня его вступления в законную силу.
Судья подпись Н.А. Науменко