о назначении досрочной трудовой пенсии по старости



Дело № 2-3060/11 Мотивированное решение изготовлено 03.10.2011 г.

                                                        Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    27 сентября 2011 года                                                город Мурманск

Первомайский районный суд г. Мурманска в составе:

председательствующего судьи Канцеровой Т.В.

при секретаре Руденко Ю.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Волковской И.В. к ГУ УПФ РФ в Первомайском административном округе г. Мурманска о назначении досрочной трудовой пенсии по старости,

                                                 У С Т А Н О В И Л:

Истец Волковская И.В. обратилась в суд с иском к ГУ УПФ РФ в Первомайском административном округе г. Мурманска о назначении досрочной трудовой пенсии по старости. В обоснование заявленных требований указала, что *** обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости на основании п.п. 20 п. 1 ст. 27 Закона РФ №173-ФЗ от 17.12.2001 г. «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Решением комиссии от *** ей было отказано в досрочном назначении трудовой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемого стажа на соответствующих видах работ. Так, при подсчете стажа ответчиком были исключены периоды обучения на курсах повышения квалификации с отрывом от производства с *** по ***, с *** по ***, с *** по ***, с *** по ***, с *** по ***. Поскольку в указанные периоды за ней сохранялось место работы и выплачивалась заработная плата, а также производились отчисления страховых взносов в Пенсионный фонд, полагает, что данные периоды исключены из стажа, дающего право на досрочное назначение пенсии по старости, незаконно. Кроме того, ей не был включен в стаж в льготном исчислении один год за один год и шесть месяцев период работы с *** по *** в должности фельдшера - лаборанта отделения анестезиологии реанимации ***, поскольку Перечнем структурных подразделений учреждений здравоохранения, работа в которых засчитывается стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения государственных и муниципальных учреждениях, указанная должность не предусмотрена. В то же время ответчиком не учтено, что Постановлением Совета Министров РСФСР 06.09.1991 № 464 «Об утверждении списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья дает право на пенсию за выслугу лет» предусмотрено, что среднему медицинскому персоналу отделений (групп) анестезиологии-реанимации один год работы в этих должностях и подразделениях засчитывается за один год и шесть месяцев. Просит включить в специальный стаж периоды обучения на курсах повышения квалификации с *** по ***, с *** по ***, с *** по ***, с *** по ***, с *** по ***, период работы с *** по *** в должности фельдшера-лаборанта отделения анестезиологии-реанимации засчитать в специальный стаж в льготном исчислении один год за один год и шесть месяцев, обязать ответчика назначить выплату пенсии со дня обращения за ней.

В судебном заседании истец Волковская И.В. поддержала заявленные исковые требования в полном объеме, дала пояснения, аналогичные обстоятельствам, изложенным в иске. Дополнительно пояснила, что лаборатория, где она работала фельдшером-лаборантом ОРИТ (отделения реанимации - интенсивной терапии), находилась непосредственно в отделении реанимации, она работала с пациентами, находящимися в реанимации, подчинялась вышестоящим должностным лицам отделения реанимации - интенсивной терапии.

Представитель третьего лица - *** - Машерова Е.С. исковые требования поддержала.

Представители ответчика Сергеева А.А. и Ешкутов Д.Н. с иском не согласились, полагают отказ пенсионного фонда в назначении истцу досрочной трудовой пенсии по старости законным и обоснованным. Указывают, что специалисты Пенсионного фонда не могут расширительно толковать документы, которыми руководствуются в своей деятельности, уточняющая стаж работы справка, выданная истцу работодателем, расходится с первичными документами, Волковская И.В. работала не в отделении анестезиологии-реанимации, а во вспомогательном подразделении «лаборатория». Кроме того, обращают внимание суда, что в спорный период с *** по *** входит также период отпуска по уходу за ребенком, который не может быть исчислен в льготном порядке 1 год за 1 год и 6 месяцев, поскольку не приравнен к работе.

Выслушав стороны, свидетелей ФИО1, ФИО2 и ФИО3, изучив материалы дела, материалы гражданского дела №*** по иску ФИО1 к ГУ УПФ РФ в Первомайском округе г. Мурманска о досрочном назначении трудовой пенсии по старости, материалы пенсионного дела Волковской И.В., суд полагает возможным удовлетворить заявленные исковые требования в полном объеме.

Так, из материалов дела усматривается, что истец Волковская И.В. *** обратилась к ответчику с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии по старости на основании п.п. 20 п. 1 ст. 27 Закона РФ №173-ФЗ от 17.12.2001 г. «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Решением комиссии от *** в назначении досрочной трудовой пенсии по старости ей было отказано в связи с отсутствием требуемого тридцатилетнего стажа на соответствующих видах работ.

В частности из стажа исключены периоды нахождения на курсах повышения квалификации с *** по ***, с *** по ***, с *** по ***, с *** по ***, с *** по ***.

По состоянию на *** специальный стаж составляет 23 года 08 месяцев 17 дней.

Кроме того период работы с *** по ***в должности фельдшера-лаборанта отделения анестезиологии-реанимации засчитан в специальный стаж без учета льготного исчисления 1 год за 1 год 6 месяцев, так как Перечнем структурных подразделений учреждений здравоохранения, работа в которых засчитывается стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях, указанная должность не предусмотрена.

В соответствии с п.п. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, следующим лицам:

лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

Документально подтвержденный стаж истца, необходимый для досрочного назначения трудовой пенсии по старости на основании п.п. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» составляет 23 года 08 мес. 17 дн. Таким образом, для приобретения права на досрочное назначение пенсии Волковской И.В. требуется специальный стаж в размере 06 лет 03 мес. 13 дней.

В соответствии п.п. «б» п. 5 с Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с п.п. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» периоды работы в должностях и учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы в календарном порядке, за исключением следующих случаев применения льготного порядка исчисления стажа указанной работы: лицам, работавшим в структурных подразделениях учреждений здравоохранения в должностях по перечню согласно приложению (далее именуется - перечень), год работы засчитывается в указанный стаж работы как год и 6 месяцев. В таком же порядке в стаж работы засчитываются периоды работы в соответствующих должностях в отделениях (группах, палатах, выездных бригадах скорой медицинской помощи), перечисленных в пунктах 1-3 перечня в организациях (структурных подразделениях), указанных в пункте 6 настоящих Правил.

Записью в трудовой книжке Волковской И.В. подтверждается, что в период с *** по *** она работала *** фельдшером-лаборантом в отделении анестезиологии-реанимации стационара.

Указанное обстоятельство подтверждается также и справкой от *** №***, выданной МУЗ «***», подтверждающей общий и специальный трудовой стаж для досрочного назначения пенсии.

Согласно находящимся в материалах дела штатным расписаниям МУЗ «***» за ***, ***, ***, ***, *** г.г. в данном лечебном учреждении имеется отделение анестезиологии-реанимации и вспомогательное лечебно-диагностическое подразделение «Лаборатория», где поименована должность истца «фельдшер-лаборант, в т.ч. ОРИТ».

Из личной карточки истца усматривается, что она назначена на должность фельдшера-лаборанта ОАР (отделение анестезиологии-реанимации). Тоже самое следует и из карточки-справки №***.

Согласно Приказу Министра здравоохранения СССР от 27.07.1970 г. № 501 разработано Положение о лаборантах со средним образованием отделения анестезиологии-реанимации. Данным положением предусмотрено, что в своей работе лаборант со средним образованием руководствуется положением о соответствующей лечебно-профилактическом учреждении, отделении анестезиологии-реанимации, настоящим положением и другими официальными документами, а также указаниями и распоряжениями лаборанта высшим образованием и других вышестоящих должностных лиц.

Из пояснений свидетелей ФИО1 (***), ФИО2 (***) и ФИО3 (***) следует, что деятельность истца в должности фельдшера - лаборанта ОРИТ (отделения реанимации - интенсивной терапии) была непосредственно связана с обеспечением работы отделения анестезиологии-реанимации, она работала с пациентами, которые находились в отделении реанимации, осуществляла круглосуточные дежурства, как и прочие сотрудники отделения анестезиологии-реанимации, так как данная служба оказывает медицинскую помощь в экстренном порядке, рабочее место Волковской И.В. находилось в отделении реанимации, табель рабочего времени на истца составлялся старшей медицинской сестрой отделения реанимации.

В соответствии с п. 2 Постановления Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. № 464 «Об утверждении списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет» установлено, что исчисление сроков выслуги среднему медицинском персоналу отделений (групп) анестезиологии-реанимации, отделении (палат) реанимации и интенсивной терапии - один год работы в этих должностях и подразделениях считать за один год и 6 месяцев.

Таким образом, суд полагает установленным, что фактически истец выполняла свои должностные обязанности в отделении ОРИТ (отделение реанимации - интенсивной терапии), непосредственно обеспечивала работу данного отделения.

То обстоятельство, что согласно сохранившимся штатным расписаниям ее должность поименована в отделении «Лаборатория», не может влиять на конституционное право истца Волковской И.В. на социальное обеспечение по возрасту и ставить ее в неравное положение по сравнению с другими медицинскими работниками, которые занимали должности среднего медицинского персонала в структуре с наименованием «Отделение (группа, палата, выездная бригада скорой медицинской помощи) анестезиологии и реанимации», а также «реанимации и интенсивной терапии».

При таких обстоятельства время работы истца с *** по *** в должности фельдшера - лаборанта подлежит зачету в льготном исчислении как один год за один год и шесть месяцев.

В период с *** по *** и с *** по *** истец Волковская И.В. находилась в отпуске по уходу за ребенком до полутора лет.

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 15 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 25 от 20 декабря 2005 г. "О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии" при разрешении споров, возникших в связи с невключением женщинам в стаж работы по специальности периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком при досрочном назначении пенсии по старости (ст. ст. 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"), следует исходить из того, что если указанный период имел место до 6 октября 1992 г. (времени вступления в силу Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 г. N 3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации", с принятием которого названный период перестал включаться в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условиях), то он подлежит включению в стаж работы по специальности независимо от времени обращения женщины за назначением пенсии и времени возникновения права на досрочное назначение пенсии по старости.

Согласно совместному постановлению Государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам и Секретариата Всесоюзного центрального совета профессиональных союзов от 29 ноября 1989 г. N 375/24-11, время отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет засчитывается также в стаж, дающий право на пенсию на льготных условиях и в льготных размерах. Во всех случаях исчисления общего, непрерывного стажа работы и стажа работы по специальности время частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет учитывается в том же порядке, как работа, в период которой предоставлены указанные отпуска (пункт 7).

Необходимость кратного зачета времени нахождения в отпуске по уходу за ребенком в стаж для назначения пенсии обосновывается тем, что это время полностью по правовым последствиям приравнено законодателем ко времени основной работы женщины, поэтому при кратном зачете времени работы для пенсионных целей и время по уходу за ребенком должно засчитываться льготном исчислении.

Поскольку периоды отпуска по беременности и родам, а также отпуска по уходу за ребенком до полутора лет, имевшего место до ***, включаются в специальный стаж, на указанные периоды распространяются установленные правила исчисления периодов работы.

Таким образом, период нахождения истца Волковской И.В. в отпуске по уходу за ребенком с *** по *** и с *** по *** подлежит зачету в льготном размере как один год за один год и 6 месяцев, как и весь спорный период с *** по ***.

Удовлетворяя иск в части включения в специальный стаж Волковской И.В. периодов нахождения на курсах повышения квалификации суд исходит из того, в силу закона (ст. 187 ТК РФ, п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовых пенсий по старости в соответствии со ст. ст. 27 и 28 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ", утвержденных Постановлением Правительства РФ N 516 от 11.07.2002 г.) в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы, за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд РФ, следовательно, данные период подлежат зачету в стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости.

С учетом льготного исчисления стажа один год за один год и шесть месяцев периода работы Волковской И. В. с *** по *** (за исключением времени нахождения в отпуске по уходу за ребенком, который в стажевом досье учтен в календарном исчислении) согласно стажевому досье на день обращения за назначением пенсии ее стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии составил бы 29 лет 01 месяц и 07 дней, подлежащее включению временя нахождения на курсах повышения квалификации составляет с *** по ***, с *** по ***, с *** по ***, с *** по ***, с *** по *** в общей сложности 6 месяцев и 04 дня, время нахождения в отпуске по уходу за ребенком в льготном исчислении с *** по *** и с *** по *** (1 год 05 мес. 06 дн. Х 1,5) увеличит специальный стаж на 08 месяцев 18 дней, итого специальный стаж истца, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости превысит необходимые 30 лет ***.

Пенсия Волковской И.В. подлежит назначению со дня обращения за ней, т.е. с ***.

В силу ч. 1 ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.

                                                       

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198, ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Волковской И.В. к ГУ Управлению Пенсионного фонда РФ в Первомайском округе г. Мурманска о досрочном назначении трудовой пенсии по старости - удовлетворить.

Обязать ГУ УПФ РФ в Первомайском административном округе г. Мурманска включить Волковской И.В. в стаж работы, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по п.п. 20 п. 1 ст. 27 Закона РФ №173-ФЗ от 17.12.2001 г. «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» периоды нахождения на курсах повышения квалификации с *** по ***, с *** по ***, с *** по ***, с *** по ***, с *** по ***.

Обязать ГУ УПФ РФ в Первомайском округе г. Мурманска периоды работы Волковской И.В. с *** по *** в должности фельдшера-лаборанта отделения анестезиологии-реанимации зачесть в льготном порядке как один год работы за один год и шесть месяцев для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения в порядке п.п. 20 п. 1 ст. 27 ФЗ РФ № 173-ФЗ от 17.12.2001 г. «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Обязать ГУ УПФ РФ в Первомайском округе г. Мурманска назначить Волковской И.В. досрочную трудовую пенсию по старости в соответствии с п.п. 20 п. 1 ст. 27 Закона РФ №173-ФЗ от 17.12.2001 г. «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» со дня обращения за назначением пенсии, т.е. с *** и произвести выплату недополученной суммы пенсии.

Взыскать с ГУ УПФ РФ в Первомайском округе г. Мурманска в пользу Волковской И.В. расходы по уплате государственной пошлины в сумме 200 (двести) руб.

Разъяснить, что решение суда может быть обжаловано в суд надзорной инстанции в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу при условии, что были исчерпаны иные, установленные ГПК РФ способы обжалования судебного решения до дня его вступления в законную силу

В случае, если лица, участвующие в деле, не воспользуются своим правом на кассационное обжалование решения суда, они не вправе в дальнейшем обращаться с жалобой в порядке надзора в вышестоящий суд.

Решение суда может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Первомайский районный суд г. Мурманска в течение 10 дней со дня его изготовления в окончательной форме.

Судья:                                                           Т.В.Канцерова