об устранении нарушений требований законодательства об охране атмосферного воздуха



Дело № 2-1702/11

Мотивированное решение составлено 01 июня 2011 года

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

30 мая 2011 года

Первомайский районный суд города Мурманска в составе:

председательствующего судьи Науменко Н.А.

при секретаре Белых А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Мурманского межрайонного природоохранного прокурора в защиту неопределенного круга лиц к ООО «***» об устранении нарушений требований законодательства об охране атмосферного воздуха,

у с т а н о в и л:

Мурманский межрайонный природоохранный прокурор (далее - прокурор) в соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ в защиту прав неопределенного круга лиц обратился с требованиями о возложении на ООО «***» (далее - Общество) обязанности по устранению в срок до *** нарушений требований законодательства об охране атмосферного воздуха, а именно: провести инвентаризацию источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, разработать проект предельно допустимых выбросов в атмосферный воздух и получить соответствующее разрешение на выбросы вредных веществ в атмосферный воздух.

В обоснование заявленных требований указано, что в ходе проведения проверки соблюдения требований природоохранного законодательства установлено, что ООО «***» на основании договора аренды эксплуатирует Адрес***, в которых имеются *** сварочные посты, окрасочный участок. На сварочном участке на *** сварочных постах производятся газо-электросварочные работы с применением *** смеси. Помещение окрасочного участка оборудовано приточно-вытяжной вентиляцией без использования фильтрующих устройств. Кроме того, ООО «***» на основании договора подряда по техническому обслуживанию и санитарному содержанию городской свалки *** отходов от ***, заключенного с ММАУ «***», обслуживает свалку твердых бытовых отходов, расположенную по адресу: Адрес***. В нарушение требований законодательства об охране атмосферного воздуха ответчиком инвентаризация источников вредных выбросов в атмосферный воздух не произведена. В отсутствие проекта нормативов предельно допустимых выбросов вредных веществ в атмосферу, Общество эксплуатирует стационарные источники выбросов в атмосферный воздух, передвижные источники - автотранспорт. Кроме того, выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух осуществляется в отсутствие соответствующего разрешения.

Помощник прокурора Почкин М.М. в судебном заседании требования поддержал в полном объеме по изложенным в иске основаниям.

Представитель ответчика по доверенности Курбатова Т.В. в судебном заседании с исковыми требованиями не согласилась, пояснила, что на момент проверки, а именно ***, между ООО «***» и ООО «***» был заключен договор на проведение инвентаризации источников загрязнения атмосферы, разработку проекта ПДВ на ***-*** г.г., а также получение разрешения на выбросы вредных веществ в атмосферный воздух. Договор на настоящий момент не исполнен, поскольку срок исполнения указанного договора *** месяца.

Представитель третьего лица Управления Росприроднадзора по Мурманской области Менгалев Е.М. в судебном заседании исковые требования поддержал, указав, что на момент рассмотрения дела выявленные при проведении проверки прокуратурой нарушения ответчиком не устранены.

Выслушав объяснения представителей сторон и представителя третьего лица, изучив материалы дела, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 10.01.2001 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться, кроме прочего, на основе принципов соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду, а также презумпции экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности.

К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся, в числе прочих, выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ (ст. 3 Федерального закона № 7-ФЗ).

Пунктом 4 ст. 23 Федерального закона "Об охране окружающей среды" установлено, что выбросы и сбросы химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов в окружающую среду в пределах установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, лимитов на выбросы и сбросы допускаются на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.

Статьей 1 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» определено, что под вредным (загрязняющим) веществом понимается химическое или биологическое вещество либо смесь таких веществ, которые содержатся в атмосферном воздухе и которые в определенных концентрациях оказывают вредное воздействие на здоровье человека и окружающую среду, а под предельно допустимым уровнем физического воздействия на атмосферный воздух - норматив физического воздействия на атмосферный воздух, который отражает предельно допустимый максимальный уровень физического воздействия на атмосферный воздух, при котором отсутствует вредное воздействие на здоровье человека и окружающую среду.

Выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации (п. 1 ст. 14 Федерального закона N 96-ФЗ).

Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха.

Согласно ст. 22 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" юридические лица, имеющие источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него, проводят инвентаризацию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на атмосферный воздух и их источников.

Пунктом 8 постановления Правительства Российской Федерации от 02.03.2000 N 183 "О нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него" предусмотрено, что разработка предельно допустимых и временно согласованных выбросов обеспечивается юридическим лицом, имеющим стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух на основе данных инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.

В силу ст. 30 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" юридические лица, имеющие стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обязаны в том числе: обеспечивать проведение инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и разработку предельно допустимых выбросов и предельно допустимых нормативов вредного физического воздействия на атмосферный воздух.

Как установлено в ходе судебного разбирательства и видно из материалов дела, *** между ответчиком и ММАУ «***» заключен договор подряда по техническому обслуживанию и санитарному содержанию городской свалки *** отходов, согласно которому ответчик взял на себя обязательства по обслуживанию свалки *** отходов, расположенной по адресу: Адрес***.

Постановлением №*** Росприроднадзора по Мурманской области *** ООО «***» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.1 КоАП РФ, за несоблюдение экологических требований при осуществлении градостроительной деятельности и эксплуатации предприятий, сооружений и иных объектов, и ему назначено наказание в виде штрафа в сумме 20 000 рублей.

Как следует из договора №*** возмездного оказания услуг, заключенного между ответчиком и ООО «***», последнее приняло на себя обязательство по проведению инвентаризации источников загрязнения атмосферы, разработке «Проекта предельно допустимых выбросов» на ***-*** годы, согласованию в Управлении Росприроднадзора, а также получении разрешения на выбросы вредных веществ в атмосферный воздух. Срок исполнения указанного договора - не менее *** рабочих дней.

На момент рассмотрения заявленных требований условия договора не исполнены, что ответчиком не оспаривается, в связи с чем суд приходит к выводу, что ответчиком до настоящего времени не соблюдены требования законодательства в части инвентаризации источников вредных выбросов в атмосферный воздух, а также осуществления выброса вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в отсутствие соответствующего разрешения, в связи с чем исковые требования прокурора в защиту неопределенного круга лиц о возложении на ответчика обязанности провести инвентаризацию источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, разработать проект предельно допустимых выбросов в атмосферный воздух и получить соответствующее разрешение на выбросы вредных веществ в атмосферный воздух в срок до *** подлежат удовлетворению.

В соответствии со ст. 103 ГПК РФ с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в сумме 200 руб., поскольку иск носит неимущественный характер и предъявлен в защиту неопределенного круга лиц.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Мурманского межрайонного природоохранного прокурора в защиту неопределенного круга лиц удовлетворить.

Обязать ООО «***» в срок до *** провести инвентаризацию источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, разработать проект предельно допустимых выбросов в атмосферный воздух и получить соответствующее разрешение на выбросы вредных веществ в атмосферный воздух.

Взыскать с ООО «***» государственную пошлину в доход государства в сумме 200 (двести) рублей.

Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Первомайский районный суд города Мурманска в течение 10 дней со дня составления мотивированного решения.

Судебные постановления могут быть обжалованы в суд надзорной инстанции в течение шести месяцев со дня их вступления в законную силу при условии, что указанными лицами были исчерпаны иные установленные ГПК РФ способы обжалования судебного постановления до дня его вступления в законную силу.

Судья подпись Н.А. Науменко