Дело №2-3188/11 ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ город Мурманск 27 сентября 2011 года Первомайский районный суд города Мурманска в составе председательствующего судьи Никитиной Т.Ф., при секретаре Дворцовой В.Б., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Мурманского транспортного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к ООО «***» и СПК РК «***» об устранении нарушений законодательства, направленных на обеспечение безопасности мореплавания и судоходства, У С Т А Н О В И Л: Мурманский транспортный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Обществу с ограниченной ответственностью «***» и СПК РК «***» об устранении нарушений законодательства, направленных на обеспечение безопасности мореплавания и судоходства. В обоснование заявленных требований указано, что транспортной прокуратурой в *** проведена проверка исполнения законодательства в сфере безопасности мореплавания в морском порту Мурманск. В результате проверки установлено, что на принадлежащем ответчикам на судне *** допускаются нарушения законодательства по стоянке судов в морских портах РФ, а именно отсутствует вахтенная и пожарная служба, не выполняются мероприятия по обеспечению безопасности стоянки и предотвращению загрязнения окружающей среды. Просит обязать ООО «***» и СПК РК «***» устранить выявленные нарушения законодательства, направленного на обеспечение безопасности мореплавания и судоходства, и в срок до *** обеспечить на судне *** вахтенную и пожарную службу; получить разрешение капитана морского порта Мурманск на длительную стоянку судна *** на акватории *** залива, а также разработать и согласовать с капитаном морского порта Мурманск планы мероприятий по обеспечению безопасности данного судна в период длительной стоянки. Представитель истца Упинина М.В., в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме по изложенным в исковом заявлении основаниям. Срок для исполнения допущенных нарушений уточнила, указав, ***. Представитель ответчика ООО «***» в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен. Представитель ответчика СПК РК «***» в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен. Представитель третьего лица ФГУ «***» Смирнова А.В. в судебном заседании поддержала требования истца. Из представленного в суд отзыва следует, что администрацией морского порта Мурманск неоднократно составлялись акты о нарушениях, допущенных ООО «***» и СПК РК «***» в отношении безопасного содержания судна ***. Никаких действий со стороны руководства компаний для устранения нарушений предпринято не было. Представители третьего лица филиала ОАО «***» - Мурманского отделения №*** Морина Э.Б., Егорова А.В. представили письменные пояснения. В судебном заседании полагали, что бездействие конкурсных управляющих ООО «***» и СПК РК «***» может повлечь причинение вреда окружающей среде, нанести ущерб интересам неопределенного круга лиц и интересам ОАО «***», исковые требования поддержали. Суд полагает возможным, в порядке части 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, рассмотреть гражданское дело в отсутствие представителей ответчиков, не явившихся в судебное заседание. Выслушав пояснение сторон, изучив материалы дела, суд считает иск подлежащим удовлетворению. В силу ст. 53 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации (далее - КТМ РФ) каждое судно должно иметь на борту экипаж, члены которого имеют надлежащую квалификацию и состав которого достаточен по численности для: обеспечения безопасности плавания судна, защиты морской среды; выполнения требований к соблюдению рабочего времени на борту судна; недопущения перегрузки членов экипажа судна работой. Согласно той же статьи КТМ РФ свидетельство о минимальном составе экипажа судна, обеспечивающего безопасность, выдается капитаном морского порта, осуществившим регистрацию судна. Согласно гл. XIII Устава службы на судах рыбопромыслового флота Вахта обеспечивает управление судном, его безопасность, живучесть, производственную деятельность и контроль за посещением судна посторонними лицами. Ответственность за организацию вахты возлагается на капитана, а по судовым службам - на начальников служб. При стоянке в порту из состава экипажа назначается пожарная вахта, осуществляющая периодические обходы судна в целях обеспечения его безопасности. Лица пожарной вахты обязаны неотлучно находиться на судне. Судовые вахты разделяются на ходовые и стояночные. При осуществлении контроля в морских портах соответствие состава экипажа судна данным, содержащимся в свидетельстве о минимальном составе экипажа судна, обеспечивающего безопасность, является подтверждением того, что судно укомплектовано экипажем, обеспечивающим безопасность плавания судна. Согласно п. 2.8.1. *** вахтенная служба обязана осуществлять контроль за выполнением предупредительных мероприятий, обеспечивающих живучесть судна. В соответствии с требованиями Гражданского кодекса Российской Федерации на собственнике лежит бремя содержания принадлежащего ему имущества. Как установлено в судебном заседании, рыболовное судно ***, зарегистрированное в Государственном судовом реестре порт Мурманск, принадлежит на праве общей долевой собственности. *** права общей долевой собственности - ООО«***», *** общей долевой собственности - СПК РК «***». Данное судно ошвартовано третьим корпусом у причала №*** Мурманской судоверфи на акватории *** залива. В нарушение ст. 52, 53 КТМ РФ, Приказа Росрыболовства от *** №*** «О минимальном составе экипажа судна рыбопромыслового флота Российской Федерации», Устава службы на судах от *** №***, п. 2.8.1. ***, п. 2.13.1., 2.9., 2.1.1. Правил пожарной безопасности на судах от *** №***, гл. XIII п. ***, ***, ***, ***, *** Устава службы на судах рыбопромыслового флота от *** №*** вахтенная и пожарная служба на судне *** отсутствует. Данные факты подтверждаются копиями актов проверки за *** (л.д. 16-36). Согласно п. 119-120, 123 Общих правил плавания и стоянки судов от 20.08.2009 № 140 длительная стоянка судов в морском порту сверх времени, необходимого для осуществления погрузо-разгрузочных операций и/или оказания судну услуг по его обслуживанию (далее - длительная стоянка), осуществляется с разрешения капитана морского порта на длительную стоянку судна в морском порту на основании заявки судовладельца или капитана судна. Суда, находящиеся в морском порту на длительной стоянке, должны иметь планы мероприятий по обеспечению безопасности судна в период длительной стоянки, утвержденные судовладельцем и согласованные с капитаном морского порта. В нарушение п. 119-120, 123 Общих правил плавания и стоянки судов от 20.08.2009 №140 разрешение капитана морского порта Мурманск на длительную стоянку судна *** отсутствует, план мероприятий по обеспечению безопасности данного судна в период длительной стоянки не разработан. Ответственность за соблюдение законодательства Российской Федерации по безопасности мореплавания и стоянки судна *** на акватории *** залива лежит на ООО «***», а также на СПК РК «***». Согласно решению *** суда Мурманской области по делу от *** №*** ООО «***» признано несостоятельным (банкротом), конкурсным управляющим назначен Товмасян В.О.. Согласно решению *** суда Мурманской области по делу от *** №*** СПК РК «***» признано несостоятельным (банкротом). В соответствии с определением от *** №*** конкурсным управляющим СПК РК «***» назначена Казакова Т.С.. В соответствии со ст. 129 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» с даты утверждения конкурсного управляющего до даты прекращения производства по делу о банкротстве, или заключения мирового соглашения, или отстранения конкурсного управляющего он осуществляет полномочия руководителя должника и иных органов управления должника. Конкурсный управляющий обязан принимать меры по обеспечению сохранности имущества должника. Необеспечение конкурсным управляющим ООО «***», конкурсным управляющим СПК РК «***» требований законодательства, направленного на обеспечение безопасности мореплавания и судоходства, может привести к повреждению и гибели судна ***, что повлечет за собой нарушение безопасности мореплавания в *** заливе, загрязнение окружающей среды, что приведет к нарушению прав неопределенного круга лиц - жителей города Мурманска и Мурманской области на защиту их жизни и здоровья, благоприятную окружающую среду, гарантированных ст. 20, 41, 42 Конституции Российской Федерации. При таком положении заявленные транспортным прокурором требования обоснованы и подлежат удовлетворению. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 193-199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Обязать ООО «***», СПК РК «***» в срок до *** обеспечить несение на судне *** вахтенной и пожарной служб, получить разрешение капитана морского порта Мурманск на длительную стоянку судна *** на акватории *** залива, а также разработать и согласовать с капитаном морского порта Мурманск планы мероприятий по обеспечению безопасности данного судна в период длительной стоянки. Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Первомайский районный суд города Мурманска в течение десяти дней. Решение может быть обжаловано в суд надзорной инстанции в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу при условии, что заинтересованными лицами были исчерпаны иные способы обжалования решения до дня его вступления в законную силу. Председательствующий судья подпись Т.Ф. Никитина