о возложенни обязанности по проведению аттестации рабочих мест по условиям труда



Дело №2-3291/11

Решение в окончательной форме изготовлено 31 октября 2011 года

ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

      ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    город Мурманск      26 октября 2011 года

Первомайский районный суд города Мурманска в составе председательствующего судьи Никитиной Т.Ф.,

при секретаре Мелковской А.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Первомайского административного округа города Мурманска, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Обществу с ограниченной ответственностью «***» о возложении обязанности по проведению аттестации рабочих мест по условиям труда,

У С Т А Н О В И Л:

                                                          

Прокурор Первомайского административного округа города Мурманска, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью «***» (далее - ООО «***») о возложении обязанности по проведению аттестации рабочих мест, указав в обоснование, что прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства об охране труда и промышленной безопасности при осуществлении деятельности ответчика. В ходе проверки установлено, ООО «***» осуществляет деятельность с нарушениями требований законодательства, поскольку по состоянию на *** аттестация рабочих мест не проведена. Аттестация рабочих мест проводится с целью выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда, её отсутствие нарушает права работников. Просит обязать ответчика провести аттестацию рабочих мест по условиям труда в срок до ***.

В судебном заседании представитель истца - помощник прокурора округа Азранина А.А. поддержала исковые требования по изложенным в заявлении основаниям, дополнительно пояснила, что при приеме на работу работодатель обязан обеспечить работникам безопасные условиям труда. Ответчик был привлечен к административной ответственности за непроведение аттестации рабочих мест. Данное постановление ответчиком не обжаловано.

Представитель ответчика ООО «***» в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом. В судебном заседании *** представитель ответчика Ильичев А.Н. с исковыми требованиями не согласился, пояснив, что ООО «***» было создано в ***, в *** была проведена аттестация рабочих мест. Следующую аттестацию рабочих мест они должны провести в ***. Полагает, что изменения в законодательстве об аттестации рабочих мест по условиям труда, принятые в ***, на ООО «***» не распространяются.

Из представленного в суд отзыва на иск следует, что рабочие места в организации в том виде, в каком они находятся в настоящее время, созданы в ***, следовательно, ООО «***» обязана провести аттестацию данных рабочих мест до ***, так как действующее на момент организации рабочих мест (***) положение о порядке проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденное Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 14.03.1997 №12, не предусматривало обязательности проведения аттестации вновь создаваемого рабочего места, а на момент принятия действующего Порядка, имеющиеся рабочие места не относились к вновь создаваемым, так как существовали почти год.

Руководствуясь ст.233 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчика в порядке заочного производства.

Выслушав представителя истца, изучив материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению.

Настоящий иск заявлен прокурором в рамках ст.45 ГПК РФ в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

В соответствии с пунктом 3 статьи 37 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены.

В статье 21 Трудового кодекса Российской Федерации закреплено право работника на получение полной достоверной информации об условиях труда и требованиях охраны труда на рабочем месте.

Статья 22 Трудового кодекса Российской Федерации закрепляет основные права и обязанности работодателя, в том числе обязанность обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда.

В соответствии со статьёй 212 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан обеспечить: безопасность работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, осуществлении технологических процессов, а также применяемых в производстве инструментов, сырья и материалов; проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда.

Приказом Минздравсоцразвития РФ от 26.04.2011 №342н утвержден Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда (далее - Порядок).

Пункт 1 указанного Порядка регулирует вопросы деятельности работодателей - юридических и физических лиц (за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) (далее - работодатель), а также на организации, оказывающие услуги по проведению аттестации рабочих мест (далее - аттестующая организация) независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности.

Аттестации рабочих мест по условиям труда подлежат все имеющиеся в организации рабочие места.

В силу пункта 2 аттестация рабочих мест по условиям труда предполагает проведение оценки условий труда на рабочих местах и выявления вредных и (или) опасных производственных факторов.

Согласно п.3 Порядка результаты аттестации рабочих мест по условиям труда, используются в целях:

- разработки и реализации мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда;

- установления работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, сокращенной продолжительности рабочего времени, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, повышенной оплаты труда;

- информирования работников об условиях труда на рабочих местах, о существующем риске повреждения здоровья, о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов и полагающихся работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, компенсациях;

- контроля за состоянием условий труда на рабочих местах;

- оценки профессионального риска;

- обеспечения работников средствами индивидуальной защиты, прошедшими обязательную сертификацию или декларирование соответствия, а также средствами коллективной защиты;

- подготовки статистической отчетности об условиях труда и компенсациях за работу во вредных и (или) опасных условиях труда;

- подтверждения соответствия организации работ по охране труда государственным нормативным требованиям охраны труда;

- подготовки контингентов и поименного списка лиц, подлежащих обязательным предварительным (при поступлении на работу) и периодическим (в течение трудовой деятельности) медицинским осмотрам (обследованиям) работников;

- расчета скидок (надбавок) к страховому тарифу в системе обязательного социального страхования работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

- решения вопроса о связи заболевания с профессией при подозрении на профессиональное заболевание, а также при установлении диагноза профессионального заболевания;

- рассмотрения вопросов и разногласий, связанных с обеспечением безопасных условий труда работников;

- санитарно-бытового и медицинского обеспечения работников в соответствии с требованиями охраны труда;

- обоснования ограничений труда для отдельных категорий работников;

- приведения в соответствие наименований должностей (профессий) с наименованиями, указанными в Общероссийском классификаторе профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов;

- обоснования планирования и финансирования мероприятий по улучшению условий и охраны труда у работодателя, в том числе за счет средств на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

- сбора и обработки информации о состоянии условий и охраны труда у работодателей.

Согласно п.8 Порядка сроки проведения аттестации устанавливаются работодателем исходя из того, что каждое рабочее место должно аттестовываться не реже одного раза в пять лет. Указанный срок отсчитывается от даты завершения проведения предыдущей аттестации. За дату начала проведения очередной аттестации принимается дата издания приказа работодателя об утверждении состава аттестационной комиссии и графика аттестации. Аттестация вновь организованных рабочих мест должна быть начата не позднее чем через 60 рабочих дней после ввода их в эксплуатацию.

Согласно п.45 Порядка, после проведения аттестации работодатель в течение 10 календарных дней с даты издания приказа о завершении аттестации и утверждении отчета об аттестации на бумажном и электронном носителях направляет сводную ведомость результатов аттестации рабочих мест по условиям труда, а также сведения об аттестующей организации в государственную инспекцию труда в субъекте Российской Федерации.

Как установлено в судебном заседании с момента создания ООО «***» в *** и до момента проверки по состоянию на *** аттестация рабочих мест по условиям труда ни разу не проводилась, в связи с чем, суд полагает, что ответчиком нарушаются права работников, предусмотренные ст. 21 ТК РФ.

Основными видами деятельности Общества являются - строительство; оптовая торговля; деятельность в области архитектуры, инженерно-техническое проектирование в промышленности и строительстве…(п. 2.2. Устава).

Согласно штатному расписанию Общества штатная численность работников составляет *** человек.

В соответствии со ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Суду не представлено доказательств, подтверждающих факт проведения аттестации в ***. Кроме того, данные документы также не были представлены ответчиком в ходе проведения прокуратурой Первомайского административного округа города Мурманска проверки исполнения законодательства об охране труда.

Кроме того, постановлением Государственной инспекции труда в Мурманской области №*** от ***, генеральный директор ООО «***» Ильичев А.Н. был привлечен к административной ответственности, предусмотренной ч.1 ст. 5.27 КоАП РФ, в том числе и за нарушение ст.212 ТК РФ, предусматривающей обязанность работодателя обеспечить проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда. Постановление не обжаловано и вступило в законную силу ***.

Доводы о том, что аттестация проводится раз в пять лет, и этот срок еще не истек, основаны на ошибочном толковании норм права и не могут быть приняты судом во внимание.

В соответствии со ст.206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Принимая во внимание необходимость выполнения ряда определенных мероприятий, в целях реального исполнения решения, суд находит указанный прокурором срок выполнения мероприятий разумным и достаточным.

Каких-либо доказательств, которые могли бы служить основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований, суду не представлено.

Учитывая неисполнение ответчиком требований трудового законодательства, что влечет нарушение прав работников ООО «***», суд приходит к выводу, что исковые требования прокурора округа подлежат удовлетворению.

Согласно ст. 103 Гражданского процессуального кодекса РФ с ответчика подлежит взысканию в доход государства государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199, 235-237 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Обязать общество с ограниченной ответственностью «***» провести аттестацию рабочих мест по условиям труда в срок до ***.

Взыскать с общество с ограниченной ответственностью «***» в доход государства госпошлину в размере 200 руб.

Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения в течение семи дней с момента получения копии решения.

Заявление об отмене заочного решения должно содержать обстоятельства, свидетельствующие об уважительности причин неявки ответчика в судебное заседание, о которых он не имел возможности своевременно сообщить суду и доказательства, подтверждающие эти обстоятельства, а также обстоятельства и доказательства, которые могут повлиять на содержание решения суда.

Заочное решение может быть обжаловано сторонами в кассационном порядке в Мурманский областной суд через Первомайский районный суд города Мурманска в течение 10 дней по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, когда такое заявление подано, - в течение десяти дней со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Решение может быть обжаловано в суд надзорной инстанции в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу при условии, что заинтересованными лицами были исчерпаны иные способы обжалования решения до дня его вступления в законную силу.

Председательствующий судья           подпись                     Т.Ф.Никитина