об устранении нарушений природоохранного законодательства



Дело № 2-1529/11

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

19 мая 2011 года г. Мурманск

Первомайский районный суд города Мурманска

в составе: председательствующего судьи Андреевой И.С.,

при секретаре Лихачевой А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Мурманской межрайонной природоохранной прокуратуры Мурманской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к ОАО «***» об устранении нарушений природоохранного законодательства,

У С Т А Н О В И Л:

Мурманский межрайонный природоохранный прокурор в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к ОАО «***» (далее - Ответчик) об устранении нарушений природоохранного законодательства. В обоснование требований указал, что в ходе проведенной проверки установлены нарушения ответчиком требований действующего законодательства в области охраны окружающей среды, допускаемые ОАО «***», которая осуществляет деятельность по изготовлению *** металлов и сплавов и иные виды деятельности, перечисленные в уставе Общества. Предпринимательскую деятельность Ответчик осуществляет по адресу: Адрес***. В процессе осуществления хозяйственной деятельности образуются 25 видов отходов производства и потребления I-V класса опасности. На опасные отходы должен быть составлен паспорт. Паспорт опасных отходов составляется на основании данных о составе и свойствах опасных отходов, оценки их опасности. Порядок проведения паспортизации опасных отходов определен постановлением Правительства РФ от 26.10.2000 № 818. Проверка показала, что в нарушении вышеуказанных требований федерального законодательства ОАО «***» паспортов на следующие виды опасных отходов не имеет: *** класс: фильтры ***, отходы лакокрасочных средств, тара ***, пыль ***; *** класс: металлургические шлаки ***, *** минеральные отходы, отходы (мусор) ***. Таким образом, ОАО «***» осуществляет деятельность с нарушениями требований законодательства об отходах производства и потребления, что может повлечь за собой нарушение конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.

В данном случае обращение прокурора в суд обусловлено необходимостью защиты конституционного права каждого на благоприятную окружающую среду, обеспечения экологической безопасности, а также защиты правовых основ государственной политики, исходя из которой ценность сохранения природы и окружающей среды должны определяться таким образом, чтобы при решении социально-экономических задач обеспечивался баланс интересов субъектов хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на окружающую среду, и интересов человека и общества в целом и гарантировались соблюдение и защита экологических прав граждан. Просит суд обязать ОАО «***» в срок до *** оформить паспорта на образующиеся опасные отходы.

Представитель Истца Титаренко П.В. в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме, дал пояснения аналогичные описательной части.

Представитель Ответчика ОАО «***» Станкевич Т.И. в судебном заседании с исковыми требованиями согласился в полном объеме, о чем представил заявление, не возражает против удовлетворения заявленных требований. Заявление Ответчика приобщено к материалам дела.

Представитель третьего лица Управление Росприроднадзора по Мурманской области Менгалев Е.М. в судебном заседании полностью поддержал требования Мурманского межрайонного природоохранного прокурора, представил письменный отзыв, просил суд исковые требования удовлетворить.

В соответствии с требованиями ч. 3 ст. 173 ГПК РФ при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд, в соответствии с требованиями ст. 173 ГПК РФ принимает признание Ответчиком иска об устранении нарушений природоохранного законодательства.

Последствия признания иска и принятия его судом представителю Ответчика ОАО «***» разъяснены и ему понятны, о чем указано в протоколе судебного заседания и в представленном им заявлении.

Статьей 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» определено, что хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться, кроме прочего, на основе принципов соблюдение прав человека на благоприятную окружающую среду, а также презумпции экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности.

В соответствии с частью 2 ст. 16 Федерального закона РФ от 10.01.2002 № 7-ФЗ к видам негативного воздействия на окружающую среду относятся, в числе прочих, размещение отходов производства и потребления.

В силу статьи 14 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются опасные отходы, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами.

На опасные отходы должен быть составлен паспорт. Паспорт опасных отходов составляется на основании данных о составе и свойствах опасных отходов, оценки их опасности.

Порядок проведения паспортизации опасных отходов определен постановлением Правительства РФ от 26.10.2000 г. № 818.

Как установлено в судебном заседании, в ходе проверки соблюдения природоохранного законодательства Мурманской межрайонной природоохранной прокуратурой выявлены многочисленные нарушения требований действующего законодательства в области охраны окружающей среды ОАО «***». В ходе проведенной проверки установлены нарушения ответчиком требований действующего законодательства в области охраны окружающей среды, допускаемые ОАО «***», которая осуществляет деятельность по изготовлению *** металлов и сплавов и иные виды деятельности, перечисленные в уставе Общества. В процессе осуществления хозяйственной деятельности образуются 25 видов отходов производства и потребления I-V класса опасности. На опасные отходы должен быть составлен паспорт. Паспорт опасных отходов составляется на основании данных о составе и свойствах опасных отходов, оценки их опасности. Порядок проведения паспортизации опасных отходов определен постановлением Правительства РФ от 26.10.2000 № 818. Проверка показала, что в нарушении вышеуказанных требований федерального законодательства ОАО «***» паспортов на следующие виды опасных отходов не имеет: *** класс: фильтры ***, отходы лакокрасочных средств, тара ***, пыль ***; *** класс: металлургические шлаки ***, *** минеральные отходы, отходы (мусор) ***. Все вышеуказанные сведения, подтверждаются актом проверки соблюдения требований природоохранного законодательства от ***, договором о предоставлении земельного участка в пользование на условиях аренды №*** от ***, актом приема-передачи земельного участка от ***, проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение ОАО «***».

В соответствии со ст.45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Таким образом, суд считает, что нарушение Ответчиком ОАО «***» природоохранного законодательства действительно создает опасность причинения вреда окружающей среде и здоровью населения, что приводит к нарушению прав неопределенного круга лиц - жителей г. Мурманска и Мурманской области на защиту их жизни и здоровья, благоприятную окружающую среду, гарантированных статьями Конституции Российской Федерации.

Принимая во внимание изложенные выше обстоятельств, суд считает возможным принять признание представителем Ответчика исковых требований, так как это не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц, в связи с чем, суд полагает, что требования Мурманской межрайонной природоохранной прокуратуры Мурманской области подлежат удовлетворению в полном объеме.

Учитывая, что Истец при подаче искового заявления в соответствии со ст. 333.36 НК РФ освобожден от уплаты государственной пошлины, ее в силу п. 1 ст. 103 ГПК РФ необходимо взыскать с Ответчика.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194, 197-199 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Мурманской межрайонной природоохранной прокуроры в защиту интересов неопределенного круга лиц к ОАО «***» об устранении нарушений природоохранного законодательства - удовлетворить.

Обязать ОАО «***» в срок до *** оформить паспорта на образующиеся опасные отходы.

Взыскать с ОАО «***» государственную пошлину в доход государства в сумме 200 (двести) рублей.

Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Первомайский районный суд г.Мурманска в течение 10-ти дней.

Судебные постановления могут быть обжалованы в суд надзорной инстанции в течение шести месяцев со дня их вступления в законную силу при условии, что были исчерпаны иные установленные ГПК РФ способы обжалования судебного постановления до дня его вступления в законную силу.

Судья И.С.Андреева