Дело № 2-2276/11 Решение в окончательной форме изготовлено 27 августа 2011 года Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ город Мурманск 10 августа 2011 года Первомайский районный суд города Мурманска в составе председательствующего судьи Никитиной Т.Ф., при секретаре Мелковской А.М., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску инспекции Федеральной налоговой службы России по городу Мурманску к Сторожеву Ф.А. о взыскании недоимки по налогу на имущество и пени, У С Т А Н О В И Л: Инспекция Федеральной налоговой службы России по городу Мурманску обратилась в суд с иском к Сторожеву Ф.А. о взыскании задолженности по налогу на имущество и пени, указав в обоснование иска, что по сведениям УФРС по Мурманской области и ГУПТИ МО, ответчик является собственником квартиры, расположенной по Адрес***, в связи с чем, является плательщиком налога на имущество физических лиц. Инспекций был исчислен налог на имущество физических лиц за 2009 год с учетом доплаты налога за 2008 год, сумма налога на имущество составляет 436 рублей 12 копеек. В связи с неуплатой налога в установленный законом срок Инспекцией в соответствии со ст. 75 Налогового кодекса РФ начислены пени за несвоевременную уплату налога за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, которые составили 32 рубля 39 копеек. В адрес ответчика Инспекцией было направлено требование об уплате налога и пени в срок, указанный в требовании, сумма налога и пени в бюджет не поступили. Просит взыскать с ответчика сумму налога на имущество в размере 436 рублей 12 копеек и пени за несвоевременную уплату налога в размере 32 рубля 39 копеек, а всего 468 рублей 51 копейку. Представитель истца Бедаш Н.С. в судебном заседании настаивала на удовлетворении заявленных требований. Приводила доводы об обоснованности произведенного Инспекцией расчета налога на имущество физических лиц. Ответчик Сторожев Ф.А. в судебное заседание не явился, извещался о времени и месте рассмотрения дела через своего представителя, действующего в его интересах на основании доверенности. Ходатайств об отложении дела или рассмотрении дела в его отсутствие не представил. Представитель ответчика Сторожева Г.Ф. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом. Ранее, в судебном заседании представитель ответчика возражала против удовлетворения заявленных инспекцией требований. Приводила доводы о том, что налог на имущество за 2008-2009 годы исчислен Инспекцией неправомерно. Инспекцией необоснованно при расчете налога на имущество физических лиц в качестве налогооблагаемой базы принята инвентаризационная стоимость всей квартиры, а не инвентаризационная стоимость соразмерно доле квартиры, принадлежащей Сторожеву Ф.А. Приводила доводы о том, что действующим законодательством в налогооблагаемый период 2008 - 2009 г.г. не определен был такой объект налогообложения как доля в жилом помещении. Также указала, что налоговое уведомление и требование об уплате налога она не получала. В связи с чем, просит в удовлетворении исковых требований Инспекции отказать, решить вопрос о повороте исполнения решения суда и взыскать судебные расходы, понесенные ею в связи с рассмотрением данного дела. Принимая во внимание, что ответчик и его представитель о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, заявлений о рассмотрении дела в свое отсутствие или об отложении рассмотрения дела, а также сведений об уважительности причин неявки или доказательств в суд не поступало, суд считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие. Выслушав пояснения представителя истца, исследовав материалы дела, суд считает иск подлежащим удовлетворению. Как установлено статьей 57 Конституции Российской Федерации, статьей 23 Налогового Кодекса Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. В соответствии со ст. 1 Закона РФ от 09.12.1991 №2003-1 (ред. от 05.04.2009) «О налогах на имущество физических лиц», плательщиками налогов на имущество физических лиц признаются физические лица - собственники имущества, признаваемого объектом налогообложения. Если имущество, признаваемое объектом налогообложения, находится в общей совместной собственности нескольких физических лиц, они несут равную ответственность по исполнению налогового обязательства. При этом плательщиком налога может быть одно из этих лиц, определяемое по соглашению между ними. В силу ст. 2 указанного Закона объектами налогообложения по налогу на имущество физических лиц в 2008 году признавались следующие виды имущества: жилой дом, квартира, дача, гараж и иные строения, помещения и сооружения. С 01 января 2009 года объектом налогообложения является также доля в праве общей собственности на вышеуказанное имущество (в ред. ФЗ от 28.11.2009 №283-ФЗ). Судом установлено, что Сторожев Ф.А. и Сторожева Г.Ф. являются собственниками в праве общей совместной собственности на квартиру, расположенную по Адрес***. Согласно п. 1 ст. 3 Закона РФ «О налогах на имущество физических лиц» № 2003-1, ставки налога на строения, помещения и сооружения устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости. Представительные органы местного самоуправления могут определять дифференциацию ставок в установленных пределах в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости, типа использования и по иным критериям. Решением Совета депутатов города Мурманска от 08.11.2007 №42-501 установлены ставки налога на имущество физических лиц в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости и вида использования. В соответствии с данным Решением на жилые помещения, с инвентаризационной стоимостью до 500.000 рублей установлена налоговая ставка 0,1%, от 500.000 рублей до 700.000 рублей, а также свыше 700.000 рублей установлена ставка 0,3%. В соответствии с п. 1 ст. 5 Закона РФ «О налогах на имущество физических лиц» исчисление налога производится налоговым органом. Налог на строения, помещения, сооружения исчисляется на основании данных об инвентаризационной стоимости. Постановлением Правительства Мурманской области от 19.01.2007г. № 15-ПП (в ред. от 07.12.2009) установлен коэффициент пересчета инвентаризационной стоимости строений, помещений и сооружений, принадлежащих гражданам на праве собственности, определенной по состоянию на 1 января 1995 года: - на 2008 год - в размере 20 к инвентаризационной стоимости на 01.01.1995; - на 2009 год - в размере 33,74 к инвентаризационной стоимости на 01.01.1995. Согласно сведениям ГУПТИ Мурманской области, инвентаризационная стоимость объекта налогообложения, расположенного в Адрес***, в 2008 - 2009 г.г. с учетом коэффициента перерасчета инвентаризационной стоимости 20, составляла 447 304 руб. Согласно сведениям ГУПТИ Мурманской области, ответчик является сособственником квартиры, расположенной по Адрес***, /л.д.15/, в связи с чем, является плательщиком налога на имущество физических лиц. В силу действующего в указанный период времени Закона «О налогах на имущество физических лиц» определено, что физические лица несут равную ответственность по исполнению налогового обязательства, если имущество находится в общей совместной собственности нескольких физических лиц. При этом плательщиком налога может быть одно из этих лиц, определяемое по соглашению между ними. В соответствии со ст.56 Гражданского процессуального кодекса РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которых основывает свои требования и возражения. Стороной ответчика не представлено суду доказательств, что между собственниками вышеуказанного жилого помещения достигнуто соглашение об уплате налога на имущество одним из собственников и, что данное соглашение было направлено в налоговый орган. В соответствии с п. 11 ст. 5 Закона РФ «О налогах на имущество физических лиц» перерасчет суммы налога в отношении лиц, которые обязаны уплачивать налог на основании налогового уведомления, допускается не более чем за три года, предшествующих календарному году направления налогового уведомления в связи с перерасчетом суммы налога. Инспекцией произведен перерасчет налога на имущество физических лиц за 2008 год, в связи с изменением коэффициента перерасчета инвентаризационной стоимости имущества в размере 20 и составляет 212 руб. 47 коп. Общая сумма налога на имущество физических лиц, подлежащая уплате, составляет 436 рублей 12 копеек. В статье 53 Налогового кодекса РФ определено понятие налоговой базы - это стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения. Положения Закона №2003-1 устанавливают для исчисления суммы налога конкретную стоимостную характеристику облагаемого имущества в виде его инвентаризационной стоимости, рассчитываемую органами технической инвентаризации. Следовательно, такой элемент налога, как налоговая база, в данном Законе также определен. То обстоятельство, что названный элемент налогообложения не обособлен от порядка исчисления налога на имущество физических лиц, само по себе не дает оснований для выводов об отсутствии его определения в Законе, что следует из правовой позиции, изложенной в определении Конституционного Суда РФ от 24.11.2005 г. № 493-О. Поскольку в Законе №2003-1 понятие объекта налогообложения определено именно как объект недвижимости (в данном случае - квартира), доли в праве собственности в качестве объекта налогообложения Законом не предусмотрены, в связи с чем в качестве стоимостного показателя, установленного для расчета налоговой базы по налогу на имущество физических лиц, определена инвентаризационная стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения. В связи с этим ставки налога на имущество физических лиц устанавливаются применительно к инвентаризационной стоимости объектов налогообложения, указанных в статье 2 Закона, то есть всего объекта недвижимости, а не его доли. Письмом от 21.04.2008 № 03-05-04-01/19 в адрес ФНС России Министерство финансов РФ разъяснило порядок исчисления налога на имущество физических лиц в отношении имущества, находящегося в общей долевой собственности и (или) общей совместной собственности, изложив вышеуказанный порядок расчета налога. Согласно постановлению Правительства РФ от 30.06.2004 № 329 «О Министерстве финансов Российской Федерации» федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере налоговой деятельности, является Министерство финансов Российской Федерации. Таким образом, указанное письмо принято Министерством финансов РФ в пределах своей компетенции. То обстоятельство, что указанное письмо не является нормативно-правовым актом, подлежащим обязательному применению, не может являться основанием к выводам об ином порядке исчисления налога, поскольку данный порядок следует непосредственно из Закона №2003-1, положений Налогового кодекса РФ. Вышеизложенный порядок расчета налога на имущество принцип равенства налогообложения не нарушает. В соответствии с позицией Конституционного Суда РФ, изложенной в определении от 13.03.2008 № 5-П, в налогообложении равенство понимается прежде всего как равномерность, нейтральность и справедливость налогообложения. Это означает, что одинаковые экономические результаты деятельности налогоплательщиков должны влечь одинаковое налоговое бремя и что принцип равенства налогового бремени нарушается в тех случаях, когда определенная категория налогоплательщиков попадает в иные по сравнению с другими налогоплательщиками условия, хотя между ними нет существенных различий, которые оправдывали бы неравное правовое регулирование. Налогоплательщики - особенно если это плательщики налога на доходы физических лиц - при одинаковой платежеспособности должны нести равное бремя налогообложения. Механизм расчета, примененный налоговым органом, соответствует принципу равенства и требованиям законодательства. Доводы представителя ответчика о незаконности перерасчета налоговым органом уплаченного налога на имущество за 2008 год также являются необоснованными, учитывая, что в силу п. 11 ст. 5 Закона № 2003-1 допускается пересмотр неправильно произведенного налогообложения не более, чем за три предыдущих года. В соответствии с п. 9 ст. 5 Закона РФ «О налогах на имущество физических лиц», уплата налога производится владельцами равными долями в два срока - не позднее 15 сентября и 15 ноября. В адрес ответчика направлено налоговое уведомление на уплату налога на имущество физических лиц, однако в добровольном порядке уплата налога ответчиком произведена не была /л.д.6-8/. В соответствии с ч. 2 ст. 57, ст. 75 НК РФ за просрочку платежа, Инспекцией начислены пени, которые составили 32 руб. 39 коп. Требование об уплате налога и пени было направлено ответчику ***, но до настоящего времени не исполнено /л.д.9-12/. Доводы представителя ответчика о том, что она не получала налоговое уведомление и требование об уплате налога, суд не принимает во внимание, поскольку в соответствии с п.8 ст.5 Федерального Закона РФ №2003-1 от 09.12.1991г. «О налогах на имущество физических лиц» истцом в адрес Сторожева Ф.А., по месту его регистрации *** было направлено налоговое уведомление №*** об уплате налога на имущество и *** - требование об уплате налога №***, что подтверждается копиями почтовых реестров /л.д.7-8, 11-12/. Со стороны ответчика заявлений о неполучении налогового уведомления и требования об уплате налога не поступало, а представитель ответчика действует в его интересах по доверенности с ***. Следовательно, суду не представлено доказательств, что Сторожева Г.Ф. в оспариваемый период действовала в интересах своего сына и не получала почтовую корреспонденцию из ИФНС России по городу Мурманску как представитель ответчика. При таких обстоятельствах, требования истца о взыскании с ответчика налога на имущество в сумме за 2009 год с учетом доплаты за 2008 год в сумме 436 рублей 12 копеек и пени в размере 32 руб. 39 коп., обоснованны и подлежат удовлетворению. В соответствии с ч.1 ст.103 Гражданского процессуального кодекса РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в федеральный бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В связи с фактическим перечислением Сторожевым Ф.А. суммы налога в размере 436 рублей 12 копеек, пени в размере 32 руб. 39 коп. и госпошлины в размере 400 руб., взыскание вышеуказанных сумм не производить. В силу ст.98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса. Учитывая, что суд пришел к выводу об удовлетворении требований истца, заявление представителя ответчика о повороте исполнения решения суда и взыскании судебные расходы, в силу положений ст.98 ГПК РФ удовлетворению не подлежат. На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Взыскать cо Сторожева Ф.А. в доход соответствующего бюджета налог на имущество физических лиц за 2009 год с учетом доплаты за 2008 год в сумме 436 рублей 12 копеек и пени в размере 32 руб. 39 коп., а всего взыскать 468 руб. 51 коп. Взыскать cо Сторожева Ф.А. в доход государства государственную пошлину в сумме 400 руб. Взыскание вышеуказанных сумм не производить в связи с фактическим перечислением Сторожевым Ф.А. данных сумм. Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Первомайский районный суд города Мурманска в течение 10 дней с момента изготовления решения в окончательной форме. Решение может быть обжаловано в суд надзорной инстанции в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу при условии, что заинтересованными лицами были исчерпаны иные способы обжалования решения до дня его вступления в законную силу. Председательствующий судья подпись Т.Ф. Никитина