о защите прав потребителя



Дело № 2-2150/11

Решение в окончательной форме изготовлено 27 июля 2011 года

     Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

город Мурманск                                                       22 июля 2011 года

Первомайский районный суд города Мурманска в составе председательствующего судьи Никитиной Т.Ф.,

при секретаре Мелковской А.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Носова В.Е. к ОАО «***» о защите прав потребителя,

             У С Т А Н О В И Л:

Носов В.Е. обратился в суд с иском к ОАО «***» (далее - Общество) с требованиями о возложении на ответчика обязанности указывать в платежных документах за оказанные коммунальные услуги информацию, в форме и объеме, установленную п. 38 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, в том числе: информацию о том, кто является фактическим исполнителем услуги; адрес (место нахождения) исполнителя коммунальной услуги; номера контактных телефонов, номера факсов, адрес сайта в информационно-телекоммуникационной сети общего пользования исполнителя коммунальной услуги; правильное наименование коммунальной услуги; единицы измерения объемов (количества) потребленных коммунальных ресурсов и значения тарифов (цен) на коммунальную услугу; информацию об основаниях произведенного перерасчета размера платы за коммунальную услугу.

В обоснование данного требования истец указал об отсутствии в представляемых ему для оплаты документах информации об исполнителе оказываемых услуг, отсутствии или искажении наименования услуг, внесении платы за коммунальные услуги не управляющей организации, а иным хозяйствующим субъектам, с которыми у истца отсутствуют правоотношения, что нарушает права истца как потребителя на получение необходимой и достоверной информации об исполнителе услуги и о самой услуге, право на получение коммунальной услуги надлежащего качества и в соответствии с порядком ее предоставления, право на своевременное получение в установленном законом порядке информации об изменении размера платы, осуществления перерасчета и об основании таких изменений.

Кроме того, в связи с нарушением ответчиком его прав, просит взыскать компенсацию морального вреда в сумме 5 000 рублей.

Истец Носов В.Е. в судебном заседании поддержал заявленные требования, по основаниям, изложенным в заявлении, заявил ходатайство о взыскании расходов на оплату услуг представителя в сумме 10 000 рублей.

Представитель истца Бойков В.М. в судебном заседании заявленные требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в иске.

Представитель ответчика Мухаев А.Н. в судебном заседании выразил несогласие ответчика с заявленными требованиями, поддержав изложенные в отзыве доводы, из которых следует, что квитанции на оплату жилищно-коммунальных услуг (далее - ЖКУ), поступающие в адрес истца, содержат всю необходимую информацию, кроме того, информация об исполнителе услуги и другие сведения, предусмотренные Правилами, доводятся до потребителей путем размещения объявления на стендах в офисе ответчика, а также на официальном интернет-сайте ОАО «***». Отсутствие в платежных документах не всех сведений, предусмотренных п. 38 Правил, не привело к нарушению прав истца на получение необходимой и достоверной информации об услугах, не является существенным нарушением прав истца, поскольку из содержания квитанции можно сделать однозначный вывод о том, какая коммунальная услуга подлежит оплате.

Выслушав истца и представителей сторон, изучив материалы дела, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Отношения сторон регулируются Законом Российской Федерации «О защите прав потребителей» (далее - Закон о защите прав потребителей»), в соответствии с которым потребителем признается гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

В силу п. 1 ст. 10 Закона о защите прав потребителей исполнитель обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию об услугах, обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации.

В соответствии с ч. 2 ст. 155 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, представленных не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом.

Согласно ч. 7 ст. 155 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации.

В соответствии с пунктом 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительствам Российской Федерации от 23.05.2006 № 307 ((в ред. от 06.05.2011 № 354) под коммунальными услугами понимается деятельность исполнителя коммунальных услуг по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, газоснабжению и отоплению, обеспечивающая комфортные условия проживания граждан в жилых помещениях.

К исполнителям коммунальных услуг, согласно вышеприведенной норме, относятся юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. Исполнителем может быть, в частности, управляющая организация.

В силу п.п. «б, г» п. 51 Правил потребитель имеет право получать от исполнителя сведения о состоянии расчетов по оплате коммунальных услуг (лично или через своего представителя); получать от исполнителя информацию об объемах и качестве коммунальных услуг, условиях их предоставления, изменении размера платы за коммунальные услуги и порядке их оплаты.

В соответствии с п. 38 Правил в платежном документе указываются, в частности: наименование исполнителя (с указанием наименования юридического лица или фамилии, имени и отчества индивидуального предпринимателя), номер его банковского счета и банковские реквизиты, адрес (место нахождения), номера контактных телефонов, номера факсов и (при наличии) адреса электронной почты, адрес сайта в информационно-телекоммуникационной сети общего пользования; указание на оплачиваемый месяц, наименование оплачиваемых коммунальных услуг, значения тарифов (цен) на коммунальные услуги, социальной нормы потребления, если такая норма установлена, единицы измерения объемов (количества) коммунальных ресурсов или отведенных сточных вод; сведения об изменениях размера платы за коммунальные услуги с указанием оснований.

Как установлено в ходе судебного разбирательства и подтверждается материалами дела, истец является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: Адрес*** /л.д. 20/.

Ссылки представителя ответчика на то, что на момент подачи иска в суд истцом не было зарегистрировано в Управлении Росреестра право собственности на указанное жилое помещение, не имеют правового значения к предмету спора, так как истец является в соответствии с Законом о защите прав потребителей и Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, потребителем оказываемых ему коммунальных услуг.

Согласно протоколу общего собрания собственников дома №*** по Адрес*** от ***, ответчик выбран в качестве управляющей организации, осуществляющей управление данным домом /л.д. 11-19/.

Из представленных истцом квитанций усматривается, что лишь в одной из них /л.д.7/ имеется указание наименование ответчика, а в остальных указаны в качестве получателей ООО «***», ГОУП «***», ОАО «***» и ОАО «***» /л.д. 8-10/.

Адрес исполнителя коммунальной услуги ОАО «***» и номера контактных телефонов имеется лишь в одной из представленный квитанций, где получателем указано ООО «***» /л.д. 7/, в квитанции за *** указано наименование коммунальной услуги «***», в квитанции за *** указано наименование коммунальной услуги «***», что не соответствует наименованию услуг, предусмотренному пунктами 3 и 6 Правил, кроме того, отсутствуют единицы измерения объемов (количества) потребленных коммунальных ресурсов и значения тарифов (цен) /л.д. 8-10/.

В квитанциях за ***, *** с указанием получателей ООО «***» и ГОУП «***» /л.д.7,8/ имеются указания о перерасчете и переплате, однако основания изменения размера платы не приведены.

С учетом вышеприведенных обстоятельств, суд находит доказанным факт предъявления истцу для оплаты платежных документов, содержание которых не соответствует требованиям Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, что влечет нарушение прав истца на получение необходимой и достоверной информации об услугах, обеспечивающей возможность их правильного выбора (ст. 10 Закона о защите прав потребителей).

Доводы ответчика о возможности получения отсутствующей в платежных документах информации о коммунальных услугах при обращении в офис ответчика, а также на официальном интернет-сайте ОАО «***», судом во внимание не принимаются, поскольку размещение информации о деятельности управляющих компаний и оказываемых ими коммунальных услугах на информационных стендах и в сети Интернет не освобождает ответчика от соблюдения нормативных требований, установленных к содержанию платежных документов.

Указание представителя ответчика на прекращение с *** действия Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, является ошибочным и основано на неправильном толковании закона.

С учетом изложенного, суд находит требования истца о возложении на ответчика обязанности представлять истцу для оплаты платежные документы за оказанные коммунальные услуги, содержащие информацию об исполнителе услуги и о самой услуге в соответствии с п. 38 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам обоснованными и подлежащими удовлетворению.

В соответствии со ст. 15 Закона о защите прав потребителей моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины.

Объективных и убедительных доказательств невозможности предъявления истцу платежных документов, содержание которых соответствует требованиям законодательства, ответчиком не представлено, а судом не добыто, в связи с чем, суд признает обоснованными требования истца о взыскании компенсации морального вреда.

С учетом характера нравственных страданий истца, обусловленных негативными эмоциями в связи с нарушением его прав потребителя, суд определяет разумным размер компенсации морального вреда в сумме 1 000 руб.

В соответствии с требованиями ст. 100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по её письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.

Согласно договору поручения на ведение дел в суде и талону квитанции, истцом оплачено за оказание представительских услуг ИП *** 10 000 руб. /л.д.77-79/.

Представитель истца составлял исковое заявление, представлял доказательства, принимал участие в судебных заседаниях.

Учитывая продолжительность рассмотрения дела и его степень сложности, непредставление ответчиком доказательств чрезмерности размера заявленной компенсации относительно аналогичных услуг, предоставляемых иными организациями и индивидуальными предпринимателями, суд определяет разумным размер компенсации в сумме 10 000 руб.

В силу ст. 103 ГПК РФ с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина, исчисленная с учетом двух заявленных истцом требований неимущественного характера (о возложении обязанности и взыскании компенсации морального вреда) в сумме 400 рублей.

На основании изложенного и руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд

                    Р Е Ш И Л:

Обязать ОАО «***» *** предоставлять Носову В.Е. платежные документы об оплате коммунальных услуг в соответствии с требованиями, установленными пунктом 38 Правил предоставлении я коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 №307 (в ред. от 06.05.2011 № 354), с указанием следующих сведений:

- наименование исполнителя коммунальных услуг, адрес (место нахождения), номера контактных телефонов, номера факсов, адрес сайта в информационно-телекоммуникационной сети общего пользования;

- наименование оплачиваемых коммунальных услуг, единицы измерения объектов (количества) коммунальных ресурсов, значения тарифов (цен) на коммунальные услуги;

- сведения об изменениях размера платы за коммунальные услуги с указанием оснований.

Взыскать с ОАО «***» в пользу Носова В.Е. компенсацию морального вреда в сумме 1000 рублей и судебные расходы по оплате услуг представителя в размере 10 000 рублей, а всего взыскать 11 000 рублей.

Взыскать с ОАО «***» в доход государства государственную пошлину в размере 400 рублей.

Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Первомайский районный суд города Мурманска в течение 10 дней с момента изготовления решения в окончательной форме.

Решение может быть обжаловано в суд надзорной инстанции в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу при условии, что заинтересованными лицами были исчерпаны иные способы обжалования решения до дня его вступления в законную силу.

Председательствующий судья               подпись                   Т.Ф.Никитина