об устранении нарушений санитарно-эпидемиологических требований



Дело № 2-1097/11

Мотивированное решение составлено 30 мая 2011 года.

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

24 мая 2011 года

Первомайский районный суд города Мурманска в составе:

председательствующего судьи Науменко Н.А.

при секретаре Скакун Ю.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Первомайского административного округа г. Мурманска к МУЗ «***» г. Мурманска об устранении нарушений санитарно-эпидемиологических требований,

у с т а н о в и л:

Прокурор Первомайского административного округа г. Мурманска (далее - прокурор) в соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ в защиту прав неопределенного круга лиц обратился с требованиями о возложении на МУЗ «***» (далее - Поликлиника) обязанности по устранению в срок до *** нарушений санитарно-эпидемиологических требований, а именно: обустроить контейнерную площадку в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность», утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 18.05.2010 № 58; обеспечить наличие контейнеров с крышками для сбора медицинских отходов класса А.

В обоснование заявленных требований указано, что в ходе проведения проверки соблюдения требований природоохранного законодательства в части обращения с медицинскими отходами установлено, что в результате осуществления Поликлиникой уставной деятельности образуются медицинские отходы классов А, Б, Г. Расположенные Адрес*** два контейнера для сбора отходов класса «А» не оборудованы герметичными плотно закрывающимися крышками, контейнерная площадка не имеет ограждения и навеса.

В ходе судебного разбирательства истцом уточнены исковые требования, просит возложить на ответчика обязанность в срок до *** обустроить контейнерную площадку в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность», утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 18.05.2010 № 58, а именно: оборудовать контейнерную площадку для отходов ***; размеры площадки должны превышать площадь основания контейнеров на 1,5 м во все стороны. Обеспечить наличие контейнеров с крышками для сбора медицинских отходов класса «А» в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.7.728-99 «Правила сбора, хранения и удаления отходов лечебно-профилактических учреждений».

Помощник прокурора Почкина О.А. в судебном заседании заявленные требования в полном объеме подержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представители ответчика Телибаева Н.С. и Акимова С.В. в судебном заседании возражали против заявленных требований, указав, что Поликлиникой была направлена заявка на финансирование предписываемых к выполнению мероприятий, которая решением Постоянной комиссии по бюджетному и финансовому регулированию Совета депутатов г. Мурманска включена в перечень приоритетных мероприятий. При выяснении у организаций, осуществляющих вывоз отходов, возможности оформления договорных отношений, установлено отсутствие подъездных путей для вывоза контейнеров специальной техникой. Кроме того, представители ответчика возражали против заявленного истцом срока выполнения рассматриваемых мероприятий.

Третьи лица Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Мурманской области и Комитет имущественных отношений г. Мурманска о времени и месте рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом. Третье лицо Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Мурманской области заявило о рассмотрении дела в отсутствии своего представителя, исковые требования поддержали.

Третье лицо Комитет по здравоохранению и социальной поддержке администрации г. Мурманска о времени и месте рассмотрения дела уведомлено надлежащим образом, представителя не направило. Согласно представленным возражениям, финансирование рассматриваемых мероприятий будет возможно в случае поступления дополнительных доходов в бюджет города, экономии по отдельным статьям, в случае отсутствия указанных источников, предусмотреть финансирование мероприятий будет возможно только при составлении бюджета на *** год. Кроме того, срок выполнения заявленных мероприятий также обусловлен необходимостью проведения запроса котировок и заключением муниципального контракта, а выполнение земляных работ, отнесенных к сезонным, возможно с *** по ***, в связи с чем просят рассмотреть срок исполнения исковых требований до ***.

Выслушав представителей сторон и изучив материалы дела, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно статье 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ, хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться, кроме прочего, на основе принципов соблюдение прав человека на благоприятную окружающую среду, а также презумпции экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности.

В соответствии с частью 2 ст. 16 вышеназванного Закона к видам негативного воздействия на окружающую среду относится, в том числе, размещение отходов производства и потребления.

В силу ст. 11 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 № 89-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека.

Согласно ст. 11 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, осуществлять производственный контроль, за соблюдением санитарных правил и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции, иметь в наличии официально изданные санитарные правила и др.

В соответствии со ст. 39 названного Федерального закона на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные и введенные в действие федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, соблюдение которых является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 22.01.1999 № 2 введены в действие санитарно-эпидемиологические правила и нормы СанПиН 2.1.7.728-99 «Правила сбора, хранения и удаления отходов лечебно- профилактических учреждений».

Согласно п. 1.2 ст. 1 вышеназванных Правил, последние предназначены для всех лечебно-профилактических учреждений (ЛПУ), организаций, занимающихся сбором, хранением, транспортированием отходов здравоохранения, а также проектированием и эксплуатацией установок переработки, обезвреживания и полигонов захоронения твердых отходов.

Согласно п.п. 7.6, 7.7 СанПиН 2.1.7.728-99 используемые (меж)корпусные контейнеры должны обладать герметичными плотно закрывающимися крышками. Конструкция контейнеров должна быть полностью герметична и влагонепроницаема, не допускать возможность контакта посторонних лиц с их содержимым, недоступна животным.

В соответствии с п. 2.17 главы 1 СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно- эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность», утвержденным постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 18.05.2010 № 58, на территории хозяйственной зоны ЛПУ на расстоянии не менее 25 м от окон размещают контейнерную площадку для отходов ***. Размеры площадки должны превышать площадь основания контейнеров на 1,5 м во все стороны. Контейнерная площадка должна быть защищена от постороннего доступа, иметь ограждение и навес.

Как установлено в ходе судебного разбирательства и подтверждается материалами дела, ответчик на основании лицензии осуществляет *** деятельность в здании, принадлежащем ему на праве оперативного управления, расположенном по адресу: Адрес***, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права (л.д. 10).

В соответствии с п. 3.1 Инструкции по организации обращения с медицинскими отходами в МУЗ «***» г. Мурманска к медицинским отходам класса «А» относятся отходы, не имеющие контакта с биологическими жидкостями: мебель, инвентарь, пищевые отходы, смёт, неисправное медицинское оборудование, оборудование, не содержащее токсических элементов (л.д. 28).

*** в отношении ответчика прокуратурой Первомайского административного округа г. Мурманска была проведена проверка соблюдения требований природоохранного законодательства, в ходе которой выявлено отсутствие (меж)корпусных контейнеров с герметичными плотно закрывающимися крышками, влагонепроницаемых, не допускающих возможность контакта посторонних лиц с их содержимым, недоступна животным. Кроме того, установлено, что контейнерная площадка не имеет твердого покрытия, не защищена от постороннего доступа, не имеет ограждения и навеса, размеры контейнерной площадки не отвечают требованиям, предусмотренным п. 2.17 главы 1 СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность». Указанные нарушения зафиксированы в акте (л.д. 7).

С учетом приведенных выше обстоятельств, суд приходит к выводу, что ответчиком не соблюдены требования природоохранного законодательства в части обращения с медицинскими отходами, в связи с чем исковые требования прокурора в защиту неопределенного круга лиц подлежат удовлетворению.

Разрешая вопрос о сроке выполнения возлагаемых на ответчика обязанностей, суд принимает во внимание финансирование ответчика из бюджета муниципального образования, отсутствие финансирования в рамках бюджета на *** год и включение затрат на выполнение рассматриваемых мероприятий в перечень приоритетных мероприятий, а также необходимость организации выполнения работ путем проведения запроса котировок в соответствии с требованиями ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнении работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» от 21.27.2005 № 94-ФЗ.

С учетом изложенного, а также руководствуясь принципом исполнимости судебного постановления, суд полагает возможным определить срок выполнения возлагаемых на ответчика мероприятий до ***

Доводы представителей ответчика о невозможности обслуживания специализированными организациями контейнеров, соответствующих требованиям СанПиН 2.1.7.728-99, ввиду отсутствия подъездных путей, судом во внимание не принимаются, поскольку объективно не подтверждены.

В соответствии со ст. 103 ГПК РФ с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в сумме 200 руб., поскольку иск носит неимущественный характер и предъявлен в защиту неопределенного круга лиц.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования прокурора Первомайского административного округа г. Мурманска в защиту неопределенного круга лиц удовлетворить.

Обязать МУЗ «***» г. Мурманска в срок до ***:

- оборудовать контейнерную площадку для отходов ***, размерами, превышающими площадь основания контейнеров на 1,5 метров во все стороны;

- обеспечить наличие контейнеров с герметичными плотно закрывающимися крышками для сбора медицинских отходов класса А.

Взыскать с МУЗ «***» г. Мурманска государственную пошлину в доход государства в сумме 200 (двести) рублей.

Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Первомайский районный суд города Мурманска в течение 10 дней со дня составления мотивированного решения.

Судебные постановления могут быть обжалованы в суд надзорной инстанции в течение шести месяцев со дня их вступления в законную силу при условии, что указанными лицами были исчерпаны иные установленные ГПК РФ способы обжалования судебного постановления до дня его вступления в законную силу.

Судья подпись Н.А. Науменко