об устранении нарушений природоохранного законодательства



Дело № 2-1184/11

Мотивированное решение составлено 20 мая 2011 года.

З А О Ч Н О Е Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

17 мая 2011 года

Первомайский районный суд города Мурманска в составе:

председательствующего судьи Науменко Н.А.

при секретаре Скакун Ю.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Первомайского административного округа г. Мурманска в защиту неопределенного круга лиц к ООО «***» об устранении нарушений природоохранного законодательства,

у с т а н о в и л:

Прокурор Первомайского административного округа г. Мурманска (далее - прокурор) в соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ в защиту прав неопределенного круга лиц обратился с требованиями о возложении на ООО «***» (далее - Общество) обязанности по устранению в срок до *** нарушений требований природоохранного законодательства а именно: провести инвентаризацию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников; разработать проект нормативов предельно допустимых выбросов вредных веществ в атмосферу; произвести инвентаризацию отходов производства и потребления, разработать и утвердить паспорта на опасные отходы.

В обоснование заявленных требований указано, что в ходе проведения проверки деятельности Общества по адресу: Адрес***, установлено, что у Общества образуются отходы производства и потребления: *** лампы, *** трубки отработанные, пищевые отходы ***, мусор ***, исключая крупногабаритный. Кроме того, в ходе проверки установлено, что Общество имеет стационарные источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух.

Определением от *** принят отказ истца от иска в части требования о возложении на Общество обязанности разработать проект нормативов предельно допустимых выбросов вредных веществ в атмосферный воздух.

Помощник прокурора Почкина О.А. в судебном заседании требования поддержала по изложенным в иске основаниям.

Ответчик уведомлен о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, представителя не направил. В предыдущем судебном заседании представитель ответчика Казимова Т.И. возражений по иску не представила, указав, что Общество обратилось в лабораторию для производства замеров выбросов относительно выявленных нарушений.

Представитель третьего лица Комитета промышленности, развития экологии и природопользования Мурманской области Сеник Е.В. в судебном заседании исковые требования полагала обоснованными.

Выслушав объяснения помощника прокурора и представителя 3-го лица, изучив материалы дела, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Как установлено в ходе судебного разбирательства и видно из материалов дела, *** проведена проверка деятельности ответчика на предмет соблюдения природоохранного законодательства, в ходе которой установлено, что Общество производит выброс загрязняющих веществ в атмосферу из стационарных источников - система вентиляции помещения цеха приготовления пищевой продукции (кухня), при этом, проект нормативов предельно допустимых выбросов вредных веществ в атмосферу не разработан. Кроме того, выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух осуществляется в отсутствие соответствующего разрешения.

В ходе проверки также установлено, что в процессе осуществления хозяйственной деятельности Общества образуются отходы производства и потребления: *** лампы, *** трубки, отработанные, пищевые отходы ***, мусор ***, исключая крупногабаритный (л.д. 6).

Статьей 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды» определено, что хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться, кроме прочего, на основе принципов соблюдение прав человека на благоприятную окружающую среду, а также презумпции экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности.

В соответствии с п. 2 ст. 16 Федерального закона «Об охране окружающей среды» к видам негативного воздействия на окружающую среду относятся, в числе прочих, выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ.

В силу п. 4 ст. 23 ФЗ «Об охране окружающей среды» выбросы и сбросы химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов в окружающую среду в пределах установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, лимитов на выбросы и сбросы допускаются на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.

Согласно п. 1 ст. 14 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.

Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха.

Согласно ст. 22 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» юридические лица, имеющие источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него, проводят инвентаризацию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на атмосферный воздух и их источников.

Пунктом 8 постановления Правительства Российской Федерации от 02.03.2000 № 183 «О нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него» предусмотрено, что разработка предельно допустимых и временно согласованных выбросов обеспечивается юридическим лицом, имеющим стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух на основе данных инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.

Согласно ст. 30 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» юридические лица, имеющие стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обязаны в том числе: обеспечивать проведение инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и разработку предельно допустимых выбросов и предельно допустимых нормативов вредного физического воздействия на атмосферный воздух.

Кроме того, в соответствии с частью 2 ст. 16 Федерального закона РФ от 10.01.2002 № 7-ФЗ к видам негативного воздействия на окружающую среду относится также и размещение отходов производства и потребления.

В силу ст. 14 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производстваи потребления» индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются опасные отходы, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами.

На опасные отходы должен быть составлен паспорт. Паспорт опасных отходов составляется на основании данных о составе и свойствах опасных отходов, оценки их опасности.

Порядок проведения паспортизации опасных отходов определен постановлением Правительства РФ от 26.10.2000 № 818.

Учитывая, что выявленные прокуратурой в ходе проверки ответчика нарушения нашли достаточное подтверждение в ходе судебного разбирательства, ответчиком не оспорены, исковые требования прокурора в защиту неопределенного круга лиц об обязании устранить нарушения требований природоохранного законодательства в деятельности ООО «***» подлежат удовлетворению.

В соответствии со ст. 103 ГПК РФ с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина, в сумме 200 рублей, с учетом обращения прокурора в защиту неопределенного круга лиц.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198, 235 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования прокурора Первомайского административного округа г. Мурманска в защиту неопределенного круга лиц удовлетворить.

Обязать общество с ограниченной ответственностью «***» в срок до ***:

- провести инвентаризацию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников;

- провести инвентаризацию отходов производства и потребления;

- разработать и утвердить паспорта на опасные отходы.

Взыскать с ООО «***» государственную пошлину в доход государства в сумме 200 (двести) рублей.

Разъяснить ответчику право в течение 7 дней с момента получения копии решения направить в суд, принявший решение, заявление о пересмотре заочного решения. Заявление об отмене заочного решения должно содержать обстоятельства, свидетельствующие об уважительности причин неявки ответчика в судебное заседание, о которых он не имел возможности своевременно сообщить суду и доказательства, подтверждающие эти обстоятельства, а также обстоятельства и доказательства, которые могут повлиять на содержание решения.

Заочное решение может быть обжаловано сторонами в кассационном порядке в Мурманский областной суд через Первомайский районный суд г. Мурманска в течение 10 дней со дня вынесения определения об отказе в удовлетворении этого заявления.

Разъяснить, что решение суда может быть обжаловано в суд надзорной инстанции в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу при условии, что были исчерпаны иные, установленные ГПК РФ способы обжалования судебного решения до дня его вступления в законную силу. В случае, если лица, участвующие в деле, не воспользуются своим правом на кассационное обжалование решения суда, они не вправе в дальнейшем обращаться с жалобой в порядке надзора в вышестоящий суд.

Судья подпись Н.А. Науменко